УИД 43RS0017-01-2022-002122-98 дело № 2-1453/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Кирово-Чепецк 23 августа 2022 года
Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе судьи Шишкина А.В., при секретаре Наговицыной А.В., с участием представителя истца - заместителя Кирово-Чепецкого городского прокурора Хлебниковой Т.О., представителя ответчика - ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1453/2020 по иску Кирово-Чепецкого городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район» *** о возложении обязанности поставить на государственный кадастровый учет объекты недвижимого имущества,
установил:
Кирово-Чепецкий городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц (истец) обратился в суд с уточненным иском к администрации МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район» о возложении обязанности поставить на государственный кадастровый учет объекты недвижимого имущества. В обосновании иска указано, что городской прокуратурой проведена проверка исполнения требований в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности администрации *** по результатам которой установлено, что в собственности ответчика имеются объекты тепло-, водоснабжения, водоотведения в количестве 123 объектов. Указанные объекты недвижимости включены в реестр муниципального имущества МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район», однако в отношении них не выполнены кадастровые работы, указанные объекты не поставлены на государственный кадастровый учет и в отношении них право собственности администрации района не зарегистрировано в установленном законом порядке. Перечисленные объекты жилищно-коммунального хозяйства поступили в собственность МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район» на основании нормативных правовых актов администраций сельских поселений, ***, а также министерства имущественных отношений и инвестиционной политики ***. По своим техническим характеристикам, назначению и году ввода в эксплуатацию данные объекты в обязательном порядке подлежат передаче на основании концессионного соглашения для соблюдения целей и задач, предусмотренных законодательством о концессионных соглашениях. Вместе с тем, в настоящее время большая часть указанных объектов жилищно-коммунального хозяйства в нарушение требований законодательства о концессионных соглашениях передана администрацией района на основании договоров временного пользования ООО «Гарант», ООО «Сталкер», ООО ЖКХ «Кстинино», ООО Пасегово, ООО «Жилстрой- сервис» а также на основании договоров о закреплении на праве хозяйственного ведения - МУП ЖКХ «Конып». Поскольку объекты не поставлены на государственный кадастровый учет и права собственности на них в установленном законом порядке не зарегистрированы, передать их по концессионному соглашению невозможно. В связи с выявленными нарушениями закона в администрацию района *** городским прокурором вносилось представление об устранении нарушений законодательства, однако действенных мер к устранению отмеченных нарушений закона принято не было. Просит обязать администрацию МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет недвижимого имущества и регистрации прав собственности на указанные объекты имущества.
Представитель истца - заместитель Кирово-Чепецкого городского прокурора Хлебникова Т.О. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район» по доверенности ФИО5, с указанными истцом нарушениями согласен, представил отзыв, указав, что в июне 2020 года в связи с передачей полномочий по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению от сельских администраций администрации *** все объекты коммунальной инфраструктуры сельских поселений, в том числе и объекты, указанные в исковом заявлении были в безусловном порядке приняты на баланс администрации ***. Техническая документация по имуществу, принятому на баланс отсутствовала практически по всем объектам инфраструктуры принятым на баланс. После принятия объектов коммунальной инфраструктуры администрация *** начала заключать договоры на подготовку технических планов и схем всей коммунальной, инфраструктуры с последующей их государственной регистрацией. Учитывая очень большой объем полученного имущества и ограниченные возможности бюджета указанная работа запланирована на несколько лет. Во избежание чрезвычайных ситуаций на объектах коммунальной инфраструктуры сельских поселений, до заключения концессионных соглашений и оформления всех документов, администрацией *** были заключены соглашения с МУП ЖКХ «Конып», ООО «ЖКХ УЮТ», ООО «Пасегово», ООО «ЖКХ Кстинино», ООО «Сталкер», ООО «СтройЖилКолмплект», ООО «Жилстрой-Сервис», ООО «Гарант» сроком на 11 месяцев, в целях обеспечения бесперебойной работы коммунальных сетей. В настоящее время готовятся проекты концессионных соглашений о передаче объектов коммунальной инфраструктуры на территории сельских поселений ***. Срок заключения концессионных соглашений рассчитан на 2023-2024 годы. Просит предоставить срок для исполнения обязанности до ***.
Представители 3-их лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, МУП ЖКХ «Конып», ООО «ЖКХ УЮТ», ООО «Пасегово», ООО «ЖКХ Кстинино», ООО «Сталкер», ООО «СтройЖилКолмплект», ООО «Жилстрой-Сервис», ООО «Гарант» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ч.3 ст.3 Закона Кировской области от 11.10.2019 №299-30 «О внесении изменений в ст.7 Закона Кировской области «О местном самоуправлении в Кировской области», ст.3 Закона Кировской области «О межбюджетных отношениях в Кировской области» органы местного самоуправления муниципального района осуществляют на территориях сельских поселений, расположенных на территории муниципального района, полномочия по электро-, тепло-, газо- и водоснабжению населения, водоотведению в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, со дня передачи имущества, находящегося в собственности сельских поселений и предназначенного для осуществления указанных полномочий, в собственность муниципального района, но не позднее 1 июня 2020 года.
В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 №115- ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ), по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона №115-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (п.1 ч.2 ст.14 Федерального закона №115-ФЗ).
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат:право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (ст. 131 ч.1 ГК РФ).
Объектом концессионного соглашения не может являться незарегистрированное недвижимое имущество, не включенное в опубликованный в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности перечень незарегистрированного недвижимого имущества (ч.8 ст.39 Федерального закона № 115-ФЗ).
В силу п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросом местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.ч. 2,5, ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр (п.2 ст.8.1 ГК Российской Федерации), причем государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
При этом государственная регистрация прав на недвижимое имущество направлена на реализацию принципов публичности и достоверности сведений о правах на объекты недвижимого имущества и их правообладателях, она создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом.
В судебном заседании установлено, что в собственности МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район» Кировской области имеются объекты тепло-, водоснабжения, водоотведения, которые включены в реестр муниципального имущества МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район», в том числе:
1) ***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
Городской прокуратурой проведена проверка исполнения требований в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности администрации *** по результатам которой установлено, что в отношении вышеуказанного недвижимого имущества не выполнены кадастровые работы, объекты не поставлены на государственный кадастровый учет и в отношении них право собственности администрации района не зарегистрировано в установленном законом порядке.
Перечисленные объекты жилищно-коммунального хозяйства поступили в собственность муниципального образования «Кирово-Чепецкий муниципальный район» на основании нормативных правовых актов администраций сельских поселений, ***, а также министерства имущественных отношений и инвестиционной политики ***, что подтверждается распоряжениями Министерства имущественных отношений и инвестиционной политики *** о разграничении имущества, решениями сельских и районной Дум об утверждении Перечня муниципального имущества, подлежащего передаче муниципальному образованию Кирово-Чепецкий муниципальный район *** и о принятии в собственность муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район *** имущества, приложениями к ним, содержащими список предаваемого имущества, в том числе, указного в иске.
Вышеуказанные объекты недвижимости не поставлены на государственный кадастровый учет и права собственности на них в установленном законом порядке не зарегистрированы, что уведомлениями Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии *** подтверждается отсутствием сведений об объектах в ЕГРН.
По своим техническим характеристикам и назначению данные объекты в силу вышеприведенных норм законодательства в обязательном порядке подлежат передаче на основании концессионного соглашения для соблюдения целей и задач, предусмотренных законодательством о концессионных соглашениях.
Как указывает ответчик техническая документация по имуществу, принятому на баланс отсутствовала практически по всем объектам инфраструктуры принятым на баланс администрацией ***. После принятия объектов коммунальной инфраструктуры администрация *** заключила договоры на подготовку технических планов и схем всей коммунальной инфраструктуры с последующей их государственной регистрацией. Во избежание чрезвычайных ситуаций на объектах коммунальной инфраструктуры сельских поселений, до заключения концессионных соглашений иоформления всех документов, администрацией *** были заключены соглашения с МУП ЖКХ « Конып», ООО «ЖКХ УЮТ», ООО «Пасегово», ООО «ЖКХ Кстинино», ООО «Сталкер», ООО « СтройЖилКолмплект», ООО «Жилстрой-Сервис», ООО «Гарант» сроком на 11 месяцев, в целях обеспечения бесперебойной работы коммунальных сетей, данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела договорами о передаче объектов водоотведения, водоснабжения, теплотрасс во временное пользование, с перечнем имущества и актами приема-передачи имущества, договорами о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, дополнительными соглашениями к договорам, концессионными соглашениями в отношении объектов водоотведения, дополнениями к ним.
*** в адрес Главы МО “Кирово-Чепецкий муниципальный район» городским прокурором было вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, об имуществе.
*** в ответ на требование Администрация указала, что в 2022 году проводятся плановые работы по разработке проектов концессионных соглашений и инвестиционной программы в Чепецком и Коныпском сельских поселениях. Для заключения концессионных соглашений требуется оформить право собственности на объекты коммунальной инфраструктуры, но в связи с отсутствием дополнительных финансовых средств в бюджете ***, регистрационные действия в отношении имущества предпринимаются не в полном объеме. Вопрос выделения денежных средств на оформление документов на право собственности на имущество, буде рассмотрен при формировании бюджета на 2023 год и плановый период на 2024 и 2025 годов. При оформлении всех документов будет проводиться работа по заключению концессионных соглашений на имущество.
Таким образом, невыполнение ответчиком своих обязательств ставит под угрозу права неопределенного круга лиц, поскольку не передача данных социально-значимых объектов может повлечь за собой ухудшение качества предоставляемых коммунальных услуг, а отсутствие модернизации и улучшения - к возможным возникновениям негативных последствий, которые могут выразиться в износе, авариях и, как следствие, в прекращении оказания услуг населению на неопределенный срок.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Возложить на администрацию МО «Кирово-Чепецкий муниципальный район» Кировской области обязанность в срок до 30 ноября 2023 года обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет недвижимого имущества и регистрации прав собственности на объекты имущества:
1) ***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.В. Шишкин
В окончательной форме решение изготовлено 26.08.2022.
Решение02.09.2022