ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1451/2020КОПИ от 08.06.2020 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-1451/2020 КОПИЯ

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Хабаровск 08 июня 2020 года

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Королевой И.А.,

при секретаре Морозовой А.В.,

с участием:

представителя истца (ответчика по встречному иску) Бахваловой Е.А.,

ответчика (истца по встречному иску) Петрушина И.Г., его представителя в порядке ст. 53 ч.6 ГПК РФ Петрушиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления лесами Правительства Хабаровского края к Петрушину Игорю Геннадьевичу о взыскании неустойки и по встречному иску Петрушина Игоря Геннадьевича к Управлению лесами Правительства Хабаровского края о признании недействительным абзаца 2 подпункта «г» пункта 11 Договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

Управление лесами Правительства Хабаровского края обратилось в суд с иском к Петрушину И.Г. о взыскании неустойки. В обоснование заявленных требований указав, что между управлением лесами Правительства Хабаровского края и индивидуальным предпринимателем Петрушиным Игорем Геннадьевичем был заключен договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, находящегося в федеральной государственной собственности. Срок действия Договора установлен на 25 лет со дня его государственной регистрации (пункт 24 Договора). Лесной участок был передан арендатору актом приёма-передачи, приложенным к Договору. Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ Договор расторгнут по соглашению сторон. Согласно сведениям ЕГРЮЛ 27.11.2019 Петрушин Игорь Геннадьевич прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, разработанный в соответствии со статьей 89 ЛК РФ, утвержден приказом Минприроды России от 26.09.2016 № 496. Пунктом 5 Порядка определено, что лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, для проведения экспертизы подают в органы государственной власти письменное заявление с приложением проекта освоения лесов на бумажном носителе в двух экземплярах, в прошитом и пронумерованном виде, или в электронном виде в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования сети "Интернет", в том числе через "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". В соответствии с подпунктом "г" пункта 11 Договора арендатор обязан разработать и предоставить в управление лесами Правительства Хабаровского края проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы в течение 6 месяцев со дня заключения Договора. Учитывая дату государственной регистрации Договора - 26.04.2017, 6-месячный срок для предоставления проекта освоения лесов на государственную экспертизу истек 26.10.2017. Проект освоения лесов по Договору поступил на государственную экспертизу 29.12.2017. За нарушение срока разработки и предоставления проекта освоения лесов для проведения государственной экспертизы арендатор уплачивает неустойку в размере 50 000 рублей за каждый полный календарный месяц просрочки по истечении установленного срока (подпункт "б" пункта 13 Договора). В связи с изложенным, управлением была начислена неустойка за не предоставление проекта освоения лесов в размере 600 000 руб. (за 12 полных месяцев просрочки). Письмами от 10.06.2019 и 17.12.2019 арендатору направлено соответствующее уведомление с требованием оплатить указанную сумму неустойки в течение 10 дней со дня получения настоящего уведомлений. Уведомления получены арендатором. До настоящего времени неустойка не оплачена, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском. На основании изложенного, просит взыскать с Петрушина Игоря Геннадьевича неустойку за несвоевременное предоставление проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ в размере 600 000 руб. в федеральный бюджет.

Определением суда от 10.03.2020 года по данному делу принят встречный иск Петрушина И.Г. к Управлению лесами Правительства Хабаровского края о признании недействительным абзаца 2 подпункта «г» пункта 11 Договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование которого указал, что в соответствии с п.28 Приказа от 29.02.2012 № 69 проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в регламента лесничества, материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований. В соответствии с п.30 Приказа от 29.02.2012 №69 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества. Из чего следует, что срок действия проекта освоения лесов всегда соответствует сроку действия лесохозяйственного регламента лесничества, кроме случая, когда срок действия договора аренды лесного участка наступает ранее срока действия лесохозяйственного регламента лесничества. Срок действия договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ устанавливается с момента государственной регистрации и составляет 25 лет. Дата государственной регистрации 26.04.2017. Соответственно, срок аренды лесного участка по ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия лесохозяйственного регламента Нанайского лесничества, утвержденного приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 22.12.2008г. № 383-П, до 31.12.2018 года. Соответственно, срок действия проекта освоения лесов лесного участка, предоставленного ему в аренду, утвержденный приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 21.03.2018, был ограничен сроком действия лесохозяйственного регламента Нанайского лесничества и установлен до 31.12.2018 года. Новый Лесохозяйственный регламент Нанайского лесничества утвержден приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 15.11.2018 №920П. В соответствии с абзацем 2 подпункта «г» пункта 11 Договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ новый проект освоения лесов должен быть разработан и представлен на государственную экспертизу не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока действия проекта освоения лесов, т.е. не позднее июня 2018 года. При условии, что проект освоения лесов предоставляется на государственную экспертизу в июне 2018 года, а лесохозяйственный регламент Нанайского лесничества утверждается в ноябре 2018 года, то в соответствии с п. 10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 26 сентября 2016 г. N496, результат экспертизы будет только отрицательным. Положительный результат экспертизы проекта освоения лесов может быть только после утверждения лесохозяйственного регламента. Поэтому проект освоения лесов может быть подан на государственною экспертизу только после утверждения лесохозяйственного регламента лесничества и размещения его на официальном сайте уполномоченного органа. Таким образом, в договор заведомо заложено требование, которое однозначно приведет к получению отрицательной государственной экспертизы. Такое условие договора носит формальный характер, создает излишние трудозатраты как арендатора, так и арендодателя. При подписании договора он не мог спроецировать данную ситуацию, поэтому договор подписал без возражений. Требование пункта договора «не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока действия проекта освоения лесов разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов на следующий срок для проведения государственной экспертизы» противоречит законодательству РФ. Учитывая, что срок проекта освоения лесов всегда совпадает со сроком действия лесохозяйственного регламента лесничества, то предоставление проекта освоения лесов на государственную экспертизу за 6 месяцев до окончания срока действия проекта освоения лесов, нарушает требование п.28 Приказа от 29.02.2012 № 69 о составлении проекта освоения лесов на основании лесохозяйственного регламента лесничества. Чтобы выполнить требование п.28 Приказа от 29.02.2012 № 69, сначала должен быть утвержден лесохозяйственный регламент лесничества на следующий срок. на основании вышеизложенного просит признать абзац 2 подпункта «г» пункта 11 договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ недействительным.

В судебном заседании представитель истца (ответчика по встречному иску) Бахвалова Е.А., заявление исковые требования Управления поддержала в полном объеме, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства. Встречные исковые требования не признала. Пояснила, что договор между Управлением и Петрушиным И.Г. был заключен в соответствии с типовой формой договора аренды лесного участка, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.09.2015 года № 1003 «О типовом договоре аренды лесного участка». Указанная типовая форма договора носит характер нормативно-правого акта и обязательна к применению в сфере лесных правоотношений. Типовая форма договора содержала условия о сроке разработки и предоставления проекта освоения лесов и ответственности за его невыполнение, которые идентичны изложенным в договоре. Возражений при подписании спорного договора у ответчика не было. Просит отказать Петрушину И.Г. в удовлетворении встречного иска.

В судебном заседании ответчик (истец по встречному иску) Петрушин И.Г., его представитель в порядке ст. 53 ч.6 ГПК РФ Петрушина О.А., исковые требования Управления лесами не признали, ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях на иск, представленные в материалах дела. Встречные исковые требования поддержал, ссылаясь на изложенные в нем обстоятельства. Пояснил, что договор, заключенный с ним противоречит нормам действующего законодательства.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 309 - 310 Гражданского кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Согласно п. 1 ст. 606 Гражданского кодекса РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно ст. 329 Гражданского кодекса РФ, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Согласно ч. 1 ст. 330 Гражданского кодекса РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Полномочия управления лесами Правительства Хабаровского края по взысканию задолженностей, образовавшихся в связи с использованием лесов, установлены следующими нормативно-правовыми актами:

- в соответствии с Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 23.09.2019 № 1184, управление лесами Правительства Хабаровского края включено в перечень администраторов доходов федерального бюджета, и в перечень главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации;

- в соответствии с частью 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает рядом полномочий, осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;

- в соответствии с пунктом 3.38 Положения об управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края № 185-пр от 21.09.2007, одна из функций управления лесами Правительства Хабаровского края заключается в осуществлении контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислении, учете, взыскании и принятии решений о возврате (зачете) излишней уплаченных (взысканных) администрируемых Управлением платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, между Управлением лесами Правительства Хабаровского края и индивидуальным предпринимателем Петрушиным Игорем Геннадьевичем был заключен договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, находящегося в федеральной государственной собственности.

Срок действия Договора установлен на 25 лет со дня его государственной регистрации (пункт 24 Договора).

Лесной участок был передан арендатору актом приёма-передачи, приложенным к Договору.

Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ Договор расторгнут по соглашению сторон.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ 27.11.2019 Петрушин Игорь Геннадьевич прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса РФ, лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ.

Согласно статьи 89 Лесного кодекса РФ, проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, разработанный в соответствии со статьей 89 Лесного кодекса РФ, утвержден приказом Минприроды России от 26.09.2016 № 496.

Пунктом 5 Порядка определено, что лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, для проведения экспертизы подают в органы государственной власти письменное заявление с приложением проекта освоения лесов на бумажном носителе в двух экземплярах, в прошитом и пронумерованном виде, или в электронном виде в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования сети "Интернет", в том числе через "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

В соответствии с подпунктом "г" пункта 11 Договора от ДД.ММ.ГГГГ, арендатор обязан разработать и предоставить в управление лесами Правительства Хабаровского края проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы в течение 6 месяцев со дня заключения Договора.

Учитывая дату государственной регистрации Договора - 26.04.2017, 6-месячный срок для предоставления проекта освоения лесов на государственную экспертизу истек 26.10.2017. Проект освоения лесов по Договору поступил на государственную экспертизу 29.12.2017.

Оценивая представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований о взыскании неустойки за нарушение сроков передачи истцу проекта освоения лесов, поскольку в установленный договором срок данный проект истцу не передан, доказательств обратного стороной ответчика не представлено.

Доводы, ответчика Петрушина И.Г., изложенные в обоснование заявленного им встречного иска, не могут быть приняты судом по следующим основаниям.

В соответствии с п.2 статьи 88 Лесного кодекса РФ, состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В данном случае уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Федеральное агентство лесного хозяйства, утвердившее приказ от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».

В соответствии с п.28 Приказа от 29.02.2012 № 69 Проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

В соответствии с п.30 Приказа от 29.02.2012 №69, проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества.

В соответствии с п.3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 26 сентября 2016 г. N 496, целью государственной экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 Порядка экспертизы, положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации. Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям, и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Суд полагает, что Петрушин И.Г., ссылаясь на срок действия лесохозяйственного регламента Нанайского лесничества, и получение отрицательного заключения экспертизы на проект освоения лесов, в связи с не действием регламента, ошибочно трактует положения заключенного с ним договора, а именно п. 11 Договора, так как ответственность предусмотрена именно за не предоставление проекта освоения лесов для проведения государственной экспертизы, а не за получение отрицательного результата данного экспертизы. Ссылка на предоставление проекта освоения лесов с положительным результатом государственной экспертизы в оспариваемом пункте 11 Договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствует.

Таким образом, встречные исковые требования Петрушина И.Г. не подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, полагая размер неустойки за нарушение срока передачи истцу проекта освоения лесов, несоразмерным последствиям нарушенного обязательства, суд, учитывая все существенные обстоятельства дела, степень вины ответчика, а также компенсационную природу неустойки, пришел к выводу о применении к данным требованиям положений ст. 333 ГК РФ и уменьшении размера взыскиваемой неустойки до 300000 рублей.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6200 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Управления лесами Правительства Хабаровского края к Петрушину Игорю Геннадьевичу о взыскании неустойки - удовлетворить частично.

Взыскать с Петрушина Игоря Геннадьевича в доход бюджета Российской Федерации неустойку за несвоевременное предоставление проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ в размере 300000 рублей.

Взыскать с Петрушина Игоря Геннадьевича государственную пошлину в бюджет городского округа «Город Хабаровск» в сумме 6200 рублей.

В удовлетворении встречных исковых требований Петрушина Игоря Геннадьевича к Управлению лесами Правительства Хабаровского края о признании недействительным абзаца 2 подпункта «г» пункта 11 Договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда, с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Хабаровска.

Мотивированное решение суда составлено 15 июня 2020 года.

Председательствующий (подпись)

Копия верна: судья Королева И.А.

Секретарь Морозова А.В.

"__" _____________ 20__ г.

Решение суда не вступило в законную силу.

Уникальный идентификатор дела 27RS0001-01-2020-000703-42

Подлинник решения подшит в дело № 2-1451/2020 и хранится в Центральном районном суде г. Хабаровска