Дело <Номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 января 2019 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
при секретаре Самсоновой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение» и ФИО2 о признании недействительным договора аренды земельного участка от <Дата обезличена>,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 просит признать недействительным договор аренды земельного участка с кадастровым <Номер обезличен> заключенный <Дата обезличена> между Администрацией Сортавальского городского поселения и ФИО2. В обоснование иска указывает, что предоставление земельного участка ФИО2 выполнено в нарушением закона: без надлежащего извещения о планируемом предоставлении земельного участка, в связи с чем истица не смогла реализовать свое право на участие в процедуре получения прав (аукционе) на земельный участок. Ссылается на положения ст.39.18 Земельного кодекса РФ, согласно которой в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений либо обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса. В извещении должен быть указан, в т.ч., кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать. Граждане, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса. В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В нарушение порядка, установленного ст.39.18 Земельного кодекса РФ информация о планируемом предоставлении земельного участка в издании «Вести Приладожья», на официальном сайте муниципального образования, на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не была опубликована. Несоблюдение указанного порядка, т.е. нарушение императивных норм закона, повлекло за собой ограничение прав истицы на участие в торгах и приобретение участка в аренду.
Ответчиком- Администрацией Сортавальского городского поселения (далее – АСГП) представлены возражения по иску. Указывают, что в силу ч.3 ст.39.18 Земельного кодекса РФ в случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Таким образом, обязательным требованием к содержанию публикации является описание местоположения земельного участка. При этом не предусмотрено обязательное указание кадастрового квартала земельного участка, который предстоит образовать. Ссылка, указанная в публикации в газете «Вести Приладожья» <Номер обезличен> от <Дата обезличена> на <Адрес обезличен>, т.е. на место расположения указанного земельного участка позволяет определить местонахождения земельного участка в кадастровом квартале <Номер обезличен>. Кроме того, публикация в сети Интернет на сайте <Адрес обезличен> (Главная страница/Поселение/Архитектура и градостроительство/Предоставление земельных участков) содержит сведения, позволяющие идентифицировать земельный участок с указанием верного кадастрового квартала. Прокуратурой г.Сортавала была проведена проверка по обращению Председателя Совета Сортавальского городского поселения от <Дата обезличена>, в ответе прокуратуры от <Дата обезличена> указано, что нарушение положений ст.39,18 Земельного кодекса РФ и прав граждан не было выявлено. В иске просят отказать.
В судебном заседании истица и ее представитель ФИО3, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям. Дополнили, что в публикации в газете «Вести Приладожья» был указан кадастровый квартал <Номер обезличен>, однако такого согласно публичной кадастровой карты не существует, тем самым, истица не имела возможности подать заявление о намерении участвовать в аукционе, т.к. не могла определить местоположение земельного участка. От <Адрес обезличен> спорный земельный участок находится на расстоянии около 300м, рядом с ним расположена <Адрес обезличен>, при этом местоположение земельного участка не указано по данной улице. Бесспорных доказательств того, что <Дата обезличена> на сайте АСГП было размещено извещение о поступлении заявления о предоставлении земельного участка в кадастровом квартале <Номер обезличен> суду не представлено. Извещение не было размещено на сайте <Адрес обезличен>, в то время как согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, определен адрес сайта <Адрес обезличен> Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от <Дата обезличена><Номер обезличен> утвержден Регламент официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов по адресу: <Адрес обезличен>. Согласно п. 8 Регламента для получения возможности размещения основной информации на официальном сайте торгов организатор торгов (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) должен быть зарегистрирован в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (ЕСИА) и иметь активированную учетную запись на официальном сайте торгов. Никакого специального программного обеспечения приобретать не нужно. Неисполнение АСГП при предоставлении земельного участка императивной нормы закона – требований п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ является нарушение закона, влекущим недействительность договора аренды земельного участка. Истица совместно с ответчиком ФИО2 в <Дата обезличена> участвовали в аукционе на право заключения договора аренды на земельный участок с кадастровым <Номер обезличен>, что подтверждает, что истица была заинтересована в получении земельного участка под ИЖС в квартале <Номер обезличен>, однако от дальнейшего участия в аукционе истица была вынуждена отказаться, т.к. цена аренды составила около <Номер обезличен> В случае признания ничтожным договора аренды земельного участка с кадастровым <Номер обезличен>, заключенного ответчиками <Дата обезличена>, истица будет иметь возможность участвовать в аукционе на право заключения договора аренды указанного земельного участка.
Представители ответчика – АСГП - ФИО4 и ФИО5, действующие на основании доверенности, в судебных заседаниях по иску возражали по изложенным в письменных возражениях основаниям. Дополнили, что в связи с отсутствием квалифицированной электронной подписи и технической возможности извещение о предоставлении земельного участка на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не было опубликовано, такая практика была в то время распространена не только в Сортавальском районе, на сайте АСГП <Дата обезличена> извещение было опубликовано, там не допущено технической ошибки в указании номера кадастрового квартала, в связи с изменением сайта АСГП в данный момент с указанным извещением нет возможности на нём ознакомиться.
Ответчик ФИО2 в судебных заседаниях по иску возражал. Пояснил, что в соответствии с пп.5-7 п.2 ст.39.18 Земельного кодекса РФ в извещении было указано местоположение земельного участка - «…<Адрес обезличен>», площадь земельного участка - «1300кв.м.», публикация номера кадастрового квартала по закону не требуется и не является обязательной. Кадастровый номер участка не мог быть указан, т.к. земельный участок только предстояло образовать. Тем самым, требования к извещению были соблюдены. Истица со С осуществляют деятельность на соседнем земельном участке, имеющим кадастровый <Номер обезличен>, который поставлен на кадастровый учет еще в <Дата обезличена> и имеет адрес: «<Адрес обезличен>», тем самым, истица осведомлена о том, что расположенные рядом участки имеют адрес или ориентир «<Адрес обезличен>», в связи с чем доводы истицы о том, что трудно идентифицировать участок по <Адрес обезличен>, несостоятельны. Что касается извещения на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", то в момент подачи им заявления о предоставлении земельного участка еще не действовал Регламент данного сайта. Все действия истицы направлены на то, чтобы он не занимался деятельностью по освоению предоставленного ему в аренду земельного участка, т.к. фактически его земельным участком и прибрежной полосой пользуется истица.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 1 ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав. В силу ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Предъявляя требования к ответчику, истец, исходя из положений ст. ст. 55, 56 ГПК РФ, должен доказать наличие своего материально-правового интереса в удовлетворении иска, указав, какие его права или охраняемые законом интересы нарушены или оспариваются лицами, к которым предъявлен иск, а также каким образом эти права и интересы будут восстановлены в случае реализации избранного способа судебной защиты. Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, в том числе путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
Согласно ст.166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
Статьей 167 ГК РФ предусмотрено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В силу ст.168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Установлено, что ФИО2 на основании договора аренды <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, заключенного с АМО «Сортавальское городское поселение» на срок с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, зарегистрированного <Дата обезличена>, является арендатором земельного участка с кадастровым <Номер обезличен> по адресу: <Адрес обезличен>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под индивидуальное жилищное строительство, площадью 1300 кв.м.
Сведения об указанном земельном участке были внесены в ГКН <Дата обезличена>.
Согласно пояснений ответчика ФИО2 и представителей АСГП, заявление ФИО2 о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства было подано в июле 2015.
В силу п.1 ст.39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства …. в границах населенного пункта, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно п.2 ст.39.18 Земельного кодекса РФ, в извещении указываются: 1)информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления; 2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; 3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; 4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта; 5) адрес или иное описание местоположения земельного участка; 6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать; 7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать; 8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект; 9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
Пунктом 3 ст.39.18 Земельного кодекса РФ установлено, что в случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу п.7 ст.39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Таким образом, законом установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства и иных целей, указанных в статье 39.18 Земельного кодекса РФ. Эта процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.
В соответствии с Уставом МО «Сортавальское городское поселение» официальным источником для опубликования муниципальных правовых актов является газета «Вести Приладожья». Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена><Номер обезличен> адрес сайта www.torgi.gov.ru определен в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении аукционов по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; о проведении аукционов на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства.
Судом установлено, что в публикации в газете «Вести Приладожья» <Номер обезличен> от <Дата обезличена> указано о возможности предоставления в аренду земельного участка из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства – «ориентировочной площадью 1300 кв.м на территории Сортавальского муниципального района, <Адрес обезличен> в кадастровом квартале <Номер обезличен>». Фактически участок расположен в кадастровом квартале <Номер обезличен>. Тем самым, местоположение земельного участка указано неверно. При этом судом отклоняются доводы ответчиков о том, что указание <Адрес обезличен>, являлось достаточным для определения местоположения земельного участка, поскольку в районе <Адрес обезличен> имеется несколько кадастровых кварталов (к примеру, <Номер обезличен> – указан в этой же публикации в печатном издании в отношении иного земельного участка), а намного ближе к спорному земельному участку расположена <Адрес обезличен>, которая включена в адресный реестр <Адрес обезличен>. Тем самым, невозможно определить местоположение земельного участка.
Извещение о предоставлении испрашиваемого ФИО2 земельного участке не было опубликовано на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности определен адрес сайта <Адрес обезличен> На момент подачи ФИО2 в АСГП заявления о предоставлении земельного участка в аренду еще не действовал Регламент официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу <Адрес обезличен>, утв. Приказом Минкомсвязи России от 03.06.2015 №195, однако указанное, по мнению суда, не освобождает уполномоченный орган от необходимости соблюдать установленный законом порядок осуществления публикаций извещений во всех указанных в законе источниках. Несоблюдение требований закона свидетельствует о том, что процедура предоставления земельного участка начата в установленном законом порядке не была, в связи с чем заключение договора аренды земельного участка с кадастровым <Номер обезличен> не соответствует закону, оспариваемый договор аренды земельного участка с кадастровым <Номер обезличен> суд признает ничтожной сделкой и согласно ст.167 ГК РФ применяет последствия недействительности ничтожной сделки: поскольку фактическая передача предмета договора аренды осуществлялась сторонами договора путем составления акта приема-передачи, суд возлагает на ФИО2 обязанность возвратить спорный земельный участок АСГП также по акту приема-передачи. По мнению суда, 14-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу является разумным и достаточным для исполнения данных действий ФИО2, также в качестве последствий недействительности ничтожной сделки подлежит аннулированию в ЕГРН запись о государственной регистрации договора аренды от <Дата обезличена>, заключенного в отношении спорного земельного участка.
Спорный земельный участок после применения последствий недействительности ничтожной сделки может быть предметом земельных отношений, в т.ч., аукциона на право заключения в его отношении договора аренды, в котором вправе участвовать любое заинтересованное лицо, в т.ч., истица.
В порядке ст. 98 ГПК РФ с ответчиков в равных долях в пользу истицы подлежат взысканию расходы по уплаченной государственной пошлине.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать ничтожным договор <Номер обезличен> аренды земельного участка с кадастровым <Номер обезличен> площадью 1300 кв.м., имеющим местоположение: <Адрес обезличен> категория земель-земли населенных пунктов, разрешенное использование – индивидуальный жилой дом без встроенно-пристроенных помещений делового, культурного и обслуживающего назначения, территориальная зона Ж-3, заключенный <Дата обезличена> между администрацией муниципального образования «Сортавальское городское поселение» и ФИО2
Применить последствия недействительности ничтожной сделки – обязать ФИО2 возвратить администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение» по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым <Номер обезличен> площадью 1300 кв.м., имеющим <Адрес обезличен> категория земель-земли населенных пунктов, разрешенное использование – индивидуальный жилой дом без встроенно-пристроенных помещений делового, культурного и обслуживающего назначения, территориальная зона Ж-3 в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Аннулировать в Едином государственном реестре недвижимости запись о государственной регистрации договора аренды <Номер обезличен> от <Дата обезличена> земельного участка с кадастровым <Номер обезличен> площадью 1300 кв.м., заключенного <Дата обезличена> между администрацией муниципального образования «Сортавальское городское поселение» и ФИО2.
Взыскать с администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение» и ФИО2 в пользу ФИО1 расходы по уплаченной государственной пошлине в размере по 150 рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Е.Иванова
Мотивированное решение изготовлено <Дата обезличена>