Дело 2-144/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
пос. Октябрьский 12 мая 2017 года
Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Шерягиной С.Н.,
при секретаре Красновой Т.Н.,
с участием ответчика ФИО2,
представителя ответчика - адвоката Гайдукова Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области к ФИО2 о взыскании бюджетных средств,
установил:
министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (далее – истец, Министерство) обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании 1 500 000 рублей в возврат гранта. В обоснование исковых требований истец указал, что в соответствии с Положением о порядке предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 31.07.2012 № 328-пп, и соглашением ... о предоставлении и использовании гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства от 30.10.2014 главе К(Ф)Х ФИО1 был предоставлен грант в размере 1 500 000 рублей платежными поручениями ... и ... от 06.11.2014. В соответствии с пунктом 30 Положения установлено, что получатель гранта в течение пяти лет ежеквартально предоставляет в министерство отчет не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Начиная с четвертого квартала 2014 года отчеты о деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в адрес министерства не поступали. ФИО1 скончался 23 февраля 2015 года. Наследником ФИО1 является супруга ФИО2 Министерство направляло ФИО2 (как к возможному наследнику) уведомления с требованиями о предоставлении необходимых отчетов или возврате суммы гранта. До настоящего времени отчеты, предусмотренные Положением, не предоставлены, сумма гранта в областной бюджет не возращена. С учетом уточнения просят взыскать с ответчика 1 500 000 рублей.
Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области исковые требования поддержало, просило рассмотреть дело без участия представителя.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями Министерства не согласилась, пояснила, что осуществление ФИО1 предпринимательской деятельности неразрывно связано с его личностью, в связи с чем наследованию не подлежит. 30 октября 2014 года ее супруг ФИО1 получил от Министерства грант в размере 1 500 000 руб. на создание и развитие КФХ, часть денежных средств он потратил на цели, указанные в соглашении: начал строительство гусиной фермы, сделал подъезд к ней, огородил и оканавил участок, построил бытовые помещения, ледник, колодец, склад, птичник, площадки для выгула птиц, подключил электричество. ...г.ФИО1 скоропостижно скончался, не успев оформить документы на земельный участок и постройки. После смерти ФИО1 она приняла наследство: жилой дом, в котором они проживали, земельный участок, на котором расположен дом, ружья, денежные вклады, в том числе денежный вклад в банке, на котором находилась неиспользованная сумма гранта в размере 433 059 руб. 44 коп. Указанную сумму она сняла со счета, рассчиталась по долгам ФИО1
Представитель ответчика – адвокат Гайдуков Д.П. с исковыми требованиями не согласился по доводам, изложенным ответчиком ФИО2
Заслушав объяснения ответчика, его представителя, исследовав и оценив приведённые доказательства и доводы, суд приходит к следующему.
По смыслу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Такие средства предоставляются в форме субсидий.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ) определяет субсидию как форму предоставления юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг бюджетных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
Из положений пункта 2 этой же статьи следует, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определён решениями, предусмотренными абзацем первым этого пункта.
Подпунктом «и» пункта 1 статьи 8 Закона Архангельской области от 19.12.2013 N 59-4-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" было предусмотрено предоставление в 2014 году из областного бюджета субсидий на оказание государственной поддержки сельскохозяйственного производства на территории Архангельской области.
Пунктом 9.1 изложенного в приложении № 18 к этому Областному закону Порядка предоставления в 2014 году субсидий на оказание государственной поддержки сельскохозяйственного производства на территории Архангельской области было определено, что субсидии на оказание государственной поддержки сельскохозяйственного производства на территории Архангельской области предоставляются в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013 - 2016 годы (далее - госпрограмма) исполнителям госпрограммы (далее - получатели субсидий) на цели, указанные в госпрограмме.
В силу пункта 9.2 Порядка 2014 года гранты предоставляются в форме субсидий на конкурсной основе. Положение о проведении конкурса на предоставление грантов утверждается постановлением Правительства Архангельской области.
Пунктом 9.3 этого же Порядка было предусмотрено, что субсидии и гранты предоставляются при условии заключения соглашений между министерством агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (далее - министерство агропромышленного комплекса и торговли), органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Архангельской области и получателями субсидий. Условия и порядок предоставления субсидий и грантов устанавливаются постановлением Правительства Архангельской области.
Согласно пункту 9.4 Порядка 2014 года предоставление субсидий и грантов осуществляется министерством агропромышленного комплекса и торговли в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, с доведёнными лимитами бюджетных обязательств и предельными объёмами финансирования.
В соответствии с пунктом 9.5 Порядка 2014 года субсидии и гранты перечисляются платежными документами с лицевого счета министерства агропромышленного комплекса и торговли, открытого в Управлении Федерального казначейства по Архангельской области, на счета получателей субсидий или по согласованию с кредитной организацией и получателями субсидий - группе получателей субсидий, у которых в данной кредитной организации открыты счета.
Получатели субсидий представляют в министерство сельского хозяйства отчетность в сроки, определенные соглашениями, по формам, установленным распоряжением министерства сельского хозяйства. Непредставление или представление получателем субсидии отчетов с нарушением сроков, установленных соглашением, либо представление заведомо недостоверной отчетности влечет приостановку выплаты субсидии получателю субсидии или отказ в выплате субсидии получателю субсидии (п.9.6 Порядка).
Пунктом 9.8 этого же Порядка предусмотрено, что в случае выявления министерством агропромышленного комплекса и торговли нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, а также условий соглашений соответствующий объем субсидий подлежит возврату в областной бюджет в течение 15 дней со дня предъявления министерством агропромышленного комплекса и торговли соответствующего требования. При невозврате бюджетных средств в установленный срок они подлежат взысканию министерством агропромышленного комплекса и торговли в судебном порядке.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 № 166 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров», приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 № 197 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 № 166», пунктом 11 статьи 4 Областного закона от 27.06.2007 № 367-19-ОЗ «О государственной поддержке сельского хозяйства в Архангельской области», государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013 - 2020 годы, утверждённой постановлением Правительства Архангельской области от 09.10.2012 № 436-пп, Правительство Архангельской области постановлением от 31.07.2012 № 328-пп утвердило названное выше Положение № 328-пп, которое устанавливало условия и порядок предоставления начинающим фермерам из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство.
Пунктом 2 Положения № 328-пп было предусмотрено, что главным распорядителем средств областного бюджета, осуществляющим предоставление грантов и единовременной помощи в соответствии с этим Положением, является министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области.
Согласно пункту 3 Положения № 328-пп гранты выделяются на создание и развитие на территории сельских поселений и межселенных территориях Архангельской области крестьянских (фермерских) хозяйств, включая:
приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрацию;
строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, необходимым для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции; подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям электро-, водо-, газо- и теплоснабжения, дорожной инфраструктуре;
приобретение сельскохозяйственных животных;
приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
приобретение семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений;
приобретение удобрений и ядохимикатов.
В соответствии с пунктом 5 Положения № 328-пп максимальный размер гранта составляет 1 500 000 руб.
Пунктом 6 Положения № 328-пп предусмотрено, что правом на получение гранта и (или) единовременной помощи обладает гражданин Российской Федерации (далее – заявитель), подтвердивший документально соответствие следующим условиям:
1) заявитель не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трёх лет в качестве индивидуального предпринимателя и (или) не являлся учредителем (участником) коммерческой организации, за исключением хозяйства, главой которого он является. Заявитель может подать заявку на участие в конкурсе по отбору начинающих фермеров, если период предпринимательской деятельности в совокупности составлял не более 6 месяцев в течение последних трёх лет;
2) заявитель ранее не являлся получателем: гранта на создание и развитие хозяйства; гранта на развитие семейных животноводческих ферм; выплаты на содействие самозанятости безработных граждан, полученной до регистрации хозяйства, главой которого является заявитель; средств финансовой поддержки субсидии или грантов на организацию начального этапа предпринимательской деятельности, полученных до регистрации хозяйства, главой которого является заявитель; единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам. В случае если указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего подпункта единовременные выплаты заявитель получает для создания и развития хозяйства и не допускает финансирования за счёт указанных выплат одних и тех же затрат, то заявитель подает заявку на участие в конкурсе по отбору начинающих фермеров;
3) заявитель является главой хозяйства, деятельность которого на дату подачи заявки не превышает 24 месяцев со дня его регистрации на территории Архангельской области;
4) заявитель имеет среднее специальное или высшее сельскохозяйственное образование или получил дополнительное профессиональное образование по сельскохозяйственной специальности, или имеет трудовой стаж в сельском хозяйстве не менее трёх лет, или осуществляет ведение или совместное ведение личного подсобного хозяйства в течение не менее трёх лет;
5) хозяйство, главой которого является заявитель, подпадает под критерии микропредприятия, установленные Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
6) заявитель имеет план по созданию и развитию хозяйства по направлению деятельности (отрасли), определенной программой, увеличению объёма реализуемой сельскохозяйственной продукции (далее - бизнес-план);
7) заявитель представляет план расходов (далее – план) с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, их количества, цены, источников финансирования (средств гранта, единовременной помощи, собственных и заёмных средств);
8) заявитель обязуется оплачивать за счёт собственных средств не менее 10 процентов стоимости каждого наименования приобретений, указанных в плане;9) заявитель обязуется использовать грант и единовременную помощь в течение 18 месяцев со дня поступления средств на его счёт и использовать имущество, закупаемое за счёт гранта, исключительно на развитие хозяйства;
10) хозяйство планирует создание не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500,0 тыс. руб. гранта;
11) заявитель заключил договоры (предварительные договоры) о реализации сельскохозяйственной продукции на сумму более 30,0 тыс. руб.;
12) заявитель обязуется осуществлять деятельность хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта;
13) заявитель соглашается на передачу и обработку его персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
14) заявитель постоянно проживает или обязуется переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства, главой которого он является, и данное хозяйство является единственным местом трудоустройства заявителя;
15) в хозяйстве отсутствует просроченная задолженность по страховым взносам, пеням, штрафам.
В соответствии с пунктом 7 Положения № 328-пп грант и (или) единовременная помощь предоставляются Министерством на основе конкурсного отбора.
Согласно пунктам 21, 24 Положения № 328-пп конкурсная комиссия, состав которой утверждается распоряжением Министерства, рассматривает каждое заявление и документы к нему отдельно, при явке заявителя проводит с ним собеседование. Итоги заседания конкурсной комиссии оформляются протоколом, утверждённым председателем комиссии или его заместителем.
В соответствии с пунктом 26 Положения № 328-пп на основании протокола конкурсной комиссии Министерство в течение 10 рабочих дней издаёт распоряжение о выделении средств областного бюджета на предоставление гранта и (или) единовременной помощи победителям конкурса и заключает соглашение о предоставлении и использовании гранта.
Пунктом 29 Положения № 328-пп предусмотрено, что Министерство осуществляет учёт получателей гранта и единовременной помощи. Ответственность за недостоверность предоставляемых в Министерство сведений и нецелевое использование средств областного бюджета возлагается на получателей грантов и единовременной помощи.
Согласно пункту 38 Положения № 328-пп Министерством и органами государственного финансового контроля Архангельской области проводятся обязательные проверки соблюдения получателями гранта (единовременной помощи) условий, целевых условий и порядка предоставления гранта (единовременной помощи). Данные проверки проводятся в порядке осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области, установленного постановлением Правительства Архангельской области.
В случае выявления Министерством нарушения условий, целей и порядка предоставления гранта и (или) единовременной помощи их получателями, а также условий соглашений соответствующий объём гранта и (или) единовременной помощи подлежит возврату в областной бюджет в течение 15 дней со дня предъявления Министерством соответствующего требования (пункт 39 Положения № 328-пп).
Как указано в исковом заявлении, не оспаривается ответчиком и подтверждается имеющимися в деле письменными доказательствами, в данном случае по итогам конкурса, проведённого в соответствии с Положением № 328-пп, Министерство заключило с ФИО1 соглашение от 30.10.2014 ... о предоставлении и использовании гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее – соглашение от 30.10.2014).
В соответствии с пунктом 1.1 соглашения от 30.10.2014 Министерство предоставляет ФИО1 денежные средства в виде гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 500 000 руб. на цели:
- приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения 10 000 рублей;
- разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции 10 000 рублей;
- приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрацию 700 000 рублей;
- строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, необходимым для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции 50 000 рублей;
- подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и приобретение сельскохозяйственных сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям - электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре 50 000 рублей;
- приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции 430 000 рублей;
- приобретение семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений 50 000 рублей;
- приобретение сельскохозяйственных животных 200 000 рублей.
В свою очередь глава К(Ф)Х ФИО1 обязался в том числе:
- создать в хозяйстве не менее 8 постоянных рабочих места в течение срока, использования гранта (не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500,0 тыс. рублей гранта);
- использовать грант в течение 12 месяцев со дня поступления средств на расчетный счет, в соответствии с планом расходов и предоставить в министерство заверенные получателем гранта документы, подтверждающие целевое использование гранта в течение 15 дней со дня окончания срока использования гранта;
- представлять в течение пяти лет ежеквартально в министерство отчет не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и необходимые отчеты и материалы в установленные сроки, в соответствии с утвержденными министерством формами;
- осуществлять деятельность К(Ф)Х в течение не менее 5 лет после получения гранта;
- постоянно проживать или переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства, главой которого является и данное хозяйство является единственным местом его трудоустройства;
- не отчуждать имущество, приобретенное за счет средств гранта (имущество не подлежит продаже, дарению, передаче в аренду другим лицам, обмену или взносу в виде пая, вклада или отчуждению иным образом), в течение 10 лет со дня получения гранта;
- в случае установления министерством или органом финансового контроля Архангельской области факта нарушения условий получения и (или) использования гранта глава К(Ф)Х возвращает в доход бюджета Архангельской области и бюджет Российской Федерации неправомерно полученную и (или) использованную сумму гранта в течение 30 дней с момента получения требования о возврате средств гранта (п.2.2 соглашения).
Сумма гранта была переведена на расчетный счет ... дополнительного офиса ......, открытый на имя ИП ФИО3 КФХ ФИО1, что подтверждается платежными поручениями ... и ... от ...г..
...г.ФИО1 умер, что подтверждается свидетельством о смерти I... от ...г., копией записи акта о смерти ... от ...г..
В соответствии с частью 1 статьи 17 Гражданского кодекса РФ правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается с его смертью.
В силу пункта 10 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в случае смерти физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, государственная регистрация такого лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента его смерти.
Согласно выписке из ЕГРИП деятельность ИП главы КФХ ФИО1 прекращена ...г. в связи со смертью последнего.
Также судом установлено, что до настоящего времени обязательства по Соглашению ... от 30.10.2014 года не исполнены, в связи с чем, истец направил в адрес ответчика ФИО2 (как к возможному наследнику) письма от 21 декабря 2015 года ... и от 16 июня 2016 года ... с требованиями о предоставлении необходимых отчетов или возврате суммы гранта, которые в свою очередь оставлены ответчиком без ответа.
Как следует из представленного наследственного дела ..., наследником имущества ФИО1 является его супруга ФИО2, которой выданы свидетельства о праве на наследство по закону на денежные вклады, на ... долю индивидуального жилого дома и земельного участка, на оружья и пистолеты. Дети ФИО1 отказались от наследства в пользу матери ФИО2
Как следует из положений статьи 78 БК РФ, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату, за исключением случаев нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Пунктом 9.8 названного выше Порядка 2014 года, пунктом 39 Положения № 328-пп, а также соглашением от 30.10.2014 предусмотрены последствия выявления Министерством нарушения условий, целей и порядка предоставления гранта их получателями, а также условий соглашений о предоставлении грантов. В этом случае средства гранта подлежат возврату в соответствующий бюджет.
Аналогичные положения предусмотрены действующим в настоящее время Положением о порядке предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство, введённым в действие постановлением Правительства Архангельской области от 07.04.2016 № 111-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Архангельской области от 09.10.2012 № 436-пп».
В обосновании доводов о целевом использовании части гранта ФИО2 предоставила документы, подтверждающие целенаправленное расходование средств гранта умершим ФИО1 за период с ноября 2014 года по февраль 2015 года: договор подряда от 12 ноября 2014 года на выполнение кадастровых работ, изготовлении межевого плана земельного участка для ведения КФХ, заявление на выполнение кадастровых работ, смету, план производственного участка КФХ ФИО1 по выращиванию гусей и производству охлажденной мясной продукции в д. ..., заявление главе МО «Устьянский муниципальный район» о предоставлении земельного участка для строительства гусиной фермы, ответ администрации МО «Устьянский муниципальный район», сметную документацию (рабочий проект) производственной базы по выращиванию гусей в д. ... и платежное поручение по оплате работ по ее составлению, договоры поставки строительных материалов, пиломатериалов, элетроматериалов, аппаратуры, запчастей к различным видам техники, договоры аренды техники с экипажем, договор подряда по строительству колодца на гусиной ферме, договор подряда по строительству гусиной фермы, договор подряда по подключению производственных пристроек и сооружений на гусиной ферме, акты выполненных работ, платежные поручения, счета – фактуры, квитанции, товарные чеки.
Согласно информации Гостехнадзора Устьянского района, ОМВД России по Устьянскому району транспортные средства и иная техника за ФИО1 не зарегистрированы.
Из выписки АО «Россельхозбанка» по счету ... следует, что в период с ноября 2014 года по февраль 2015 года ФИО1 использовал часть гранта, остаток по счету составил 433 059 руб. 44 коп., который 26 октября 2015 года был переведен на основании нотариально заверенной копии свидетельства о смерти ... от ...г..
Судом установлено, что указанная сумма была получена наследником ФИО1 – его супругой ФИО2
По состоянию на ...г. ИП главой КФХ ФИО1 фактически было использовано средств гранта на сумму 1 066 940 руб. 56 коп.
Согласно части 1 статьи 418 Гражданского Кодекса РФ обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника, либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.
Абзацем 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательская деятельность определена как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, осуществление предпринимательской деятельности неразрывно связано с личностью наследодателя.
В соответствии с частью 2 статьи 1112 Гражданского кодекса РФ не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя.
Поскольку статус индивидуального предпринимателя неразрывно связан с личностью гражданина и отнесен к личным неимущественным правам гражданина, они наследованию не подлежат, поскольку обязательство по предоставлению отчетов после получения гранта может быть исполнено только при осуществлении предпринимательской деятельности и при непосредственном личном участии ФИО1, которому выдан целевой грант.
Учитывая, что обязательство, вытекающее из соглашения ... от ...г., неразрывно связано с личностью наследодателя, то оно не может входить в состав наследства.
При таких обстоятельствах сумма использованного ФИО1 гранта в размере 1 066 940 руб. 56 коп. не подлежит взысканию с ФИО2
Поскольку грант был выдан ФИО1 на организацию собственного бизнеса, то дальнейшее использование гранта без его участия невозможно.
В соответствии с п. 2.2 соглашения неиспользованный по целевому назначению грант подлежит возврату в бюджет.
Согласно пункту 1 статьи 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя, наследник отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Доказательства использования ФИО1 при жизни в полном объеме субсидии на предусмотренные соглашением цели суду не были представлены. Доводы ответчика о том, что несмотря на то, что на расчетном счете в банке осталась неизрасходованная сумма, а ФИО1 для строительства гусиной фермы вложил собственные сбережения, не могут послужить основанием для зачета потраченных средств в счет гранта, поскольку по условиям соглашения глава КФХ был обязан за счет собственных оплатить не менее 10 % стоимости затрат.
При таких обстоятельствах, оставшаяся сумма неиспользованного гранта, полученная наследником ФИО2, подлежит взысканию с ответчика. Указанная сумма подлежит взысканию в пользу Министерства, которое является администратором соответствующих поступлений, для зачисления в соответствующий бюджет.
В свете изложенного исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В связи с частичным удовлетворением заявленных требований судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика, пропорционально сумме удовлетворенных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ и подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.10 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения дела с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 533 руб.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Министерства агропромышленного комплекса и торговли ... к ФИО2 о взыскании бюджетных средств удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО2 в пользу Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области бюджетные средства в сумме 433 059 руб. 44 коп., в удовлетворении требований о взыскании 1 066 940 руб. 56 коп. - отказать.
Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в бюджет МО «Устьянский муниципальный район» в размере 4 533 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Устьянский районный суд.
Председательствующий С.Н. Шерягина
Мотивированное решение изготовлено 16 мая 2017 года.