ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-145 от 22.02.2011 Петровского районного суда (Ставропольский край)

                                                                                    Петровский районный суд Ставропольского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Петровский районный суд Ставропольского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №2–145

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 февраля 2011 года

г.Светлоград

Петровский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Былинкин В.П. – единолично,

при секретаре Харченко Л.И.

с участием ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Воронежского гарнизона в интересах Военного авиационного инженерного университета г.Воронеж к ФИО1 о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на подготовку в военном образовательном учреждении профессионального образования.

У С Т А Н О В И Л:

Военный прокурор Воронежского гарнизона в интересах Военного авиационного инженерного университета г.Воронеж обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на подготовку в военном образовательном учреждении профессионального образования, мотивируя свои требования тем, что в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» ФИО1 приказом начальника Ставропольского высшего во­енного авиационного инженерного училища --- от *** зачислен с -.- года на первый курс СВВАИУ (ВИ), назначен на воинскую долж­ность «курсант» с присвоение воинского звания «рядовой», по военной специальности: «Эксплуатация самолетов, вертолетов и авиационных двигателей».

*** курсант ФИО1 заключил контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ с Министерством обороны РФ в лице начальника Ставропольского высшего военного авиационного инженерного училища (военного ин­ститута) на время обучения в военно-учебном заведении и 5 лет военной службы после его окончания.

В соответствии с директивой Генерального штаба ВС РФ от *** ---, курсант ФИО1 приказом начальника военного авиационного инженер­ного университета (...) --- от *** для дальнейшего прохождения военной службы и обучения, с *** зачислен в списки переменного состава университета на -.- курс (ПВСП).

Приказом начальника университета --- от *** рядовой ФИО1 отчислен из военно-учебного заведения от дальнейшего обучения по нежеланию учиться, в соответствии с п.п. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и во­енной службе», досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас (в связи с не­выполнением военнослужащим условий контракта).

Право граждан на получение образования в военно-образовательных учреждениях закреплено Федеральными законами «О статусе военнослужащих» и «О воинской обя­занности и военной службе».

В соответствии с п. 7 ст. 35 Федерального закона «О воинской обязанности и во­енной службе» граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государствен­ных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисци­плинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленно­го контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным п.п. «д», «е» и «з» п.1, п.п. «в» и «д» п. 2 ст.51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготов­ку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Фе­дерации.

Постановлением Правительства РФ от 07.02.2006 года № 78 «О порядке обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в государственных и муни­ципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального обра­зования...» установлено, что расходы, связанные с обучением курсантов, производятся за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству оборо­ны и иным федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным зако­ном предусмотрена военная служба (п.3).

Постановлением Правительства РФ от 07.02.2006 года № 82 утверждено Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образо­вания, согласно п. 49 которого высшее военно-учебное заведение обеспечивается матери­альным и денежными средствами в соответствии с законодательством РФ в порядке, ус­тановленном нормативными правовыми актами федерального органа.

При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обу­чающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежа­щих возмещению средств, включаются в контракт о прохождении военной службы (п. 7 введен Федеральным законом от 6.07.2006г. № 103-ФЗ). Настоящие положения закона вступили в силу с 01.07.2007 г.

Согласно постановлению Правительства РФ от 25.06.2007 г. № 402 была утвержде­на Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюд­жета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан в военных образо­вательных учреждениях профессионального образования. Указанное постановление всту­пило в силу с 01.07.2007 г. и распространило свое действие на граждан, поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования на обучение по основным образовательным программам профессионального образования, начиная с 2007 года. В пункте 2 этого постановления было поручено Министерству обороны РФ, другим федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом преду­смотрена военная служба, привести свои нормативные правовые акты в соответствии с настоящим постановлением.

Как следует из приказа МО РФ от 8.08.2008 г. № 434 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ постановления Правительства РФ от 25.06.2007 г. № 402» и по­становления Правительства РФ от 01.10.2007 года № 629, в соответствии с которыми была утверждена Методика расчета стоимости износа основных средств, стоимости рас­хода материальных запасов и расхода на содержание преподавателей, включаемых в со­став расходов, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в воен­ных образовательных учреждениях профессионального образования Минобороны России и определен порядок исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан РФ, отчисленных из высших учебных заведений.

Из п. 2 приказа следует, что Статс-секретарю - заместителю Министра обороны РФ до 30.09.2008 г. было предписано организовать разработку рекомендаций должност­ным лицам органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ по организации исчисления и обеспечению возмеще­ния средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготов­ку граждан РФ в военных образовательных учреждениях профессионального образования Минобороны России, и утвердить их.

Данные рекомендации были разработаны и утверждены Статс-секретарем - замес­тителем МО РФ в октябре 2008 года.

Согласно п. 15 этих рекомендаций, на каждого поступившего в военно-учебное за­ведение гражданина, заводится индивидуальная карта учета средств федерального бюд­жета затраченных на военную и специальную подготовку гражданина на период его обу­чения в ВУЗе.

Из приказа МО РФ № 434 от 8.08.2008 г. также следует, что расчет фиксированных значений суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в кон­тракты о прохождении службы в соответствии с Приложением № 7 к Методикам, утвер­ждаются руководителем органа военного управления или соответствующим должност­ным лицом, имеющим в непосредственном подчинении военно-учебные заведения. Ука­занный расчет был утвержден Главнокомандующим ВВС 17.12.2008 года, согласно кото­рого фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств по специальности «Эксплуатация самолетов, вертолетов и авиационных двигателей», по которой обучался ФИО1 составило -.- рубля в год.

Учитывая, что ФИО1 был отчислен из института по нежела­нию учиться, что подтверждается его рапортом на имя начальника курса от ***, он обязан возместить средства федерального бюджета, затраченные на его специ­альную подготовку.

В соответствии с Индивидуальной картой учета средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку ФИО1 в период обучения в военно-учебном заведении, оформленной в соответствии с Приложением № 2 к Рекомендациям Статс-секретаря - заместителя МО РФ, срок обучения в ВАИУ ФИО1 составил 3 года 2 месяца.

Расчет текущего значения суммы, в соответствии с указанной Индивидуальной картой, подлежащих возмещению средств, затраченных на обучение ФИО1 за ука­занный период, составил -.- руб. -.- коп.

ФИО1 в добровольном порядке сумму, подлежащую возмещению, в размере -.- руб. -.- коп. в финансовый орган университета не внес.

В соответствии с частью 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлени­ем в суд в защиту интересов Российской Федерации.

Пунктом 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Россий­ской Федерации, вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита прав граждан и охраняемых интересов общества или государства.

В данном случае интересы государства обоснованы правовым анализом Консти­туции РФ и действующего федерального законодательства Российской Федерации, а так­же правовой природой денежных средств, затраченных на обучение курсанта.

Интересы Российской Федерации заключаются в том, что согласно пункту «д» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации на­ходится федеральная государственная собственность и управление ею. Российская Федерация, как субъект гражданских правоотношений, является собст­венником принадлежащего государству имущества.

В связи с этим защита интересов Российской Федерации включает в себя также во­просы сохранности федеральной собственности, в том числе денежных средств, затра­ченных на обучение военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации.

В силу п. 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов находится у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно ст. 11 того же закона воинские части входят в общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 26 закона определено, что финансиро­вание расходов на оборону осуществляется из средств федерального бюджета путем ас­сигнования средств Министерству обороны Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающим реализацию мероприятий в области обороны.

В соответствии с п.4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж) входит в состав Министерства обороны РФ и является получателем государственных бюджетных средств, которые установленным порядком расходует на цели, соответствующие условиям их поручения, в том числе и на обучение военнослужащих.

Согласно Уставу образовательное учреждение ВАИУ (г. Воронеж) является бюджетным учреждением. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 31.07.1998 года и Порядком открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами (утв. приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 года № 7н), бюджетные учреждения осуществляют операции с бюджетными средствами только через лицевые счета, открытые им в территориальных органах федерального казначейства, и в соответствии с бюджетной сметой (ст. 161-162 БК РФ).

Законом РФ от 10.07.1992 года «Об образовании» установлено, что обучение в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования финансируется за счет средств федерального бюджета (ст. 14).

ВАИУ (г. Воронеж), финансируемый из федерального бюджета, не может по своему усмотрению распоряжаться этими средствами и отвечать ими по своим обязательствам.

Военный прокурор Воронежского гарнизона, обратившись в суд с исковым заявлением к отчисленному курсанту ФИО1, просит взыскать с него денежные средства федерального бюджета в размере -.- руб. -.- коп., затраченных государством на его бучение в военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, то есть действует в защиту интересов Российской Федерации. Совпадение этих интересов с интересами Учреждения (ВАИУ), не может трактоваться как обращение прокурора только в пользу Учреждения, поскольку требования военного прокурора направлено а взыскание с ответчика ФИО1 денежных средств, подлежащих зачислению в федеральный бюджет через лицевой счет Учреждения, находящийся в территориальном органе Федерального казначейства, соответственно в качестве процессуального истца указывается Учреждение - Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж).

Наличие права Учреждения - Военного авиационного инженерного университета (г. Воронеж) на обращение в суд с аналогичным иском не лишает военного прокурора самостоятельной реализации им своих полномочий, поскольку они прямо предоставлены ему ч. 1 ст. 45 ГПК и ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре РФ», согласно которым органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от других органов.

Данные обстоятельства обязывают военного прокурора Воронежского гарнизона обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности, поскольку собственником данных денежных средств является Российская Федерация, и прокурор, обратившись в суд в защиту интересов Российской Федерации, фактически действует в защиту ее интересов.

В исковом заявлении военный прокурор Воронежского гарнизона просил суд взыскать с ФИО1 в пользу Российской Федерации в лице Военного авиационного инженерного университета (г.Воронеж) денежные средства в размере -.- рублей -.- копеек, затраченных на обучение ФИО1 в военном образовательном учреждении профессионального образования.

В судебное заседание представитель истца - военной прокуратуры Воронежского гарнизона не явился, будучи надлежащим образом уведомлен о месте и времени судебного заседания, не сообщил суду о причинах неявки, поэтому суд согласно ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя истца.

Представитель истца – Военного авиационного инженерного университета (г.Воронеж) в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомлен о месте и времени судебного заседания, не сообщил суду о причинах неявки, поэтому суд согласно ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя истца.

В судебном заседании ответчик ФИО1 исковые требования военного прокурора Воронежского гарнизона о взыскании с него денежных средств в размере -.- рублей -.- копеек, затраченных на его обучение в военном образовательном учреждении профессионального образования, признал в полном объеме и не возражал против их удовлетворения.

Суд, заслушав ответчика, изучив материалы дела и представленные доказательства, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» ФИО1 приказом начальника Ставропольского высшего во­енного авиационного инженерного училища --- от *** зачислен с *** на первый курс СВВАИУ (ВИ), назначен на воинскую долж­ность «курсант» с присвоение воинского звания «рядовой», по военной специальности: «Эксплуатация самолетов, вертолетов и авиационных двигателей».

*** курсант ФИО1 заключил контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ с Министерством обороны РФ в лице начальника Ставропольского высшего военного авиационного инженерного училища (военного ин­ститута) на время обучения в военно-учебном заведении и 5 лет военной службы после его окончания.

В соответствии с директивой Генерального штаба ВС РФ от *** ---, курсант ФИО1 приказом начальника военного авиационного инженер­ного университета (...) --- от *** для дальнейшего прохождения военной службы и обучения, с *** зачислен в списки переменного состава университета на -.- курс (ПВСП).

Приказом начальника университета --- от *** рядовой ФИО1 отчислен из военно-учебного заведения от дальнейшего обучения по нежеланию учиться, в соответствии с п.п. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и во­енной службе», досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас (в связи с не­выполнением военнослужащим условий контракта).

Право граждан на получение образования в военно-образовательных учреждениях закреплено Федеральными законами «О статусе военнослужащих» и «О воинской обя­занности и военной службе».

В соответствии с п. 7 ст. 35 Федерального закона «О воинской обязанности и во­енной службе» граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государствен­ных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисци­плинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленно­го контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным п.п. «д», «е» и «з» п.1, п.п. «в» и «д» п. 2 ст.51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготов­ку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Фе­дерации.

Постановлением Правительства РФ от 07.02.2006 года № 78 «О порядке обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в государственных и муни­ципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального обра­зования...» установлено, что расходы, связанные с обучением курсантов, производятся за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству оборо­ны и иным федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным зако­ном предусмотрена военная служба (п.3).

Постановлением Правительства РФ от 07.02.2006 года № 82 утверждено Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образо­вания, согласно п. 49 которого высшее военно-учебное заведение обеспечивается матери­альным и денежными средствами в соответствии с законодательством РФ в порядке, ус­тановленном нормативными правовыми актами федерального органа.

При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обу­чающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежа­щих возмещению средств, включаются в контракт о прохождении военной службы (п. 7 введен Федеральным законом от 6.07.2006г. № 103-ФЗ). Настоящие положения закона вступили в силу с 01.07.2007 г.

Согласно постановлению Правительства РФ от 25.06.2007 г. № 402 была утвержде­на Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюд­жета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан в военных образо­вательных учреждениях профессионального образования. Указанное постановление всту­пило в силу с 01.07.2007 г. и распространило свое действие на граждан, поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования на обучение по основным образовательным программам профессионального образования, начиная с 2007 года. В пункте 2 этого постановления было поручено Министерству обороны РФ, другим федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом преду­смотрена военная служба, привести свои нормативные правовые акты в соответствии с настоящим постановлением.

Как следует из приказа МО РФ от 8.08.2008 г. № 434 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ постановления Правительства РФ от 25.06.2007 г. № 402» и по­становления Правительства РФ от 01.10.2007 года № 629, в соответствии с которыми была утверждена Методика расчета стоимости износа основных средств, стоимости рас­хода материальных запасов и расхода на содержание преподавателей, включаемых в со­став расходов, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в воен­ных образовательных учреждениях профессионального образования Минобороны России и определен порядок исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан РФ, отчисленных из высших учебных заведений.

Из п. 2 приказа следует, что Статс-секретарю - заместителю Министра обороны РФ до 30.09.2008 г. было предписано организовать разработку рекомендаций должност­ным лицам органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ по организации исчисления и обеспечению возмеще­ния средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготов­ку граждан РФ в военных образовательных учреждениях профессионального образования Минобороны России, и утвердить их.

Данные рекомендации были разработаны и утверждены Статс-секретарем - замес­тителем МО РФ в октябре 2008 года.

Согласно п. 15 этих рекомендаций, на каждого поступившего в военно-учебное за­ведение гражданина, заводится индивидуальная карта учета средств федерального бюд­жета затраченных на военную и специальную подготовку гражданина на период его обу­чения в ВУЗе.

Из приказа МО РФ № 434 от 8.08.2008 г. также следует, что расчет фиксированных значений суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в кон­тракты о прохождении службы в соответствии с Приложением № 7 к Методикам, утвер­ждаются руководителем органа военного управления или соответствующим должност­ным лицом, имеющим в непосредственном подчинении военно-учебные заведения. Ука­занный расчет был утвержден Главнокомандующим ВВС 17.12.2008 года, согласно кото­рого фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств по специальности «Эксплуатация самолетов, вертолетов и авиационных двигателей», по которой обучался ФИО1 составило -.- рубля в год.

Учитывая, что ФИО1 был отчислен из института по нежела­нию учиться, что подтверждается его рапортом на имя начальника курса от ***, он обязан возместить средства федерального бюджета, затраченные на его специ­альную подготовку.

В соответствии с Индивидуальной картой учета средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку ФИО1 в период обучения в военно-учебном заведении, оформленной в соответствии с Приложением № 2 к Рекомендациям Статс-секретаря - заместителя МО РФ, срок обучения в ВАИУ ФИО1 составил 3 года 2 месяца.

Расчет текущего значения суммы, в соответствии с указанной Индивидуальной картой, подлежащих возмещению средств, затраченных на обучение ФИО1 за ука­занный период, составил -.- руб. -.- коп.

ФИО1 в добровольном порядке сумму, подлежащую возмещению, в размере -.- руб. -.- коп. в финансовый орган университета не внес.

В соответствии с частью 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлени­ем в суд в защиту интересов Российской Федерации.

Пунктом 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Россий­ской Федерации, вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита прав граждан и охраняемых интересов общества или государства.

В данном случае интересы государства обоснованы правовым анализом Консти­туции РФ и действующего федерального законодательства Российской Федерации, а так­же правовой природой денежных средств, затраченных на обучение курсанта.

Интересы Российской Федерации заключаются в том, что согласно пункту «д» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации на­ходится федеральная государственная собственность и управление ею. Российская Федерация, как субъект гражданских правоотношений, является собст­венником принадлежащего государству имущества.

В связи с этим защита интересов Российской Федерации включает в себя также во­просы сохранности федеральной собственности, в том числе денежных средств, затра­ченных на обучение военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации.

В силу п. 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов находится у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно ст. 11 того же закона воинские части входят в общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 26 закона определено, что финансиро­вание расходов на оборону осуществляется из средств федерального бюджета путем ас­сигнования средств Министерству обороны Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающим реализацию мероприятий в области обороны.

В соответствии с п.4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж) входит в состав Министерства обороны РФ и является получателем государственных бюджетных средств, которые установленным порядком расходует на цели, соответствующие условиям их поручения, в том числе и на обучение военнослужащих.

Согласно Уставу образовательное учреждение ВАИУ (г. Воронеж) является бюджетным учреждением. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 31.07.1998 года и Порядком открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами (утв. приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 года № 7н), бюджетные учреждения осуществляют операции с бюджетными средствами только через лицевые счета, открытые им в территориальных органах федерального казначейства, и в соответствии с бюджетной сметой (ст. 161-162 БК РФ).

Законом РФ от 10.07.1992 года «Об образовании» установлено, что обучение в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования финансируется за счет средств федерального бюджета (ст. 14).

ВАИУ (г. Воронеж), финансируемый из федерального бюджета, не может по своему усмотрению распоряжаться этими средствами и отвечать ими по своим обязательствам.

Военный прокурор Воронежского гарнизона, обратившись в суд с исковым заявлением к отчисленному курсанту ФИО1, просит взыскать с него денежные средства федерального бюджета в размере -.- руб. -.- коп., затраченных государством на его бучение в военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, то есть действует в защиту интересов Российской Федерации. Совпадение этих интересов с интересами Учреждения (ВАИУ), не может трактоваться как обращение прокурора только в пользу Учреждения, поскольку требования военного прокурора направлено а взыскание с ответчика ФИО1 денежных средств, подлежащих зачислению в федеральный бюджет через лицевой счет Учреждения, находящийся в территориальном органе Федерального казначейства, соответственно в качестве процессуального истца указывается Учреждение - Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж).

Наличие права Учреждения - Военного авиационного инженерного университета (г. Воронеж) на обращение в суд с аналогичным иском не лишает военного прокурора самостоятельной реализации им своих полномочий, поскольку они прямо предоставлены ему ч. 1 ст. 45 ГПК и ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре РФ», согласно которым органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от других органов.

Данные обстоятельства обязывают военного прокурора Воронежского гарнизона обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности, поскольку собственником данных денежных средств является Российская Федерация, и прокурор, обратившись в суд в защиту интересов Российской Федерации, фактически действует в защиту ее интересов.

Поэтому суд считает, что исковые требования военного прокурора Воронежского гарнизона подлежат удовлетворению и с ответчика необходимо взыскать в пользу Российской Федерации в лице Военного авиационного инженерного университета (г.Воронеж) денежные средства в размере -.- рублей -.- копеек, затраченные на обучение в военном образовательном учреждении профессионального образования.

На основании изложенного и руководствуясь ст.35 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с ФИО1 в пользу Российской Федерации в лице Военного авиационного инженерного университета (г.Воронеж) денежные средства в размере -.- рублей -.- копеек, затраченные на обучение ФИО1 в военном образовательном учреждении профессионального образования.

Взыскать с ФИО1 в доход государства государственную пошлину в размере -.- рублей -.- копеек.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в срок 10 дней.

Судья Петровского районного суда Былинкин В.П.