Дело № 2-144/2022
УИД 35RS0017-01-2022-000148-12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Никольск 27 апреля 2022 года
Никольский районный суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Пожилова А.И., при секретаре Верховцевой Е.А., с участием представителя истца заместителя прокурора Никольского района Штанюка И.К., представителя ответчика администрации Никольского муниципального района Вологодской области по доверенности ФИО1, представителя третьего лица главного управления МЧС России по Вологодской области по доверенности ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Никольского района Вологодской области к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Кожаевская основная общеобразовательная школа», администрации Никольского муниципального района Вологодской области об устранении нарушений требований законодательства,
установил:
Прокурор Никольского района Вологодской области обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Кожаевская основная общеобразовательная школа» (далее – МБОУ «Кожаевская ООШ», школа), администрации Никольского муниципального района Вологодской области об обязании в срок до 30.03.2024 устранить нарушения требований законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны (далее – ЗС ГО) с инвентарным номером № ХХ, расположенного в здании по адресу: <...>, а именно:
- приобрести и установить аварийные емкости (баки) для питьевой воды;
- провести текущие ремонты строительных конструкций ЗС ГО;
- провести окраску помещений и конструктивных элементов ЗС ГО;
- привести внутреннюю отделку стен помещений, внутреннюю отделку полов помещений защитного сооружения в соответствии с предъявляемыми требованиями законодательства;
- провести ежегодные осмотры ЗС ГО, осуществить оценку технического состояния ЗС ГО при ежегодных осмотрах;
- обозначить путем нанесения установленного знака на видном месте вход в ЗС ГО;
- привести в соответствие с предъявляемыми требованиями эксплуатируемые светильники в ЗС ГО.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Никольского района по поручению прокуратуры Вологодской области проведена проверка исполнения МБОУ «Кожаевская ООШ» условий содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны. В ходе проведения проверки были выявлены многочисленные нарушения: отсутствуют аварийные емкости (баки) для питьевой воды; в ЗС ГО не проводятся текущие ремонты строительных конструкций с установленной периодичностью; в ЗС ГО не проводится окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО с периодичностью: при клеевой окраске - не более 3 лет, при масляной окраске - не более 5 лет, при известковой окраске - не более 3 лет; не производится окраска помещений общего пользования 1 раз в год; в ЗС ГО частично внутренняя отделка стен помещений защитного сооружения произведена из сгораемых (горючих) строительных изделий и материалов (деревянная вагонка); внутренняя отделка полов помещений защитного сооружения выполнена из сгораемых (горючих) строительных изделий и материалов (деревянная доска); не проводятся ежегодные осмотры ЗС ГО, не осуществляется оценка технического состояния ЗС ГО при ежегодных осмотрах; не обозначен путем нанесения установленного знака на видном месте вход в ЗС ГО; в ЗС ГО эксплуатируется 1 светильник со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией.
В судебном заседании заместитель прокурора Никольского района Штанюк И.К. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что намерение администрации района снять с учета указанный в иске ЗС ГО не обязательно будет удовлетворено, так как снятие ЗС ГО с учета носит не заявительный, а согласительный характер, в 2020 году ответчик уже пытался снять с учета указанный объект, но им было отказано.
Представитель ответчика МБОУ «Кожаевская ООШ» в судебное заседание не явился, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителя, с иском прокурора не согласны, просят отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Никольского муниципального района по доверенности ФИО1 в суде исковые требования прокурора не признала, в иске просила отказать, поскольку потребность в ЗС ГО отсутствует, направлять средства на его содержание нецелесообразно. Подтвердила на вопрос прокурора, что ЗС ГО является собственностью муниципального образования Никольский муниципальный район, стоит на учете в администрации района и школе. В письменных возражениях на иск ответчиком указано, что на территории Никольского района отсутствуют организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне. Принимая во внимание, что Никольский район не попадает в зону химического и радиоактивного заражения и в зону возможных сильных разрушений, организаций на территории Никольского муниципального района, имеющих мобилизационные задания, не имеется, потребность в ЗС ГО № ХХ в настоящее время отсутствует, поэтому администрацией района организована работа по снятию ЗС ГО № ХХ с учета. До конца 2022 года вопрос о снятии ЗС ГО № ХХ будет разрешен.
Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по Вологодской области по доверенности ФИО2 исковые требования прокурора Никольского района поддержал.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные прокурором исковые требования подлежат полному удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Вопросы организации и осуществления гражданской обороны определены Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон № 28-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 28 Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 (далее – Порядок № 1309), в силу п. 10 которого, организации принимают меры по поддержанию объектов гражданской обороны в состоянии постоянно готовности к использованию, обеспечивают сохранность объекта гражданской обороны, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
При этом указанный пункт не содержит ссылки на организационно-правовые формы организаций, следовательно, данная обязанность возложена на все организации, независимо от организационно-правовой формы. Кроме этого, законодателем не ставится обязанность по содержанию объекта ЗС ГО в зависимость от нахождения ЗС ГО в реестре объектов федеральной собственности.
Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 (далее – Приказ №583, Правила № 583), установлены требования к эксплуатации защитных сооружений, которые должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе в возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На основании п.п. 1.3, 1.6, 1.7, 1.8 Правил № 583, обязанность по обеспечению своевременного технического обслуживания и ремонта защитных сооружений гражданской обороны, их содержанию в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов возложена на организации, эксплуатирующие защитные сооружения.
Пунктом 2 Порядка № 1309 предусмотрено, что к объектам гражданской обороны относятся убежище, противорадиационное укрытие, укрытие, специализированное складское помещение (место хранения), санитарно-обмывочный пункт, станция обеззараживания одежды, станция обеззараживания техники, иные объекты гражданской обороны, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В соответствии с п. 13 Порядка № 1309 в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации (далее – Положение № 804).
В соответствии с п. 10 Положения № 804, одним из основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых в целях предоставления населению убежищ, является поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание ЗС ГО и их технических систем.
Согласно п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 (далее – Положение № 687), организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты, а именно:
- сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций.
Указанные требования также закреплены в Правилах № 583.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Никольского района по поручению прокуратуры Вологодской области проведена проверка исполнения МБОУ «Кожаевская ООШ» условий содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны.
В ходе проведения проверки вышеуказанного защитного сооружения гражданской обороны прокуратурой района совместно со специалистами ОНДиПР по Никольскому и Кич.-Городецкому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС по Вологодской области установлено следующее:
- в нарушение требований п.п. 3.2.21, 6.1.1 Приказа № 583 в защитном сооружении гражданской обороны отсутствуют аварийные емкости (баки) для питьевой воды;
- в нарушение требований п.п. 5.2.1, таблица 3 п. 5.2.3 Приказа № 583 в ЗС ГО не проводятся текущие ремонты строительных конструкций с установленной периодичностью;
- в нарушение требований 5.2.3 Приказа № 583 в ЗС ГО не проводится окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО с периодичностью: при клеевой окраске - не более 3 лет, при масляной окраске - не более 5 лет, при известковой окраске - не более 3 лет.; не производится окраска помещений общего пользования 1 раз в год;
- в нарушение 3.2.8, 3.5.3 Приказа № 583 в ЗС ГО частично внутренняя отделка стен помещений защитного сооружения произведена из сгораемых (горючих) строительных изделий и материалов (деревянная вагонка); внутренняя отделка полов помещений защитного сооружения выполнена из сгораемых (горючих) строительных изделий и материалов (деревянная доска);
- в нарушение п.п. 4.1.1, 4.1.4, 4.1.5, 4.1.6 Приказа № 583 не проводятся ежегодные осмотры ЗС ГО, не осуществляется оценка технического состояния ЗС ГО при ежегодных осмотрах;
- в нарушение п. 6.2.1 Приказа № 583 ЗС ГО не обозначен путем нанесения установленного знака на видном месте вход в ЗС ГО;
- в нарушение пп. в п. 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2021 № 1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации» в ЗС ГО эксплуатируется 1 светильник со снятым колпаком (рассеивателем) предусмотренным конструкцией.
В ходе ранее проведенной проверки в 2021 г. прокурором района 01.11.2021 в адрес директора МБОУ «Кожаевская ООШ» внесено представление с целью побуждения должностных лиц МБОУ «Кожаевская ООШ» принять меры к приведению ЗС ГО в соответствие с требованиями, предъявляемых для приема граждан.
Результаты надзорных мероприятий в 2022 г. показали, что МБОУ «Кожаевская ООШ» каких-либо мер, направленных на осуществление подготовки к проведению мероприятий по приведению защитного сооружения гражданской обороны в готовность к приему укрываемых, не принято, о чем также свидетельствуют выявленные многочисленные нарушения законодательства в рассматриваемой сфере.
Согласно свидетельств о государственной регистрации права 35-АБ № ХХ, № ХХ, № ХХ от 22.09.2015, на основании постановления главы Никольского муниципального района от 09.02.2009 № 84 нежилые помещения, расположенные по адресу: <...>, переданы МБОУ «Кожаевская ООШ» на праве оперативного управления.
В соответствии с п. 4.2 Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Никольского муниципального района, утвержденного решением Представительного собрания Никольского муниципального района № 91 от 27.12.2016, имущество района, находящееся или передаваемое в пользование муниципальному учреждению района, закрепляется за ним на праве оперативного управления. Права собственника имущества осуществляет администрация района, то есть обязанность по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны лежит также и на администрации Никольского муниципального района как собственнике указанного муниципального имущества.
При изложенных обстоятельствах, суд находит заявленные прокурором исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, так как бездействие должностных лиц МБОУ «Кожаевская ООШ», администрации Никольского муниципального района на данном направлении привело к тому, что защитное сооружение не соответствует предъявляемым требованиям и не готово к переводу в установленные сроки на режим защитных сооружений, отсутствуют необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Никольского района Вологодской области к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Кожаевская основная общеобразовательная школа», администрации Никольского муниципального района Вологодской области об устранении нарушений требований законодательства полностью удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кожаевская основная общеобразовательная школа», администрацию Никольского муниципального района Вологодской области в срок до 30.03.2024 устранить нарушения требований законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) с инвентарным номером № ХХ, расположенного в здании по адресу: <...>, а именно:
- приобрести и установить аварийные емкости (баки) для питьевой воды;
- провести текущие ремонты строительных конструкций ЗС ГО;
- провести окраску помещений и конструктивных элементов ЗС ГО;
- привести внутреннюю отделку стен помещений, внутреннюю отделку полов помещений защитного сооружения в соответствии с предъявляемыми требованиями законодательства;
- провести ежегодные осмотры ЗС ГО, осуществить оценку технического состояния ЗС ГО при ежегодных осмотрах;
- обозначить путем нанесения установленного знака на видном месте вход в ЗС ГО;
- привести в соответствие с предъявляемыми требованиями эксплуатируемые светильники в ЗС ГО.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Никольский районный суд Вологодской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29.04.2021.
Судья А.И. Пожилов