Дело № 2-144/2018 «28» февраля 2018 года
р е ш е н и е
И м е н е м р о с с и й с к о й ф е д е р а ц и и
Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Кондратьевой Н.М.,
при секретаре Шепелевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 к ФГБОУВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова» об оспаривании приказа о внесении изменений в штатное расписание, о проведении организационно-штатных мероприятий, о сокращении численности штата работников,
У С Т А Н О В И Л :
истцы обратились в суд с иском к ответчику, в котором просили признать незаконным и отменить приказ ректора ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н.А. Римского-Корсакова» № 156 от 25.05.2017 г. в части ликвидации балетной труппы структурного подразделения – «Театр оперы и балета Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова».
В обоснование заявленных требований истцы ссылались на то обстоятельство, что оспариваемый ими приказ издан ректором ФГБОУВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н.А. Римского-Корсакова» с грубейшим нарушением устава Консерватории и полномочий Общего собрания работников и учащихся Консерватории, Ученого Совета Консерватории, полномочий учредителя в лице Министерства культуры РФ, а также требований государственной лицензии на образовательную деятельность, так как приказ исключает один из основных видов деятельности, предусмотренных в государственном здании и в лицензии на образовательную деятельность, ректором превышены полномочия при издании приказа, поскольку решение об изменении штатного расписания сопряжено с дальнейшим увольнением артистов балетной труппы и ликвидацией структурного подразделения «Театр опери и балета Санкт-Петербургского государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова», что невозможно без одобрения Ученого Совета, учредителя Консерватории – Минкультуры РФ, ответчиком не была соблюдена установленная законом процедура увольнения истцов.
В судебном заседании представитель истцов, истец ФИО2 заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, просил в иске отказать, поддержал представленный в материалы дела письменный отзыв на иск.
Третье лицо – Министерство культуры РФ в судебное заседание не явилось, извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежаще, суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно п. 65 Устава ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова» Консерватория самостоятельно формирует свою структуру в соответствии с законодательством РФ.
В состав Консерватории, в частности, входит Театр оперы и балета, обеспечивающий профессиональную практику обучающихся, а также творческую деятельность Консерватории, структурные подразделения не являются юридическими лицами и действуют на основании Положений (локальных нормативных актов), которые принимаются Ученым советом консерватории и утверждаются ректором (п. 66 Устава с учетом изменений в Устав).
Общее руководство Консерваторией осуществляет выборный представительный орган - Ученый совет (п. 72 Устава).
В силу п. 83 Устава к полномочиям Ученого совета Консерватории относится, в частности, принятие решений об изменении организационной и управленческой структуры Консерватории, о создании, реорганизации и ликвидации ее структурных подразделений.
Ректор осуществляет управление Консерваторией, утверждает штатное расписание, утверждает принятые Ученым советом Положения о структурных подразделениях и назначает их руководителей (п. 91, п.п. «е» п. 92 Устава).
Приказом ректора Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова № 240 от 04.03.2008 г. утверждено и введено в действие с момента принятия Положение о структурном подразделении «Театр оперы и балета Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова», принятое на заседании Ученого Совета Консерватории 26.02.2008 г., согласно которому Театр оперы и балета Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова является самостоятельным структурным подразделением Консерватории, сотрудники Театра назначаются и освобождаются от должностей приказом ректора Консерватории, структуру и численность Театра утверждает ректор Консерватории исходя из условий и особенностей деятельности Консерватории (л.д. 226-227).
На основании приказа ректора Консерватории № 156 от 25.05.2017 г. «О внесении изменений в штатное расписание, о проведении организационно-штатных мероприятий по сокращению численности и штата работников» в связи с необходимостью проведения оптимизации штатной численности и сокращения административно-хозяйственных расходов, а также нахождением на капитальном ремонте основного здания консерватории и отсутствием по этой причине материально-технической базы для проведения регулярных репетиций и выступлений театра опери и балета, с 01.09.2017 г. в штатное расписание структурного подразделения театр оперы и балета внесены изменения, в результате которых в названном структурном подразделении исключены штатные единицы, в том числе занимаемые истцами.
Согласно справке от 27.02.2018 г. по состоянию на 06.09.2017 г. и настоящее время в штате Театра оперы и балета ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова» согласно штатного расписания имеются 5,5 штатных единиц из числа артистов балета: артист балета высшей категории – 3 шт. ед., артист балета 2 категории – 1 шт. ед., артист балета – 1,5 шт. ед.
Оценивая доводы истцов о том, что оспариваемый приказ № 156 от 25.05.2017 г. издан ректором с превышением полномочий, определенных Уставом, а также ссылки на то, что в нарушение п.п. «б» п. 83 Устава решение о сокращении должностей, занимаемых истцами, было принято без одобрения Ученого совета, суд приходит к выводу об их несостоятельными, поскольку проводимые ответчиком мероприятия, направленные на сокращение численности и штата работников театра, не привели ни к ликвидации, ни к реорганизации структурного подразделения Консерватории – Театра оперы и балета, что подтверждается представленными ответчиком в материалы дела документами, утверждение штатного расписания, а также определение структуры и численности Театра оперы и балета, являющегося структурным подразделением Консерватории, как указывалось судом выше, отнесены Уставом и Положением о Театре к полномочиям ректора, который в рамках предоставленных ему Уставом полномочий принял решение о сокращении численности и штата структурного подразделения Консерватории.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 590, Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, архивного дела, туристской деятельности, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности.
Согласно п. 5.4.1 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации (далее Минкультуры России), Министерство культуры РФ в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществляет функции и полномочия учредителя федеральных автономных, бюджетных и казенных учреждений, а также полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного подведомственным федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям.
В соответствии с п.п. 1, 19, 20 Устава Консерватории Учреждение является образовательным учреждением высшего профессионального образования и находится в ведении Министерства культуры Российской Федерации, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении Консерватории.
Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении, в том числе образовательной и административной деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с названным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и уставом образовательной организации.
Применительно к рассматриваемым правоотношениям п. 4 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает, что к компетенции образовательной организации относится установление штатного расписания.
Частью 6 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ определено, что права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии со ст. ст. 26 - 28 названного Закона и уставом образовательной организации.
В этой связи в рамках установленных Положением о Министерстве культуры Российской Федерации полномочий по контролю за деятельностью Консерватории, а также учитывая названные выше положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которыми установление штатного расписания отнесено к компетенции образовательного учреждения, и установлена самостоятельность образовательного учреждения в осуществлении образовательной и административной деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов, получение согласия Министерства культуры РФ как учредителя Консерватории на издание ректором Консерватории локального нормативного акта, которым в штатное расписание структурного подразделения Консерватории внесены изменения и принято решение о сокращении численности и штата работников, вопреки доводам истцов, не требовалось.
В силу ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 24.09.2012 г. № 1690-О, реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (ст. 34 ч. 1; ст. 35 ч. 2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения, обеспечивая при этом в соответствии с требованиями ст. 37 Конституции РФ закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.
Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом Российской Федерации порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения: преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией; одновременно с предупреждением о предстоящем увольнении, осуществляемым работодателем в письменной форме не менее чем за два месяца до увольнения, работнику должна быть предложена другая имеющаяся у работодателя работа (вакантная должность), причем перевод на эту работу возможен лишь с письменного согласия работника (часть первая статьи 179, части первая и вторая статьи 180, часть третья статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, право определять численность и штат работников принадлежит работодателю. Трудовое законодательство не определяет цели сокращений и их оснований, не вменяет в обязанность работодателя обоснование решения о сокращении.
На основании вышеизложенного, такой способ защиты нарушенного права как оспаривание действий работодателя по принятию решения о сокращении численности и штата работников, не предусмотрен действующим трудовым законодательством, поскольку издание приказа о сокращении численности и штата работников является исключительным правом работодателя, при этом суд не вправе входить в обсуждение вопроса о целесообразности принятия такого решения, так как закон не возлагает на работодателя обязанность по обоснованию необходимости такого сокращения.
В этой связи, принятие ректором Консерватории решения о сокращении численности и штата работников и последующее уведомление истцов о расторжении трудовых отношений, не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов работников. Само по себе решение работодателя о сокращении численности или штата работников организации, инициирование процедуры сокращения не нарушают права работников на труд, относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации.
Оспариваемые истцами действия ректора по изданию приказа № 16 от 25.05.2017 г. о внесении изменений в штатное расписание, о проведении организационно-штатных мероприятий по сокращению численности и штата работников являются обязательными составляющими процедуры сокращения работников. При этом права работников в данном случае могут быть нарушены только с момента их незаконного увольнения. Право же обжаловать решение работодателя о проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников работникам не предоставляется, поскольку право на сокращение численности или штата работников является безусловным правом работодателя, при реализации которого ему необходимо выполнить определенную Трудовым кодексом Российской Федерации процедуру.
Из пояснений сторон следует, что с исками о восстановлении на работе истцы не обращались, в то время как обсуждение действий работодателя при проведении процедуры сокращения на предмет нарушения трудовых прав работника может иметь место только при решении вопроса о законности и обоснованности увольнения работника по указанному основанию, предметом настоящего спора вопрос о законности и обоснованности увольнения истцов не является.
Доводы истцов о том, что сокращение численности и штата структурного подразделения Консерватории повлекло нарушение требований, предъявляемых при лицензировании образовательной организации, требований федеральных государственных образовательных стандартов, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства и не подтверждаются доказательствами по делу, поскольку законодательство в сфере образования закрепляет право образовательных организаций на определение содержания образования, выбор учебно-методического обеспечения, образовательных технологий, форм, методов и приемов работы по реализуемым ими образовательным программам (статья 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», при этом абз. 8 ст. 46 Устава Консерватории предусмотрено, что виды практики, предусмотренные федеральными государственными образовательными стандартами среднего и высшего профессионального образования, осуществляются как в структурных подразделениях Консерватории, к которым относится Театр оперы и балета, в учебно-творческих коллективах, так и на основе договоров между Консерваторией и организациями, в соответствии с которыми указанные организации независимо от их организационно-правовых форм обязаны предоставлять студентам Консерватории места для прохождения практики.
При указанных обстоятельствах доводы истцов о незаконности приказа ректора Консерватории № 156 от 25.05.2017 г. несостоятельны, требования истцов о признании незаконным названного приказа и его отмене удовлетворению не подлежат, поскольку приказ по основной деятельности Консерватории от 25.05.2017 г. №156 «О внесении изменений в штатное расписание, о проведении организационно-штатных мероприятий по сокращению численности и штата работников» издан ректором в рамках предоставленных ему действующим трудовым законодательством РФ, законодательством РФ об образовании и Уставом Консерватории полномочий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 в удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28 марта 2018 года.
Судья