ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1453/2012 от 21.11.2012 Анжеро-судженского городского суда (Кемеровская область)

Дело №2-1453/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего Красиевой С.А.,

при секретаре Дударевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске

21 ноября 2012 года

гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

Свои требования мотивирует тем, что он владеет на праве собственности земельным участком по адресу: <адрес>, площадью <...> га, кадастровый номер , на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от <дата>

Кадастровая стоимость согласно кадастровому паспорту земельного участка равна <...> руб., рыночная стоимость земельного участка, определенная на основании Отчета независимого оценщика № по состоянию на <дата>, составляет <...> рублей.

Кадастровая стоимость указанного земельного участка превышает рыночную его стоимость в более чем в <...> раза.

Таким образом, определенная в установленном порядке и внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости. Это приводит к нарушению прав истца, поскольку от кадастровой стоимости зависит размер земельного налога, что ведет к необоснованному возложению на него дополнительных затрат.

Просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, площадью <...> с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости определенной по состоянию на <дата> в размере <...> рублей.

В судебном заседании истец ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика ФГБУ «ФКП ФСГРКиК по КО» в суд не явился, извещен надлежаще, о причинах не явки суду не сообщил, в письменном заявлении, приобщенном к материалам дела, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Суд, выслушав истца и исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.

В письменных пояснениях ответчик выразил несогласие с заявленными требованиями, указал также основания, по которым считает требования истца необоснованными. Указывает на следующее. Филиал осуществляет свою деятельность на основании Положения о филиале федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области (далее - Положение о филиале), утвержденного приказом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области» от 25.10.2011 №128.

В соответствии с указанным выше Положением о филиале, целью деятельности филиала является осуществление на территории Кемеровской области полномочий федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, обеспечению ведения государственного технического учета объектов капитального строительства, государственной кадастровой оценке, а также оказанию государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества.

Таким образом, филиал не наделен полномочиями по установлению кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.

Вместе с тем, согласно ч.5 ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – закон о кадастре), органом кадастрового учета сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. При этом статьей 15 Закона о кадастре предусмотрен порядок информационного взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления при ведении государственного кадастра недвижимости.

Таким образом, сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании поступивших в орган кадастрового учета заявления и приложенных к нему документов, а также посредством поступивших в орган кадастрового учета сведений в порядке информационного взаимодействия.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером была определена в размере <...>., удельный показатель кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере <...> руб./кв.м. утверждены Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от <дата> «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области».

В соответствии с ч.3 ст.16 Закона о кадастре, кадастровый учет в связи с изменением характеристик, в том числе кадастровой стоимости объекта недвижимости и даты утверждения результатов определения такой стоимости, (п.11 ч.2 ст.7 Закона о кадастре) осуществляется на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.

Внесение органом кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости на основании заявления заинтересованного лица об учете изменений, действующим законодательством РФ не предусмотрено.

Кроме того, Постановлением Президиума ВАС РФ от 28.06.2011г. №913/11 установлено, что кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости может быть установлена по решению суда на основании поданного искового заявления заинтересованного лица. При этом для определения действительной рыночной стоимости земельного участка суд, в соответствии с АПК РФ вправе назначить проведение соответствующей экспертизы.

Исходя из буквального толкования Пленума следует, что для проведения в рамках судебного дела экспертизы отчета оценщика и установления кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, рассчитанной на дату проведения кадастровой стоимости, с которой не согласен заявитель.

Принимая во внимание, что обращение истца с данным иском в суд не вызвано неправомерными действиями - Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная растровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», а связано с тем, что в настоящее время отсутствует внесудебный порядок установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости и внесение данных сведений в государственный кадастр недвижимости в заявительном порядке действующим законодательством РФ не предусмотрено, то просит в иске отказать.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности за ФИО1 зарегистрировано право собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, площадью <...> га, кадастровый номер , на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от <дата>

В выписке из кадастрового паспорта земельного участка по адресу <адрес>, определена кадастровая стоимость данного земельного участка равная <...> рубля.

Согласно отчета № по состоянию на <дата> об оценке рыночной стоимости земельного участка, проведенного <...>» от <дата> рыночная стоимость земельного участка по состоянию на <дата> составляет <...> рублей. Отчет действителен для предъявления в течение шести месяцев с даты составления (п. 26 ФСО "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1), утв. Приказом Минэкономразвития от 20.07.2007 N 256).

В соответствии с п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с п.1 ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу п. 5 ст. 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, при этом она также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Истец, будучи собственником вышеназванного земельного участка, является по смыслу п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиком земельного налога в отношении данного участка. При этом, в силу ст.390 НК РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ.

В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

При этом права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

В соответствии с п.2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п.3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Федеральным законом от 22.07.2010 г. №167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон №167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон №135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

Однако на спорные правоотношения эти нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Закона №167-ФЗ не может.

Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса указывает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. №316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с п.п. 2, 4, 10 Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки спорного земельного участка, <дата>), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Исходя из пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО №2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 г. №255 при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

При рассмотрении требований об установлении судом размера кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению п.3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 №167-ФЗ), согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 г. №913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Представленный истцом отчет <...> от <дата> подтверждает, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером существенно превышает рыночную стоимость этого земельного участка.

Оценивая данный отчет оценщика на предмет его соответствия нормам ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» требованиям обязательных стандартов и правил оценки, суд находит, что оно отвечает всем требованиям статьи 11 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также требованиям Федеральных стандартов оценки, утвержденных приказами Минэкономразвития РФ №254, 255, 256 от 20.07.2007 г.

Согласно п.1 ст.66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Согласно ст.12 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Согласно ст. 13 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» В случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.

Ответчик не оспорил представленный истцом отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка, не представили доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчете оценщика, величине рыночной стоимости земельного участка, ходатайства о проведении экспертизы не заявил. Таким образом, суд считает рыночную стоимость земельного участка установленной.

Согласно ч.5 ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Законом порядке документов, если иное не установлено этим же Законом.

Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Учитывая изложенное, исковые требования истца, заявленные к ответчику подлежат удовлетворению.

Из ч.3 ст.16 Закона №221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости, при этом, в п.4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости, указано решение суда.

Согласно ст.333.36 НК РФ государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины. Учитывая данное обстоятельство, а также то, что в настоящее время отсутствует внесудебный порядок установления кадастровой стоимости земельного участка равного его рыночной стоимости, то есть ответчиком не нарушены права истца своими действиями, суд полагает, что государственная пошлина, оплаченная истцом при обращении в суд, взысканию в пользу истца не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

- признать кадастровую стоимость земельного участка по адресу: <адрес>, площадью <...> га, кадастровый номер , равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей;

- обязать орган кадастрового учета внести изменения в сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка посредством их замены с <...> рублей на <...> 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Анжеро-Судженский городской суд.

Председательствующий: