ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-144/2018Г от 06.04.2018 Бологовского городского суда (Тверская область)

Дело №2-144/2018 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Бологое 06 апреля 2018 года

Бологовский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Борисовой С.П.,

при секретаре Филипповой Н.А.,

с участием представителей истца ПАО «Ростелеком» ФИО1, ФИО2,

представителя ответчиков ФИО3, ФИО4 – ФИО5,

представителя ответчика Администрации МО «Бологовский район» ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда Тверской области гражданское дело по иску Публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» в лице макрорегионального филиала «Центр» Тверской филиал к ФИО3, ФИО4 и Администрации МО «Бологовский район» о возмещении убытков, причиненных повреждением кабеля связи,

у с т а н о в и л:

Публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» в лице макрорегионального филиала «Центр» Тверской филиал (далее – ПАО «Ростелеком», истец) обратилось в суд с иском к ФИО3 о возмещении убытков, причиненных повреждением кабеля связи.

Иск мотивирован следующим. 12 октября 2017 года при проведении земляных работ по откопке водоотводной канавы по адресу: <...> в районе АЗС «Сургутнефтегаз» оборван кабель связи, принадлежащий ПАО «Ростелеком». Доказательством права собственности на кабель связи является инвентарная карточка учета объекта основных средств, инвентарный номер 591727. В результате данного повреждения отсутствовала услуга телефонии для 4492 абонента, услуга ШПД для 2761 абонента. Работы по разрытию грунта в охранной зоне подземной кабельной линии связи проводились под руководством ответчика с применением экскаватора - гос. номер 421ШС, без согласования и вызова представителя Тверского филиала ПАО «Ростелеком» на место проведения работ. По факту повреждения подписан двухсторонний акт о нарушении «Правил охраны линий и сооружений связи РФ» от 12 октября 2017 года и ФИО3 выдано 12 октября 2017 года предписание №23 о запрете работ. Для обеспечения сохранности действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи, повреждение которых нарушает нормальную работу взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, наносит ущерб интересам граждан, производственной деятельности хозяйствующих субъектов, обороноспособности и безопасности Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июня 1995 года № 578 введены Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации (далее по тексту – Правила), которые являются обязательными для всех физических и юридических лиц независимо от их местонахождения, ведомственной принадлежности и форм собственности. Порядок производства всех видов работ, связанных с вскрытием грунта в охранной зоне линии связи, также регулируется Правилами охраны линий и сооружений связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 578 от 09.06.1995, в соответствии с которыми: на производство всех видов работ, связанных с вскрытием грунта в охранной зоне линии связи или линии радиофикации (за исключением вспашки на глубину не более 0,3 метра) на принадлежащем юридическому или физическому лицу земельном участке, заказчиком (застройщиком) должно быть получено письменное согласие от предприятия, в ведении которого находится эта линия связи или линия радиофикации. Письменное согласие должно быть получено также на строительные, ремонтные и другие работы, которые выполняются в этих зонах без проекта и при производстве которых могут быть повреждены линии связи и линии радиофикации (рытье ям, устройство временных съездов с дорог, провоз под проводами грузов, габариты которых равны или превышают высоту подвески опор и т.д.). Заказчик (застройщик), производящий работы в охранной зоне кабельной линии связи, не позднее чем за 3 суток (исключая выходные и праздничные дни) до начала работ обязан вызвать представителя предприятия, в ведении которого находится эта линия, для установления по технической документации и методом шурфования точного местоположения подземных кабелей связи и других сооружений кабельной линии (подземных усилительных и регенерационных пунктов, телефонной канализации со смотровыми устройствами, контуров заземления) и определения глубины их залегания (пункт 19). В соответствии с пунктом 20 Правил место расположения подземных сооружений связи уточняется по всей длине действующего подземного кабеля в зоне производства работ предприятием, эксплуатирующим линию связи, и обозначается вешками высотой 1,5-2 метра. До обозначения трассы вешками и прибытия представителя предприятия, эксплуатирующего кабельную линию связи, проведение земляных работ не допускается. Производители работ (мастера, бригадиры, машинисты землеройных, сваебойных и других строительных механизмов и машин) до начала работ в охранных зонах линий связи должны быть ознакомлены с расположением сооружений связи, трасс подземных кабелей связи, их обозначением на местности и проинструктированы о порядке производства земляных работ ручным или механизированным способом, обеспечивающим сохранность сооружений связи. Пунктом 23 настоящих Правил определено, что заказчики (застройщики), производящие работы в охранной зоне, не позднее, чем за 3 суток (исключая выходные и праздничные дни) до начала работ сообщают телефонограммой предприятию, эксплуатирующему линию связи или линию радиофикации, о дне и часе начала производства работ, при выполнении которых необходимо присутствие его представителя. Руководитель предприятия, эксплуатирующего линию связи или линию радиофикации, обязан обеспечивать в согласованные с заказчиком (застройщиком) сроки своевременную явку своего представителя к месту работ для осуществления технического надзора за соблюдением мер по обеспечению сохранности указанных линий, а также сооружений связи и радиофикации. В соответствии с пунктами 29, 30 названных Правил работы в охранной зоне линии связи или линии радиофикации должны выполняться с соблюдением действующих строительных норм, правил и государственных стандартов. Раскопка грунта в пределах охранной зоны подземной кабельной линии связи или линии радиофикации допускается только с помощью лопат, без резких ударов. Пользоваться ударными инструментами (ломами, кирками, клиньями и пневматическими инструментами) запрещается. Согласно пункту 48 названных Правил охраны линий связи в пределах охранных зон без письменного согласия и присутствия представителей предприятий, эксплуатирующих линии связи и линии радиофикации, юридическим и физическим лицам запрещается осуществлять всякого рода строительные, монтажные и взрывные работы, планировку грунта землеройными механизмами (за исключением зон песчаных барханов) и земляные работы (за исключением вспашки на глубину не более 0,3 метра). Пунктом 49 Правил №578 установлен запрет на осуществление всякого рода действий, которые могут нарушить нормальную работу линий связи и линий радиофикации. Но данные требования не были выполнены и в результате оборван кабель связи. ПАО «Ростелеком» своими силами устранило последствия обрыва кабеля связи, убытки от ликвидации аварии составили 54705 рублей (на основании сметы на аварийно-восстановительные работы, наряда на выполнение работ и акта на списание материалов, договоров на поставку товара (кабеля), договора на поставку товара (муфт), справки о сумме недополученных доходов). Направленная истцом ответчику претензия № 05/34-174 от 25.10.2017 года с требованием оплатить в добровольном порядке материальный ущерб на сумму 54705 рублей была оставлена ФИО3 без ответа и удовлетворения. Пунктом 49 Правил №578 установлен запрет на осуществление всякого рода действий, которые могут нарушить нормальную работу линий связи и линий радиофикации. Действиями ответчиков были нарушены пункты 18, 19, 23, 30,48,49 «Правил охраны линий и сооружений связи РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06. 1995 года № 578, что привело к аварийной ситуации на сети с прекращением связи. Согласно статье 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых обязанностей. В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Согласно правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в пунктах 11-13 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25, применяя статью 15 ГК РФ, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством. В соответствии с пунктом 52 Правил, материальный ущерб, причиненный предприятию, в ведении которого находится линия связи или линия радиофикации, в результате обрыва или повреждения линии связи или линии радиофикации, исчисляется по фактическим расходам на их восстановление и с учетом потери тарифных доходов, не полученных этим предприятием за период прекращения действия связи. Согласно пункту 53 Правил, материальный ущерб подлежит возмещению виновным лицом в добровольном порядке, а при наличии разногласий – в судебном порядке. На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьями 1064,1068 Гражданского кодекса РФ, статьями 52, 53 «Правил охраны линий и сооружений связи Российской федерации», просит взыскать с ООО ФИО3 убытки в размере 54705 рублей, госпошлину в размере 1841 рубль.

Дополнительно в письменных пояснениях истец указывает, что документами, подтверждающими расходы на восстановление поврежденной линии связи являются: расчет убытков, смета на аварийно-восстановительные работы, наряд на выполнение работ и акт на списание материалов, договор на поставку товара (кабеля), договора на поставку товара (муфт), справка о сумме недополученных доходов (данные документы представлены в суд с исковым заявлением). Иными доказательствами, подтверждающими основание иска является двухсторонний подписанный акт о нарушении «Правил охраны линий и сооружений связи РФ» от 12 октября 2017 года между истцом и ответчиком ФИО3, а также предписание № 23 от 12.10.2017 о запрете работ в охранной зоне кабеля связи, которое получил ответчик 12.10.2017 (подпись на предписание и дата поставлена ФИО3). Доказательством права собственности на кабель связи является инвентарная карточка учета объекта основных средств, инвентарный номер 591727. В результате данного повреждения отсутствовали услуга телефонии для 4492 абонента, услуга ШПД для 2761 абонента (инвентарная карточка учета объекта основных средств и справка о сумме недополученных доходов в суд представлены с исковым заявлением). Локальная смета на ремонтные работы рассчитана базисно-индексным методом, на основании ТЕР с использованием системы текущих и прогнозных индексов по отношению к стоимости, определенной в базисном уровне цен (2001 г.). ТЕР – это система территориальных единичных расценок Тверской области, каждая из которых представляет собой стоимость единицы строительной продукции, зафиксированную на 1 января 2001 года (базисный уровень цен). Единичные расценки (ЕР) составляются в соответствии с «Методическими указаниями по разработке единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы» МДС 81-20.2000. Все разработанные ЕР объединяются в сборники. Сборники ЕP разрабатываются в базисном уровне цен и являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации. Территориальные сборники ЕР (ТЕР) включают в свой состав ЕР, используемые в конкретном территориальном образовании Российской Федерации (регионе). Сборники ТЕР, привязанные к местным условиям строительства, служат основанием для составления сметной документации на строительство, осуществляемое в соответствующих административно-территориальных регионах страны. Индексация – учет фактора удорожания стоимости строительства по отношению к базисному уровню, вызванного инфляцией. Система текущих и прогнозных индексов используется для определения стоимости строительства на различных стадиях инвестиционного процесса. Региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) устанавливают ежемесячно (или ежеквартально) региональные индексы для соответствующих субъектов федерации. Система индексов, примененная в смете, разработана Тверским единым центром ценообразования на 1-й квартал 2014 года (публикуются каждый квартал). Основную часть сметной стоимости составляют прямые затраты – затраты, непосредственно связанные с выполнением СМР, физический объем которых определяется по проекту, а величина этих затрат - по сметным нормам и ценам» В состав ПЗ входит: стоимость материалов, деталей, конструкций, в том числе затраты на их приобретение и доставку на приобъектный склад; расходы на оплату труда рабочих, запятых на производстве СМР; стоимость эксплуатации строительных машин и механизмов, участвующих в производстве СМР, в этой же стоимости всегда учитываются расходы на оплату труда рабочих, занятых обслуживанием и управлением СММ. Стоимость материалов, расцененных по коммерческим расценкам в разделе 2, исключена из нормативных расценок сметы. Накладные расходы, включенные в расчет, - это затраты, которые несет организация для обеспечения нормального процесса строительства, т.е. в составе себестоимости работ предназначены для компенсации расходов строительных организаций на обслуживание, организацию и управление строительством. Величина их определяется в процентах от фонда оплаты труда (ФОТ) в составе прямых затрат. Накладные расходы в смете определены на основании нормативов по косвенным затратам, а именно методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004) и рассчитываются по формуле: ФОТ х 100% х 0,85, где ФОТ – фонд оплаты труда строителей и механизаторов; 100% -норматив накладных расходов в % к ФОТ для сооружений связи (п.28.1 Приложения 4 МДС 81-33.2004); 0,85 - понижающий коэффициент к накладным расходам, принятый в соответствии с Письмом Минрегиона РФ № 103 91 - КК/08 от. 01.03.2011г. Сметная прибыль в составе сметы – это сметный доход предприятия за вычетом себестоимости работ, предназначенный для покрытия расходов на развитие организации, оплаты труда ее сотрудников и улучшения ее социальной сферы. Определена на основании нормативов по косвенным затратам в соответствии с Письмом от 18.11.2004 г. № АП-5 536/06 «О порядке применения нормативной сметной прибыли в строительстве» и рассчитана по формуле: ФОТ х 65% х 0,8, где ФОТ – фонд оплаты труда строителей и механизаторов; 65% - норматив сметной прибыли в % к ФОТ; 0,8 - понижающий коэффициент к сметной прибыли, принятый в соответствии с Письмом ФИО7 № 103 91 - КК/08 от 01.03.2011 г. Сметный расчет на аварийно-восстановительные работы по повреждению кабельной линии связи по адресу: <...> составлен в программном комплексе «Smеta WIZARD», который представляет собой программный продукт, разработанный ЗАО «ВИЗАРДСОФТ» для автоматизации работы специалиста сметно-договорного отдела в строительстве. SmetaWIZARD включена в Реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (Приказ Минкомсвязи России от 08.11.2016 №538) с порядковым номером 2254. Качество продукта подтверждается сертификатом соответствия РА.RU.АБ86.Н01046, выданным Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, и включением Smeta WIZARD в Федеральный фонд программных средств (ФФПС). Внутризонная волоконно-оптическая линия связи не является объектом недвижимости, и право собственности на данный объект недвижимости не подлежит государственной регистрации. В соответствии с п.5 «Положения об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи», утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 г. №68 к линейно-кабельным сооружениям связи, являющимися объектами недвижимости, право на которые подлежит государственной регистрации, относятся, в частности: кабельная канализация, наземные и подземные сооружения специализированных необслуживаемых регенерационных и усилительных пунктов, кабельные переходы через водные преграды, закрытые подземные переходы (проколы, микротоннели, коллекторы и т.п.). Доказательством права собственности на внутризоновую волоконно-оптическую линию связи является инвентарная карточка учета объекта основных средств.

Протокольным определением суда от 16 марта 2018 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация МО «Бологовский район» Тверской области и Администрация городского поселения города Бологое Тверской области.

Протокольным определением суда от 23 марта 2018 года Администрация МО «Бологовский район» Тверской области исключена из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, и привлечена к участию в деле в качестве соответчика. К участию в деле в качестве соответчика привлечена ФИО4.

В своем отзыве на исковое заявление ответчик ФИО3 указывает, что с исковыми требованиями истца не согласен, т.к. вред имуществу истца был причинен не по его вине, считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку выполнял строительные работы в соответствии с разрешительной и проектной документацией, представленной Администрацией муниципального образования Бологовский район Тверской области, не указавшей в них сведения об имеющемся обременении и наличии охранной зоны подземной кабельной линии связи, и в обоснование сообщает суду следующее. В соответствии с ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство объекта капитального строительства в соответствии с заданием заказчика, проектной документацией, требованиями к строительству объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. В данном случае строительные работы в рамках строительства нежилого здания для приема, хранения и подготовки товаров на земельном участке по адресу: Тверская обл., г. Бологое (кадастровый номер 69:38:008169:111), имеющего разрешенное использование — объекты придорожного сервиса, относящиеся к зоне Т-1 – зона объектов автомобильного и железнодорожного транспорта, выполнялись ответчиком по поручению арендатора земельного участка ФИО4, которая арендует его у Администрации городского поселения город Бологое Тверской области по договору аренды №1 земельного участка от 27.03.2017, являющегося его собственником, заключенного сроком на 27.03.2023. При этом, ни в извещении о проведении открытого аукциона на право заключение данного договора аренды, ни в самом договоре не содержится информации о наличии зарегистрированных ограничений в пользовании земельного участка. Строительные работы выполнялись ответчиком на указанном земельном участке на основании разрешения на строительство №RU 69-504-000-941-2017 от 20.04.2017, выданного Администрацией муниципального образования Бологовский район Тверской области и в строгом соответствии с градостроительным планом земельного участка №RU69504000-440 от 09.11.2016, также выданным данной Администрацией и в соответствии с проектной документацией, разработанной ООО «Проектный город». При этом, данные разрешение на строительство и градостроительный план земельного участка не содержат информацию об имеющихся обременениях и наличии установленной охранной зоны подземной кабельной линии связи, более того в градостроительном плане земельного участка отражена лишь одна охранная зона – охранная зона ЛЭП. Проектная документация, разработанная ООО «Проектный город» на основе данного градостроительного плана также содержит в себе информацию лишь о наличии одной охранной зоны – охранной зоны ЛЭП. Вместе с тем, в соответствии с п.10 и п.13 ч.3 ст.57.3 Градостроительного кодекса РФ, градостроительный план должен содержать информацию о границах зон с особыми условиями использования территорий и о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, а также о расположенных в границах земельного участка сетях инженерно-технического обеспечения. В соответствии с п.2 ст.57.3 Градостроительного кодекса РФ источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Кадастровая выписка № 02-69/16-1-34275 от 31.08.2016 о данном земельном участке также содержит информацию лишь об одной имеющейся охранной зоне — охранной зоне ВЛ-10 кВ ГРС Бологое (ЛЭП). В соответствии со ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных и иных правил и нормативов. Согласно п.10 Постановления Правительства РФ от 09.06.1995 № 578 «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации» (далее – Постановление № 578) в городах и других населенных пунктах прохождение трасс подземных кабельных линий связи определяется по табличкам на зданиях, опорах воздушных линий связи, линий электропередач, ограждениях, а также по технической документации. Границы охранных зон на трассах подземных кабельных линий связи определяются владельцами или предприятиями, эксплуатирующими эти линии. Согласно п.44 Постановления №578 в случае если по территориям строительных площадок проходят линии связи и линии радиофикации, в проектах и сметах строительства объектов по согласованию с предприятиями, в ведении которых находятся эти линии, должны предусматриваться необходимые мероприятия по обеспечению сохранности указанных линий или их перенос до окончания работ. В данном случае никаких табличек, информирующих о прохождении трасс подземных кабельных линий на данном земельном участке установлено не было, что подтверждается Актом о нарушении «Правил охраны линий и сооружений связи в Российской Федерации» от 12.10.2017, составленным самим истцом, содержащим запись об отсутствии знаков, обозначающих трассу. Поскольку за достоверность сведений, содержащихся в градостроительном плане отвечает орган местного самоуправления, за достоверность сведений, содержащихся в проектной документации отвечает организация-проектировщик, а за своевременное представление сведений о наличии охранной зоны для ее отражения в данных документах отвечает истец, который не поставил информационные таблички о прохождении подземных кабельных линий, а также не внес информацию об охранной зоне подземной кабельной линии связи в сведения, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (кадастровая выписка), в результате чего их нет в градостроительном плане и проектной документации, ответчик полагает, что в данном случае истец в силу ст.211 ГК РФ несет риск гибели либо случайного повреждения своего имущества, как лицо ответственное за его содержание, т.к. не обеспечил сохранность имущества путем размещения информационных табличек, своевременным внесением сведений об охранной зоне в государственный кадастр недвижимости, а также информированием собственника земельного участка Администрацию городского поселения город Бологое Тверской области. При этом, определенная доля вины в повреждении имущества истца есть у собственника земельного участка, не представившего арендодателю полных и достоверных сведений об объекте аренды (ст.612 ГК РФ), а также у Администрации муниципального образования Бологовский район Тверской области, выдавшего арендатору разрешительную документацию без указания на наличие на арендуемом земельном участке охранной зоны подземной кабельной сети связи. Ответчик полагает, что данные лица – Администрация городского поселения город Бологое Тверской области и Администрация муниципального образования Бологовский район Тверской области, должны быть привлечены к участию в настоящем деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика в соответствии со ст.43 ГПК РФ, о чем настоящим ходатайствует ответчик. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что вред имуществу истца причинен не по вине ответчика, поскольку без наличия достоверных сведений ответчик был лишен информации о наличии подземной кабельной линии, в связи с чем ответчик не мог избежать повреждения имущества истца, не обеспечившего его сохранность. Исходя из изложенного ответчик считает, что он должен быть освобожден от возмещения вреда в силу п.2 ст.1064 ГК РФ.

В отзыве на исковое заявление ответчик ФИО4 указывает, что с исковыми требованиями не согласна, свою вину в причинении ущерба имуществу истца отрицает по следующим основаниям. Ответчик арендует земельный участок у третьего лица – Администрации городского поселения город Бологое Тверской области по договору аренды №1 от 27.03.2017 (имеется в материалах дела), право на заключение которого было приобретено ответчиком по результатам открытого аукциона. При этом, в извещении о проведении данного открытого аукциона и в самом договоре аренды отсутствовала информация о наличии зарегистрированных ограничений в пользовании земельного участка и о прохождении подземных кабельных линий связи. Кроме того, градостроительный план земельного участка №RU69504000-440 от 09.11.2016, на основании которого было сформировано и выдано разрешение на строительство, также не содержал информацию о наличии в зоне застройки охраняемой зоны прохождения подземных кабельных линий связи. Вместе с тем, если бы указанные сведения были бы надлежащим образом доведены до ответчика до начала открытого аукциона на право заключения аренды земельного участка третьим лицом и Администрацией МО «Бологовский район» Тверской области, подготовившей градостроительный план участка, то ответчик не стал бы принимать в нем участие и планировать строительство объекта. Поскольку полная и достоверная информация об объекте аренды не была доведена до ответчика, ответчик полагает, что она была введена в заблуждение третьим лицом и Администрацией МО «Бологовский район» Тверской области относительно отсутствия охранной зоны подземных кабельных линий связи, имеющейся на земельном участке, в связи с чем наступление негативных последствий является именно следствием бездействия указанных лиц. Ответчик также просит обратить внимание на то, что Акт о нарушении «Правил охраны линий и сооружений связи в Российской Федерации» от 12.10.2017 подписан ФИО3, с которым у ответчика отсутствуют какие-либо договорные отношения, выполнение строительных либо каких-либо иных работ на земельном участке ответчик ФИО3 не поручала. При этом, единственным доверенным лицом, которого ответчик уполномочил вести строительство на данном земельном участке, является ФИО8, что подтверждается копией доверенности 53 АА 0321992 от 04.03.2017. Кроме того, данный Акт самой ответчицей не подписывался, уведомлений о необходимости его подписать не было, в связи с чем, ничего более пояснить по данному факту ответчик не может. Доказательств вины ответчика в причинении ущерба имуществу истца материалы дела не содержат, равно как и не содержат доказательств того, что ответчик мог знать о наличии в земельном участке подземных кабельных линий связи, однако не предпринял меры с целью избежать повреждения имущества истца. Поскольку за достоверность сведений, содержащихся в градостроительном плане отвечает орган местного самоуправления, за достоверность сведений, содержащихся в проектной документации отвечает организация-проектировщик, а за своевременное представление сведений о наличии охранной зоны для ее отражения в данных документах отвечает истец, который не поставил информационные таблички о прохождении подземных кабельных линий, а также не внес информацию об охранной зоне подземной кабельной линии связи в сведения, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (кадастровая выписка), в результате чего их нет в градостроительном плане и проектной документации, ответчик полагает, что в данном случае истец в силу ст.211 ГК РФ несет риск гибели либо случайного повреждения своего имущества, как лицо ответственное за его содержание, т.к. не обеспечил сохранность имущества путем размещения информационных табличек, своевременным внесением сведений об охранной зоне в государственный кадастр недвижимости, а также информированием собственника земельного участка Администрацию городского поселения город Бологое Тверской области, в связи с чем, основания для возложения ответственности за повреждение имущества истца на ответчика отсутствуют. Исходя из изложенного, ответчик полагает, что в удовлетворении требований истца к ФИО4 должно быть отказано.

В судебном заседании представители истца ПАО «Ростелеком» ФИО1, ФИО2 полностью поддержали исковые требования по изложенным основаниям. Представитель ФИО1 дополнила тем, что ответчик ФИО3 в своих возражениях ссылается на п.10 Постановления Правительства РФ от 09.06.1995 № 578 «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации» (далее – Постановление № 578) в городах и других населенных пунктах прохождение трасс подземных кабельных линий связи определяется по табличкам на зданиях, опорах воздушных линий связи, линий электропередач, ограждениях, а также по технической документации. Что касается табличек на зданиях, опорах воздушных линий связи, линий электропередач они не должны были там быть, поскольку зданий и опор воздушных линий на данном участке нет. Кроме того, ответчик говорит об информационных знаках, в п.9 данных правил говориться о том, что на трассах кабельных линий связей вне городской черты, устанавливаются знаки. То есть, информационные знаки устанавливаются вне городской черты, а участок, на котором работал ФИО3, находится в городской черте, и информационных знаком там не должно было быть. В 300 метрах от данного участка находится телефонная канализация, то есть телефонный колодец там имеется. Получается, что ФИО3 должен был видеть, что на данном участке есть телефонная канализация. Конечно, если есть возможность, устанавливаются информационные знаки в городской черте. Недалеко от данного участка стоит информационный знак. Кроме того, помимо информационных знаков устанавливаются небольшие бетонные столбики, которые выступают над уровнем грунта порядка 50 см. Такой столбик стоял с левой стороны по улице Совхозной, вблизи данного участка. То есть, это является показателем обозначения трасс. На момент, когда восстанавливалась кабельная линия, и когда оформлялся акт о нарушении, этот столбик был установлен, но он по какой-то причине не отражен в акте. Считает, что ответчик должен был увидеть, что на данном участке проходит данный кабель. Главная недоработка была в том, что человек не согласовал эти работы. После проведения аварийно восстановительных работ, он все равно обратился в подразделение и согласовал план с нанесением кабеля на свою схему и там поставлен штамп о необходимости согласования обозначения этой трасы. По Вышневолоцкому и Бологовскому району, все предприятия, которые проводят земляные работы, прежде чем преступить к работе, согласование. Представитель выезжает на место проведения работ, уточняет прохождение кабеля, тем самым можно обезопасить и производителя работ и владельца подземных кабельных линий связи. В материалах дела имеется справка с Администрации о том, что нанесены свои кабельные линии на карту. Информация об этом в администрации имеется. По поводу того, что кабельная линия не внесена в Единый государственный реестр недвижимости пояснила, что согласно Приказа Мин.эконом развития «Об утверждении форм и состава сведений межевого плана и требования к его подготовке», который вступил в силу 01.01.2017 года. К данному приказу имеется Приложение №1, в котором указывается форма и состав сведений межевого плана, а также Приложение №2 – это пояснения о том, как надо готовить этот межевой план. В Приложение к Приказу Мин.эконом развития №921 от 08.12.2015 года есть п.67, где указано, если образование земельного участка связано с установлением зон с особыми условиями использования территории, независимо от наличия сведений о таких объектах ЕГРН, раздел сведений о частях земельного участка заполняется на основании соответствующего акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об установлении такой зоны с особыми условиями использования территории. То есть не обязательно, чтобы линии были внесены в ЕГРН. Организацией предоставлена в отдел архитектуры и строительства Администрации МО «Бологовский район» справка о том, что кабельные линии нанесены на карты администрации. Также наравлено письмо на имя Главы администрации города Бологое ФИО9 о том, что по вопросам проведения любого вида работ в пределах охранной зоны, необходимо согласование с определенным подразделением, которое находится в г.Вышний Волочек. ФИО9 ответил, что данным вопросом занимается Администрация МО «Бологовский район» и поэтому эта трасса была сдана в электронном виде в Администрацию МО «Бологовский район».

Представитель ответчиков ФИО3, ФИО4 – ФИО5 в судебном заседании, сослался на изложенные ранее письменные возражения.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации МО «Бологовский район» ФИО6 возражала относительно исковых требований.

Ответчики ФИО3, ФИО4, будучи надлежащим образом извещенными о дате, месте и времени судебного заседания, не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, с участием представителя.

Представитель третьего лица Администрация городского поселения города Бологое Тверской области, надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени судебного заседания, не явился, возражений по иску не направил.

С учетом положений ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав представителей истца, представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Для взыскания убытков должен быть доказан факт нарушения, наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникающими убытками, а также размер требуемых убытков.

В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Пунктом 2 этой же статьи установлено, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Для возложения ответственности за причинение вреда необходимо установление общих оснований внедоговорной ответственности: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинная связь между поведением причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, вина причинителя вреда.

Деликтная ответственность, по общему правилу, наступает лишь за виновное причинение вреда, то есть вина причинителя вреда предполагается, пока не доказано обратное.

При этом, по смыслу закона, бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за причинение ущерба, лежит на ответчике, однако сам факт причинения ущерба и причинную связь между действиями ответчика и причинением ущерба должен доказать истец.

В данном случае, на истце лежит обязанность доказать факт причинения ему ущерба (само событие и размер ущерба), а также причинно-следственную связь между действиями ответчика и причиненным ущербом, а ответчик вправе представлять доказательства, свидетельствующие об отсутствии его вины в причинении истцу ущерба и опровергающие наличие указанной выше причинно-следственной связи.

В силу ст.1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, включая использование транспортных средств, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Согласно ст.1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки.

Пунктами 18, 19 Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации запрещается производство работ в охранной зоне кабелей связи без письменного разрешения владельца сетей.

В соответствии с п.52, 53 Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации материальный ущерб, причиненный предприятию, в ведении которого находится линия связи, в результате обрыва или повреждения линии связи, исчисляется по фактическим расходам на их восстановление и с учетом потери тарифных доходов, не полученных этим предприятием за период прекращения действия связи.

Материальный ущерб подлежит возмещению виновным лицом в добровольном порядке, а при наличии разногласий – в судебном порядке.

В соответствии с Инструкцией о порядке исчисления ущерба от повреждения линейных сооружений междугородной связи, при предъявлении исков лицам, виновным в повреждении линий междугородной связи, предприятиям следует учитывать все виды убытков: прямые затраты на устранение повреждения; упущенную выгоду – потери доходов предприятий связи от простоя каналов, организованных в поврежденной линии связи; штрафные санкции, накладываемые на предприятия связи потребителями каналов и трактов в соответствии с договорами на предоставление каналов.

При определении затрат на восстановление повреждения следует учитывать все статьи расходов предприятия связи, такие как: а) стоимость расходных материалов, кабельной продукции и др., использованных при ремонте поврежденных объектов; б) стоимость пробега автотранспорта для выезда на место повреждения, развозки персонала, кабеля и материалов; в) стоимость задействования специальных технических средств; г) оплата по действующим расценкам всех произведенных работ - строительных (разработка грунта в котлованах и траншеях и их засыпка и др.), монтажных (прокладка кабелей по временному и капитальному варианту, монтаж муфт и др.) и измерительных (измерение и симметрирование смонтированных кабелей и цепей ВЛС и др.); д) накладные расходы; е) другие, не перечисленные выше статьи расходов с учетом характера повреждения и местных условий.

Как установлено судом, 12 октября 2017 года при проведении земляных работ по откопке водоотводной канавы по адресу: <...> в районе АЗС «Сургутнефтегаз» был оборван кабель связи, принадлежащий истцу, в результате чего отсутствовала услуга телефонии для 4492 абонента, услуга ШПД для 2761 абонента. Работы по разрытию грунта в охранной зоне подземной кабельной линии связи проводились с применением экскаватора, без согласования и вызова представителя Тверского филиала ПАО «Ростелеком» на место проведения работ.

По данному факту повреждения подписан двухсторонний акт о нарушении «Правил охраны линий и сооружений связи РФ» от 12 октября 2017 года и ФИО3 выдано 12 октября 2017 года предписание №23 о запрете работ.

Порядок производства всех видов работ, связанных с вскрытием грунта в охранной зоне линии связи, регулируется Правилами охраны линий и сооружений связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 578 от 09.06.1995, в соответствии с которыми: на производство всех видов работ, связанных с вскрытием грунта в охранной зоне линии связи или линии радиофикации (за исключением вспашки на глубину не более 0,3 метра) на принадлежащем юридическому или физическому лицу земельном участке, заказчиком (застройщиком) должно быть получено письменное согласие от предприятия, в ведении которого находится эта линия связи или линия радиофикации.

Письменное согласие должно быть получено также на строительные, ремонтные и другие работы, которые выполняются в этих зонах без проекта и при производстве которых могут быть повреждены линии связи и линии радиофикации (рытье ям, устройство временных съездов с дорог, провоз под проводами грузов, габариты которых равны или превышают высоту подвески опор и т.д.).

Заказчик (застройщик), производящий работы в охранной зоне кабельной линии связи, не позднее чем за 3 суток (исключая выходные и праздничные дни) до начала работ обязан вызвать представителя предприятия, в ведении которого находится эта линия, для установления по технической документации и методом шурфования точного местоположения подземных кабелей связи и других сооружений кабельной линии (подземных усилительных и регенерационных пунктов, телефонной канализации со смотровыми устройствами, контуров заземления) и определения глубины их залегания (пункт 19).

В соответствии с пунктом 20 Правил место расположения подземных сооружений связи уточняется по всей длине действующего подземного кабеля в зоне производства работ предприятием, эксплуатирующим линию связи, и обозначается вешками высотой 1,5-2 метра.

До обозначения трассы вешками и прибытия представителя предприятия, эксплуатирующего кабельную линию связи, проведение земляных работ не допускается.

Производители работ (мастера, бригадиры, машинисты землеройных, сваебойных и других строительных механизмов и машин) до начала работ в охранных зонах линий связи должны быть ознакомлены с расположением сооружений связи, трасс подземных кабелей связи, их обозначением на местности и проинструктированы о порядке производства земляных работ ручным или механизированным способом, обеспечивающим сохранность сооружений связи.

Пунктом 23 настоящих Правил определено, что заказчики (застройщики), производящие работы в охранной зоне, не позднее, чем за 3 суток (исключая выходные и праздничные дни) до начала работ сообщают телефонограммой предприятию, эксплуатирующему линию связи или линию радиофикации, о дне и часе начала производства работ, при выполнении которых необходимо присутствие его представителя.

Руководитель предприятия, эксплуатирующего линию связи или линию радиофикации, обязан обеспечивать в согласованные с заказчиком (застройщиком) сроки своевременную явку своего представителя к месту работ для осуществления технического надзора за соблюдением мер по обеспечению сохранности указанных линий, а также сооружений связи и радиофикации.

В соответствии с пунктами 29, 30 названных Правил работы в охранной зоне линии связи или линии радиофикации должны выполняться с соблюдением действующих строительных норм, правил и государственных стандартов. Раскопка грунта в пределах охранной зоны подземной кабельной линии связи или линии радиофикации допускается только с помощью лопат, без резких ударов. Пользоваться ударными инструментами (ломами, кирками, клиньями и пневматическими инструментами) запрещается.

Согласно пункту 48 названных Правил охраны линий связи в пределах охранных зон без письменного согласия и присутствия представителей предприятий, эксплуатирующих линии связи и линии радиофикации, юридическим и физическим лицам запрещается осуществлять всякого рода строительные, монтажные и взрывные работы, планировку грунта землеройными механизмами (за исключением зон песчаных барханов) и земляные работы (за исключением вспашки на глубину не более 0,3 метра).

Пунктом 49 Правил №578 установлен запрет на осуществление всякого рода действий, которые могут нарушить нормальную работу линий связи и линий радиофикации.

Однако данные требования не были выполнены и в результате кабель связи, принадлежащий истцу, был поврежден.

ПАО «Ростелеком» устранил последствия обрыва кабеля связи.

Размер убытков от ликвидации аварии составил 54705 рублей, что подтверждается имеющимися в материалах дела локальной сметой на аварийно-восстановительные работы №33/17, нарядом на выполнение работ и актом на списание материалов, а также договорами на поставку товара (кабеля), на поставку товара (муфт), справкой о сумме недополученных доходов.

Согласно расчета суммы убытков расходы на выполнение аварийно-восстановительных работ составили 34336 рублей, сумма неполученных доходов составила 20369 рублей, итого: 54705 рублей, что подтверждается соответствующей справкой.

Кроме того, в подтверждение иска истцом представлены фотографии с места повреждения и техническая документация места повреждения кабельной линии связи.

Направленная истцом ФИО3 претензия №05/34-174 от 25.10.2017 года с требованием оплатить в добровольном порядке материальный ущерб на сумму 54705 рублей была оставлена ФИО3 без ответа.

Таким образом, судом установлено, что в результате проведения земляных работ по откопке водоотводной канавы, были нарушены Правила охраны линий и сооружений связи РФ, что привело к аварийной ситуации на сети с прекращением связи.

Согласно копии доверенности 53 АА 0321992 от 04.03.2017 г., ФИО4 уполномочила ФИО8 заключить на срок и на условиях по своему усмотрению договор аренды земельного участка с кадастровым номером 69:38:0081619:111, вести строительство на указанном участке, вводить в эксплуатацию любые жилые (нежилые) помещения (строения), производить все действия связанные со строительством, проектированием и технической подготовкой ввода в эксплуатацию произведенных построек, закупать необходимые стройматериалы, нанимать подрядчиков на выполнение строительных работ, заключать с ними договоры подряда, расплачиваться за выполненные работы.

Как следует из извещения о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, земельный участок с кадастровым номером 69:38:0081619:111, расположенный по адресу: г. Бологое, Тверская область, имеет разрешенное использование – объект придорожного сервиса, относится к зоне Т-1 – зона объектов автомобильного и железнодорожного транспорта, обременений не зарегистрировано.

27 марта 2017 года Администрация городского поселения города Бологое Тверской области и ФИО4, в лице представителя по доверенности ФИО8 заключили договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности с кадастровым номером 69:38:0081619:111, площадью 16132 кв.м. Участок предоставляется Арендатору для целей – объекты придорожного сервиса, относящийся к зоне Т-1- зона объектов автомобильного и железнодорожного транспорта. На участке отсутствуют объекты недвижимого имущества. Обременения участка и ограничения его использования: не установлены, что также подтверждается имеющимся в материалах дела градостроительным планом земельного участка, проектной документацией ООО «Проектный город», кадастровой выпиской о земельном участке.

20 апреля 2017 года Администрацией МО «Бологовский район» ФИО4 было выдано разрешение на строительство объекта капительного строительства на земельном участке с кадастровым номером 69:38:0081619:111.

12 января 2017 года ПАО «Ростелеком» направил в адрес Администрации МО «Бологовский район» и Администрации городского поселения города Бологое информацию, в соответствии с которой по территории Бологовского района проходят междугородные и международные магистральные кабельные линии связи, имеющие важное государственное значение. С целью недопущения нарушений «Правил охраны линий и сооружений связи РФ», просит в пределах своих полномочий издать документ о мерах по охране кабельных линий и сооружений связи. По вопросам согласования любого рода работ в пределах охранной зоны кабеля (2 метра от кабеля с каждой его стороны) или вблизи неё (25 метров от кабеля с каждой его стороны), юридических и физических лиц направлять по соответствующему адресу.

В ответ на вышеуказанную информацию, Администрация городского поселения города Бологое сообщила ПАО «Ростелеком», что полномочия в части соблюдения Правил охраны линий и сооружений связи РФ переданы на уровень МО «Бологовский район». По данным вопросам необходимо обращаться в Администрацию МО «Бологовский район».

Администрацией МО «Бологовский район» 20 августа 2014 года было принято постановление о мерах по охране кабельных линий и сооружений на территории МО «Бологовский район», в соответствии с которым юридическим лицам всех форм собственности и физическим лицам предложено неуклонно выполнять требования «Правил охраны линий и сооружений связи РФ», производить земляные работы на территории муниципального образования «Бологовский район» только при наличии письменного разрешения (ордера на проведение работ) и письменного согласования с ЛТЦ г. Бологое МЦТЭЦ г. Вышний Волочек Тверской филиал ПАО «Ростелеком».

Согласно справке главного архитектора МО Бологовский район», на карту района трассы кабельных линий связи ПАО «Ростелеком» нанесены ориентировочно.

В материалах дела имеются карты г. Бологое с указанием трассы прохождения кабельных линий связи, с обозначенным повреждением линии.

В соответствии с копией чертежа градостроительного плана земельного участка 69:38:0081619:111, на нем имеются резолюции о согласовании с ООО «Водные ресурсы», АО «Газпромраспределение Тверь», ООО «Опора». Кроме того, на данном чертеже имеются отметки Тверского филиала ПАО «Ростелеком», о прохождении кабеля связи, с указанием запрещения проведения работ без своего представителя.

Разрешая настоящий спор, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку исходит из того, что причиной повреждения кабеля связи, принадлежащем истцу, является проведение земляных работ по откопке водоотводной канавы, на земельном участке, проведение строительных работ на котором было согласовано собственником – Администрацией МО «Бологовский район», в связи с чем на указанном ответчике, как на собственнике земельного участка, лежит обязанность по возмещению ущерба.

В связи с тем, что Администрацией МО «Бологовский район» требования вышеуказанных нормативно-правовых актов к строительным работам выполнены не были, произошел обрыв кабеля связи истца, повлекший за собой возникновение материального ущерба.

В обоснование понесенного истцом ущерба представлен расчет затрат по восстановлению поврежденного кабеля связи; расчет убытков составлен в соответствии с требованиями вышеуказанных нормативно-правовых актов и обусловлен только необходимыми работами, без проведения которых восстановление поврежденной линии связи было бы невозможно, ответчиками размер убытков не оспорен.

Общий размер ущерба, понесенного истцом в результате повреждения кабеля связи, составляет 54705,00 рублей и включает в себя, в том числе, следующие затраты на восстановление: расходы на выполнение аварийно-восстановительных работ и сумму неполученных доходов.

При таких обстоятельствах исковые требования являются обоснованными, наступление вреда подтверждено надлежащими доказательствами, вина и противоправность действий Администрации МО «Бологовский район» и причинная связь между ними установлены; в иске к остальным ответчикам суд полагает необходимым отказать по следующим основаниям.

Обязательным условием выдачи разрешения на проведение работ является наличие согласованной проектной и разрешительной документации,

Следовательно, ответчиками ФИО3 и ФИО4 не было допущено нарушений, выразившихся в осуществлении действий по проведению земляных работ – соответствующее разрешение Администрации МО «Бологовский район» ими было получено.

Однако информацию о том, что в непосредственной близости от места производства работ находятся кабельные линии истца, Администрация МО «Бологовский район» ФИО4 не предоставила, также не располагал такой информацией ФИО3, производивший непосредственные работы с помощью экскаватора, без обеспечения защиты кабеля.

Следовательно ФИО4 и ФИО3, осуществляли непосредственное проведение соответствующих работ на земельном участке с кадастровым номером 69:38:0081619:111, приведших в результате к повреждению имущества истца, имея выданное Администрацией МО «Бологовский район» 20 апреля 2017 года разрешение на строительство объекта капительного строительства.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований ПАО «Ростелеком» к ФИО4 и ФИО3 не усматривается.

С учетом изложенного вина ответчика Администрации МО «Бологовский район» в совершении нарушения, а также причинно-следственная связь между его действиями и причинением ущерба ПАО «Ростелеком», являются установленными.

Размер ущерба истцом также доказан представленными в материалы дела документами, соответствует требованиям Правил, и ответчиком доказательно не опровергнут.

Доказательств того, что размер ущерба является завышенным ответчиком не представлено. Убедительных доводов, опровергающих содержание представленных истцом доказательств в подтверждение размера ущерба, не приведено. С ходатайствами о проведении экспертизы объемов работ и затраченных материалов стороны не обращались.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» в лице макрорегионального филиала «Центр» Тверской филиал к ФИО3, ФИО4 и Администрации МО «Бологовский район» о возмещении убытков, причиненных повреждением кабеля связи, удовлетворить частично.

Взыскать с Администрации муниципального образования «Бологовский район» в пользу Публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» убытки, причиненные повреждением кабеля связи в размере 54705 рублей 00 копеек и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1841 рубль 00 копеек, а всего 56546 рублей 00 копеек.

В иске Публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» в лице макрорегионального филиала «Центр» Тверской филиал к ФИО3 и ФИО4 о возмещении убытков, причиненных повреждением кабеля связи – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, то есть с 11 апреля 2017 года.

Председательствующий