ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1457/20 от 22.10.2020 Ленинскогого районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2-1457/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 октября 2020 года г.Уфа

Ленинский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Харламова Д.А.,

при секретаре Давлетовой Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан к ФИО1 о принудительном изъятии недвижимого имущества,

У С Т А Н О В И Л :

Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан обратилась в суд с иском к ФИО1 о принудительном изъятии недвижимого имущества.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены прокурор Ленинского района г.Уфы, Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Истец Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан в обоснование исковых требований указал, что ответчику на праве собственности принадлежит <адрес>, общей площадью 11,6 кв.м., с кадастровым номером объекта ,расположенный по адресу: <адрес>.Управлением земельных и имущественных отношений Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан принято решение от ДД.ММ.ГГГГ "Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков, жилых и нежилых помещений у землепользователей, проживающих в жилых домах по <адрес>, по <адрес>, по <адрес>, по ул. Чернышевского в Ленинском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан".В связи с принятым вышеуказанным решением ответчику направлено соглашение об изъятии с уплатой возмещения в размере 504171 рублей.

Собственник не представил подписанный проект соглашения, то есть соглашение с ответчиком не достигнуто.

На основании изложенного истец просит:

Изъять у ФИО1 в собственность муниципального образования городского округа город Уфа Республики Башкортостан принадлежащее ФИО1 на праве собственности жилое помещение квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, с уплатой возмещения в размере 504171 рубль 00 копеек.

Прекратить право собственности ФИО1 на <адрес>, общей площадью <адрес> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, с кадастровым номером объекта .

Снять с регистрационного учета ФИО1 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель истца Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика ФИО1 - ФИО2 в судебном заседании просил в удовлетворении требований истца отказать в связи с нарушением истцом процедуры изъятия.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований,- Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещены, ходатайств и заявлений не направили.

Помощник прокурора Ленинского района города Уфы Республики Башкортостан в судебном заседании полагала, что иск не подлежит удовлетворению в связи с нарушением истцом процедуры изъятия.

Сведения о времени и месте судебного разбирательства заблаговременно были размещены на официальном сайте Ленинского районного суда Республики Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Суд на основании п.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Выслушав стороны, заключение прокурора, изучив и оценив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1 ); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных и муниципальных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3 ).

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Правоотношения между собственниками жилых помещений жилого дома, признанного непригодным для проживания и подлежащим сносу, и органами государственной власти, органами местного самоуправления регулируются статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрен порядок изъятия у собственника жилого помещения для государственных или муниципальных нужд.

Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3,5 -9 данной статьи.

Из содержания положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 20,22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", также следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственника жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции. Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, влечет за собой отказ в иске органу государственной власти ( органу местного самоуправлению ) о выкупе жилого помещения.

Правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ " О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.

Если жилой дом, признанный аварийными подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

На основании части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течении срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за не произведенный капитальный ремонт.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ответчику на праве собственности принадлежит жилое помещение <адрес>, площадью 11,6 кв.м., расположенной по адресу:<адрес>.

В указанной квартире согласно справке о регистрации и копии лицевого счета, выданных МУП ЕРКЦ городского округа город Уфа Республики Башкортостан зарегистрирована по месту жительства: ФИО1

Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Постановление Администрации г.Уфы. от ДД.ММ.ГГГГ) на основании заключения Межведомственной комиссии городского округа <адрес> Республики Башкортостан по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и много квартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции ( далее Заключение МВК г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ), многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции.

Указанный дом включен в региональную Адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилого фонда на годы, утвержденную Постановлением Правительства Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы и подлежит расселению в соответствии с Федеральным законом "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Директором МБУ "Служба сноса и расселения" городского округа город Уфа Республики Башкортостан в отношении ФИО1 составлено требование об осуществлении сноса или реконструкции жилого дома по адресу: <адрес> течении тридцати дней с момента получения требования, с указанием о том, что Постановлением Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ дом признан аварийным. Указанное требование было направлено по адресу: <адрес> заказной почтой и адресовано ФИО1

Из уведомления о вручении почтового отправления следует, что почтовое отправление от ДД.ММ.ГГГГ получено ФИО1 01.04.2017г.

Процедура изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и объектов недвижимого имущества расположенных на указанных земельных участках определена Земельным кодексом Российской Федерации.

Рассмотрев обращение МБУ "Служба сноса и расселения" городского округа город Уфа Республики Башкортостан решением Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ (далее- решение УЗИО г.Уфы об изъятии от ДД.ММ.ГГГГ) изъяты для муниципальных нужд в установленном законом порядке жилые и нежилые помещения, земельный участок у землепользователей, являющихся собственниками жилых и нежилых помещений.

В пункте 1 решения УЗИО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ приведены кадастровые номера земельных участков подлежащих изъятию у землепользователей, являющихся собственниками в жилых и нежилых домах по <адрес>, по <адрес>, по <адрес>, по <адрес> городского округа <адрес> Республики Башкортостан ( кадастровые номера , ,

В пункте 2 решения УЗИО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ приведены кадастровые номера жилых и нежилых помещений подлежащие изъятию у землепользователей, проживающих в жилых домах по <адрес>, по <адрес>, по <адрес>, по <адрес> городского округа <адрес> Республики Башкортостан ( кадастровые номера , , , , , , , , , , , ).

Указанным решением также установлено, что копия решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости подлежит направлению Управлением земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а снос жилых и нежилых помещений в установленном законом порядке - МБУ "Служба сноса и расселения " городского округа город Уфа Республики Башкортостан ( пункты 4-5 решения УЗИО г.Уфы об изъятии от 22.11.2016 года. )

Сведения о направлении решения УЗИО г.Уфы об изъятии от ДД.ММ.ГГГГ собственнику жилого помещения ФИО1 Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан не представлены.

Обстоятельство того, что решение об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд было принято уполномоченным органом - Управлением земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, сторонами не оспаривается.

Ответчик ФИО1 является собственником жилого помещения - <адрес> в <адрес>, общей площадью 11,6 кв.м., с кадастровым номером объекта . В решении об изъятии жилых и нежилых помещений ( решение УЗИО г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ ) указание об изъятии жилого помещения с данным кадастровым номером отсутствует.

Согласно кадастрового паспорта помещения, кадастровый номер здания (сооружения) в котором расположено помещение (<адрес>). В решении об изъятии жилых и не жилых помещений ( решение УЗИО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) указание об изъятии здания (сооружения) с кадастровым номером 02:55:010223:87 в котором находится жилое помещение (<адрес>) отсутствует.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении порядка направления копии решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости, установленной пунктами 10-11 ст.56.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Порядок подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд определен в ст.56.7 Земельного кодекса Российской Федерации. Из содержания подпунктов 7и 8 пункта 1 указанной статьи следует, что подготовку соглашения об изъятии осуществляет уполномоченный орган местного самоуправления совместно с организацией, подавшей ходатайство о таком изъятии, которые направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания. При этом из содержания п.6 ст. 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что осуществление действий, указанных в подпунктах 7-8 пункта 1 настоящей статьи, не может быть поручено государственному или муниципальному учреждению.

Проект соглашения об изъятии земельного участка в отношении ФИО1 не составлялся и ответчику такого соглашения для подписания не направлялось.

При этом МБУ "Служба сноса и расселения" городского округа город Уфа Республики Башкортостан в отношении ФИО1 составлено требование о реконструкции или сносе жилого помещения по адресу: <адрес>.Указанное требование лично ФИО1 не вручено.

Впоследствии МБУ "Служба сноса и расселения" городского округа город Уфа Республики Башкортостан повторно направляет требование ФИО1 о реконструкции или сносе жилого помещения. Указанное требование лично ФИО1 не вручено. Требование о реконструкции или сносе жилого помещения расположенного по адресу:<адрес> определено сроком 30 дней, что при многоквартирности жилого дома неосуществимо, суд считает данное обстоятельство формальностью предъявления требования о реконструкции или сносе жилого помещения.

МБУ "Служба сноса и расселения" городского округа город Уфа Республики Башкортостан составлено извещение ФИО1, в котором в связи со сносом дома по адресу:<адрес>, включенного в региональную Адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилого фонда предложена комната со сроком направления письменного ответа в течении 10 календарных дней с момента получения настоящего извещения.

Вместе с тем, сведения о направлении собственнику жилого помещения ФИО1 указанного извещения истцом суду не представлены.

Данных о том, что ответчица осуществила выбор способа обеспечения ее жилищных прав, избрав предоставление возмещения стоимости жилого помещения, в материалах дела не имеется.

В связи с тем, что истцом не представлено доказательств соблюдения предшествующей изъятию у ответчика спорного жилого помещения путем выкупа, суд, применительно к вышеуказанным правовым нормам, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

В ходе судебного разбирательства в связи с несогласием ответчика с представленным истцом отчетом об оценке рыночной стоимости спорного жилого помещения, определением Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан по делу была назначена судебная оценочная экспертиза. Проведение экспертизы поручено экспертам Общества с ограниченной ответственностью "Ассоциация Независимых Экспертов"

Согласно заключения №004 О/Т-0.2020 от 29 июня 2020г. эксперта ФИО3 рыночная стоимость права требования возмещения при изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> составляет 499 399 (Четыреста девяносто девять тысяч триста девяносто девять) рублей. Убытки, которые будут понесены собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: гУфа,<адрес>, в случае изъятия составит 147 634(Сто сорок семь тысяч шестьсот тридцать четыре) рубля. Расчетная стоимость земельного участка составит 123 411 (сто двадцать три тысячи семьдесят шесть) рублей.

Оценивая представленные в материалы дела заключение судебной оценочной экспертизы суд, приходит к выводу, что оно соответствует требованиям, предъявляемым к доказательствам данного вида, основания для сомнения в достоверности и полноте заключения судебной экспертизы у суда отсутствует.

Однако, в связи с нарушением истцом процедуры, предшествующей изъятию у ответчика спорного жилого помещения путем выкупа, правого значения для разрешения спора вышеуказанное экспертное заключение не имеет.

На осговании изложенного и руководствуяысь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан к ФИО1 о принудительном изъятии недвижимого имущества отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течении месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

Судья Харламов Д. А.

Решение в окончательной форме изготовлено 28 октября 2020 года.