ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-14502/15 от 10.11.2015 Приморского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-14 502/15 10 ноября 2015 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приморский районный суд Санкт-Петербурга

В составе: председательствующего судьи Масленниковой Л.О.

При секретаре Юровой В.А.

Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральной таможенной службе РФ Северо-западной оперативной таможне о признании незаконным отказа в заключение контракта на новый срок, обязании заключить служебный контракт на новый срок, засчитать в выслугу лет период со дня увольнения по дату восстановления на службе, восстановить в очереди на получение единовременной социальной выплаты, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 с сентября 2001 года проходила службу в Северо-западной оперативной таможне.

Приказом № 92-к от 24 апреля 2015 года она уволена с должности старшего инспектора отдела организации кинологической деятельности кинологической службы Северо-Западной оперативной таможни в соответствии с пп.4 п.2 ст. 48 ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», по окончании срока службы, предусмотренного договором.

С данным увольнением ФИО1 не согласилась, обратилась в суд с иском, в котором просит признать незаконным отказ Северо-западной оперативной таможни в заключении с нею контракта на новый срок, обязать ответчика заключить служебный контракт на новый срок, засчитать в выслугу лет период со дня увольнения по дату восстановления на службе, восстановить в очереди на получение единовременной социальной выплаты, взыскать компенсацию морального вреда в размере 500 000 руб. и расходы на оплату услуг представителя в сумме 51 000 руб.

От заявленных требований в части признания незаконным приказа об увольнения и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула истица отказалась, производство по делу в этой части прекращено в связи с принятием судом отказа от указанных исковых требований.

В обосновании своих требований истица ссылается на следующее.

Истица указывает, что проходила службу у ответчика с 2001 года, с 24 июня 2010 года занимала должность инспектора отдела организации кинологической деятельности кинологической службы на основании служебного контракта, последний контракт был заключен 24 июня 2012 года. С марта 2012 года по 23 июня 2015 года находилась в отпуске по уходу за малолетними детьми.

Истица указывает, что отказ в заключении с нею служебного контракта на новый срок неправомерен в связи с тем, что она длительный период времени служила в Северо-Западной оперативной таможне, за время службы не имела дисциплинарных взысканий, её должность не подлежала сокращению, она не достигла предельного возраста для прохождения дальнейшей службы, предусмотренного п.2 ст. 29 ФЗ « О службе в таможенных органах Российской Федерации», данная служба является единственным видом дохода.

Также истица указывает на нарушение требований Трудового кодекса РФ при её увольнении, а именно ст. 261 ТК РФ, запрещающей расторгать трудовой договор с женщиной, имеющей ребенка до трех лет, одинокой матерью, воспитывающей малолетнего ребенка в возрасте до 14 лет.

Представитель истицы по доверенности ФИО2 в суд явилась, исковые требования поддержала, пояснила суду, что истица проходила службу в кинологической службе, она имеет узкую специализацию, с которой сложно устроиться на другую работу.

Представитель истицы считает, что истица не могла быть уволена в период её нахождения в декретном отпуске, в настоящее время истица практически не имеет средств к существованию, поскольку получаемое ею пособие незначительно.

Также представитель истицы считает, что истицу незаконно сняли с очереди лиц, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку в настоящее время она занимает вместе с разнополыми детьми комнату площадью 16 м.

Ответчик – представитель Северо-западной оперативной таможни по доверенности ФИО3 в суд явилась, исковые требования не признала, представила письменные возражения на исковые требования и пояснила, что с истицей был заключен срочный служебный контракт, который был расторгнут по истечении срока его действия. О возможности расторжения служебного контракта и не заключении служебного контракта на новый срок истице было известно. Данное увольнение не является увольнением по инициативе работодателя, следовательно, нормы Трудового кодекса РФ, на который ссылается истица, не могут быть применены в данном случае.

Представитель ответчика пояснила, что процедура увольнения истицы не нарушена.

Также представитель ответчика пояснила, что 28 октября 2015 года истица была снята с очереди лиц, имеющих право на получение единовременно социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с увольнением.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Из материалов дела следует, что между истицей и Северо-западной оперативной таможней был заключен служебный контракт № ( л.д. 20-21), сроком на 3 года, с 24 июня 2012 года по 24 июня 2015 года.

20 февраля 2015 года истица была уведомлена о возможном увольнении ( л.д. 19).

Приказом № 92-к от 24 апреля 2015 года истица была уволена со службы в соответствии с пп.4 п.2 ст. 48 ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», по окончании срока службы, предусмотренного договором.

Порядок увольнения истица не оспаривает.

Порядок и условия заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации на должностях сотрудников таможенных органов, предусмотренных штатными расписаниями таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, права и обязанности граждан Российской Федерации и сотрудников таможенных органов при заключении контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации определяются Положением о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации.

Так же отношения, сложившиеся между сторонами, регулируются нормами Федерального закона № 114-ФЗ « О службе в таможенных органах РФ».

Согласно п. 1 ст. 10 ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» от 21.07.1997 N 114-ФЗ контракт о службе в таможенных органах заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах с соблюдением требований настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьями 1 и 2 названного закона служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, названный выше Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.

В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 48 указанного выше Федерального закона сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах по окончании срока службы, предусмотренного контрактом.

Согласно п. 1, п. 5 ст. 10 названного Федерального закона контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах с соблюдением требований настоящего Федерального закона. Контракт может быть заключен на новый срок по соглашению сторон до истечения срока его действия.

Исходя из анализа приведенных норм, истечение срока действия контракта является основанием для прекращения служебных отношений, заключение контракта о службе в таможенных органах с сотрудником на новый срок является правом руководителя таможенного органа, а не его обязанностью.

Таким образом, прекращение контракта в связи с окончанием срока службы, предусмотренного контрактом, является самостоятельным основанием к прекращению служебных отношений, обстоятельством, не зависящим от воли сторон, в свою очередь специальным законодательством, регулирующим порядок прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, не установлена обязанность перезаключить с сотрудником контракт о службе в таможенных органах на новый срок, приводить мотивы отказа в заключение такого контракта.

Вопреки доводам истицы и её представителя применение к возникшим правоотношениям сторон положений Трудового кодекса Российской Федерации, в частности положения ст. 58, 261 на нарушение которых указывает истица, в данном случае не допускается, поскольку порядок и основания прохождения службы в таможенных органах и увольнения из таможенных органов Российской Федерации урегулированы нормами приведенного выше специального законодательства.

Конституционный Суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 700-О указал, что гражданин, давая согласие на заключение служебного контракта на определенный срок в установленных законодательством случаях, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного временного периода и соглашается на прохождение государственной гражданской службы на оговоренных в служебном контракте условиях. При этом истечение срока действия срочного служебного контракта является объективным событием, наступление которого не зависит от воли представителя нанимателя, а потому увольнение государственного гражданского служащего по данному основанию отнесено к общим основаниям прекращения служебного контракта.

Такое правовое регулирование не может рассматриваться как нарушающее права государственных гражданских служащих, в том числе принцип равенства, поскольку в равной мере распространяется на всех государственных гражданских служащих, замещающих должности на основании срочного служебного контракта (Определения Конституционного Суда РФ от 15.07.2010 N 1002-О-О и от 23.09.2010 N 1140-О-О). Аналогичное правовое регулирование действует в отношении лиц, заключивших срочный трудовой договор.

Высказанная Конституционным Судом РФ правовая позиция в полной мере относится к случаям расторжения срочного служебного контракта, заключенного с сотрудником о прохождении службы в таможенных органах РФ.

Следовательно, приказ об увольнении истцы являлся законным.

Решение о заключении ( не заключении) контракта с сотрудником на новый срок принимается начальником соответствующего таможенного органа, имеющего право назначения на соответствующую должность.

Право гражданина на заключение служебного контракта на новый срок не означает безусловную обязанность начальника таможенного органа заключить такой контракт. Законом не установлено преимущественного права бывшего сотрудника (сотрудника с которым служебный контракт прекращается) на заключение служебного контракта на новый срок по ранее занимаемой должности.

Работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно принимать необходимые кадровые решения ( подбор, расстановка, увольнение персонала), заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, и это является правом, а не обязанностью работодателя ( Определение Конституционного суда РФ от 15 июля 2008 года № 413-О-О)

В связи с изложенным, суд считает, что требования истицы о признании незаконным отказа в заключение с нее служебного контракта на новый срок по занимаемой должности и обязании ответчика заключить такой контракт, а также засчитать в выслугу лет периода с момента увольнения до восстановления на службе, не могут быть удовлетворены, поскольку нет законных оснований.

Также нет оснований и для удовлетворения требований истицы о восстановлении её в очереди лиц, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Из материалов дела усматривается, что истица была поставлена на учет с целью получения единовременной социальной выплаты в составе семьи из трех человек на приобретение или строительство жилого помещения ( л.д. 27). В соответствии с выпиской из протокола № 3 от 28 октября 2015 года с указанного учета истица была снята в связи с увольнением.

Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила Предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исправительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации

Согласно пункту 15 указанных Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты: в случае увольнения со службы в учреждениях и органах (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 14 настоящих Правил).

Таким образом, оснований для восстановления истицы в указанной очереди не имеется.

Также нет оснований и для удовлетворения требований истицы о взыскании компенсации морального вреда и расходов на представителя.

В соответствии с положениями ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

При рассмотрении данного спора, суд пришел к выводу, что трудовые ( служебные) права истицы не нарушены, в связи с чем, нет оснований для взыскания компенсации морального вреда. Расходы по оплате услуг представителя являются судебными издержками, следовательно, в силу положений ст. 98 ГПК РФ они взыскиваются в пользу стороны, в чью пользу состоялось решение суда. Суд же пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Федеральной таможенной службе РФ Северо-западной оперативной таможне о признании незаконным отказа в заключение контракта на новый срок, обязании заключить служебный контракт на новый срок, засчитать в выслугу лет период со дня увольнения по дату восстановления на службе, восстановить в очереди на получение единовременной социальной выплаты, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов – отказать.

Решение может быть обжаловано в городской суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, через суд, принявший решение.

Судья: