Дело № 2-1450/2021
03RS0004-01-2021-001052-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 13 сентября 2021 года
Ленинский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Илаловой О.В.,
при секретаре Галлямовой Д.Б.,
с участием представителя истца ФИО1,
представителя ответчика Администрации городского округа г.Уфы ФИО2,
представителя третьего лица Прокуратуры Ленинского района г.Уфы ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан к обществу с ограниченной ответственностью «Золотой Ярлык», обществу с ограниченной ответственностью «Развитие», Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ФИО4, ФИО5, ФИО4 о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре (в интересах Республики Башкортостан),
УСТАНОВИЛ:
Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан обратилось в суд с иском (с учетом уточнений) к ООО «Золотой Ярлык», ООО «Развитие», Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Республики Башкортостан, ФИО6, ФИО5, ФИО4 о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре (в интересах Республики Башкортостан).
В обосновании свои требований Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан ссылается на то, что объект культурного наследия регионального значения «Здание», расположенный по адресу: <адрес>, входящий в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий) поставлен на государственную охрану. Зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ и ему присвоен регистрационный №. На объект культурного наследия оформлено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия. Собственниками (правообладателями) помещений в указанном Объекте являются муниципальное образование городской округ г.Уфа Республики Башкортостан, ООО «Золотой ярлык», ООО «Развитие», ФИО6, ФИО5, ФИО4 Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 08 июля 2020 года №, <адрес> городского округа г.Уфа Республики Башкортостан зарегистрирован под кадастровым номером №. Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 08 июля 2020 года установлено: нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 289,3 кв. м, расположенное на 1 этаже по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию городской округ г.Уфа Республики Башкортостан; нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 93,5 кв.м, расположенное на 1 этаже по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ООО «Золотой Ярлык»; жилое помещение с кадастровым номером №, площадью 33,2 кв. м, расположенное на 2 этаже по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ООО «Золотой Ярлык»; нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 549,8 кв. м, расположенное на 1 этаже по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ООО «Золотой Ярлык»; нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 57,8 кв. м, расположенное на 2 этаже по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ООО «Золотой Ярлык»; жилое помещение с кадастровым номером №. площадью 30,6 кв. м, расположенное на 1 этаже по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ООО «Развитие»; ? доли жилого помещение с кадастровым номером № площадью 83,2 кв. м, расположенное на 2 этаже по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО6; ? доли жилого помещения с кадастровым номером №, площадью 83,2 кв.м, расположенное на 2 этаже по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО5; жилое помещение с кадастровым номером №, площадью 34 кв. м, расположенное на 2 этаже по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО4 30 июля 2020 года Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан были проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Здание», входящее в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий), расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которых установлено следующее.Объект представляет собой разноэтажное кирпичное здание. Лицевая часть, участвующая в формировании красной линии <адрес> оштукатурена и окрашена. Объем здания, тянущийся во двор, двухэтажный, в кирпичном стиле, с аттиком. В 2000-е годы лицевая часть здания перестроена, искажена без учета исторического облика. Одноэтажное здание по красной линии <адрес> разделяется на три объема. В одноэтажном здании во втором (в центре) и третьем (с правой стороны, западнее) объемах выполнен (надстроен) мансардный этаж. Все три объема завершаются парапетными столбиками. В центре одноэтажного здания (второго объема) в мансарде расположены три арочных объема с окнами. С правой стороны (третий объем, с западной стороны) мансарды расположен по центру большой полукруглый объем, где расположены большие окна разной формы. На первом этаже окна прямоугольной формы. Оконные проемы в здании в процессе эксплуатации были изменены, окна в настоящее время представляют собой большие оконные витражи. В результате визуального осмотра установлено, что над окнами первого этажа главного (южного) фасада здания со стороны <адрес>, размещены вывески различных размеров с надписями следующего содержания: «Фрея цветочная мастерская», «Офис Продаж», «Жилстройинвест группа компаний» и «Будильник». Под вывеской «Будильник» над окном лицевой части здания установлены металлические конструкции в виде «козырька» зеленого цвета. Нижняя часть главного фасада здания (кафе «Будильник») окрашена в зеленый цвет. На главном фасаде здания, а именно по бокам оконных проемов и дверного проема закреплены деревянные доски. Карниз здания со стороны <адрес> имеет небольшой участок повреждения. На торцевом западном фасаде одноэтажного здания, где размещена вывеска «Фрея цветочная мастерская» размещен 1 блок кондиционера, в левой боковой части мансардного этажа размещено 6 блоков кондиционера. С западной стороны к двухэтажному объему здания примыкают современные пристрой (входной группы), обшитые деревянными досками. На западном (внутридворовом) фасаде двухэтажного здания установлено 3 блока кондиционера, а также из стены второго этажа здания выведена 1 вентиляционная труба (вытяжка). На западном и северном (дворовых) фасадах двухэтажного здания наблюдается обесцвечивание и отслоение окрасочного слоя. Нижняя часть кирпичной кладки одного из оконных проемов 1 этажа восточного (дворового) фасада разрушена (оконный проем магазина экзотических фруктов). Отдельными местами кирпичная кладка цоколя с восточной стороны двухэтажного здания разрушена. Собственниками (правообладателями) при содержании и использовании объекта культурного наследия не приняты меры к сохранению Объекта в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия. Между тем, ООО «Золотой ярлык» и ООО «Развитие» при осуществлении предпринимательской деятельности провели строительные работы по изменению внешнего облика (фасада) здания. Объект находится в ненадлежащем техническом состоянии, декоративные элементы украшений фасадов местами частично разрушены. Общее состояние объекта культурного наследия (памятника) неудовлетворительное, требует принятие срочных мер, направленных на предотвращение дальнейшего разрушения здания, а затем проведение ремонтно-реставрационных работ. Просят обязать Администрацию городского округа г.Уфы Республики Башкортостан, ООО «Золотой ярлык», ООО «Развитие», Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ФИО6, ФИО5, ФИО4: в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением в Управление о получении задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание», расположенного по адресу: <адрес>, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий); в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание», расположенного по адресу: <адрес>, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий); в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание», расположенного по адресу: <адрес>, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий).
В судебном заседании представитель истца Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан ФИО1 уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить по заявленным требованиям. Собственники помещений объекта не проводят надлежащую работу по его сохранению, поэтому здание находится в неудовлетворительном состоянии. Непринятие в будущем мер, направленных на обеспечение физической сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия может привести к ухудшению физического состояния объекта, причиненного ему вреда.
Представитель ответчика Администрации городского округа г.Уфы Республики Башкортостан ФИО2 в судебном заседании измененные исковые требования не признала, просила отклонить по доводам изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица прокуратуры Ленинского района г.Уфы ФИО3 в судебном заседании полагала измененные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика ООО «Развитие», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки не известил.
Представитель ответчика ООО «Золотой ярлык», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки не известил. Представили отзыв на иск, в котором просят в удовлетворении исковых требований отказать. Также представили заявление с просьбой об отложении судебного заседания, которое судом отклонено.
Представитель ответчика Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки не известил.
Ответчик ФИО6, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, о причинах неявки не известила. Представила возражение на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении измененных исковых требований истца в отношении нее отказать.
Ответчик ФИО5, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, о причинах неявки не известила. Представила возражение на исковое заявление, в котором просить в удовлетворении измененных исковых требований истца в отношении нее отказать, а к остальным участникам процесса исковые требования истца удовлетворить в полном объеме.
Ответчик ФИО4, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки не известил.
Представитель третьего лица финансовое управление Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, ранее представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно п.6 ч.6 ст.11 Федерального закона № 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
Управление в соответствии с п.п.1, 9.31, 9.32 Положения, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16 января 2017 года № 4, является исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ на территории Республики Башкортостан.
Управлением в соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ и указанным Положением осуществляется государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
В соответствии с ч.3 ст.44 Конституции РФ закреплена обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно ч.4 ст.50.1 Федерального закона № 73-ФЗ под неудовлетворительным состоянием объекта культурного наследия, включенного в реестр понимается такое состояние объекта культурного наследия, являющегося зданием, строением или сооружением, которое создает угрозу его физической утраты.
Как указано в преамбуле Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа РФ и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В РФ гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа РФ. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Судом установлено, что объект культурного наследия регионального значения «Здание», расположенный по адресу: <адрес>, входящий в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий), в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 13 апреля 1994 года № поставлен на государственную охрану.
На основании приказа Министерства культуры РФ от 27 декабря 2016 года № Объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ и ему присвоен регистрационный номер №.
На объект культурного наследия в порядке, установленным ст.47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ), оформлено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство) от 30 октября 2014 года №.
Собственниками (правообладателями) помещений в указанном Объекте являются муниципальное образование городской округ г.Уфа Республики Башкортостан, ООО «Золотой ярлык», ООО «Развитие», ФИО6, ФИО5, ФИО4
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 08 июля 2020 года №, <адрес> городского округа город Уфа Республики Башкортостан зарегистрирован под кадастровым номером №
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 08 июля 2020 года установлено:
нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 289,3 кв. м, расположенное на 1 этаже по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию городской округ г.Уфа Республики Башкортостан;
нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 93,5 кв. м, расположенное на 1 этаже по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ООО «Золотой Ярлык»;
жилое помещение с кадастровым номером №, площадью 33,2 кв. м, расположенное на 2 этаже по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ООО «Золотой Ярлык»;
нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 549,8 кв. м, расположенное на 1 этаже по адресу: <адрес> 2, принадлежит на праве собственности ООО «Золотой Ярлык»;
нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 57,8 кв.м, расположенное на 2 этаже по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ООО «Золотой Ярлык»;
жилое помещение с кадастровым номером №. площадью 30,6 кв. м, расположенное на 1 этаже по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ООО «Развитие»;
? % доли жилого помещение с кадастровым номером №, площадью 83,2 кв. м, расположенное на 2 этаже по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО6;
? доли жилого помещения с кадастровым номером №, площадью 83,2 кв. м, расположенное на 2 этаже по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО5;
жилое помещение с кадастровым номером №, площадью 34 кв. м, расположенное на 2 этаже по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО4
30 июля 2020 года Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан на основании ст.11 Федерального закона № 73-ФЗ выдано задание № на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Здание», входящее в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий), расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которых установлено следующее.
Объект представляет собой разноэтажное кирпичное здание. Лицевая часть, участвующая в формировании красной линии <адрес> оштукатурена и окрашена. Объем здания, тянущийся во двор, двухэтажный, в кирпичном стиле, с аттиком. В 2000-е годы лицевая часть здания перестроена, искажена без учета исторического облика.
Одноэтажное здание по красной линии <адрес> разделяется на три объема. В одноэтажном здании во втором (в центре) и третьем (с правой стороны, западнее) объемах выполнен (надстроен) мансардный этаж. Все три объема завершаются парапетными столбиками. В центре одноэтажного здания (второго объема) в мансарде расположены три арочных объема с окнами. С правой стороны (третий объем, с западной стороны) мансарды расположен по центру большой полукруглый объем, где расположены большие окна разной формы. На первом этаже окна прямоугольной формы. Оконные проемы в здании в процессе эксплуатации были изменены, окна в настоящее время представляют собой большие оконные витражи.
В результате визуального осмотра установлено, что над окнами первого этажа главного (южного) фасада здания со стороны <адрес>, размещены вывески различных размеров с надписями следующего содержания: «Фрея цветочная мастерская», «Офис Продаж», «Жилстройинвест группа компаний» и «Будильник». Под вывеской «Будильник» над окном лицевой части здания установлены металлические конструкции в виде «козырька» зеленого цвета. Нижняя часть главного фасада здания (кафе «Будильник») окрашена в зеленый цвет. Также на главном фасаде здания, а именно по бокам оконных проемов и дверного проема закреплены деревянные доски. Карниз здания со стороны <адрес> имеет небольшой участок повреждения.
На торцевом западном фасаде одноэтажного здания, где размещена вывеска «Фрея цветочная мастерская» размещен 1 блок кондиционера, в левой боковой части мансардного этажа размещено 6 блоков кондиционера.
С западной стороны к двухэтажному объему здания примыкают современные пристрой (входной группы), обшитые деревянными досками. Также на западном (внутридворовом) фасаде двухэтажного здания установлено 3 блока кондиционера, а также из стены второго этажа здания выведена 1 вентиляционная труба (вытяжка). На западном и северном (дворовых) фасадах двухэтажного здания наблюдается обесцвечивание и отслоение окрасочного слоя. Нижняя часть кирпичной кладки одного из оконных проемов 1 этажа восточного (дворового) фасада разрушена (оконный проем магазина экзотических фруктов). Отдельными местами кирпичная кладка цоколя с восточной стороны двухэтажного здания разрушена.
Между тем, собственниками (правообладателями) при содержании и использовании объекта культурного наследия не приняты меры к сохранению Объекта в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
07 августа 2020 года Управлением в адрес ООО «Золотой ярлык» направлено предостережение № от 07 августа 2020 года с требованием: проведения работ по размещению вывесок меньшего размер на фасадах здания, которые не будут закрывать видимость и препятствовать визуальному восприятию объекта культурного наследия; демонтировать с главного (южного) фасада здания металлические конструкции в виде козырька, деревянные доски, а также кондиционеры, размещенные на торцевом западном фасаде одноэтажного здания, в левой боковой части мансардного этажа, на западном (внутридворовом) фасаде двухэтажного здания; организовать работы по приведению фасадов здания в надлежащий вид с предоставлением срока их выполнения в срок до 25 октября 2020 года.
07 августа 2020 года Управлением в адрес ООО «Развитие» направлено предостережение № от 07 августа 2020 года с требованием: демонтировать современную постройку, где в настоящее время располагается магазин экзотических фруктов и организовать работы по приведению фасадов здания в надлежащий вид с предоставлением срока их выполнения в срок до 25 октября 2020 года.
Согласно п.1 ст.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии с п.13 ст.18 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» объект культурного наследия, включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в реестр.
Согласно п.1 ст.33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных.
В соответствии со ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п.11 ст.47.6 настоящего Федерального закона, обязаны:
осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;
соблюдать установленные ст.5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр;
незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;
не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенного в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
Согласно ст.47.6 Федерального закона № 73-ФЗ охранным обязательством устанавливаются требования, в том числе: к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со ст.47.2 настоящего Федерального закона; к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с п.4 ст.47.3 настоящего Федерального закона; к обеспечению доступа к объекту культурного наследия в соответствии со ст.47.4 настоящего Федерального закона; к размещению наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях в случае, если ее размещение допускается в соответствии с законодательством РФ.
Охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
Согласно ч.1 и ч.4 ст.40 Федерального закона № 73-ФЗ предусмотрено, что сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Работы по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, проводятся в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Градостроительного кодекса РФ.
Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия регламентируется ст.45 Федерального закона № 73-ФЗ.
В соответствии с ч.1 ст.45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
В целях определения соответствия проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия проводится государственная историко-культурная экспертиза.
Следовательно, работы по сохранению объекта культурного наследия предусматривают подготовку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, организацию проведения государственной историко-культурной экспертизы проектной документации, организацию проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно ст.309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий в силу ст.310 Гражданского кодекса РФ не допускаются.
Выполнение требований по сохранению объекта культурного наследия, вытекающих из общего бремени содержания имущества, в их правовом единстве с нормами гражданского законодательства и ст.40, 48 Федерального закона № 73-ФЗ по своей правовой природе является публичной обязанностью пользователя, предусмотренной ч.3 ст.44 Конституции РФ, ограничивающей право собственности и другие права как вещные, так и обязательственные на объект культурного наследия как на особый вид имущества.
Форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, установлен в порядках, утвержденных приказами Министерства культуры РФ от 08 июня 2016 года №, 21 октября 2015 года №, административным регламентом, утвержденным Приказом Министерства культуры РФ от 30 июля 2012 года №.
Согласно п. 6 Порядка выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия выдача задания в отношении объектов культурного наследия регионального значения осуществляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия на основании заявления о выдаче задания, подписанным уполномоченным лицом, документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление о выдаче задания, копии документа, подтверждающего право собственности или владения.
Согласно п.5.2 Порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия выдача разрешения в отношении объектов культурного наследия регионального значения осуществляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия на основании заявления о выдаче разрешения; копии титульных листов проектной документации по сохранению объекта культурного наследия; копии договора на проведение авторского надзора и (или) копии приказа о назначении ответственного лица за проведение авторского надзора; копии договора на проведение технического надзора и (или) копия приказа о назначении ответственного лица за проведение технического надзора; копии приказа о назначении ответственного лица за проведение научного руководства; копии договора подряда на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия; документов, подтверждающих аттестацию лиц в области сохранения объектов культурного наследия.
Порядок подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр утвержден приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05 июня 2015 года №.
Названный Порядок определяет процедуру согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия органами исполнительной власти, осуществляющими функции в области государственной охраны объектов культурного наследия.
На объект культурного наследия в порядке, установленным ст.47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», оформлено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр от 30 октября 2014 года №.
Согласно п.2.1.1, 2.1.2, 2.1.10, 2.1.12, 2.1.13 охранного обязательства собственник Объекта обязан использовать передаиваемый Объект в целях: сохранения памятника истории и культуры исключительно по назначению, согласовывать с госорганом любые изменения указанного в п.2.1.1 вида разрешенного функционального использования Объекта, проводить работы по сохранению Объекта в соответствии с заданием и научно - проектной документацией на проведение работ, согласованной с госорганом, на основании письменного разрешения госоргана, с привлечением к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензии на осуществление деятельности по реставрации, поддерживать территорию земельного участка, исторически и функционально связанного с Объектом в надлежащем, техническом, санитарном, противопожарном состоянии и благоустроенном состоянии, не допускать ее использования под новое строительство и другие хозяйственные нужды, а также не производить никаких пристроек к используемому Объекту (включая его переделки снаружи), не изменять внешний облик Объекта, незамедлительно извещать госорган о всяком ставшем известным собственнику, повреждении аварии или ином обстоятельстве, причинившем ущерб Объекту, его территории, или угрожающем причинением такого ущерба, и безотлагательно принимать находящиеся в пределах полномочий собственника меры для предотвращения дальнейшего разрушения, а также при наличии возможности, незамедлительно проводить необходимые работы по его сохранению.
Из материалов дела усматривается, что ООО «Золотой ярлык» и ООО «Развитие» при осуществлении предпринимательской деятельности провели строительные работы по изменению внешнего облика (фасада) здания. Объект находится в ненадлежащем техническом состоянии, декоративные элементы украшений фасадов местами частично разрушены. Общее состояние объекта культурного наследия (памятника) неудовлетворительное, требует принятие срочных мер, направленных на предотвращение дальнейшего разрушения здания, а затем проведение ремонтно-реставрационных работ.
По состоянию на 25 октября 2020 года и до настоящего времени собственниками (правообладателями) здания какие-либо меры, установленные ст.40, ст.45, ст.47.2, п.1 ст.47.3 Федерального закона № 73-ФЗ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание», входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа (комплекс из 4-х зданий)» не приняты.
С заявлением о выдаче задания на проведение работ по сохранению Объекта собственники (правообладатели) в Управление не обращались. Разрешение на проведение работ по сохранению Объекта Управлением не выдавалось. Проектная документация на проведение работ по сохранению Объекта в Управление не представлялась и не согласовывалась.
Выявленные повреждения объекта культурного наследия свидетельствуют о несоблюдении ответчиками требований Федерального закона и охранного обязательства.
Между тем, судом усматривается, что уклонение от проведения работ по сохранению является неисполнением взятых заинтересованными лицами на себя обязательств перед обществом и государством по сохранению объектов культурного наследия и может привести к их утрате.
Доказательств тому, что ответчиками принимались какие-либо меры к сохранению принадлежащего объекта, суду не представлено.
Анализируя доводы ответчиков, содержащиеся в возражениях, суд находит их не обоснованными, поскольку ввиду изложенного и принимая во внимание вышеприведенные нормы, положения охранного обязательства, именно на собственниках законом возложена обязанность по проведению комплекса работ по защите объекта культурного наследия, в частности объекта культурного наследия регионального значения «Здание», расположенный по адресу: <адрес>, входящий в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий), в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 13 апреля 1994 года №р поставлен на государственную охрану.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что уточненные исковые требования Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан к ООО «Золотой Ярлык», ООО «Развитие», Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ФИО6, ФИО5, ФИО4 о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре (в интересах Республики Башкортостан), подлежат частичному удовлетворению.
При этом, в ходе судебного разбирательства установлено, что согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 13.09.2021 года нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 289,3 кв. м, расположенное на 1 этаже по адресу: <адрес>, 20.05.2021 снят с учета, в связи с чем, суд пришел к выводу, что в удовлетворении заявленных исковых требований Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан к Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан надлежит отказать.
Руководствуясь ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан к обществу с ограниченной ответственностью «Золотой Ярлык», обществу с ограниченной ответственностью «Развитие», Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ФИО4, ФИО5, ФИО4 о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре (в интересах Республики Башкортостан) – удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Золотой ярлык», общество с ограниченной ответственностью «Развитие», Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ФИО6 , ФИО5, ФИО4:
в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением в Управление о получении задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подготовить проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание», расположенного по адресу: <адрес>, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий);
в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание», расположенного по адресу: <адрес>, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий);
в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание», расположенного по адресу: <адрес>, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская Управа» (комплекс из 4-х зданий).
В удовлетворении исковых требований Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре (в интересах Республики Башкортостан) в остальной части – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан.
Председательствующий О.В.Илалова