ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1457/17 от 26.04.2017 Мытищинского городского суда (Московская область)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 апреля 2017 года Мытищинский городской суд Московской области

в составе судьи Борисик А.Л.,

при секретаре Докучаевой Т.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1457/17 по иску прокурора Юго-Восточного административного округа г.Москвы в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного окружающей среде,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Юго-Восточного административного округа г.Москвы обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Юго-Восточного административного округа г. Москвы в порядке надзора изучен материал проверки по факту размещения строительных отходов, а также грунта по адресному ориентиру: между <адрес>.

Указал, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. на основании обращения граждан в электронную приемную Департамента от ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование территории по адресному ориентиру: пустырь, расположенный между <адрес> в ходе которого установлено, что на участке со свободным доступом производится планировка площадки с использованием отходов строительства и сноса (остатки железобетонных конструкций, бой кирпича, асфальта). Информационные щиты на территории отсутствуют, на момент обследования юридического владельца территории установить не удалось.

Также в ходе обследования зафиксирован факт выгрузки отходов строительства и сноса, строительных грунтов из грузового автомобиля, государственный регистрационный знак . Планировка территории проводилась бульдозером, государственные регистрационные знаки на котором отсутствовали. Со слов граждан, осуществлявших контроль за работой спецтехники, планировка территории проводится на основании распоряжения управы района Люблино.

Средняя высота навалов составляет 1 метр, площадь, занятая навалами земли с отходами производства и потребления - 32520 метров.

В ходе проведения административного расследования установлено, что автотранспортное средство с государственным регистрационным знаком принадлежит ФИО1.

Разрешительная документация, на основании которой производилось складирование отходов строительства и грунтов по адресному ориентиру: территория, ограниченная <адрес>, а также информация о происхождении отходов строительства и сноса и грунтов, разрешение на перемещение отходов строительства и грунтов при проведении административного расследования представлены не были.

Таким образом, ФИО1 допущено нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, транспортировке и ином обращении с отходами производства и потребления, установленных Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п.п. 2.16, 3.11 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 №1018.

Согласно произведенной оценки размер вреда, причиненного вследствие несанкционированного размещения отходов производства и потребления, отнесенных составил <данные изъяты> рублей.

Истец просит взыскать с ФИО1 в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения в области охраны окружающей природной среды денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, перечислив указанную сумму на счет бюджета города Москвы (л.д. 2-7).

В судебном заседании представитель истца – прокурора Юго-Восточного административного округа г.Москвы по доверенности помощник Мытищинского городского прокурора Воронина Ю.В. заявленные исковые поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске (л.д. ).

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом (л.д. 29, 30), об уважительных причинах неявки не сообщила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила, в связи с чем, суд, с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Представитель третьего лица- Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, его неявка не препятствует рассмотрению заявленных требований по существу (л.д. ).

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. "д" ст. 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Размещение отходов производства и потребления относится к видам негативного воздействия на окружающую среду.

Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Пунктом 2.4 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 № 1018 установлено, что отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в ) процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Согласно п. 2.16 указанных Правил, очаговый навал мусора - скопление ТБО, КГМ, возникшее в результате самовольного сброса, по объему до 30 куб. м на территории площадью до 50 кв. м. Согласно п. 2.18 указанных Правил, утилизация (обезвреживание) мусора и отходов - специальная обработка мусора (брикетирование, термообработка, превращение в остекленные гранулы путем сжигания мусора, захоронение на полигонах и т.п.) с целью превращения его в инертный (нейтральный) вид, не оказывающий вредного влияния на экологию.

Юридические лица, иные хозяйствующие субъекты и физические лица, осуществляющие свою деятельность на территории города, обязаны заключать договоры на вывоз ТБО и КГМ с подрядными мусоровывозящими организациями и физическими лицами, имеющими договорные отношения со специализированными предприятиями, производящими утилизацию и обезвреживание отходов, в соответствии с утвержденными Правительством Москвы среднегодовыми нормами накопления ТБО и КГМ. Сбор и временное хранение отходов производства промышленных предприятий, образующихся в результате хозяйственной деятельности, осуществляется силами этих предприятий в специально оборудованных для этих целей местах, расположение которых, а также лимиты на размещение отходов и время их хранения в обязательном порядке согласовываются с архитектурно-планировочными управлениями (АПУ) административных округов, Управлением Роспотребнадзора по городу Москве и Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.

Утилизация отходов производства осуществляется по разрешению Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы предприятиями, имеющими лицензии на прием и захоронение отходов (п. 3.11 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 № 1018).

Целями охраны земель согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно пп. 1, 2, 7 п. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить, в том числе мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными<данные изъяты>;

Статьей 42 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Юго-Восточного административного округа г. Москвы в порядке надзора изучен материал проверки по факту размещения строительных отходов, а также грунта по адресному ориентиру: между <адрес><адрес> (л.д. 32-65).

Из материалов проверки следует, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. на основании обращения граждан поступивших в электронную приемную Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование территории по адресному ориентиру: пустырь, расположенный между <адрес>, в ходе которого установлено, что на участке со свободным доступом производится планировка площадки с использованием отходов строительства и сноса (остатки железобетонных конструкций, бой кирпича, асфальта). Информационные щиты на территории отсутствуют, на момент обследования юридического владельца территории установить не удалось.

Также в ходе обследования зафиксирован факт выгрузки отходов строительства и сноса, строительных грунтов из грузового автомобиля, государственный регистрационный знак . Планировка территории проводилась бульдозером, государственные регистрационные знаки на котором отсутствовали. Со слов граждан, осуществлявших контроль за работой спецтехники, планировка территории проводится на основании распоряжения управы района Люблино.

Средняя высота навалов составляет 1 метр, площадь, занятая навалами земли с отходами производства и потребления - 32520 метров (л.д. 14-15, 58, 59-62).

Судом установлено, что в ходе проведения административного расследования установлено, что автотранспортное средство с государственным регистрационным знаком принадлежит ФИО1 (л.д. 41-43, 50).

Разрешительная документация, на основании которой производилось складирование отходов строительства и грунтов по адресному ориентиру: территория, ограниченная <адрес>, а также информация о происхождении отходов строительства и сноса и грунтов, разрешение на перемещение отходов строительства и грунтов при проведении административного расследования представлены не были.

Из материалов дела следует, что постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы от ДД.ММ.ГГГГФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения по ст.8.2 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления в части организации очагового навала отходов производства и потребления вне специально отведенных мест с последующей утилизацией отходов путем погребения под слоем строительных грунтов вне специально отведенных мест на территории г.Москвы и назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей, с которым ФИО1 была ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-12).

Судом установлено, что административный штраф в размере <данные изъяты> рублей, ответчиком был оплачен ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).

Согласно положений п. 35 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.10.2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом в соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Установленная статьей 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик.

Согласно п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В силу п. 3 вышеназванной статьи вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В соответствии с п. 1 ст. 78 указанного выше Федерального закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В силу п. 2 данной статьи на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Таким образом, суд приходит к однозначному выводу, что ФИО1 допущено нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, транспортировке и ином обращении с отходами производства и потребления, установленных Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п.п. 2.16, 3.11 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 №1018, в связи с чем, она несет обязанность по возмещению вреда, причиненного окружающей среде.

Согласно положению о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2013 N 296-ПП, Департамент выполняет функции государственного заказчика, главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы по источникам, закрепляемым в соответствии с возложенными на Департамент полномочиями.

Общий размер вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды несанкционированным размещением отходов производства и потребления территории по адресному ориентиру: территория, ограниченная <адрес>, занимаемой ФИО1, согласно расчету, произведенному Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы составил <данные изъяты> рублей (л.д. 63).

Таким образом, суд считает правильным взыскать с ФИО1 в бюджет города Москвы в возмещение вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Юго-Восточного административного округа г.Москвы в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного окружающей среде - удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в бюджет города Москвы в возмещение вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды <данные изъяты> рублей.

Реквизиты: <данные изъяты>

Ответчик вправе подать в Мытищинский городской суд Московской области заявления об отмене заочного решения в течение семи дней со дня получения его копии.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Мытищинский городской суд в течение месяца по истечению срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 26 мая 2017 года