ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-14501/15 от 05.05.2016 Курганского городского суда (Курганская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 мая 2016 года <адрес>

ФИО1 городской суд ФИО1<адрес> в составе:

председательствующего судьи Алексеевой О.В.

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Аэропорт Курган» о возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Аэропорт Курган» о возложении обязанностей.

Ходе рассмотрения дела исковые требования изменил в порядке положения статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ( далее ГПК РФ). Измененные исковые требования были приняты судом.

В обоснование иска указано, что ФИО1 прокуратурой проведена проверка исполнения ОАО «Аэропорт Курган» требований законодательства о безопасности полетов и авиационной безопасности, в части соответствия действующему законодательству периметрового ограждения ОАО «Аэропорт Курган», расположенного по адресу: <адрес>.

В ходе проведения проверки установлено, что периметровое ограждение ОАО «Аэропорт Курган» установлено в 2005 году. Общая протяженность периметрового ограждения ОАО «Аэропорт Курган» составляет около 10 000 метров, в том числе из железобетонных плит около 4 900 метров, из металлических соединений около 5 100 метров.

ФИО1 прокуратурой с участием начальника штаба авиационной безопасности ОАО «Аэропорт Курган» и должностного лица УФСБ России по ФИО1<адрес>ДД.ММ.ГГГГ произведен объезд (осмотр) периметрового ограждения ОАО «Аэропорт Курган» с внутренней стороны.

В ходе осмотра прокуратурой произведены замеры высоты ограждения измерительной металлической рулеткой VEGA LI30, заводской , свидетельство о поверке (действительно до ДД.ММ.ГГГГ). Установлено, что высота северо-западной части сплошного периметрового ограждения с внутренней стороны ОАО «Аэропорт Курган» из железобетонных плит протяженностью около 4 900 метров составляет от 1,70 до 2,0 м., с внешней стороны составляет 1,8 м. Высота сплошного периметрового ограждения с внутренней и внешней стороны расположенного между ОАО «Аэропорт Курган» и филиалом ГКУ «ФИО1<адрес> краеведческий музей» Музей авиации составляет 1,50 м. Замеры произведены по высоте периметрового ограждения ОАО «Аэропорт Курган» от земли (нижнего края периметрового ограждения) до верхнего края периметрового ограждения.

В нарушение п. 23 далее ФАП и ст. 84 Воздушного кодекса РФ, высота северо-западной части сплошного периметрового ограждения ОАО «Аэропорт Курган» из железобетонных плит протяженностью около 4 900 метров и высота сплошного периметрового ограждения расположенного между ОАО «Аэропорт Курган» и филиалом ГКУ «ФИО1<адрес> краеведческий музей» Музей авиации не соответствует требованиям действующего законодательства, что не ограничивает проникновение на территорию контролируемой зоны ОАО «Аэропорт Курган» посторонних лиц, что в свою очередь может привести к незаконным актам вмешательства в деятельность гражданской авиации, совершению террористических актов.

Невыполнение ОАО «Аэропорт Курган» обязанностей по выполнению мероприятий по авиационной безопасности влечет за собой невозможность обеспечить на должном уровне состояние защищенности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

Просит суд обязать ОАО «Аэропорт Курган» выполнить мероприятия по авиационной безопасности: привести северо-западную часть сплошного периметрового ограждения ОАО «Аэропорт Курган», расположенного напротив <адрес> в <адрес>, напротив автодрома по <адрес> и напротив старых очистных сооружений в районе <адрес> в <адрес> в соответствие с п. 23 ФАП ; привести сплошное периметровое ограждение расположенное между ОАО «Аэропорт Курган» и филиалом ГКУ «ФИО1<адрес> краеведческий музей» Музей авиации в соответствие с п. 23 ФАП , установить срок исполнения судебного решения в течение 6 месяцев со дня вступления его в законную силу.

Представитель истца ФИО4, в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что в аэропорт <адрес> полностью соответствует все установленным авиационным правилам, что подтверждается проведенной проверкой и получением сертификата авиационной безопасности.

Представитель третьего лица ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в отзыве на исковое заявление просила рассмотреть дело без ее участия, исковые требования ФИО1 поддержала.

Представитель третьего лица ТУ Росимущество в ФИО1<адрес> в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия.

Представитель третьего лица Уральское МТУ ВТ Росавиации в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в отзыве на исковое заявление просила рассмотреть дело без ее участия.

Представитель третьего лица Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.

Суд, с учетом мнения сторон, определил рассмотреть дело в отсутствии представителей третьих лиц с учетом положения статьи 167 ГПК РФ.

Суд, заслушав пояснения представителей истца и ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

На основании ст.45 ГПК РФ ФИО1 вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Установлено, что в собственности Российской Федерации находится объект недвижимости - сооружение-ограждение территории аэропорта, назначение: нежилое, протяженностью 9 777,0 м по адресу: ФИО1<адрес>, аэропорт.

Распоряжением ТУ Росимущество в ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-Р указанный объект недвижимости закреплен на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)». Право хозяйственного ведения зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 №16 обеспечение транспортной безопасности - это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Статьей 4 указанного Закона определяет, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, т.е. на юридические и физические лица, являющиеся собственниками транспортных средств, или использующих их на ином законном основании.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ОАО «Аэропорт Курган» фактически пользуется объектом недвижимости - сооружение-ограждение территории аэропорта, назначение: нежилое, протяженностью 9 777,0 м., при этом договорные отношения у ОАО «Аэропорт Курган» с ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» отсутствуют.

В соответствии со статьей 2 Воздушного кодекса Российской Федерации, воздушное законодательство РФ состоит из Воздушного кодекса РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно статье 83 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационная безопасность - это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность авиации.

В соответствии со статьей 84 Воздушного кодекса РФ лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности. Авиационная безопасность обеспечивается посредством предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома, исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ, реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов. Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.

В соответствии с п. 23 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утверждённых Приказом Минтранса РФ от 28 ноября 2005 года №142 (далее - ФАП №142), территория аэропорта и особо важных объектов гражданской авиации должна иметь сплошное ограждение высотой 2,13 - 2,44 метра по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемую зону. Расстояние между предупредительными аншлагами не более 100 метров. В ограждении в качестве средства обеспечения безопасности могут быть использованы системы защитной сигнализации, системы видеонаблюдения и видеозаписи, охранное освещение, а также иные инженерные и технические средства охраны, типы и виды которых согласуются с подразделением, осуществляющим охрану аэропорта и объектов его инфраструктуры. Поверх периметрового ограждения устанавливаются металлические конструкции различного профиля (козырьки из угловых консолей с несколькими рядами колючей проволоки, армированной колючей ленты и др.). С внутренней и внешней сторон периметрового ограждения полоса шириной 3 метра должна быть очищена от мусора, кустарника и деревьев. На ней не допускается строительство объектов, складирование оборудования и материалов, стоянка ФИО1 средств и т.п.

16.10.2015 Курганским транспортным прокурором проведена проверка ОАО «Аэропорт Курган», в ходе которой прокурор пришел к выводу о несоответствии периметрового ограждения ОАО «Аэропорт Курган» по высоте требованиям п. 23 ФАП №142.

Считает, что ответчиком нарушены положения п. 23 ФАП № 142 и ст. 84 Воздушного кодекса РФ, высота северо-западной части сплошного периметрового ограждения ОАО «Аэропорт Курган» из железобетонных плит протяженностью около 4 900 метров и высота сплошного периметрового ограждения расположенного между ОАО «Аэропорт Курган» и филиалом ФКУ «Курганский областной краеведческий музей» Музей авиации не соответствует требованиям действующего законодательства, что не ограничивает проникновение на территорию контролируемой зоны ОАО «Аэропорт Курган» посторонних лиц и в свою очередь может привести к незаконным актам вмешательства в деятельность гражданской авиации, совершению террористических актов.

Исследовав доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об ошибочности доводов иска, по следующим основаниям.

Как следует из пояснений представителя ответчика и подтверждается материалами дела, на момент проведения ФИО1 прокуратурой проверки ОАО «Аэропорт Курган» исполнения требований законодательства о безопасности полётов и авиационной безопасности, деятельность ОАО «Аэропорт Курган» по обеспечению мер авиационной безопасности осуществлялась согласно Сертификату соответствия ФИО8 УР.А.07.00005, выданного Уральским МТУ ВТ Росавиации ДД.ММ.ГГГГ, со сроком действия два года, т. е. до ДД.ММ.ГГГГ. Меры авиационной безопасности в ОАО «Аэропорт Курган» признаны соответствующими требованиям, установленным нормативными документами, относящимися к сфере деятельности, указанной в Сертификате. Данный Сертификат выдан на основании заключения Научно- исследовательского центра авиационной безопасности и сертификации ФГУП ГосНИИ ГА от ДД.ММ.ГГГГ № НЦ-17/171/1132 по результатам сертификации ОАО «Аэропорт Курган»; акта инспекционной проверки соответствия мер авиационной безопасности требованиям сертификации в ОАО «Аэропорт Курган», утвержденного Уральским МТУ ВТ Росавиации ДД.ММ.ГГГГ, (замечания по высоте периметрового ограждения отсутствуют); доклада ОАО «Аэропорт Курган» об устранении недостатков, указанных в Акте инспекционной проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с законом Российской Федерации от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.04.2010 № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», в ОАО «Аэропорт Курган» проведена оценка уязвимости. Её результаты утверждены решением Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) от 13.09.2012 года № 319.

На основании утвержденных результатов оценки уязвимости в ОАО «Аэропорт Курган» разработан «План обеспечения транспортной безопасности» объекта транспортной инфраструктуры воздушного транспорта аэропорт Курган, который утвержден решением Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) от 05.03.2014 № 296.

В соответствии с Административным регламентом Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по выдаче документа, подтверждающего соответствие юридического лица, осуществляющего обеспечение авиационной безопасности, требованиям федеральных авиационных правил, утвержденного приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, в ОАО «Аэропорт Курган» Управлением проводилась инспекционная проверка, с целью получения подтверждения его соответствия требованиям законодательства по обеспечению авиационной безопасности и выдачи документа (сертификата), подтверждающего это соответствие.

Как следует из ответа Врио начальника Управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, данного на запрос ФИО1, в соответствии с Положением об Уральском межрегиональном территориальном управлении воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (далее Уральское МТУ Росавиации), утверждённом приказом Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ, Уральское МТУ Росавиации на территории деятельности участвует в предоставлении государственной услуги по организации и проведению обязательной сертификации юридических лиц, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением авиационной безопасности.

Результатом предоставления государственной услуги в отношении аэропортов и авиапредприятий является выдача документа (сертификата), подтверждающего соответствие юридического лица, осуществляющего обеспечение авиационной безопасности, требованиям федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» (ФАП-142).

Уральское МТУ Росавиации в соответствии с заявкой ОАО «Аэропорт Курган» от ДД.ММ.ГГГГ проводит процедуру сертификации, включающую, в том числе, выполнение в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ инспекционной проверки заявителя (ОАО «Аэропорт Курган»). Акт инспекционной проверки в настоящее время проходит процедуру согласования и утверждения.

Ввиду того, что в процессе инспекционной проверки были выявлены отдельные несоответствия требованиям ФАП-142, после их устранения будет проведена повторная инспекционная проверка, согласно п. 88 Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по выдаче документа, подтверждающего соответствие юридического лица, осуществляющего обеспечение авиационной безопасности, требованиям федеральных авиационных правил, утвержденного приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ (Административный регламент).

Проведение сертификации ОАО «Аэропорт Курган» на соответствие требованиям федеральных авиационных правил по обеспечению авиационной безопасности было запланировано в 2015 году. Однако в связи с изменениями (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 253-ФЗ) Воздушного кодекса Российской Федерации, сроки проведения сертификации были перенесены.

При проведении инспекционной проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в аэропорту Курган, специалистами Уральского МТУ Росавиации проводились контрольные замеры высоты периметрового ограждения в его южной, юго-западной, восточной частях, в районе Музея авиации, на соответствие требованиям п. 23 ФАП-142. Несоответствия будут отражены в Акте проверки.

На сегодняшний день порядок определения высоты периметрового ограждения аэропортов и использование при этом измерительных приборов воздушным законодательством Российской Федерации не установлен.

Учитывая ответ Врио начальника Управления ФИО6 суд полагает доводы представителя истца о том, что в ходе проведения сертификации не проводились замеры высоты периметрового ограждения надуманными и во внимание не принимает.

Как следует из пункта 4. Акта инспекционной проверки по авиационной безопасности ОАО «Аэропорт Курган», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ начальником Уральского межрегионального территориального Управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, контролируемая и неконтролируемая зоны Аэропорта разделены периметровым ограждением. Общая протяженность ограждения по периметру аэродрома составляет 10 000 м. Ограждение по периметру аэродрома сплошное комбинированное, выполнено из железобетонных плит и колючей проволоки. Поверх всего ограждения установлены V и Т-образные козырьки из колючей проволоки. Периметровое ограждение, выполненное из колючей проволоки, оборудовано охранной сигнализацией «Импульс-Мини» 1/500Н. Вдоль ограждения по периметру аэродрома имеется внутренняя объездная дорога с искусственным покрытием.

Периметровое ограждение и патрульная дорога введены в действие Актом приемки законченного строительством объекта, утвержденным врио Руководителя Росавиации ДД.ММ.ГГГГ и признаны соответствующими нормами правилам и государственным стандартам.

Проведен визуальный осмотр ограждения по всему периметру контролируемой зоны Аэропорта и контрольные замеры высоты ограждения в его южной, юго-западной, восточной частях, в районе Музея авиации, на соответствие требованиям пункта 23 ФАП-142.

В верхней части периметрового ограждения южного и юго - западного
участков имеются обрывы колючей проволоки.

В районе очистных сооружений Аэропорта с внешней стороны восточного участка периметрового ограждения трехметровая полоса не очищена от кустарника и строительного мусора.

Предупредительные аншлаги по периметру ограждения установлены, расстояние между ними составляет не более 100 метров.

В периметровом ограждении имеются два запасных выезда, находящиеся под охраной САБ и оборудованные охранной сигнализацией с выводом на ПЦН САБ.

Патрулирование ограждения по периметру аэродрома осуществляется на автомобиле патрульным нарядом САБ каждые четыре часа, а также пешим порядком в районе КПП , аэровокзала, ССТ и АБК. Время и результаты осмотра периметра аэродрома и объектов Аэропорта по маршрутам патрулирования фиксируются в постовых ведомостях.

Перрон, КПП и стоянки воздушных судов оборудованы охранным освещением.

Охрана объектов гражданской авиации и воздушных судов в аэропорту Курган организована в соответствии с требованиями «Наставления по охране воздушных судов и объектов ГА» (НОВСО ГА-93), утвержденного приказом ДВТ Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № ДВ - 115 и ФАЛ - 142.

В соответствии с договором на оказание услуг по пресечению преступлений и правонарушений от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ заключенным с Управлением вневедомственной охраны Управления МВД РФ по ФИО1<адрес>, в Аэропорту установлены кнопки тревожной сигнализации на КПП , КПП , пункте досмотра пассажиров и ПЦН САБ с выводом на ПЦН вневедомственной охраны. При срабатывании тревожной сигнализации наряд полиции вневедомственной охраны прибывает в Аэропорт.

Охрана объектов Аэропорта осуществляется с применением инженерно-технических средств охраны и видеонаблюдения.

В Аэропорту установлены 15 камер системы видеонаблюдения. 43 их помощью обеспечивается наблюдение за КПП и , пунктами досмотра пассажиров, багажа, запасным выездом, перроном и залом ожидания. Информация с видеокамер выведена на ПЦН САБ, кабинет заместителя директора по авиационной безопасности и в кабинет начальника САБ, информация сохраняется в течение 30 суток.

На пульты централизованного наблюдения, размещенные в караульном помещений САБ, выведена охранная сигнализация от 34 объектов Аэропорта и охранная сигнализация, установленная на периметровом ограждений Аэропорта, также на ПЦН САБ выведена тревожная сигнализация с КПП и КПП . При срабатывании сигнализации на охраняемом объекте к нему немедленно высылается группа немедленного реагирования САБ.

В целях повышения мер авиационной безопасности группа инспекционной проверки рекомендовала: на отдельных участках периметрового ограждения, выполненного из колючей проволоки, устранить провисание нитей.

В соответствии с пунктом 84 Административного регламента, группа инспекционной проверки сделала вывод о том, что сфера деятельности заявителя в области обеспечения авиационной безопасности соответствует заявленной. Открытым акционерным обществом «Аэропорт Курган» в полной мере не обеспечено соответствие выполняемых услуг (работ) требованиям федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. Выдача сертификата по авиационной безопасности ОАО «Аэропорт Курган» возможна после устранения вышеуказанных несоответствий.

Как следует из акта повторной проверки ОАО «Аэропорт Курган» по устранению выявленных недостатков от ДД.ММ.ГГГГ, все нарушения устранены, в том числе устранены порывы колючей проволоки южного и юго-западного участков периметрового ограждения территории аэропорта.

ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Аэропорт Курган» Уральским межрегиональным территориальным Управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта выдан Сертификата соответствия ФИО8 АБ.6-001, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, как на период проведения инспекционной проверки-ДД.ММ.ГГГГ, так и в настоящее время ОАО «Аэропорт Курган» соответствует требованиям авиационной безопасности, предусмотренным п. 23 ФАП .

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования ФИО1 в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Аэропорт Курган» о возложении обязанности по выполнению мероприятий авиационной безопасности, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Аэропорт Курган» о возложении обязанности по выполнению мероприятий по авиационной безопасности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в ФИО1 областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через ФИО1 городской суд.

Судья О.В. Алексеева