ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-144/2021 от 18.01.2021 Волгодонской районного суда (Ростовская область)

УИД61RS0012-01-2020-004661-24 Дело № 2-144/2021 (№2-2884/2020)

Мотивированное решение изготовлено 18.01.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 января 2021 года г. Волгодонск

Волгодонской районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Тушиной А.В.,

при секретаре Сосове Д.К.,

с участием ст. помощника прокурора г. Волгодонска Турченко А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Волгодонска Ростовской области в интересах ФИО1, ФИО2, несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, несовершеннолетних ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, несовершеннолетних ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, несовершеннолетних ФИО14, ФИО15, ФИО15, ФИО16, ФИО17, несовершеннолетних ФИО18, ФИО19, ФИО20 к Администрации г. Волгодонска, третьи лицаПравительство Ростовской области, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, об обязании обеспечить земельные участки, предоставленные бесплатно многодетной семье, инженерной инфраструктурой,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Волгодонска Ростовской области, действуя в интересах ФИО1, ФИО2, несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, несовершеннолетних ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, несовершеннолетних ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, несовершеннолетних ФИО14, ФИО15, ФИО15, ФИО16, ФИО17, несовершеннолетних ФИО18, ФИО19, ФИО20 к Администрации г. Волгодонска, обратился в суд с иском к Администрации г. Волгодонска Ростовской области об обязании обеспечить земельные участки, предоставленные бесплатно многодетным семьям, инженерной инфраструктурой.

В обоснование иска указал на то, что в результате проведенной на основании обращений ФИО1, ФИО2, ФИО13, ФИО6, ФИО9, ФИО16 и ФИО17 проверки прокуратурой г. Волгодонска был установлен факт нарушения органами местного самоуправления г. Волгодонска Ростовской области требований федерального законодательства при бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям: на предоставленных истцам в собственность земельных участках отсутствуют инженерные коммуникации, в том числе, централизованные сети водоснабжения и газоснабжение. Вопросы водо- и газоснабжения снабжения населения входят в компетенцию Администрации г. Волгодонска Ростовской области.

На основании изложенного, ссылаясь на то, что отсутствие инженерной инфраструктуры нарушает право истцов на защиту и государственную поддержку материнства и детства, препятствует строительству жилища, прокурор г. Волгодонска, просит суд обязать Администрацию г. Волгодонска Ростовской области обеспечить в срок в течение двух лет со дня вступления в законную силу строительство объектов инженерной инфраструктуры в виде централизованных сетей водо- и газоснабжения снабжения к земельным участкам:

- с кадастровым номером , общей площадью 600 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>,

- с кадастровым номером , общей площадью 600 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>,

- с кадастровым номером , общей площадью 600 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>,

- с кадастровым номером , общей площадью 600 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>,

- с кадастровым номером , общей площадью 600 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>

Определением Волгодонского районного суда Ростовской области от 04.12.2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Ростовской области.

Определением Волгодонского районного суда Ростовской области от 08.12.2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области.

В судебном заседании ст. помощник прокурора г. Волгодонска Турченко М.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО13, ФИО9, ФИО6, ФИО16, ФИО17, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей, в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования, настаивали на их удовлетворении. Дополнительно суду пояснили, что получив земельные участки для индивидуального жилищного строительства, они фактически лишены возможности приступить к строительным работам, а также подвести к возводимому дому и к уже возведенному дому, как многодетная семья ФИО1 и ФИО2, свет, воду, газ, поскольку отсутствуют инженерные коммуникации, в том числе централизованные системы водо- и газоснабжения. Многолетняя переписка с Администрацией г. Волгодонска по разрешению данного вопроса, положительного результата не дала. В настоящее время истцы вынуждены проживать в стесненных условиях с родственниками, оплачивать кредиты (ипотеку) и земельный налог. Считает, что именно Администрация г. Волгодонска, как на орган местного самоуправления, обязана обеспечить земельные участки, предоставленные бесплатно многодетным семьям, инженерной инфраструктурой.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Волгодонска Ростовской области ФИО21, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. В отношении требований прокурора г. Волгодонска в части обязания Администрации г. Волгодонска обеспечить строительство инженерной инфраструктуры в виде централизованных сетей водоснабжения к земельным участкам в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу, полагала не подлежащими их удовлетворению, поскольку заявленный прокурором срок, в течение которого Администрацией г. Волгодонска должно быть исполнено решение суда, является неразумным и недостаточным, не учитывающим особенностей бюджетного процесса, а именно, строительство централизованных сетей водоснабжения станет возможным только при условии выделения денежных средств из областного бюджета. Полагает, что в данной части срок исполнения решения суда должен быть не менее 2 лет 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В отношении требования об обязании Администрации г. Волгодонска обеспечить строительство инженерной инфраструктуры в виде централизованных сетей газоснабжения, просила в иске отказать в полном объеме, поскольку в настоящее время отсутствует техническая возможность подключения объекта «Строительство сетей газоснабжения 1-й, 2-й, 3-й, 4-й очереди территории вдоль Ростовского шоссе в городе Волгодонске Ростовской области», с максимальным часовым расходом газа 12676,7 м3/час, в связи с отсутствием достаточной пропускной способности ГРС-1 г. Волгодонска (л.д. 199-205 т.1).

Третье лицо Правительство Ростовской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Третье лицо Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области в судебное заседание не явились, о дате. Времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представитель Министерства обратился в суд с ходатайством о рассмотрении дела в их отсутствие, просит принять решение по имеющимся в деле доказательствам. В представленном в суд письменном отзыве на исковое заявление, указал, что министерство строительства Ростовской области реализует полномочия по организации строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур исключительно на земельных участках федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы Российской Федерацией Ростовской области, в связи с чем, не осуществляет полномочия по обеспечению земельного участка муниципальной собственности инженерной инфраструктурой. Дополнительно сообщил, что согласно положениям действующего законодательства (п. 2, п.6.2 ст. 8.3 Областного закона от 22.07.2003 №19-ЗС, ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ), вопросы организации обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для целей для индивидуального жилищного строительства, относится исключительно к полномочиям органов местного самоуправления. При этом, в адрес Министерства строительства Ростовской области обращения о выделении средств на разработку проектной документации на строительство внутриплощадочной инженерно-транспортной инфраструктуры от Администрации г. Волгодонска не поступали (л.д. 61-64 т. 2).

Выслушав пояснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Прокуратурой г. Волгодонска Ростовской области в связи с поступившими обращениями ФИО1, ФИО2, ФИО13, ФИО6, ФИО9, ФИО16 и ФИО17, действующими в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей, проведена проверка исполнения органами местного самоуправления г. Волгодонска требований законодательства, регулирующего предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Ростовской области.

Установлено, что в соответствии с постановлением Администрации г. Волгодонска от 24.07.2019 №1840 ФИО1, ФИО2, несовершеннолетним ФИО3, ФИО4, ФИО5 в собственность однократно бесплатно, как многодетной семье, предоставлен земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 600 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования - земельные участки для размещения объектов индивидуального жилищного строительства.

Согласно выписки из ЕГРН об объекте недвижимости, выданной филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ростовской области на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано право общей долевой собственности ФИО1, ФИО2, несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО5 в размере 1/5 доли на каждого.

Также в соответствии с постановлением Администрации г. Волгодонска от 06.11.2018 №2554 ФИО13, несовершеннолетним ФИО14, ФИО15 и ФИО13 в собственность однократно бесплатно, как многодетной семье, предоставлен земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 600 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования - земельные участки для размещения объектов индивидуального жилищного строительства.

Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости, выданной филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ростовской области от 29.01.2019 на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано право общей долевой собственности ФИО13, несовершеннолетним ФИО14, ФИО15 и ФИО13 в размере 1/4 доли на каждого.

В соответствии с постановлением Администрации г. Волгодонска от 29.04.2016 № 971 ФИО6, несовершеннолетним ФИО6, ФИО7, ФИО8 в собственность однократно бесплатно, как многодетной семье, предоставлен земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 600 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования - земельные участки для размещения объектов индивидуального жилищного строительства.

Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости, выданной филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ростовской области от 21.07.2016 на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано право общей долевой собственности ФИО6, несовершеннолетним ФИО6, ФИО7, ФИО8 в размере 1/4 доли на каждого.

В соответствии с постановлением Администрации г. Волгодонска от 10.04.2018 № 785 ФИО9, несовершеннолетним ФИО10, ФИО12 и ФИО11 в собственность однократно бесплатно, как многодетной семье, предоставлен земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 600 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования - земельные участки для размещения объектов индивидуального жилищного строительства.

Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости, выданной филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ростовской области от 23.01.2019 на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано право общей долевой собственности ФИО9, несовершеннолетним ФИО10, ФИО12 и ФИО11 в размере 1/4 доли на каждого.

В соответствии с постановлением Администрации г. Волгодонска от 18.04.2016 № 823 ФИО16, ФИО17, несовершеннолетним ФИО18, ФИО19, ФИО20 в собственность однократно бесплатно, как многодетной семье, предоставлен земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 600 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования - земельные участки для размещения объектов индивидуального жилищного строительства.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 26.05.2016 на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано право общей долевой собственности ФИО16, ФИО17, несовершеннолетним ФИО18, ФИО19, ФИО20 в размере 1/5 доли на каждого.

Осмотром земельных участков установлено, что инженерные коммуникации, а именно: централизованные сети водоснабжения, газоснабжения по <адрес> в районе расположения земельных участков с кадастровыми номерами , в <адрес> отсутствуют.

Судом достоверно установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривалось ответчиком, что предоставленные многодетным семьям земельные участки не были обеспечены инженерной инфраструктурой применительно к условиям населенного пункта г. Волгодонск ростовской области, который обеспечен электроснабжением, газоснабжением и водоснабжением, ни на момент предоставления земельных участков, ни в настоящее время. При этом финансирование мероприятий по обеспечению инженерной инфраструктурой на соответствующий финансовый год предусмотрено не было.

Истцы ФИО6, ФИО9, ФИО13, ФИО16 и ФИО17, на предоставленных им земельных участках планируют осуществить строительство индивидуального жилого дома. Однако, они лишены возможности в полной мере осуществлять строительные работы по возведению жилого дома, а также подвести к возводимому дому свет, воду, газ, поскольку отсутствуют необходимые для этого коммуникации.

Истцы ФИО1 и ФИО2 в настоящее время завершили строительство жилого дома на предоставленном им земельном участке, однако лишены возможности проживать в нем, а также подвести к возведенному дому свет, воду, газ, поскольку отсутствуют необходимые для этого коммуникации.

Согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство. Семья находятся под защитой государства.

Конституция Российской Федерации, обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64).

В силу конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе, путем предоставления земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.

В силу п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

На момент предоставления истцам земельных участков под индивидуальное жилищное строительство на территории Ростовской области действовал и действует Закон Ростовской области №19-ЗС «О регулировании земельных отношений в Ростовской области» от 22.07.2003 года.

В силу ч. 1 ст. 8.2, ч. 1 ст. 8.3 Областного закона Ростовской области от 22.07.2003 N19-ЗС "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" в целях индивидуального жилищного строительства право на однократное бесплатное приобретение в собственность находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов строительства имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Ростовской области в течение не менее чем 5 лет, предшествующих дате подачи заявления о постановке на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность, состоящие по месту их жительства на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющие основания для постановки на данный учет без признания их малоимущими, имеющие трех и более несовершеннолетних детей и совместно проживающие с ними.

Находящиеся в муниципальной собственности земельные участки, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются указанным в пунктах 1 и 2 статьи 8.2 настоящего Областного закона гражданам, состоящим на учете в целях бесплатного предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Областным законом.

Уполномоченный орган муниципального района, городского округа, поселения не позднее чем через шесть месяцев после получения согласия гражданина на получение в собственность земельного участка в указанном в пункте 6.1 настоящей статьи месте осуществляет проведение следующих работ по формированию земельного участка: выполняет в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", работы, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществляет мероприятия, необходимые для государственного кадастрового учета такого земельного участка; определяет вид разрешенного использования земельного участка; определяет технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плату за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев предоставления земельных участков для создания крестьянского (фермерского) хозяйства.

Предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом (определение Конституционного Суда РФ от 09.11.2017 №2516-О «По жалобе администрации г. Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

Таким образом, исполнение обязанности граждан по подключению своих домов к сетям инженерно-технического обеспечения зависит от наличия таких сетей и точек подключения (технологического подсоединения) к ним.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» предусмотрено до июля 2012 года Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более семей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территории городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с п.п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального городского округа относятся: организация в границах муниципального городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Кроме того в соответствии с ч. 4.2 – 4.3 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении», полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии со ст. 6 п. 1 п.п. 1 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе, принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Статьей 7 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" предусмотрено, что организация газоснабжения городских округов, а также организация газоснабжения населения городских округов, является полномочием органов местного самоуправления городских округов, и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 N436-ЗС "О местном самоуправлении в Ростовской области" помимо вопросов местного значения городских округов определяются Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Таким образом, вопросы водоснабжения и газоснабжения населения муниципального образования «Город Волгодонск» входят в компетенцию администрации г. Волгодонска Ростовской области.

Из изложенного следует, что действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории городского округа вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе, при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

При этом понятие "организация", используемое для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе, регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг.

Устанавливая такое правовое регулирование, законодатель принимал во внимание, в частности, цели улучшения жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных указанной категории граждан на бесплатной основе (подпункт "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 года N 1119-р "Комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей").

Земельные участки предоставляются для индивидуального жилищного строительства, а также подлежит учету нормативное регулирование застройки территорий городских и сельских поселений, которое должно осуществляться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и основанными на его положениях актами территориального планирования, а также документами градостроительного зонирования - правилами землепользования и застройки, включающими в себя градостроительные регламенты (пункт 3 части 2 статьи 30 данного Кодекса). В таких регламентах, как следует из пункта 4 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.

Следовательно, при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства, с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры, что получило свое отражение в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N 372; подпункты 3 и 4 пункта 17).

Таким образом, в системе, как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры.

Указанная позиция подтверждается судебной практикой отраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 N 1054-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО22.. на нарушение ее конституционных прав абзацами четвертым и пятым части 3 статьи 3 Закона Пермского края "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае", Апелляционном определении Приморского краевого суда от 25.01.2018 по делу N 33А-761/2018, Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 10.05.2018 по делу N 33-5015/2018, Апелляционное определение Верховного суда Республики Адыгея от 05.08.2014 по делу N33-967/2014, Апелляционным определением Ростовского областного суда от 21.08.2019 №33-14460/2019 и др.

Между тем, как установлено судом и отрицается сторонами, как на момент предоставления истцам земельных участков, так и по настоящее время, Администрацией г. Волгодонска не предприняты меры по обеспечению возможности подключения выделенных земельных участков к сетям инженерно-технического обеспечения, по разработке и утверждению проекта обеспечении инженерной инфраструктурой земельных участков по улицам 70 лет Победы, Капитана ФИО23, Тихорецкой, Воронежской г. Волгодонска Ростовской области.

Фактически истцам не обеспечена возможность ведения строительства и беспрепятственного подключения возводимых жилых домов к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объема для нормальной жизнедеятельности. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

Довод ответчика о том, что обеспечение строительства инженерной инфраструктуры, в виде централизованных сетей газоснабжения к земельным участкам, предоставленным многодетным семьям А-вых, ФИО24, ФИО25, У-вых, ФИО26 является невозможным, в связи с отсутствием технической возможность подключения объекта «Строительство сетей газоснабжения 1-й, 2-й, 3-й, 4-й очереди территории вдоль Ростовского шоссе в городе Волгодонске Ростовской области», в связи с отсутствием достаточной пропускной способности ГРС-1 г. Волгодонска, суд находит несостоятельными, поскольку при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно органами местного самоуправления должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства, с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры (Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N 372; подпункты 3 и 4 пункта 17).

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обраться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в сфере семьи, материнства, отцовства и детства.

Отсутствие инженерной инфраструктуры в виде централизованных сетей водоснабжения и газоснабжения к земельным участкам, предоставленным многодетным семьям А-вых, ФИО24, ФИО25, ФИО26, У-вых для индивидуального строительства, нарушает их право на защиту и государственную поддержку материнства и детства, препятствует строительству жилища.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд, оценив представленные сторонами доказательства, пришел к выводу, что ответчиком, как уполномоченным органом местного самоуправления, не были в полном объеме осуществлены действия по организации инженерной инфраструктуры, в виде налаживания устойчивого и скоординированного функционирования объектов, осуществляющих производство и поставку потребителям энергетических, тепловых и водных ресурсов, с тем, чтобы гражданам, осуществляющим строительство жилых домов на предоставленных им земельных участках, обеспечивалась возможность ведения строительства и беспрепятственного подключения возводимых (возведенных) жилых домов к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности.

Срок подготовки технических условий, для подключения земельных участков к сетям инженерно-технического обеспечения будет являться достаточным в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора г. Волгодонска Ростовской области в интересах ФИО1, ФИО2, несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, несовершеннолетних ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, несовершеннолетних ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, несовершеннолетних ФИО14, ФИО15, ФИО15, ФИО16, ФИО17, несовершеннолетних ФИО18, ФИО19, ФИО20 к Администрации г. Волгодонска, третьи лицаПравительство Ростовской области, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, об обязании обеспечить земельные участки, предоставленные бесплатно многодетной семье, инженерной инфраструктурой, удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Волгодонска Ростовской области обеспечить строительство объектов инженерной инфраструктуры в виде централизованных сетей водо- и газоснабжения к земельным участкам:

- с кадастровым номером , общей площадью 600 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>,

- с кадастровым номером , общей площадью 600 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>,

- с кадастровым номером , общей площадью 600 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>,

- с кадастровым номером , общей площадью 600 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>,

- с кадастровым номером , общей площадью 600 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>

в течение двух лет с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья