ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1452/2013 от 30.07.2013 Омского районного суда (Омская область)

                             Дело № 2-1452/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Бессчетновой Е.Л., при секретаре судебного заседания Лидер Л.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 30 июля 2013 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Омского муниципального района Омской области о признании права на получение социальной выплаты, восстановлении в списке,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Омский районный суд Омской области к администрации Омского муниципального района Омской области с названными исковыми требованиями, указав, что истец согласно Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет статус ветерана боевых действий на территории Чеченской республики. На основании положений подпрограммы «Развитие индивидуального жилищного строительства» долгосрочной целевой программы Омской области «Развитие жилищного строительства на территории Омской области» (2011-2015 годы), утвержденной постановлением Правительства Омской области № от 24.03.2011 года, истец зарегистрирован в общем списке граждан – претендентов на получение социальной выплаты на достройку индивидуального жилого дома. Для получения социальной выплаты у истца имеется в собственности земельный участок площадью 913 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> и объект незавершенного строительства (часть жилого дома), расположенный по указанному выше адресу. Администрацией Омского муниципального района Омской области и Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области направлен отказ истцу в получении социальной выплаты на завершение строительства части жилого дома, поскольку дом не является индивидуальным жилым домом. Данный отказ считает необоснованным, так как Программой предусмотрено предоставление гражданам социальных выплат на строительство (реконструкцию) индивидуального жилья, а согласно статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации часть жилого дома является индивидуально-определенным зданием. Просит обязать администрацию Омского муниципального района Омской области признать его право на получение им социальной выплаты на достройку части жилого дома, восстановить в списке граждан – претендентов на получение социальной выплаты с сохранением его очередности.

В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

    Представитель ответчика администрации Омского муниципального района Омской области ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещена надлежаще, просила рассмотреть дело без участия представителя. Ранее в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что одной из основных задач подпрограммы «Развитие индивидуального жилищного строительства» долгосрочной целевой программы Омской области «Развитие жилищного строительства на территории Омской области (2011-2015 года)», утвержденной Постановлением Правительства Омской области от 24.03.2011 № является обеспечение предоставления гражданам социальных выплат на строительство (реконструкцию) индивидуального жилья. Исходя из сведений, содержащихся в свидетельствах о государственной регистрации права от 08.12.2011 серия №, 08.12.2011 серия № ФИО1 принадлежит на праве собственности объект незавершенного строительства – часть жилого дома (2Ч). Условия подпрограммы не содержат норм, предусматривающих предоставление социальных выплат на строительство, реконструкцию части жилого дома. Согласно статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Согласно части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, в судебном заседании участия не принимал. О времени и месте рассмотрения настоящего дела извещены надлежаще, просили рассмотреть дело без участия представителя. В материалы настоящего гражданского дела представили отзыв на исковое заявление, где по существу сообщают, что в соответствии со статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище. В рамках подпрограммы «Развитие индивидуального жилищного строительства» долгосрочной целевой программы Омской области «Развитие жилищного строительства на территории Омской области (2011-2015 годы) гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляются социальные выплаты на строительство (реконструкцию) индивидуального жилья. В соответствии с частью 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Основным критерием отнесения жилого дома к объектам индивидуального жилищного строительства согласно части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации является его предназначение для проживания одной семьи. Согласно пункту 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации под жилыми домами блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования. Истцу принадлежит на праве собственности ? часть незавершенного строительством блокированного жилого дома. В связи с чем, блокированный жилой дом не может считаться индивидуальным жилым домом.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО3, в судебном заседании участия не принимал о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещен надлежаще.

    Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    Из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является собственником объекта незавершенного строительством <данные изъяты>, месторасположение: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08.12.2011 сделана запись регистрации № (л.д. 6).

ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 913 кв.м., с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08.12.2011 сделана запись регистрации № (л.д. 5).

    Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное БТИ» составлен по состоянию на 22 июня 2011 года технический паспорт на объект незавершенного строительства – часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 85-97), по состоянию на 24.09.2008 (л.д. 61-76).

01 марта 2012 года ФИО1 обратился с заявлением в администрацию Омского муниципального района Омской области о включении его в состав участников мероприятия по улучшению жилищных условий граждан в рамках реализации подпрограммы «Развитие индивидуального жилищного строительства» долгосрочной целевой программы Омской области «Развитие жилищного строительства на территории Омской области (2011-2015 годы)». В заявлении указано, что жилищные условия планирует улучшить путем строительства индивидуального жилого дома в <адрес> (л.д. 49). Нуждающимся в улучшении жилищных условий признан решением Лузинского сельского поселения Омского муниципального района от 26.10.2006, что отражено в заявлении от 01.03.2012.

30 марта 2012 года администрация Омского муниципального района Омской области письмом № информировала ФИО1, что он зарегистрирован в общем списке граждан-претендентов на получение социальной выплаты (л.д. 98).

По результатам проведенной проверки соблюдения Омским муниципальным районом Омской области требований законодательства в финансово-бюджетной сфере, целевого и эффективного использования областного бюджета в 2011 году и за 9 месяцев 2012 года администрация Омского муниципального района Омской области, оценив свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок от 08.12.2011 серия №, технический паспорт объекта незавершенного строительства, составленный по состоянию на 22.06.2011, свидетельство о государственной регистрации права на часть жилого дома от 08.12.2011 серия № в отношении ФИО1 пришла к выводу, что исходя из целевого назначения земельного участка и понятия объекта индивидуального жилищного строительства ФИО1 принадлежит на праве собственности часть обособленного, индивидуально определенного жилого дома. Во избежание неправильного использования денежных средств и нарушения прав ФИО1, в части не включения его в состав участников подпрограммы просили Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области дать разъяснения о возможности (невозможности) отнесения части жилого дома к категории индивидуальных жилых домов и направлении средств социальной выплаты, предоставляемой гражданам в рамках подпрограммы, на завершение строительства части жилого дома (л.д. 113).

В связи с направлением устного отказа в получении социальной выплаты на завершение строительства жилого дома ФИО1 обратился в администрацию Омского муниципального района Омской области с просьбой разобраться в вопросе о получении им социальной выплаты на строительство жилого дома, на что получен ответ 29.03.2013, из которого следует, что условия подпрограммы и порядок предоставления гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, социальных выплат на строительство, реконструкцию индивидуального жилья, утвержденный главой Омского муниципального района Омской области от 04.08.2008 №, не содержат норм, предусматривающих предоставление социальных выплат на строительство, реконструкцию части жилого дома (л.д. 10).

16 мая 2013 года администрацией Омского муниципального района Омской области получен ответ от Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, где исходя из определения индивидуального жилого дома следует, что блокированный жилой дом не может считаться индивидуальным жилым домом (л.д. 116).

14 мая 2013 года письмо аналогичного содержания направлено Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области ФИО1 (л. д. 11)

Судом установлено, что постановлением администрации Омского муниципального района Омской области от 26.04.2012 № утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление социальных выплат на строительство (реконструкцию) индивидуального жилья», который разработан в рамках реализации подпрограммы «Развитие индивидуального жилищного строительства» долгосрочной целевой программы Омской области «Развитие жилищного строительства на территории Омской области (2011 - 2015 годы)», утвержденной постановлением Правительства Омской области от 24.03.2011 №, в целях повышения качества исполнения указанной муниципальной услуги и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по ее предоставлению на территории Омского муниципального района Омской области.

Социальная выплата на строительство (реконструкцию) индивидуального жилья направляется на: строительство (достройку) индивидуального жилого дома; реконструкцию индивидуального жилого дома или иного объекта капитального строительства в индивидуальный жилой дом (пункт 1.2. указанного Административного регламента).

Пункт 1.3. Административного регламента предписывает, что предоставление муниципальной услуги «Предоставление социальных выплат на строительство (реконструкцию) индивидуального жилья» осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: Конституцией Российской Федерации от 12.12.1993; Жилищным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ; Постановлением Правительства Омской области от 24.03.2011 № «Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области «Развитие жилищного строительства на территории Омской области (2011 - 2015 годы)»; Решением Омского районного Совета Омского муниципального образования Омской области от 03.08.2005 № «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в Омском муниципальном образовании»; Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 12.10.2009 № «Об утверждении долгосрочной целевой программы Омского муниципального района Омской области «Жилище (2010 - 2015 годы)».

Целью подпрограммы «Развитие индивидуального жилищного строительства» долгосрочной целевой программы Омской области «Развитие жилищного строительства на территории Омской области (2011 - 2015 годы)», утвержденной постановлением Правительства Омской области от 24.03.2011 №, является создание условий для развития индивидуального жилищного строительства, способствующих обеспечению населения Омской области комфортным жильем. Для достижения данной цели необходимо решение задачи по обеспечению предоставления гражданам социальных выплат на строительство (реконструкцию) индивидуального жилья.

Согласно части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Описание объекта, содержащееся в техническом паспорте, представленным ФИО1, не соответствует характеристикам объекта недвижимости, установленным частью 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку в нем содержатся сведения о части жилого дома, который не является индивидуально-определенным зданием, поскольку по своей технической природе состоит из нескольких блоков, предназначенных для проживания одной семьи.

Пунктом 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что часть жилого дома как и жилой дом являются видами жилых помещений и не являются тождественными понятиями.

Согласно статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Разрабатывая подпрограмму «Развитие индивидуального жилищного строительства» долгосрочной целевой программы Омской области «Развитие жилищного строительства на территории Омской области (2011 - 2015 годы)», утвержденную постановлением Правительства Омской области от 24.03.2011 №, законодатель определил вид жилого помещения на строительство которого предоставляются гражданам социальные выплаты как на строительство жилого дома, а не части жилого дома.

Таким образом, реализация названной подпрограммы носит узкую направленность, создание условий для развития индивидуального жилищного строительства, а не строительства жилых помещений в целом.

Градостроительный кодекс Российской Федерации в части 3 статьи 49 раскрывает понятие объектов индивидуального жилищного строительства, под которыми понимаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи.

Письмом Министерства регионального развития России от 05.08.08 №, разъяснено, что основным критерием отнесения жилого дома к объектам индивидуального жилищного строительства согласно части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации является его предназначение для проживания одной семьи, а при подсчете количества этажей в силу СНиП 31-02-2001 и СНиП 2.08.01-89 должны считаться все этажи, включая подземный, подвальный, цокольный, технический и мансардный.

Разрешение на строительство, выданное администрацией Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области 22 марта 2012 года ФИО1, содержит данные о строительстве ? блокированного жилого дома по адресу: <адрес>. Срок действия разрешения до 22.03.2015 (л.д. 7). Аналогичная характеристика объекта как части жилого дома содержится в техническом паспорте объекта незавершенного строительства.

Объект недвижимости, право на который оформлено за ФИО1, является жилым домом блокированной застройки, поскольку по своим техническим данным относится, что отражено в ситуационном плане в техническом паспорте (выписки на часть жилого дома), к домам с количеством этажей не более чем трех, состоящим из нескольких блоков, количество которых не превышает десяти, и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке (пункт 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Оценивая все изложенное в совокупности, суд приходит к выводу, что социальная выплата, предусмотренная постановлением Правительства Омской области от 24.03.2011 № на строительство (реконструкцию) части жилого дома, не предоставляется, действия администрации Омского муниципального района, связанные с исключением истца из списка граждан-претендентов на получение социальной выплаты являются законными, в связи с чем, требования ФИО1 об обязании признать его право на получение социальной выплаты и восстановлении в списке граждан на получение социальной выплаты, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к администрации Омского муниципального района Омской области о признании права на получение социальной выплаты, восстановлении в списке, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Л. Бессчетнова

Мотивированное решение изготовлено 31 июля 2013 года.

    Решение вступило в законную силу 03.09.2013 года.

    Согласовано __________________ Е.Л. Бессчетнова