ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-144/2021 от 19.04.2021 Стрежевской городского суда (Томская область)

Гражданское дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город ФИО5 Томской области 19 апреля 2021 года

Стрежевской городской суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Чукова Н.С.,

при секретаре Молчановой О.Н., с участием

представителя истца помощника прокурора г. Стрежевого Петрушина А.И.,

представителей ответчика АО «Томскнефть» ВНК ФИО1, действующей на основании доверенности от 25.12.2019, ФИО2, действующего на основании доверенности от 01.02.2021,

представителя третьего лица Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры ФИО3, действующего на основании доверенности от 26.11.2020 сроком по 31.12.2021,

представителя третьего лица Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры ФИО4, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по 31.12.2021

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Нижневартовского района в интересах Российской Федерации к Акционерному обществу «Томскнефть» Восточной Нефтяной компании о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нижневартовского района в интересах Российской Федерации с учетом заявления об изменении примета иска обратился в Стрежевской городской суд Томской области с иском к Акционерному обществу «Томскнефть» Восточной Нефтяной компании (далее АО «Томскнефть» ВНК) о возложении обязанности, указав следующее. Прокуратурой района проанализированы причины низкого выполнения мероприятий национального проекта «Экология». В портфель проектов «Экология» автономного округа включено 6 региональных проектов, в том числе «Снижение негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок в границах городов» (далее РП «Чистая страна»). Мероприятия РП «Чистая страна» включены в государственную программу «Экологическая безопасность», утвержденную постановлением Правительства автономного округа от 05.10.2018 № 352-п. 25.12.2020 Нижневартовским территориальным отделом – лесничество отказано АО «Томскнефть» ВНК в согласовании проекта рекультивации загрязненного земельного участка «В районе КНВЛ ф-114 к. 74 скв. 88р, 22м от скв. Вахского месторождения». До настоящего времени проект рекультивации не согласован, к работам по рекультивации Общество не приступило.

АО «Томскнефть» ВНК на протяжении длительного времени причиняется вред компонентам окружающей среды, к которым, согласно ст. 1 Федерального закона 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» относится почва.

Непринятие АО «Томскнефть» ВНК мер по рекультивации нефтеразливов создает угрозу возникновения пожаров в лесах на загрязненной нефтью территории, приводит к деградации почв и наносит необратимый вред объектам экологической системы на территории лесного фонда.

Истец просит суд возложить на АО «Томскнефть» ВНК обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу утвердить проект рекультивации земель после согласования с уполномоченными органами на территории лесного фонда на объекте «В районе КНВЛ ф-114 к. 74 скв. 88р, 22м от скв. Вахского месторождения». Возложить на АО «Томскнефть» ВНК обязанность восстановить естественное состояние нефтезагрязненного лесного участка на объекте «В районе КНВЛ ф-114 к. 74 скв. 88р, 22м от скв. Вахского месторождения» путем проведения рекультивационных работ на основании проекта рекультивации земель, разработанного, согласованного и утвержденного в порядке, предусмотренном Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора г. Стрежевого Томской области Петрушин А.И. уточненные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика АО «Томскнефть» ВНК ФИО1, ФИО2 в судебном заседании требования истца не признали в полном объеме, просили в удовлетворении исковых требований отказать, поддерживали доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление. Указали, что исковое заявление не соответствует требованиям ст. 131, ст. 132 ГПК РФ, к исковому заявлению не приложены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования. 14.05.2020 в 09:00 Обществом обнаружен разлив нефтесодержащей жидкости в районе «КНВЛ ф-114 к. 74 скв. 88р, 22м от скв. Вахского месторождения, о чем было сообщено Администрации Нижневартовского района. Непосредственно после обнаружения нефтеразлива Обществом были составлены и проведены мероприятия по локализации и ликвидации последствий нефтеразлива. 30.11.2020 АО «ТомскНИПИнефть» в рамках оказания обществу услуг по договору №ЭМ5857 направило в адрес Нижневартовского территориального отдела – лесничество разработанный проект рекультивации загрязненного земельного участка лесного фонда. Однако, от Нижневартовского территориального отдела – лесничества получен отказ в согласовании проекта рекультивации по причине отсутствия кадастрового номера земельного участка, в отношении которого планируются к проведению рекультивационные работы. Кроме того, Обществом получено разъяснение о том, что на участке, планируемом к рекультивации имеются лесонасаждения, в связи с чем с целью проведения рекультивационных работ необходимо заключение договоров аренды на площадь загрязненного участка проектируемого к восстановлению, на котором имеются лесонасаждения, с постановкой на кадастровый учет. Считают отказ Нижневартовского отдела – лесничества в согласовании проекта рекультивации незаконным, приведшим к срыву срока начала рекультивационных работ. Отмечают, что проект рекультивации предусматривает поэтапное проведение работ, рассчитанное на период май 2021 года – сентябрь 2023. В связи с чем, даже при наличии согласования проекта рекультивации, работы не могут быть выполнены ранее установленного срока.

В судебном заседании представитель третьего лица Природнадзора Югры ФИО4 пояснил, что требования прокурора Нижневартовского района обоснованы и подлежат удовлетворению, по доводам изложенным в отзыве на возражения ответчика. Указал, что согласно оперативному сообщению об аварии (инциденте) от 15.05.2020 № 1011/2-1192 авария на нефтепроводе произошла по причине локального коррозионного износа вследствие воздействия высокообводненной среды перекачиваемого продукта. Результатом аварии на нефтепроводе, произошедшей 14.05.2020 в 09:00 стал разлив нефти. В соответствии с пп. «б» п. 26 Правил проведения рекультивации Общество обязано было обеспечить разработку проекта рекультивации и приступить к рекультивации спорного участка не позднее 15.12.2020. Действия Нижневартовского территориального отдела – лесничества, связанные с отказом в согласовании проекта рекультивации обществом не оспорены.

Представитель третьего лица Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры ФИО3 в судебном заседании требования прокурора Нижневартовского района поддержал в полном объеме, считает, что ответчиком не предпринято должных мер по разработке проекта рекультивации загрязненного земельного участка в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель», утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800. Просил суд удовлетворить требование истца в полном объёме.

Заслушав стороны, представителей третьих лиц, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации, в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и в абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Закон об охране окружающей среды).

В соответствии со ст. 1 Закона об охране окружающей среды вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате её загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Возмещение вреда направлено в первую очередь на преодоление указанных последствий и восстановление нарушенного состояния окружающей среды в максимально возможной степени.

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Названные мероприятия составляют суть охраны окружающей среды согласно ст.ст. 1, 4 Закона об охране окружающей среды.

В соответствии с ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешённым использованием, в том числе путём устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Статьей 39 Закона об охране окружающей среды установлено, что эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель и с учётом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Пунктами 1, 3 ст. 77 Закона об охране окружающей среды также установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В судебном заседании установлено, что выдел № 4 квартала № 380 Охтеурского урочища, Охтеурского участкового лесничества, относится к лесному фонду, что подтверждается выпиской из государственного лесного реестра ХМАО-Югры № 86/007/20/225 от 03.06.2020. (т. 1 л.д. 173).

14.05.2020 в 09:00 согласно оперативному сообщению об инциденте АО «Томскнефть» ВНК на трубопроводе КНВЛ ф-114 к. 74 скв. 88р, 22 м от скв. Вахского месторождения в результате внутренней коррозии произошёл разлив нефтесодержащей жидкости, что повлекло загрязнение лесных участков (т. 1 л.д. 166).

В соответствии с информацией, представленной АО «Томскнефть» ВНК в типовой форме сведений об аварии (инциденте) на трубопроводе от 15.05.2020 № 1011/2-1194, загрязнение нефтесодержащей жидкостью произошло 14.05.2020 по причине внутренней коррозии (т. 1 л.д. 167-168).

Согласно паспорту загрязненного земельного участка, загрязненный участок «В районе КНВЛ ф-114 к. 74 скв. 88р, 2м от скв. Вахского месторождения» расположен в выделе № 4 квартала № 380 Охтеурского урочища Охтеурского участкового лесничества Нижневартовского территориального отдела – лесничества Нижневартовского района, площадь загрязненного участка составляет 6 594 м.кв. (0,6594 га), АО «Томскнефть» ВНК проведены работы по устранению отказа трубопровода, обвалованию и отсыпке минеральным грунтом, степень загрязнения участка – умеренная (т. 1 л.д. 9-10).

Постановлением Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры от 05.08.2020 АО «Томскнефть» ВНК признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования в области охраны собственности по ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, в связи с нарушением правил санитарной безопасности в лесах, в части загрязнения лесов химическим веществами, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 101000 рублей (т. 1 л.д. 176-188).

Указанное постановление не обжаловалось и вступило в законную силу 25.08.2020.

25.09.2020 на основании платёжного поручения № 351623 АО «Томскнефть» ВНК произведена оплата административного штрафа по постановлению от 05.08.2020 в сумме 101000 рублей (т. 1 л.д. 200).

Таким образом, возникновение загрязнения лесного участка произошло в результате происшествия в виду ненадлежащего содержания ответчиком трубопровода, то есть по вине ответчика и подтверждается материалами дела, что ответчиком не оспаривалось.

Поскольку возникновение загрязнения лесного участка произошло в результате ненадлежащего содержания ответчиком трубопровода, именно на ответчике лежит обязанность по проведению рекультивации данного земельного участка.

Согласно ч. 1, 2 ст. 60.14 Лесного кодекса Российской Федерации в целях охраны лесов, включая лесные насаждения, лесные почвы, среду обитания объектов животного мира и другие природные объекты в лесах, от нефтяного загрязнения осуществляются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Подвергшиеся нефтяному загрязнению земли, на которых расположены леса, подлежат рекультивации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель, которые устанавливают порядок проведения рекультивации и консервации земель.

Рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешённым использованием, в том числе путём устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешённым использованием, путём обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учёта которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения (Пункт 6 Правил).

В соответствии с пунктом 8 Правил рекультивация земель должна осуществляться в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель.

Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях (пункт 10 Правил).

Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (пункт 3 Правил).

В соответствии с п. 15 Правил Проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию с исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в пункте 3 или подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил.

Заявление о согласовании проекта рекультивации земель или проекта консервации земель с приложением соответствующего проекта подается или направляется лицом, обеспечившим его подготовку в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящих Правил (далее - заявитель), лицам, указанным в пункте 15 Правил. (пункт 16 Правил).

В соответствии с п. 24 Правил лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 Правил, утверждают проект рекультивации земель, проект консервации земель в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня поступления уведомлений о согласовании таких проектов.

Как указано в п.п. «б» п. 26 Правил, лица, допустившие деградацию земель обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, в срок не позднее чем 7 месяцев со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель.

Согласно п. 28 Правил, срок проведения работ по рекультивации земель определяется проектом рекультивации земель и не должен составлять более 15 лет.

В судебном заседании установлено, что АО «Томскнефть» ВНК разработан проект рекультивации загрязненного земельного участка «В районе КНВЛ ф-114 к. 74 скв. 88р, 22 м от скв. Вахского месторождения».

30.11.2020 АО «ТомскНИПИнефть» направлено в Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры Нижневартовский территориальный отдел – лесничество заявление о согласовании проекта рекультивации земель «В районе КНВЛ ф-114 к. 74 скв. 88р, 22м от скв. Вахского месторождения».

25.12.2020 начальник отдела - лесничий Нижневартовского территориального отдела лесничества направил в адрес АО «ТомскНИПИнефть» уведомление об отказе в согласовании проекта рекультивации загрязненного земельного участка «В районе КНВЛ ф-114 к. 74 скв. 88р, 22 м от скв. Вахского месторождения» в связи с тем, что раздел «Пояснительная записка» проекта рекультивации земель содержит недостоверные сведения о рекультивируемых земельных участках: не указан кадастровый номер земельного участка, в отношении которого проводится рекультивация, отсутствуют сведения о границах земель, подлежащих рекультивации, в виде их схематического изображения на кадастровом плане территории или на выписке из Единого государственного реестра недвижимости (т. 1 л.д. 21).

В ответ на уведомление начальника отдела - лесничего Нижневартовского территориального отдела лесничества 01.02.2021 АО «Томскнефть» ВНК направлен запрос с просьбой дать разъяснения о наличии/отсутствии оснований для указания в разработанном проекте рекультивации не поставленных на кадастровый учет в качестве самостоятельных объектов недвижимости загрызенных участков, отнесенных к категории земель лесного фонда, кадастровых номеров лесничеств, а также оказать содействие в получении согласований данных проектов со стороны территориальных отделов – лесничеств (т. 1 л.д. 118-119).

15.02.2021 Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры Нижневартовский территориальный отдел – лесничество направил в адрес АО «Томскнефть» ВНК ответ о том, что в проектах рекультивации нефтезагрязнённых земель указывается кадастровый номер лесничества, в границах которого находится земельный участок, в отношении которого будет проводиться рекультивация (т. 1 л.д. 221).

Таким образом, на момент рассмотрения дела у ответчика отсутствует согласованный и утвержденный в установленном законом порядке проект рекультивации загрязнённого участка «В районе КНВЛ ф-114 к. 74 скв. 88, 22 м от скв. Вахского месторождения», который может быть реализован, при этом с момента инцидента, в результате которого произошло загрязнение земель, прошло более семи месяцев, соответственно требование о возложении обязанности по утверждению проекта подлежит удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 78 Закона об охране окружающей среды допускается возможность возмещения вреда, причиненного природной среде посредством восстановления нарушенного состояния окружающей среды за счет средств причинителя вреда в соответствии с проектом восстановительных работ.

Способы возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде, установлены ст. 78 Закона об охране окружающей среды и соответствуют гражданско-правовым способам, указанным в ст. 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая предусматривает, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в силу обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки.

Согласно пунктам 13 и 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст. 1082 ГК РФ, ст. 78 Закона об охране окружающей среды). При этом выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства.

В случае, если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь), возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме.

Таким образом, возмещение вреда, причиненного окружающей среде, возможно как в денежной форме посредством взыскания исчисленной по правилам ч. 1 ст. 78 Закона об охране окружающей среды суммы убытков, так и в виде выполнения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

Проанализировав установленные обстоятельства, дав правовую оценку представленным в материалы дела доказательствам, суд приходит к выводу о возложении обязанности восстановить естественное состояние нефтезагрязненных участков в натуре в виде рекультивации, что будет способствовать прекращению распространения загрязнения на новые территории, находящиеся рядом, и предотвращению создания пожарной ситуации на указанных землях.

В п. 7 Основ государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, утверждённых Президентом РФ 30.04.2012, указано, что стратегической целью государственной политики в области экологического развития является сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных, ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчиком меры по устранению нарушений в соответствии с порядком, установленным Правилами не приняты.

Суд находит установленным факт нарушения ответчиком природоохранного законодательства, выразившегося в неисполнении предусмотренной законом обязанности по рекультивации лесного участка.

Несоблюдение ответчиком требований законодательства противоречит принципам охраны окружающей среды, нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, требования истца о возложении на АО «Томскнефть» ВНК обязанности по восстановлению естественного состояния нефтезагрязненного земельного участка на объекте «В районе КНВЛ ф-114 к. 74 скв. 88р, 22 м от скв. Вахского месторождения» путем проведения рекультивационных работ, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Довод ответчика о том, что отказ Нижневартовского территориального отдела-лесничества в согласовании проекта рекультивации является незаконным и приведшим к срыву срока начала рекультивационных работ, суд находит несостоятельным, поскольку разлив нефтесодержащей жидкости на участке лесного фонда на объекте «В районе КНВЛ ф-114 к. 74 скв. 88р, 22м от скв. Вахского месторождения», произошел 14.05.2020, заявление о согласовании проекта рекультивации загрязненного земельного участка направлено лишь 30.11.2020, тогда как Общество должно обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель в срок в срок не позднее чем 7 месяцев со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель, либо со дня выявления деградации земель (п. 26 Правил проведения рекультивации и консервации земель Постановления Правительства РФ от 10 июля 2018 года N 800).

Кроме того, действия Нижневартовского территориального отдела – лесничества, связанные с отказом в согласовании проекта рекультивации, предметом рассмотрения спора не является.

В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд приходит к выводу, что предложенный прокурором срок исполнения возложенных на ответчика обязанностей по утверждению проекта рекультивации земель на территории лесного фонда на объекте «в районе КНВЛ ф-114 к. 74 скв. 88р, 22 м от скв. Вахского месторождения» после согласования с уполномоченными органами, в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу, является разумным и достаточным для исполнения решения суда, доказательств невозможности исполнения решения в данный срок ответчиком не представлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Размер подлежащей уплате ответчиком госпошлины определяется в соответствии пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ и составляет 300 рублей в связи с тем, что иск предъявлен в интересах неопределенного круга лиц.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Нижневартовского района в интересах Российской Федерации к Акционерному обществу «Томскнефть» Восточной Нефтяной компании о возложении обязанности – удовлетворить.

Обязать Акционерное общество «Томскнефть» Восточной нефтяной компании в течение двух месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу утвердить проект рекультивации земель на территории лесного фонда на объекте «в районе КНВЛ ф-114 к. 74 скв. 88р, 22 м от скв. Вахского месторождения» после согласования с уполномоченными органами.

Обязать Акционерное общество «Томскнефть» Восточной нефтяной компании восстановить естественное состояние нефтезагрязненного земельного участка на объекте «в районе КНВЛ ф-114 к. 74 скв. 88р, 22 м от скв. Вахского месторождения» путем проведения рекультивационных работ на основании проекта рекультивации земель, разработанного, согласованного и утвержденного в порядке, предусмотренном Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утв. постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800.

Взыскать с Акционерного общества «Томскнефть» Восточной нефтяной компании в доход бюджета муниципального образования городской округ ФИО5 государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Стрежевской городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: подпись Н.С.Чуков

Верно. Судья____________________ Н.С.Чуков

Мотивированный текст решения изготовлен 26.04.2021