ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1450/18 от 25.09.2018 Кропоткинского городского суда (Краснодарский край)

К делу № 2-1450/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 сентября 2018 года г. Кропоткин

Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего Щербакова В.Н.

при секретаре Азарян А.В.,

с участием представителя истца ФИО1 по доверенности - ФИО2,

представителя ответчика ООО «Микрорайон» по доверенности - ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ФИО1 к ООО «Микрорайон» о защите прав потребителей, суд,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ООО «Микрорайон» и просит суд признать действия ответчика при рассмотрении обращений ФИО1 вх.№ от 05.12.16г., вх.№ от 07.07.17г. неправомерными и незаконными; взыскать с ответчика в пользу истца моральный вред, с учетом штрафа в общей сумме 3000 рублей; обязать ответчика произвести перерасчет платы за услуги ненадлежащего качества на сумму 100786 рублей 13 копеек (сто тысяч семьсот восемьдесят шесть рублей тринадцать копеек); взыскать с ответчика в пользу истца стоимость перерасчета за услуги ненадлежащего качетсва на сумму 100786 рублей 13 копеек (сто тысяч семьсот восемьдесят шесть рублей тринадцать копеек).

В судебном заседании представитель истца ФИО2 поддержал заявленные требования и пояснил, что истцу на праве собственности принадлежит квартира №108 в многоквартирном доме №<адрес> ФИО4. Между собственниками помещений многоквартирного дома <адрес> г.ФИО4 (далее по тексту - МКД) и управляющей компанией ООО «Микрорайон» был заключен договор управления многоквартирным домом № от 15.08.16г. 05.12.16г. истец, письменно - вх.578 (приложение №4), обратилась к ответчику с заявлением о проведении совместного внеочередного (непланового) осмотра некоторых элементов общего имущества многоквартирного дома №5 Микрорайон-1 г.ФИО4. Ответом — исх. от 09.12.16г. (приложение №5) - ответчик указал о готовности проведения непланового осмотра в период с 12.12.16г. по 16.12.16г. в установленное рабочее время организации. 15.12.16г. представитель истца - ФИО2, на основании нотариальной доверенности от 16.03.16г. № (приложение №6), обратился к ответчику о проведении указанного осмотра общего имущества, однако ответчик не мотивированно уклонился от проведения осмотра ничем не аргументировав свой отказ. 21.12.16г. собственниками помещений вышеуказанного многоквартирного дома самостоятельно проведен неплановый визуальный осмотр некоторых конструктивных элементов их многоквартирного дома, о чем составлен акт осмотра (приложение №7). 07.07.17г. истец письменно, в досудебном порядке (приложение №8) обратилась к ответчику о пересмотре им платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в сторону снижения на основании ст.39.1, 15, 18, 22, 29 Закона РФ от 07.02.92г. №2300-1 «О защите прав потребителей», а также Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.06г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее - Правила изменения размера платы). Ответам исх.№ от 26.07.17г. (приложение №9) и исх.№ 437 от 05.09.17г. (приложение №10) ответчик отказал в удовлетворении заявленных истцом требований указав на то, что сезонный осмотр им был проведен совместно с представителями собственников помещений многоквартирного дома <адрес> г.ФИО4, а выпавшие в период с 01.12.16г. по 21.12.16г. осадки не повлекли за собой повреждения общего имущества в указанном многоквартирном доме, в связи с чем оснований для производства перерасчета отсутствуют. Повторное письменное досудебное требование истца об удовлетворении заявленных требований - 24.01.18г. (приложение №11) ответчиком по существу рассмотрено не было - исх.№ 54 от 26.01.18г. (приложение № 12). Истец считает описанную деятельность ответчика незаконной, нарушающей ее права, как потребителя жилищно-коммунальных услуг, установленные ст.4, ст.8, ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований и просила суд в иске отказать, так как по вопросу согласования времени проведения осмотра истец не обращался, кроме того, предоставленный истцом расчет требуемой суммы не верен.

Исследовав материалы дела, суд считает требования истца ФИО1 подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что истцу на праве собственности принадлежит квартира №108 в многоквартирном доме <адрес> г. ФИО4. Между собственниками помещений многоквартирного дома <адрес> г.ФИО4 и управляющей компанией ООО «Микрорайон» был заключен договор управления многоквартирным домом № от 15.08.16г. 05.12.16г.

Истец ФИО1, письменно - вх, обратилась к ответчику с заявлением о проведении совместного внеочередного (непланового) осмотра некоторых элементов общего имущества многоквартирного дома <адрес> г.ФИО4. Ответом исх. от 09.12.16г. - ответчик указал о готовности проведения непланового осмотра в период с 12.12.16г. по 16.12.16г. в установленное рабочее время организации.

15.12.16г. представитель истца - ФИО2, обратился к ответчику о проведении указанного осмотра общего имущества, однако ответчик не мотивированно уклонился от проведения осмотра ничем не аргументировав свой отказ.

21.12.16г. собственниками помещений вышеуказанного многоквартирного дома самостоятельно проведен неплановый визуальный осмотр некоторых конструктивных элементов их многоквартирного дома, о чем составлен акт осмотра.

07.07.17г. истец письменно, в досудебном порядке обратилась к ответчику о пересмотре им платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в сторону снижения на основании ст.39.1, 15, 18, 22, 29 Закона РФ от 07.02.92г. №2300-1 «О защите прав потребителей», а также Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или)с перерывами, превышающими установленную продолжительность утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.06г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее - Правила изменения размера платы).

Ответами от 26.07.17г. и от 05.09.17г. ответчик отказал в удовлетворении заявленных истцом требований указав на то, что сезонный осмотр им был проведен совместно с представителями собственников помещений многоквартирного дома <адрес> г.ФИО4, а выпавшие в период с 01.12.16г. по 21.12.16г. осадки не повлекли за собой повреждения общего имущества в указанном многоквартирном доме, в связи с чем оснований для производства перерасчета отсутствуют. Повторное письменное досудебное требование истца об удовлетворении заявленных требований от 24.01.18г. ответчиком по существу рассмотрено не было от 26.01.18г.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 09.09.2017) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность " Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.

Для проведения технических осмотров в управляющей организации создается комиссия. Персональный состав комиссий и их председатели назначаются приказом руководителя управляющей организации. В состав комиссии входят специалисты и инженерно-технические работники управляющей организации, представитель собственников, также могут привлекаться специализированные организации, оказывающие услуги по оценке технического состояния общего имущества.

Внеплановые осмотры необходимо проводить: после ливней, ураганных ветров, обильных снегопадов, наводнений и других явлений стихийного характера, вызывающих повреждения отдельных элементов общего имущества в МКД; в случае аварий на внешних коммуникациях или при выявлении деформации конструкций и неисправности инженерного оборудования, нарушающих условия нормальной эксплуатации. Это установлено в п. 2.1.1 Правил № 170.

Другие случаи, в которых УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК должны проводить внеплановые осмотры, могут быть предусмотрены договором управления, договором оказания услуг или выполнения работ по содержанию общего имущества в МКД.

Общие осмотры необходимо проводить два раза в год - весной и осенью (до начала отопительного сезона).

Рекомендуемая периодичность плановых и частичных осмотров элементов общего имущества в МКД приведена в приложении №1 к Правилам № 170. Это указано в п. 2.1.1 этих правил.

Периодичность проведения осмотров управляющей МКД организацией лучше зафиксировать: в условиях договора управления МКД - если домом управляет УО; в порядке, определенном уставом ТСЖ, ЖК или ЖСК, - если домом непосредственно управляет одна из этих организаций; в решении общего собрания собственников помещений в МКД либо в договоре оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества - при непосредственном способе управления домом. Это установлено п. 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290.

Общие плановые, а также внеплановые осмотры проводит организация, управляющая МКД, Если УО управляет домом, в котором создано ТСЖ (ЖК, ЖСК), то в осмотрах должен участвовать представитель правления ТСЖ. Это предусматривает п. 2.1.2 Правил № 170. ГОСТ Р 56194-2014 5.2. К внеплановым осмотрам относятся все виды осмотров, которые проводятся вне утвержденного заказчиком графика осмотров, к которым относятся:

- визуальные осмотры, которые проводятся при поступлении обращений потребителей, при возникновении аварийных ситуаций и выявлении неисправностей.

Минстрой России разъяснил, что Правила № 170 применяются в части, не противоречащей действующему законодательству (письмо от 24.05.2016 № 19304-0г/04).

Если в договоре управления нет обязанности выполнять работы и оказывать услуги, предусмотренные Правилами № 170, то они носят рекомендательный характер. Дело в том, что федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера. Это определено ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ.

Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регламентируется Главой X «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).

Так, потребитель уведомляет исполнителя о нарушении качества предоставляемой услуги (п. 105, 106 Правил N 354). По сообщению потребителя исполнитель обязан провести проверку, по итогам которой составить акт проверки, который составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке (п. 109 Правил N 354).

После устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме. Для этого исполнитель в согласованное с потребителем время обязан прибыть в помещение потребителя, провести проверку и составить акт о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (п. 113 Правил N 354).

Основания и порядок изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность определены в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилах изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).

В соответствии с п. 6 Правил N 491 в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, управляющая организация обязана снизить размер платы за

содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.

Собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу (п. 7 Правил N 491).

Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ, который является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 15 Правил N 491).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 09.09.2017) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность " В случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.

В случаях, указанных в пункте 6 настоящих Правил, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения. Размер уменьшения платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется по формуле:, где:- размер уменьшения платы за содержание и ремонт жилого помещения (рублей); - стоимость соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения (рублей); - количество календарных дней в месяце; - количество полных календарных дней, в течение которых оказывались и (или) выполнялись услуги или работы ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Суд считает требования истца в части признаний действий ответчика при рассмотрении обращений истца неправомерными, а также требований о перерасчете платы за услуги ненадлежащего качества, законными, однако, считает расчет, произведенный истцом не законным и необоснованным.

Таким образом, ответчиком в пользу истца подлежит взысканию плата за содержание и ремонт жилого помещения 4762 рубля 72 копейки, исходя из представленной выше формулы, а именно: 346,8 / 30 х 412 = 4762, 72.

В соответствии Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги). На основании ст. 333 ГПК РФ суд считает возможным снизить размер неустойки до 500 рублей.

В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона "О защите прав потребителя" от 07.02.1992 г. № 2300-1, согласно п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Таким образом, штраф подлежащий уплате составляет 2381 рублей 36 копеек.

Нормой ст. 15 Закона от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» определено, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Истец оценивает моральный вред в 3000 рублей, суд считает данную сумму завышенной и подлежащей снижению до 500 рублей.

Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Суд возлагает на ответчика обязанность по оплате госпошлины в сумме 400 рублей.

На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к ООО «Микрорайон» о защите прав потребителей - удовлетворить частично.

Признать действия ответчика при рассмотрении обращений ФИО1 вх.№ от 05.12.16г., вх от 07.07.17г. неправомерными и незаконными.

Взыскать с ответчика ООО «Микрорайон» в пользу истца ФИО1 моральный вред в сумме 500 рублей.

Обязать ответчика ООО «Микрорайон» произвести перерасчет платы за услуги ненадлежащего качества на сумму 4762 рубля 72 копейки.

Взыскать с ответчика ООО «Микрорайон» в пользу истца ФИО1 стоимость перерасчета за услуги ненадлежащего качества на сумму 100786 4762 рубля 72 копейки, неустойку в сумме 500 рублей, штраф в сумме 2381 рубль 36 копеек.

Обязать ответчика ООО «Микрорайон» уплатить государственную пошлину в размере 400 рублей.

В остальной части исковых требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда в течение месяца через Кропоткинский городской суд.

Председательствующий