Дело № 2- 1457/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 ноября 2017 года г. Хабаровск
Кировский районный суд города Хабаровска в составе: председательствующего судьи Юдаковой Ю.Ю., при секретаре Лютовой А.А., с участием представителя истца Пенязь М.В., представителя ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к УФСИН России по Хабаровскому краю о признании незаконным решения комиссии УФСИН по Хабаровскому краю от ДАТА об отказе в постановке на учет для получения единой социальной выплаты,
установил:
ФИО2 обратился в Кировский районный суд города Хабаровска с первоначальным иском к УФСИН России по Хабаровскому краю о признании незаконным решения комиссии УФСИН по Хабаровскому краю от ДАТА об отказе в постановке на учет для получения единой социальной выплаты. В обоснование иска указал, что согласно выписки из протокола № от ДАТА, ответа врио начальника полковника внутренней службы ФИО15 истцу ФИО2 отказано в постановке на учет для получения ЕСВ по основаниям в нем указанным, а именно: «в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил.., а также в связи с отсутствием у комиссии полномочий в постановлении на учет сотрудников и граждан, обратившихся с рапортом ранее ДАТА. С данным решением Комиссии истец не согласен. Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от ДАТА исковые требования ФИО2 о возложении обязанности УФСИН по Хабаровскому краю рассмотреть вопрос предоставления ФИО2 единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании представленных УФСИН по Хабаровскому краю документов удовлетворены.
Суд обязан УФСИН рассмотреть вопрос о постановке либо отказе в постановке на учет в получении единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения в отношении ФИО2
В соответствии с требованиями ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Таким образом, исходя из установленных судом обстоятельств дела, решение об отказе в постановке на учет на получение ЕСВ ответчика по основаниям, в нем установленным следует считать незаконным.
ФИО2 приказом № от ДАТА был уволен по ст. 58 ч. 1 п. «Е» (по сокращению штатов). Согласно названного приказа выслуга лет по состоянию на ДАТА составляет: в календарном исчислении 22 года 04 месяца 05 дней, в льготном исчислении 31 год 00 месяцев 06 дней, для выплаты единовременного пособия 22 года 04 месяца 05 дней.
В соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения иди строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее –единовременная социальная выплата), при наличии условий, предусмотренных п. 3 названной статьи.
Согласно п. 3 ст. 7 названного закона право на дополнительную площадь жилого помещения размером 20 кв.м. имеют: сотрудники, которым присвоено специальное звание полковника полиции (юстиции, внутренней службы, таможенной службы) и выше, и граждане российской Федерации, указанные в части 1 статьи 6 настоящего федерального закона, которым эти специальные звания присвоены на день увольнения со службы в учреждениях и органах.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 7 Федерального закона от 30.12.2012г. № 283-ФЗ «о социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» размер единовременной социальной выплаты и размер общей площади жилого помещения определяются исходя из нормы предоставления и площади жилого помещения, установленной частью 1 настоящей статьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 6).
Частью 7 названной статьи установлено, что право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Правила предоставления такой выплаты утверждены Постановлением Правительства российской Федерации № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации от 24.04.2013г.
Вступившим в законную силу решением суда установлено, что ответчик получил от истца полный комплект документов, необходимых для рассмотрения вопроса, входящего в его компетенцию, соответственно, обязывается исполнить требование суда, вступившее в законную силу.
В ходе рассмотрения дела представителем истца неоднократно уточнялись исковые требования.
В окончательной редакции представителем истца заявлены требования о признании незаконным решения от ДАТА комиссии УФСИН Хабаровского края об отказе в постановке на учет для получения единой социальной выплаты; обязать устранить допущенные нарушения путем обязании ответчика рассмотрении вопроса о постановке на учет на основании имеющихся у них документов.
Протокольным определением суда от ДАТА к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований, привлечен УФСИН России (л.д. 37).
В судебное заседание истец не явился, доверил представление своих интересов представителю.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Пенязь М.В. поддержала заявленные исковые требования с учетом их последних изменений, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому края ФИО1 по заявленным требованиям возражала по основаниям указанным в письменном отзыве, согласно которым вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарнойслужбы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники, учреждения и органы), входят в предмет регулирования Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ"О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"(далее - закон № 283-ФЗ), что следует из ч. 1 ст. 1 данного закона.
В ч. 1 ст. 4 закона № 283-ФЗ предусмотрено право сотрудника, имеющего общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении на ЕСВ один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах. Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Закона № 283-ФЗ.
Порядок и условия предоставления такой единовременной социальной выплаты установлены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года № 369 (далее - Правила). Согласно п. 7 Правил на основании заявления и документов, указанных в п.5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных в ч. 3 ст. 4Закона № 283-ФЗ либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения. Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года № 369 Федеральной службе исполнения наказаний России было поручено утвердить в трехмесячный сроку порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, и порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения выплаты (далее - Порядок).
ДАТА ФИО2 обратился в территориальную подкомиссию Управления с рапортом на имя директора ФСИН России о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - ЕСВ). Согласно п. 10.1 Порядка действовавшего на момент обращения ФИО2), территориальные подкомиссии осуществляли следующие функции: принятие документов для получения единовременной выплаты; проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты. Однако решением подкомиссии Управления ФИО2 было отказано в направлении документов в комиссию ФСИН России в связи с получением им 2004 году жилищного сертификата, о чем заявитель был уведомлен (исх. от ДАТА№). Уведомление было получено истцом ДАТА, что подтверждается его распиской. Вместе с уведомлением ему был возвращен пакет документов в силу требований п. 10.2 порядка. Возврат документов подтверждается наличием рапорта у истца на момент предъявления иска по делу №. ДАТА ФИО2, уже будучи уволенным со службы в УИС, обратился с иском к Управлению о признании неутраченным права на получение ЕСВ в размере, соответствующем норме жилого помещения не менее 18 кв. м. обшей площади жилого помещения с учетом права на дополнительную площадь в размере 20 кв. м., а всего 92 кв. м. Свои требования ФИО2 обосновывал имеющейся у него выслуги в УИС, состава семьи 4 человека и права на дополнительную жилую площадь. Решение подкомиссии Управления ФИО2 не оспаривал.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от ДАТА, измененного апелляционным определением от ДАТА на ответчика была возложена обязанность рассмотреть вопрос о постановке либо об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в отношении ФИО2.
ДАТА вх. № в адрес управления поступил запрос ФИО2 о результатах рассмотрения вопроса о постановке или об отказе в постановке его на учет для получения ЕСВ. ДАТА вх. № в адрес Управления поступило постановление о возбуждение исполнительного производства №, которым должнику было предложено в 5-дневный срок добровольно исполнить решение. Указанное исполнительное производство окончено постановлением от ДАТА в связи с выполнением требований исполнительного документа в полном объеме.
Рассмотрение вопроса о постановке либо об отказе в постановке на учет для получения ЕСВ в отношении ФИО2 было вынесено на заседание комиссии по рассмотрению вопросам сотрудникам Управления и подведомственных учреждений, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах (далее - комиссия Управления) ДАТА.
Решением комиссии Управления, выраженным в протоколе № от ДАТА, ФИО2 было отказано в постановке на учет для получения ЕСВ.
Решение об отказе принято комиссией Управления в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года № 369 (далее - Правила), а так же в связи с отсутствием у комиссии Управления полномочий в постановке на учет сотрудников и граждан, обратившихся с рапортом ранее ДАТА, то есть ранее вступления в силу приказа ФСИН России от 16.10.2014 № 550 "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно- исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения", в соответствии с п. 4 которого заявления (рапорты), поданные сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы до вступления в силу данного приказа, подлежат рассмотрению Комиссией ФСИН России.
Исходя из смысла положений п. 7 Порядка, следует, что очередность постановки сотрудников на учет определяется именно по дате подачи соответствующего заявления. Из анализа данных норм усматривается, что комиссия Управления, не смотря на уполномочие ее Решением от ДАТА рассмотреть рапорт ФИО2 от ДАТА, не наделена полномочиями по постановке его на учет для получения ЕСВ с даты обращения.
Кроме того, по состоянию на ДАТА истец уже был уволен со службы в УИС, а правилами предусмотрена возможность постановки на учет граждан, уволенных со службы лишь при условии, что они были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г. федеральным органом исполнительной власти (п. 27 Правил).
Вместе с тем, включение его в Список лиц, состоящих на учете в Управлении, формирование которого осуществляется с ДАТА, привело бы к нарушению прав заявителя и не могло считаться правомерным.
После постановления судами указанного решения, ФИО2 рапорт и необходимый пакет документов в У ФСИН не представлял, что исключает возможность комиссии Управления направить во ФСИН России документы заявителя для рассмотрения их на комиссии по существу.
ДАТА исх. № ФИО2 было направлено письмо с разъяснением о необходимости представления в Управление возвращенных ему ранее рапорта от ДАТА и пакета документов для направления их в комиссию ФСИН. Кроме того, с целью разрешения создавшейся ситуации административному истцу было предложено принять участие в комиссии Управления. До настоящего времени административным истцом документы не представлены. Требование истца о признании неправомерными действий комиссии Управления, выразившееся в рассмотрении вопроса об отказе в постановке на учет на получение ЕСВ в отношении ФИО2 на основании имеющихся документов не обосновано. По смыслу нормативных положений, регулирующих отношения в части выплаты ЕСВ, комиссия принимает решение о постановке сотрудника (бывшего сотрудника) на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Закона № 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При том наличие условий для постановки сотрудника на учет для получения ЕСВ определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в п. 5 Правил и заверенных в установленном порядке. При этом обязанность по предоставлению документов возлагается на лицо, претендующее на получение ЕСВ. Просят в иске отказать.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца.
Выслушав пояснения представителей, изучив материалы гражданского дела, судом установлено следующее.
Как установлено решением Кировского районного суда г.Хабаровска от ДАТА по гражданскому делу №, вступившему в законную силу ДАТА, установлено следующее:
ДАТА ФИО2 на имя директора ФСИН России ФИО16 подано заявление (рапорт) о принятии его с составом семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно выписки из протокола комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Хабаровскому краю и подведомственных учреждений, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения № от ДАТА, решено не направлять заявление (рапорт) ФИО2 и приложенные к нему документы, в Комиссию ФСИН России на предоставление единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, т.к. ранее, в ДАТА ему выделялась субсидия за счет средств федерального бюджета (сертификат серии №) выданного УОКС СТ МВД России для приобретения жилого помещения. Что также подтверждается письмом УФСИН России по Хабаровскому краю в адрес ФИО2 от ДАТА№.
На основании совокупности доказательств из дела суд пришел к выводу, что вышеуказанное решение комиссии УФСИН России по Хабаровскому краю от ДАТА нельзя признать законным, поскольку его содержание противоречит п.17 раздела IV «Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения», где указан конкретный перечень решений входящих в полномочия комиссии, а именно: о постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты; об отказе в постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты; о внесении директору ФСИН России, начальнику территориального органа ФСИН России, образовательной организации ФСИН России предложения о предоставлении единовременной выплаты сотрудникам и гражданам из числа лиц, состоящих на учете для получения единовременной выплаты; о снятии сотрудника, гражданина с учета для получения единовременной выплаты.
Между тем, принятое комиссией УФСИН России по Хабаровскому краю решение от ДАТА в перечень вышеуказанных полномочий комиссий не входит, чем нарушает права и законные интересы ФИО2 на рассмотрение его заявления (рапорта) о получении единовременной социальной выплаты.
Суд обязал УФСИН России по Хабаровскому краю рассмотреть вопрос о постановке либо отказе в постановке на учет в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в отношении ФИО2
В силу ст.61 ГПК РФ данное обстоятельство не подлежит оспариванию и не доказывается вновь.
Согласно выписки из протокола заседании комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Хабаровскому краю и подведомственных учреждений, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения № от ДАТА, постановлено: отказать ФИО2 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 правил, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 24.04.2013г. № 369, а также в связи с отсутствием у комиссии полномочий в постановке на учет сотрудников и граждан, обратившихся с рапортом ранее ДАТА разъяснить ФИО2, что при представлении им в УФСИН России по Хабаровскому краю (повторно) рапорта от ДАТА и пакета документов к нему, данные документы будут направлены в комиссию ФСИН России для рассмотрения.
В соответствии со ст.4 Федерального Закона РФ от 30.12.2012 N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах. Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 3695 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее – Правила)
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 постановления Правительства РФ от 24.04.2013 № 369, издан Приказ от ДАТА№ об утверждении «Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения» (далее – Порядок).
Порядок определяет правовой статус, функции и полномочия, порядок формирования, организацию деятельности комиссий и принятия ими соответствующих решений (пункт 1 Порядка).
Согласно п.2 Порядка, комиссии являются постоянно действующими коллегиальными органами при учреждении, органе уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), созданными в целях рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах УИС (далее - сотрудники и граждане), единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная выплата).
Согласно п. 6 Порядка в целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам и гражданам единовременной выплаты в учреждениях и органах УИС создаются следующие комиссии:
- комиссия ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС, проходящим службу в ФСИН России, начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, сотрудникам УИС, проходящим службу в учреждениях, непосредственно подчиненных ФСИН России, независимо от места их дислокации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия ФСИН России);
- комиссии территориальных органов ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС, проходящим службу в территориальных органах ФСИН России и подведомственных им учреждениях УИС, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Пунктом 5 указанных Правил установлено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются надлежащим образом заверенные копии необходимых документов, перечисленные в данном пункте, или представлены их оригиналы.
Согласно пункту 7 названных Правил на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных части 3 статьи 4 Закона N 283-ФЗ от 30.12.2012, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Согласно пункта 16 раздела 6 Порядка: документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены комиссией в течение 3 месяцев с даты приема (получения указанных документов), отраженной в книге учета заявлений.
Апелляционным определением Судебной коллегией по гражданским делам Хабаровского краевого суда от ДАТА установлено, что перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о постановке либо отказе в постановке на учет в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения был представлен ФИО2 в УФСИН России по Хабаровскому краю при первичном обращении, решение по которому в пределах полномочий комиссии принято не было. При указанных обстоятельствах необходимости в повторном предоставлении документов не имеется.
Установлено, что на момент обращения ФИО2 с заявлением (рапортом) для рассмотрения вопроса о предоставлении выплаты, комиссии территориальных органов УФСИН принимали пакет документов от претендентов на выплаты, решали вопрос о направлении документов в ФСИН России для принятия решения по существу.
В соответствии с пунктом 7 Правил, на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Согласно выписки из протокола заседании комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Хабаровскому краю и подведомственных учреждений, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения № от ДАТА., постановлено: отказать ФИО2 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 правил, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 24.04.2013г. № 369, а также в связи с отсутствием у комиссии полномочий в постановке на учет сотрудников и граждан, обратившихся с рапортом ранее ДАТА.
Принимая такое решение вышеуказанная комиссия указала, что ФИО2 обратился с рапортом в ДАТА, включение его в список лиц, состоящих на учете в УФСИН России по Хабаровскому краю, формирование которого осуществляется с ДАТА, ведет к нарушению прав заявителя и не является правомерным. Рапорт и пакет документов были возвращены заявителю (исх. От ДАТА№. После постановления судами указанного решения, ФИО2 рапорт и необходимый пакет документов в УФСИН России по хабаровскому краю не представлял, что исключает возможность комиссии УФСИН России направит во ФСИН России документы заявителя для рассмотрения их на комиссии по существу.
Согласно пункта 4 Приказа ФСИН России от 16 октября 2014 года N 550, заявления (рапорты), поданные сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях установленных законодательством Российской Федерации, членами их семей и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, до вступления в силу Приказа ФСИН России от 16 октября 2014 года N 550, то есть до 14 декабря 2014 года, рассматриваются комиссией ФСИН России.
Как установлено судом, документы, переданные истцом, комиссией ФСИН России на момент разрешения спора, рассмотрены не были.
Согласно п. 10.1 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 29.08.2013 г. N 496 (действовавшего на момент обращения истца в комиссию), территориальные подкомиссии и подкомиссии осуществляли следующие функции: принятие документов для получения единовременной выплаты; проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты.
В целях выполнения возложенных на них функций осуществляли следующие основные полномочия: регистрировали рапорта и заявления; проводили проверки представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата (п. 10.2 Порядка).
При подаче ФИО2 ДАТА заявления (рапорта) и пакета документов в территориальную подкомиссию каких-либо требований о необходимости предоставления дополнительных документов ему предъявлено не было.
Более того, как указывалось выше, вопреки установленному порядку заявление истца рассматривалось комиссией УФСИН России длительное время; отказ в удовлетворении его заявления по мотиву отсутствия документа с учетом длительности рассмотрения заявления и отсутствия в течение указанного срока каких-либо требований о предоставлении документов, очевидно, свидетельствует о нарушении прав ФИО2
Согласно Порядку формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам и семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденному Приказом Федеральной службы исполнений наказаний от 29 августа 2013 года N 496 (действовавшему с 20 октября 2013 года до 13 декабря 2014 года), соответствующие комиссии формировались как постоянно действующие коллегиальные органы на уровне ФСИН России, территориальных органов ФСИН России и образовательных учреждения ФСИН России (п. 7).
Полномочиями по принятию решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него на момент возникновения спорных правоотношений обладала комиссия ФСИН России.
В соответствии с п. 19 Порядка формирования и работы комиссий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом ФСИН России от 29.08.2013 N 496, документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены комиссией ФСИН России в течение 3-х месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений (п. 19 раздел IV "Принятие решений Комиссией ФСИН России").
Согласно п. 23 раздела IV "Принятие решений Комиссией ФСИН России" выписки из решений Комиссии ФСИН России в течение 10 дней со дня их издания направляются в заинтересованные Территориальные подкомиссии и Подкомиссии, а Территориальные подкомиссии и Подкомиссии не позднее трех рабочих дней со дня получения выписок из решений Комиссии ФСИН России доводят их до сведения сотрудников и граждан.
Согласно п. п. 10.1 и 10.2 раздела II "Функции и полномочия комиссий" Порядка, утвержденного приказом ФСИН России от 29.08.2013 N 496, на Территориальную подкомиссию и Подкомиссию возложены функции предварительной проверки сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты и проверка представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также, установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах, возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата.
Согласно пунктам 8, 19, 20 Порядка, утвержденного Приказом ФСИН России от 29.08.2013 г. N 496, наличие либо отсутствие у истца права и оснований для получения единовременной социальной выплаты должно проверяться непосредственно комиссией ФСИН России, которая и принимает соответствующее решение.
УФСИН России по Хабаровскому краю не доказано наличие обстоятельств, объективно свидетельствующих об утрате документов, ранее представленных ФИО2, в связи с чем решение комиссии УФСИН по Хабаровскому краю от ДАТА об отказе в постановке на учет для получения единой социальной выплаты, принятым законно считаться не может.
При этом, в пределах своих полномочий УФСИН России по Хабаровскому краю, ввиду предоставления ФИО2 ДАТА заявления (рапорта), правомочны были на осуществление следующих функции: принятие документов для получения единовременной выплаты; проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовку для направления в ФСИН России пакета документов на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления, что выполнено в полном объеме не было.
В связи с тем, суд полагает, что способом восстановления нарушенного права заявителя является возложение на комиссию обязанности рассмотреть вопрос о постановке либо отказе в постановке на учет в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в отношении ФИО2 в пределах представленных УФСИН России по Хабаровскому краю полномочий исходя из даты первоначальной подачи заявления заявителем с целью оценки представленных им документов на предмет наличия оснований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО2 к УФСИН России по Хабаровскому краю о признании незаконным решения комиссии УФСИН по Хабаровскому краю от ДАТА об отказе в постановке на учет для получения единой социальной выплаты– удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии УФСИН по Хабаровскому краю от ДАТА в части отказа ФИО2 в постановке на учет для получения единой социальной выплаты.
Обязать УФСИН России по Хабаровскому краю рассмотреть вопрос о постановке либо отказе в постановке на учет в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в отношении ФИО2.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд города Хабаровска в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение принято 13.11.2017г.
Судья /подпись/
Копия верна, судья Ю.Ю. Юдакова