ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1456/20 от 23.03.2020 Кировского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 марта 2020 года Кировский районный суд г. Самары

в составе: председательствующего судьи Андриановой О.Н.,

при секретаре Бузыкиной Д.А.,

рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1456/20 по иску Стасинец А.И. к ООО «Самара Авто Газ», Департаменту транспорта Администрации г.о. Самара об обязании совершить действия, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Стасинец А.И. обратился в суд с иском к ООО «Самара Авто Газ» с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что перевозка пассажиров городским общественным транспортом и городским наземным электрическим транспортом осуществляется на основании публичного договора в соответствии со ст.426 ГК РФ, а также регулируется Уставом автомобильного транспорта, другими федеральными законами и иными нормативными актами РФ. Так, в соответствии с п.29 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 года № 112 «Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» транспортное средство должно быть оборудовано табличками с указанием номера маршрута, что указывает на то, что перевозчик обязан информировать пассажиров о маршруте следования транспортного средства. Согласно ст.3.1 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов» на территории запрещена дискриминация по признакам инвалидности, то же самое гласит ч.2 ст.19 Конституции РФ. Соответственно перевозчик обязан информировать всех пассажиров без исключения. Так п.1 ст.21.1 Федерального закона от 08.11.2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» гласит, что пассажирам из числа инвалидов обеспечиваются условия доступности их перевозки и перевозки их багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. То есть, исходя из данной нормы, истцу должна быть обеспечена возможность самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи пользоваться общественным транспортом наравне с другими пассажирами. Но это невозможно сделать, т.к. ответчик не обеспечил истца как пассажира из числа инвалидов по зрению информацией о маршруте следования транспортных средств, которые он обслуживает. В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.15 Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресло-коляски и собак- проводников): п.2. Условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугороднем сообщении, средствами связи и информации; п.6. дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; а также организации, осуществляющие производство транспортных средств, организации осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно- правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами. Ни одна из вышеуказанных норм законодательства ответчиком не выполняется, что нарушает права истца как инвалида на беспрепятственное пользование транспортом. На основании п.5 ст.4 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару(работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар(выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. Истец обратился к ответчику с претензией с требованием устранения выявленных недостатков оказываемой услуги. Однако ответчик на претензию не ответил. В соответствии со ст.29 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков оказываемой услуги; соответствующего уменьшения цены оказываемой услуги. В силу ст.30 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» недостатки оказываемой услуги должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем. За нарушение прав потребителя предусмотрена компенсация морального вреда, которая осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Причиняемый моральный вред истцу выражается в ежедневных психологических срывах при посадке в транспортное средство, причинением вреда здоровью в виде гипертонического криза. Моральный вред истец оценивает в сумме <данные изъяты> рублей. Просит суд обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные недостатки при оказании услуги по перевозке пассажиров из числа инвалидов по зрению и оборудовать принадлежащие ему транспортные средства устройствами с внешним динамиком для информирования о маршруте следования транспортного средства. Обязать ответчика до полного устранения выявленных недостатков при перевозке пассажиров из числа инвалидов по зрению и до полной корректной работы установленного оборудования осуществлять перевозку инвалидов по зрению без оплаты за проезд на основании предъявляемого удостоверения члена Всероссийского общества слепых без ограничений по количеству поездок. Взыскать с ответчика в его пользу компенсацию за причиненный моральный вред в размере <данные изъяты> рублей.

В ходе судебного разбирательства судом к участию в дело в качестве соответчика был привлечен Департамент транспорта Администрации г.о. Самара.

В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, указывая, что в соответствии с Решением Думы городского округа Самара от 17.09.2015 года № 682 «Об утверждении Положения «О Департаменте транспорта Администрации городского округа Самара»: Департамент транспорта Администрации городского округа Самара является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара обеспечивает создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа Самара. Соответчик при заключении с перевозчиком договоров на оказание услуг по перевозке пассажиров из числа инвалидов, а также по закупке транспортных средств обязан был руководствоваться указанными требованиями и учитывать их в своих технических заданиях. Соответчик, в нарушение законодательства, закупил автобусы не оборудованные устройствами внешнего оповещения о маршруте следования, сам их тоже не оборудовал, затем сдал в аренду ответчику, не обязав последнего в договоре осуществить оборудование данными устройствами. Ни одна из вышеуказанных норм законодательства ответчиком не выполняется, что нарушает права истца как инвалида на беспрепятственное пользование транспортом. Просит суд обязать Департамент транспорта Администрации городского округа Самара в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные недостатки при оказании услуги по перевозке пассажиров из числа инвалидов по зрению и оборудовать принадлежащие ему транспортные средства устройствами с внешним динамиком для информирования о маршруте следования транспортного средства. Обязать Департамент транспорта Администрации городского округа Самара в течении двух месяцев заключить договоры с перевозчиками об оказании перевозки пассажиров в общественном транспорте с учетом потребностей инвалидов по зрению и обязанностью оборудования транспортных средств внешними динамиками для информирования о маршруте следования транспортного средства. Взыскать с Департамента транспорта Администрации городского округа Самара в его пользу компенсацию за причиненный моральный вред в размере <данные изъяты> рублей.

Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, предоставил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования поддерживает.

Представитель ответчика ООО «Самара Авто Газ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования не признает, по основаниям изложенным в письменном отзыве.

Представитель ответчика Департамента транспорта Администрации городского округа Самара в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования не признает, по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель третьего лица Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина не явки суду не известна.

Представитель третьего лица ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, предоставил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

На основании статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) беспрепятственный доступ к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям), беспрепятственное пользование железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации и т.п. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы РФ, организаций.

В целях поэтапного обеспечения для инвалидов условий доступности объектов и услуг, определенных статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, разработаны ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ В УСТАНОВЛЕННЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 г. N 599. Настоящие Правила определяют порядок разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности. Указанные мероприятия включаются в план мероприятий ("дорожную карту") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, предусматривающий сроки их реализации и ответственных исполнителей (далее - план мероприятий).

Судом установлено, что Стасинец А.И. является <данные изъяты>.

Обращаясь с настоящим иском, Стасинец А.И. просит суд обязать ответчика Департамент транспорта Администрации г.о. Самара устранить недостатки при оказании услуги по перевозке общественным транспортом пассажиров из числа инвалидов по зрению и оборудовать принадлежащие ему транспортные средства устройствами с внешним динамиком для информирования о маршруте следования транспортного средства. Обязать ответчика до полного устранения выявленных недостатков при перевозке пассажиров из числа инвалидов по зрению и до полной корректной работы установленного оборудования осуществлять перевозку инвалидов по зрению без оплаты за проезд на основании предъявляемого удостоверения члена Всероссийского общества слепых без ограничений по количеству поездок. Взыскать с ответчика в его пользу компенсацию за причиненный моральный вред в размере <данные изъяты> рублей.

В соответствии с Положением о Департаменте транспорта Администрации городского округа Самара (утв. с решением Думы городского округа Самара от 17.09.2015 года № 682), Департамент транспорта является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара обеспечивает создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа Самара.В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом местного самоуправления муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Департаментом транспорта на основании проведенных конкурентных процедур с ООО «Самара Авто Г аз» заключены договоры об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок от ДД.ММ.ГГГГ года № , от ДД.ММ.ГГГГ года № , муниципальные контракты от ДД.ММ.ГГГГ года № , от ДД.ММ.ГГГГ года № , от ДД.ММ.ГГГГ года №

Техническим заданием к указанным договорам, муниципальным контрактам в соответствии с действующим законодательством установлены требования к подвижному составу.

Статьей 7 Федерального закона от 08.11.2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» требования к оформлению и оборудованию транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, используемых для перевозок пассажиров и багажа, определяются правилами перевозок пассажиров.

Согласно Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 года № 112, транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются:

а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла;

б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства;

в) на заднем окне транспортного средства.

На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла, проставляются наименования начального и конечного остановочных пунктов и номер маршрута регулярных перевозок.

На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла, проставляются наименования начального и конечного остановочных пунктов и номер маршрута регулярных перевозок.

Высота указателя маршрута регулярных перевозок, размещаемого на лобовом стекле, не должна превышать 140 мм, а высота указателя маршрута регулярных перевозок, размещаемого на лобовом стекле транспортных средств категории «М3», - минимального расстояния между верхним краем лобового стекла и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем.

На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на правой стороне кузова по ходу транспортного средства, проставляются номер маршрута регулярных перевозок, а также наименования начального, конечного и основных промежуточных остановочных пунктов.

На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на заднем окне транспортного средства, проставляется номер маршрута регулярных перевозок.

Допускается использование информационного электронного табло в качестве указателя маршрута регулярных перевозок.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования, предусмотренные Правилами перевозок пассажиров и багажа к оформлению и оборудованию транспортных средств не включают необходимость оборудования принадлежащих перевозчику транспортных средств устройствами с внешним динамиком, позволяющими информировать о маршруте следования транспортного средства.

Пунктом 2.3 постановления Администрации городского округа Самара от 29.12.2017 года № 1165 «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории городского округа Самара», предусмотрено, что перевозчики обязаны обеспечивать соответствие транспортных средств, используемых для осуществления регулярных перевозок, требованиям действующего законодательства о техническом регулировании.

Частью 1 статьи 21.1 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, установлено, что пассажирам из числа инвалидов обеспечиваются условия доступности их перевозки и перевозки их багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);

возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;

оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Также указанным законом установлено, что порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Приказом Минтранса России от 01.12.2015 года № 347 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи.

Согласно подпунктам «в», «г» пункта 3 Порядка перевозчики и владельцы объектов обеспечивают пассажирам из числа инвалидов следующие условия доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:

возможность ознакомления с Правилами перевозки пассажиров и багажа, а также другой необходимой информацией об условиях перевозки в доступной для пассажиров из числа инвалидов форме при обращении к представителю перевозчика или владельца объекта и (или) через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», по телефону;

дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации на объектах, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что перевозчики обеспечивают для пассажиров из числа инвалидов оснащение транспортных средств надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля (подпункт «г»).

Статья 4 Закона Самарской области от 10.02.2009 года № 7-ГД «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Самарской области» к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан, относит только станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта общего пользования, стоянки для спецавтотранспорта инвалидов.

Статьей 5 данного закона закреплено, что объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, указанные в статье 4 Закона Самарской области от 10.02.2009 года № 7-ГД, должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, специальными приспособлениями и оборудованием, в том числе, звуковой сигнализацией у светофоров, звуковыми маяками на входах и выходах в подземные переходы, контрастной рельефной окраской верхней и нижней ступеней лестниц подземных переходов, метро, светящимся табло с номерами маршрутов и специальным оборудованием с обозначением названия остановок «бегущей строкой» и звуковым оповещением в транспорте общего пользования.

Из смысла вышеуказанных правовых норм не следует прямой обязанности по оснащению транспортных средств внешним динамиком для осуществления звукового оповещения в транспортных средствах.

Как установлено судом, звуковое оповещение в подвижном составе используемом на маршрутах ООО «Самара Авто Газ» имеется, а именно, с помощью речевого автоинформатора объявляются остановочные пункты, сообщаются правила посадки и высадки из транспортного средства, сообщается иная необходимая информация. Данный факт не оспаривается истцом.

Таким образом, судом не установлено нарушений законодательства о защите прав потребителей ответчиками при перевозке пассажиров из числа инвалидов.

Кроме того, согласно п. 2.3. Правил организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории городского округа Самара, утвержденным Постановлением Администрации г.о. Самара от 29.12.2017 года № 1165 перевозчики обязаны обеспечивать соответствие транспортных средств, используемых для осуществления регулярных перевозок, требованиям действующего законодательства о техническом регулировании, что исключает нарушение конструктивной целостности транспортных средств эксплуатируемых для осуществления регулярных перевозок по муниципальным маршрутам. Внешние динамики, которые бы позволили обеспечить внешнее звуковое оповещение пассажиров о маршруте следования транспортного средства, в транспортных средствах, эксплуатируемых на муниципальных маршрутах (МАЗ, ЛИАЗ), отсутствуют.

Таким образом, конструктивные характеристики транспортных средств не позволяют обеспечить внешнее звуковое оповещение пассажиров о маршруте следования транспортного средства.

Как следует из писем Департамента транспорта Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. на имя Стасинец А.И., на территории Самарской области реализуется государственная программа «доступная среда в Самарской области» на 2016-2020 годы. В соответствии с условиями формирования Программы Департаменту транспорта Администрации г.о. Самара необходимо обеспечить софинансирование за счет средств муниципального бюджета в объеме не менее <данные изъяты>% от расходов на адаптацию парка общественного транспорта для перевозки людей с ограниченными возможностями здоровья. На территории Самарской области реализуется муниципальная программа «Социальная поддержка инвалидов, ветеранов и граждан пожилого возраста, формирование безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных граждан и их социальная интеграция в общество», в которой могут быть предусмотрены средства на вышеуказанные мероприятия только за счет объема финансирования, выделенного Департаменту из средств бюджета г.о. Самара. Департаментом опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самары будет рассмотрена возможность внесения изменений в муниципальную программу г.о. Самара «Социальная поддержка инвалидов, ветеранов и граждан пожилого возраста на 2018-2022 годы» в части включения нового пункта «Приобретение устройств внешнего звукового оповещения о номере и маршруте транспортных средств городского общественного транспорта».

Таким образом, ввиду того, что ответчиком во исполнение статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ обеспечивается реализация прав инвалидов на беспрепятственное пользование пассажирским автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории городского округа Самара, в том числе и путем оборудования в установленном порядке внешних автоинформаторов на трамвайном маршруте , а также заключение договора ДД.ММ.ГГГГ. между МП г.о. Самара «ТТУ» и Самарской организацией «ВОС» на оказание услуг по установке 14 комплектов автоинформаторов по трамвайному маршруту , суд приходит к выводу о том, что доводы стороны истца, изложенные в иске, уточненном иске и письменных пояснениях, являются несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а в удовлетворении исковых требований Стасинец А.И. к ООО «Самара Авто Газ», Департаменту транспорта Администрации г.о. Самара об обязании совершить действия, компенсации морального вреда следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Стасинец А.И. к ООО «Самара Авто Газ», Департаменту транспорта Администрации г.о. Самара об обязании совершить действия, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий О.Н. Андрианова