Дело № 2-1451/2016 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новокубанск 11.08.2016 года
Судья Новокубанского районного суда Краснодарского края Оврах В.Е.,
при секретаре Сильчевой О.Г.,
с участием помощника прокурора Новокубанского района Сурма Н.В.,
рассмотрев дело по иску прокурора Новокубанского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Советского сельского поселения Новокубанского района о возложении обязанности по исполнению законодательства направленного на защиту объектов культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Новокубанского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Советского сельского поселения Новокубанского района о возложении обязанности по исполнению законодательства направленного на защиту объектов культурного наследия, указав, что прокуратурой Новокубанского района в соответствии заданием прокуратуры края проведена проверка исполнения законодательства направленного на защиту объектов культурного наследия – памятников, ансамблей и достопримечательных мест военной истории, в ходе которой выявлены нарушения данного законодательства, допущенные администрацией Советского сельского поселения.
Выявлено, что в соответствии с Законом Краснодарского края от 17.08.2000 № 313-КЗ «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края», а также Законом Краснодарского края от 13.11.2006 № 1115-КЗ, на территории Советского сельского поселения имеются следующие памятники регионального значения, находящиеся в муниципальной собственности Советского сельского поселения и включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:
Братская могила воинов, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн, 1918 - 1920, 1942 - 1943 годы (местонахождение: ст. Советская, парк), номер по госсписку 2300-2302;
Братская могила 22 советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, август 1942 г. (местонахождение: ст. Советская), номер по госсписку 4736.
Проверкой установлено, что на указанные объекты культурного наследия отсутствует следующая документация:
- паспорт объекта культурного наследия (нарушение ст. 21 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», п. 1 ст. 18 Закона Краснодарского края от 06.02.2003 № 558-КЗ);
- проект зон охраны объектов культурного наследия, с наличием на него положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы (нарушение ст. 6 Закона РФ от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», п.п. 4,13,19 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 № 315).
Кроме того, в нарушение ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, п. 5 ст. 17 Федерального закона от 22.10.2014 № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 5 ст. 36 Закона Краснодарского края от 06.02.2003 № 558-КЗ отсутствует охранное обязательство на объект «Братская могила 22 советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, август 1942 г. (местонахождение: ст. Советская), номер по госсписку 4736.
Кроме того, согласно Закону Краснодарского края от 13.11.2006 № 1115-КЗ, акта от 25.12.2006 приема-передачи имущества согласно ст. 2 данного закона и информации администрации Советского сельского поселения, в муниципальной собственности поселения имеются следующие объекты культурного наследия – памятники военной истории:
- одиночное захоронение воина и памятный знак воинов-односельчан погибших на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годы (местонахождение: ст. Советская, ул. Ленина);
- памятный знак (местонахождение: х. Родниковский, ул. Мира, парк);
- обелиск землякам погибшим на фронтах Великой Отечественной войны (местонахождение: с. Радищево, район ДК);
- памятный знак погибших воинов-односельчан на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годы (местонахождение: х. Стеблицкий, район ДК).
Однако, администрацией поселения не инициировано обращение в орган государственной власти Краснодарского края о включении в государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации данных памятников военной истории находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 12 ст. 9.2. Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: принятие решения о включении объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения или об отказе во включении объекта в указанный реестр.
При этом согласно ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 данного Федерального закона.
Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов РФ в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Пунктом 5 ст. 36 Закона Краснодарского края от 06.02.2003 № 558-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края», предусмотрено, что объекты культурного наследия используются с обязательным оформлением их собственниками и (или) пользователями в краевом органе охраны объектов культурного наследия соответствующих охранных документов, указанных в пункте 1 данной статьи (охранные обязательства), а также с обязательным выполнением требований, предусмотренных Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), а также с обязательным выполнением требований, предусмотренных Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Ранее приказом Управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края от 15.12.2011 № 136 был утвержден административный регламент управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края по предоставлению государственной услуги по оформлению охранных обязательств собственника объекта культурного наследия, пользователя объектом культурного наследия.
Таким образом, оформление охранного обязательства носит заявительный характер и должно быть инициировано собственником объекта.
Между тем, ч. 6 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, охранным обязательством устанавливаются обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в п. 11 данной статьи (собственники, лица, владеющие на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления):
1) по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, установленных статьями 47.2 - 47.4 данного Федерального закона;
2) по соблюдению требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, установленных ст. 5.1 данного Федерального закона.
Согласно п. 4 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, неотъемлемой частью охранного обязательства является паспорт объекта культурного наследия, предусмотренный ст. 21 данного Федерального закона.
Пунктом 1 ст. 18 Закона Краснодарского края от 06.02.2003 № 558-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края» предусмотрено, что на объект культурного наследия регионального значения и объект культурного наследия местного значения, включенные в реестр, собственнику данного объекта краевым органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия.
В связи с чем, оформление и получение паспорта носит заявительный характер и может быть инициировано собственником объекта.
В соответствии с п. 2 ст. 25.2 Закона Краснодарского края от 06.02.2003 № 558 – КЗ, разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может осуществляться по инициативе органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления в Краснодарском крае, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия, или по решению суда.
Согласно п. 2 ст. 25.1 Закона Краснодарского края от 06.02.2003 № 558-КЗ, в целях определения границ зон охраны объектов культурного наследования собственник объекта культурного наследия обеспечивает в соответствии с законодательством РФ проведение землеустройства в части описания местоположения и (или) установления на местности границ объектов землеустройства и государственного кадастрового учета земельного участка с расположенными на нем объектами культурного наследия с учетом документов градостроительного зонирования (правил землепользования и застройки).
В силу п. 9 ст. 25.1 Закона Краснодарского края от 06.02.2003 № 558-КЗ, границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются краевым органом охраны объектов культурного наследия на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы:
1) в отношении объектов культурного наследия федерального значения- по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия;
2) в отношении объектов культурного наследия регионального значения;
3)в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения – по согласованию с органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится объект культурного наследия.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
В соответствии с п. 7 ст. 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, учитываются в государственном кадастре недвижимости в соответствии с законодательством РФ о государственном кадастре недвижимости.
Пунктом 3 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 № 315, предусмотрено, что проект зон охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем), содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 3 данного Закона, захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.
К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Согласно п. 2 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В силу п. 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Отсутствие вышеуказанной документации, не определение зон охраны объектов культурного наследия нарушает требования земельного законодательства, может привести к утрате объектов культурного наследия, незаконному отчуждению и использованию земельного участка, что нарушит конституционное право каждого на доступ к культурным ценностям и конституционную обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры в Российской Федерации (ч.ч. 2, 3 ст. 44 Конституции РФ).
Таким образом, ответчиком не приняты меры по соблюдению требований федерального законодательства направленного на защиту объектов культурного наследия, в связи с чем прокурор просит:
Обязать администрацию Советского сельского поселения получить паспорта, разработать проекты зон охраны объекта культурного наследия с последующим получением на данные проекты положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы на следующие объекты культурного наследия:
- Братская могила воинов, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн, 1918 - 1920, 1942 - 1943 годы (местонахождение: ст. Советская, парк), номер по госсписку 2300-2302;
- Братская могила 22 советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, август 1942 г. (местонахождение: ст. Советская), номер по госсписку 4736.
2. Обязать администрацию Советского сельского поселения получить охранное обязательство на памятник «Братская могила 22 советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, август 1942 г. (местонахождение: ст. Советская), номер по госсписку 4736, в порядке ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, п. 5 ст. 36 Закона Краснодарского края от 06.02.2003 № 558-КЗ.
3. Обязать администрацию Советского сельского поселения обратиться в орган государственной власти Краснодарского края о включении в государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в отношении находящихся в муниципальной собственности памятников военной истории:
- одиночное захоронение воина и памятный знак воинов-односельчан погибших на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годы (местонахождение: ст. Советская, ул. Ленина);
- памятный знак (местонахождение: х. Родниковский, ул. Мира, парк);
- обелиск землякам погибшим на фронтах Великой Отечественной войны (местонахождение: с. Радищево, район ДК);
- памятный знак погибших воинов-односельчан на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годы (местонахождение: х. Стеблицкий, район ДК).
В судебном заседании прокурор Сурма Н.В. иск поддержала.
Представитель ответчика администрации Советского сельского поселения Новокубанского района в судебное заседание не явился, хотя ответчик о времени и месте судебного заседания был извещен судебной повесткой 09.08.2016 года.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд считает необходимым иск удовлетворить по следующим основаниям.
Судом установлено, что прокуратурой Новокубанского района в соответствии заданием прокуратуры края проведена проверка исполнения законодательства направленного на защиту объектов культурного наследия – памятников, ансамблей и достопримечательных мест военной истории, в ходе которой выявлены нарушения данного законодательства, допущенные администрацией Советского сельского поселения.
Выявлено, что в соответствии с Законом Краснодарского края от 17.08.2000 № 313-КЗ «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края», а также Законом Краснодарского края от 13.11.2006 № 1115-КЗ, на территории Советского сельского поселения имеются следующие памятники регионального значения, находящиеся в муниципальной собственности Советского сельского поселения и включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:
Братская могила воинов, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн, 1918 - 1920, 1942 - 1943 годы (местонахождение: ст. Советская, парк), номер по госсписку 2300-2302;
Братская могила 22 советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, август 1942 г. (местонахождение: ст. Советская), номер по госсписку 4736.
Проверкой установлено, что на указанные объекты культурного наследия отсутствует следующая документация:
- паспорт объекта культурного наследия (нарушение ст. 21 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», п. 1 ст. 18 Закона Краснодарского края от 06.02.2003 № 558-КЗ);
- проект зон охраны объектов культурного наследия, с наличием на него положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы (нарушение ст. 6 Закона РФ от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», п.п. 4,13,19 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 № 315).
Кроме того, в нарушение ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, п. 5 ст. 17 Федерального закона от 22.10.2014 № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 5 ст. 36 Закона Краснодарского края от 06.02.2003 № 558-КЗ отсутствует охранное обязательство на объект «Братская могила 22 советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, август 1942 г. (местонахождение: ст. Советская), номер по госсписку 4736.
Кроме того, согласно Закону Краснодарского края от 13.11.2006 № 1115-КЗ, акта от 25.12.2006 приема-передачи имущества согласно ст. 2 данного закона и информации администрации Советского сельского поселения, в муниципальной собственности поселения имеются следующие объекты культурного наследия – памятники военной истории:
- одиночное захоронение воина и памятный знак воинов-односельчан погибших на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годы (местонахождение: ст. Советская, ул. Ленина);
- памятный знак (местонахождение: х. Родниковский, ул. Мира, парк);
- обелиск землякам погибшим на фронтах Великой Отечественной войны (местонахождение: с. Радищево, район ДК);
- памятный знак погибших воинов-односельчан на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годы (местонахождение: х. Стеблицкий, район ДК).
Однако, администрацией поселения не инициировано обращение в орган государственной власти Краснодарского края о включении в государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации данных памятников военной истории находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 12 ст. 9.2. Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: принятие решения о включении объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения или об отказе во включении объекта в указанный реестр.
При этом согласно ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 данного Федерального закона.
Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов РФ в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Пунктом 5 ст. 36 Закона Краснодарского края от 06.02.2003 № 558-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края», предусмотрено, что объекты культурного наследия используются с обязательным оформлением их собственниками и (или) пользователями в краевом органе охраны объектов культурного наследия соответствующих охранных документов, указанных в пункте 1 данной статьи (охранные обязательства), а также с обязательным выполнением требований, предусмотренных Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), а также с обязательным выполнением требований, предусмотренных Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Ранее приказом Управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края от 15.12.2011 № 136 был утвержден административный регламент управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края по предоставлению государственной услуги по оформлению охранных обязательств собственника объекта культурного наследия, пользователя объектом культурного наследия.
Таким образом, оформление охранного обязательства носит заявительный характер и должно быть инициировано собственником объекта.
Между тем, ч. 6 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, охранным обязательством устанавливаются обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в п. 11 данной статьи (собственники, лица, владеющие на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления):
1) по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, установленных статьями 47.2 - 47.4 данного Федерального закона;
2) по соблюдению требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, установленных ст. 5.1 данного Федерального закона.
Согласно п. 4 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, неотъемлемой частью охранного обязательства является паспорт объекта культурного наследия, предусмотренный ст. 21 данного Федерального закона.
Пунктом 1 ст. 18 Закона Краснодарского края от 06.02.2003 № 558-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края» предусмотрено, что на объект культурного наследия регионального значения и объект культурного наследия местного значения, включенные в реестр, собственнику данного объекта краевым органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия.
В связи с чем, оформление и получение паспорта носит заявительный характер и может быть инициировано собственником объекта.
В соответствии с п. 2 ст. 25.2 Закона Краснодарского края от 06.02.2003 № 558 – КЗ, разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может осуществляться по инициативе органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления в Краснодарском крае, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия, или по решению суда.
Согласно п. 2 ст. 25.1 Закона Краснодарского края от 06.02.2003 № 558-КЗ, в целях определения границ зон охраны объектов культурного наследования собственник объекта культурного наследия обеспечивает в соответствии с законодательством РФ проведение землеустройства в части описания местоположения и (или) установления на местности границ объектов землеустройства и государственного кадастрового учета земельного участка с расположенными на нем объектами культурного наследия с учетом документов градостроительного зонирования (правил землепользования и застройки).
В силу п. 9 ст. 25.1 Закона Краснодарского края от 06.02.2003 № 558-КЗ, границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются краевым органом охраны объектов культурного наследия на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы:
1) в отношении объектов культурного наследия федерального значения- по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия;
2) в отношении объектов культурного наследия регионального значения;
3)в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения – по согласованию с органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится объект культурного наследия.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
В соответствии с п. 7 ст. 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, учитываются в государственном кадастре недвижимости в соответствии с законодательством РФ о государственном кадастре недвижимости.
Пунктом 3 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 № 315, предусмотрено, что проект зон охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем), содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 3 данного Закона, захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.
К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Согласно п. 2 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В силу п. 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Отсутствие вышеуказанной документации, не определение зон охраны объектов культурного наследия нарушает требования земельного законодательства, может привести к утрате объектов культурного наследия, незаконному отчуждению и использованию земельного участка, что нарушит конституционное право каждого на доступ к культурным ценностям и конституционную обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры в Российской Федерации (ч.ч. 2, 3 ст. 44 Конституции РФ).
Таким образом, ответчиком не приняты меры по соблюдению требований федерального законодательства направленного на защиту объектов культурного наследия, в связи с чем иск прокурора Новокубанского района подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Советского сельского поселения Новокубанского района получить паспорта, разработать проекты зон охраны объекта культурного наследия с последующим получением на данные проекты положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы на следующие объекты культурного наследия:
- Братская могила воинов, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн, 1918 - 1920, 1942 - 1943 годы (местонахождение: ст. Советская, парк), номер по госсписку 2300-2302;
- Братская могила 22 советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, август 1942 г. (местонахождение: ст. Советская), номер по госсписку 4736.
Обязать администрацию Советского сельского поселения получить охранное обязательство на памятник «Братская могила 22 советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, август 1942 г. (местонахождение: ст. Советская), номер по госсписку 4736, в порядке ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, п. 5 ст. 36 Закона Краснодарского края от 06.02.2003 № 558-КЗ.
Обязать администрацию Советского сельского поселения обратиться в орган государственной власти Краснодарского края о включении в государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в отношении находящихся в муниципальной собственности памятников военной истории:
- одиночное захоронение воина и памятный знак воинов-односельчан погибших на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годы (местонахождение: ст. Советская, ул. Ленина);
- памятный знак (местонахождение: х. Родниковский, ул. Мира, парк);
- обелиск землякам погибшим на фронтах Великой Отечественной войны (местонахождение: с. Радищево, район ДК);
- памятный знак погибших воинов-односельчан на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годы (местонахождение: х. Стеблицкий, район ДК).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Оврах В.Е.