ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1452/2013 от 17.01.2014 Северобайкальского городского суда (Республика Бурятия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 января 2014г.                                                                   г. Северобайкальск

      Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе    судьи Рабдаевой Н.Г., при секретаре Марковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании    гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «МРСК Сибири» - филиала «Бурятэнерго» о признании противоправным расчета платы за потребляемую электрическую энергию с учетом общедомового прибора учета жителям ветхих, аварийных домов, понуждении прекратить производить расчет платы за потребляемую электрическую энергию с учетом общедомового прибора учета жителям ветхих, аварийных домов,

Установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц-жителей ветхих, аварийных домов г. Северобайкальск к ОАО «МРСК Сибири» -«Бурятэнерго» о признании противоправным расчета платы за потребляемую электрическую энергию с учетом общедомового прибора учета жителям ветхих, аварийных домов, согласно перечня ветхого и аварийного жилья, представленного АМО «г. Северобайкальск» с ДД.ММ.ГГГГ по день вступления решения суда в законную силу; понуждении прекращения производства расчета платы за потребляемую электрическую энергию с учетом общедомового прибора в указанных домах; понуждении ответчика произвести перерасчет платы за электроэнергию жителям ветхих и аварийных домов г. Северобайкальск согласно перечня, представленного администрацией г. Сверобайкальск со дня вынесения судом решения, без учета показаний общедомовых приборов учета; в установленный законом срок довести информацию о принятом судебном решении, путем размещения в СМИ.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО1 исковые требования поддержала, пояснила, в Управление Роспотребнадзора по РБ в Северобайкальском районе поступают многочисленные обращения жителей ветхих и аварийных домов г. Северобайкальск о нарушении их прав ответчиком при расчете за коммунальную услугу « электроснабжение» с учетом общедомового прибора учета. Согласно требованиям Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на ветхие и аварийные дома в г. Северобайкальске были установлены общедомовые приборы учета электрической энергии, составлены акт проверки работы приборов учета и приняты к расчету с ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией города по их запросу предоставлена информация о ветхом и аварийном фонде г. Северобайкальск, также указан перечень ветхого и авариного жилого фонда в г. Северобайкальск, так к ветхим домам относится 82 дома, общей площадью *** кв.м, к аварийным -391 дом, общей площадью *** кв.м. Согласно ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении» требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии). В нарушение указанной нормы, жителям ветхих и аварийных домов, ответчиком производится расчет платы за электроснабжение с учетом показаний общедомовых приборов, направляются в адрес потребителей, проживающих в ветхих и аварийных домах уведомления о необходимости оплатить долги за расход энергии с учетом общедомового прибора учета, с предупреждением об отключении электрической энергии в случае неоплаты, чем понуждают жителей указанных домов совершать действия, противоречащие действующему законодательству. Поскольку расчет платы за потребленную электрическую энергию ответчиком жителями ветхих и аварийных домов г. Северобайкальск» производится с учетом общедомовых приоров учета, что ведет к обману неопределенного круга лиц о стоимости коммунальной услуги электроснабжение, Управление Роспортебнадзора по РБ обратилось с указанным иском в защиту неопределенного круга лиц. Просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО2 (по доверенности) иск не признала и пояснила, что соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Возложенные законом на собственников обязанности связываются с необходимостью несения ими расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.п.), уплате предусмотренных законом налогов, внесению различного рода сборов и платежей в государственные и муниципальные фонды, в том числе по оплате за техническое обслуживание жилого помещения и коммунальные услуги. Согласно требованиям жилищного законодательства граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии с п.40 Правил предоставления коммунальных услуг, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).Таким образом, с даты, когда у граждан возникает законное право пользования объектом недвижимости, у них возникают обязательства по уплате коммунальных платежей, в том числе на общедомовые нужды.В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее ФЗ «Об энергосбережении») до ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета электрической энергии. Согласно ч. 12 этой же статьи, в случае неисполнения требований по установке коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии до 01.07.2012г., действия по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии обязана совершить сетевая организация на возмездной основе.Во исполнение требований вышеуказанного закона на многоквартирные дома г. Северобайкальска филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» были установлены общедомовые приборы учета электрической энергии. Фактическое начисление расходов на общедомовые нужды для многоквартирных домов производится с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, общедомовые приборы учета электрической энергии устанавливались на безвозмездной основе, полностью за счет средств сетевой организации ОАО «МРСК Сибири» своими силами, а также силами подрядной организации в рамках инвестиционной программы и программы перспективного развития систем учета электроэнергии ОАО «МРСК Сибири», без взимания платы как за сам прибор учета, так и за действия по установке, хотя такая возможность предусмотрена действующим законодательством.В ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении» определены общие положения системы обеспечения обязательного учета используемых энергетических ресурсов, включающие и перечень объектов-исключений, на которых учет не осуществляется, это - ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие капитальному ремонту или сносу до 1 января 2013 года. Положения п. 1 ст. 13 названного Закона указывают на нераспространение требований об обязательной организации учета энергетических ресурсов с применением приборов учета для ряда объектов, в том числе для аварийных, подлежащих сносу до 01.01.2013 года. Между тем отсутствие обязательности учета не означает запрет на его организацию. Названная норма, как и Закон об энергосбережении в целом, не содержат положений, запрещающих оборудование аварийного дома, подлежащего сносу до 01.01.2013 коллективным прибором учета, а поэтому оснований для признания установки соответствующего прибора незаконной не имеется. При этом Федеральным законом «Об энергосбережении» введено требование об обязательном учете производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Кроме того, п. 1 ст. 13 Закона об энергосбережении распространяется именно на аварийные дома, подлежащие сносу до 01.03.2013. Однако вышеуказанные многоквартирные дома г. Северобайкальск признаны лишь аварийными и подлежащими сносу, однако дата и период сноса в заключениях Межведомственной комиссии не установлены, до настоящего момента также не определены временные рамки сноса спорных домов. ОАО «МРСК Сибири» считает, что законодателем четко дано определение объектов-исключений, при этом в качестве обязательного признака для признания объекта исключением установлен период, до которого аварийный или ветхий дом должен быть снесен или подвергнут капитальному ремонту - до 01.01.2013. Законодатель, устанавливая такое требование в качестве обязательного признака для применения исключения, исходил, в первую очередь, из приоритета обязательности учета потребляемой энергии во всех объектах, в том числе и многоквартирных домах, при этом установил отсутствие именно обязательности учета в аварийных домах, подлежащих либо капитальному ремонту, либо сносу до 01.01.2013, т.к. если указанные объекты будут капитально отремонтированы в срок до 01.01.2013, то в последующем требования об обязательности учета потребленной энергии на них будут распространяться. Исходя из смысла норм действующего законодательства относительно расчетов за потребленную электроэнергию следует, что никаких исключений относительно порядка расчетов для многоквартирных домов, являющихся ветхими, аварийными, подлежащими сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, не предусмотрено. Таким образом, действия ОАО «МРСК Сибири» по установке коллективных приборов учета, а также действия по начислению платы абонентам исходя из показаний общедомового прибора учета. Согласно п.2 Правил предоставления коммунальных услуг, Общедомовые нужды (ОДН) - включают в себя объемы коммунальных ресурсов, предусмотренные для содержания общего имущества многоквартирного дома, а также технически неизбежные и обоснованные потери электроэнергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома. При этом обращаем внимание суда, что согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг, коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения, используемое для определения объема (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом. Объем коммунальной услуги на общедомовые нужды рассчитан в соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг по формулам № 10,12 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период. Таким образом, при наличии расхода электроэнергии на общедомовые нужды определенного по показаниям общедомового прибора учета начисление общедомовых нужд произведено ОАО «МРСК Сибири» законно и обоснованно. Так, согласно п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. В нашем случае приборы учета установлены, значит начисление, согласно указанной статье должны проводиться по ним. В соответствии со ст. 541 ГК РФ, количество проданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Ст. 544 ГК РФ, предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии. Приборы учета, установленные нами, указывают именно тот объем электроэнергии, который фактически потребители использовали и, следовательно, подлежащий оплате. В соответствии с пунктом «г» ст. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, в целях учета потребленных коммунальных услуг потребитель обязан использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку. В их случае установленные приборы учета работают исправно, проходят плановые проверки, их работа истцом не оспаривается, следовательно, ОАО «МРСК Сибири» не находит оснований для прекращения начисления оплаты за электроэнергию на основании показаний приборов учета, а также оснований для снятия начисленной платы за ОДН до настоящего времени. Просит в иске отказать.

Представитель ответчика по доверенности ФИО3 также возражала против удовлетворения иска.

            Представители МП «Северобайкальскэнерго», администрации МО «г. Северобайкальск» просили рассмотреть дело в их отсутствие, представитель администрации МО «г. Северобайкальск» ФИО4 не возражает против удовлетворения иска.

    Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.

    Установлено, что в реестр ветхого и аварийного жилищного фонда, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по г. Северобайкальск включены 82 ветхих дома, общей площадью *** кв.м, 391 аварийных дома, общей площадью *** кв.м. Администрацией города в адрес начальника Северобайкальского МРО ОАО «Бурятэнергосбыт» А. по их запросу, ДД.ММ.ГГГГ были направлены реестры ветхого и аварийного жилья, в связи с вопросом установки приборов учета в ветхом и аварийном фонде. Однако, на указанные в перечне ветхие и аварийные дома г. Северобайкальск ответчиком установлены общедомовые приборы учета, и с ДД.ММ.ГГГГ ответчиком производится расчет начисления жителям домов указанного фонда-потребителям услуги «электроэнергия», с учетом расходов на общедомовые нужды для многоквартирных домов.

    Согласно ч. 5 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении» до 01 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Согласно ч. 12 ст. 13 вышеуказанного закона до 01 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

В ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определены общие положения системы обеспечения обязательного учета используемых энергетических ресурсов, включающие и перечень объектов-исключений, на которых учет не осуществляется, это - ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие капитальному ремонту или сносу до 1 января 2013 года.

При осуществлении расчетов за энергетические ресурсы без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, применяются расчетные способы определения количества энергетических ресурсов, установленные согласно законодательству Российской Федерации. Содержание и порядок выбора способов регулирования цен и тарифов в сфере теплоснабжения и электроэнергетики определены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации"

Учитывая, что администрацией города Северобайкальск ответчику была представлена информация о перечне ветхих и аварийных домов жилищного фонда города, принимая во внимание требования ч.1 ст. 13 Закона об энергосбережении, требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяется на ветхие, аварийные объекты, объекты подлежащие сносу, в связи с чем, суд находит требования истца о признании противоправными расчет платы за потребляемую электрическую энергию с учетом общедомового прибора учета жителям ветхих, аварийных домов, согласно перечня ветхого и аварийного жилья с ДД.ММ.ГГГГ и понуждении прекращения расчета платы за потребляемую электрическую энергию с учетом общедомового прибора в указанных домах, понуждении произвести перерасчет платы за электроэнергию жителям данных домов, без учета показаний общедомовых приборов учета законными и обоснованными, поскольку расчеты между поставщиком и потребителями, проживающими в таких домах не могут быть основаны на показаниях таких приборов. Избранный поставщиком электрической энергии расчетный способ не подлежит применению, а действия ответчиков по установке общедомового прибора учета и начислению потребителям указанных домов платы за электроэнергию на основании данного прибора, не соответствуют требованиям действующего законодательства. Кроме того, установленные ответчиком за свой счет общедомовые приборы учета потребленной электроэнергии в ветхих (непригодных) домах, данные приборы подлежат использованию только для взаимозачетов между сетевой и энергоснабжающей организациями, а не для расчетов с потребителями, проживающими в помещениях в многоквартирных домах.

Согласно абз. 2 ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», суд находит требование о понуждении ответчика в установленный законом срок довести через средства массовой информации потребителей о принятом решение суда, законным и обоснованным, считает необходимым обязать ответчика довести до сведения потребителей решение суда по данному делу, через СМИ г. Северобайкальска в течение 10 дней с момента вступления судебного решения в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд

                                                                      РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать противоправными расчеты ОАО «МРСК Сибири» - филиала «Бурятэнерго» платы за потребляемую электрическую энергию с учетом общедомового прибора учета жителям ветхих, аварийных домов г. Северобайкальска, согласно перечня ветхого и аварийного жилья, с ДД.ММ.ГГГГ по день вступления решения суда в законную силу.

Обязать ОАО «МРСК Сибири» - филиал «Бурятэнерго» прекратить расчет платы за потребляемую электрическую энергию с учетом общедомового прибора учета жителям ветхих, аварийных домов г. Северобайкальска, согласно перечня ветхого и аварийного жилья.

Обязать ОАО «МРСК Сибири» филиал «Бурятэнерго» произвести перерасчет платы за электроэнергию жителям ветхих, аварийных домов г. Северобайкальска, согласно перечня ветхого и аварийного жилья, без учета показаний общедомовых приборов учета.

Обязать ОАО «МРСК Сибири» - филиала «Бурятэнерго» довести до сведения потребителей решение суда по данному делу, через СМИ г. Северобайкальска в течение 10 дней с момента вступления судебного решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия.

Решение принято в окончательной форме 22.01.2014г.

Судья                                                                                   Н.Г. Рабдаева