ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1458/20 от 23.07.2020 Соликамского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-1458/2020

УИД 59RS0035-01-2020-002379-75

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Соликамск 23 июля 2020 года

Соликамский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Крымских Т.В.,

при секретаре судебного заседания Якиной А.О.,

с участием представителя истца – помощника Соликамского городского прокурора - Федоровой Ю.М., действующей на основании служебного удостоверения,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Соликамского городского суда административное дело по иску Соликамского городского прокурора в защиту законный прав и интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к ООО «В-контакте» о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации, о возложении на Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю обязанности включить указатели страниц сайтов в сети «Интернет» в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»,

установил :

Соликамский городской прокурор обратился в Соликамский городской суд с иском к ООО «В-контакте», в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в защиту законный прав и интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, с требованием о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации, о возложении на Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю обязанности включить указатели страниц сайтов в сети «Интернет» в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В обоснование исковых требований прокурор указал, что Соликамской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии экстремизму, незаконному обороту оружия на территории Российской Федерации, пресечению преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении их, в ходе которой установлены факты размещения в сети Интернет информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Проверкой установлено, что на следующем интернет-ресурсе: <данные изъяты> размещена информация о пропаганде и способах изготовления оружия, взрывных устройств и веществ в кустарных условиях.

Доступ на указанные сайты является свободным, предварительной регистрации, введения логина и пароля для получения потенциально опасной информации не требуется. Систем, предупреждающих о возрастном ограничении доступа, также не имеется. Информация распространяется бесплатно, срок её использования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует. Ознакомиться с содержанием сайтов может любой интернет-пользователь.

В содержащейся информации на указанном сайте предлагается для просмотра неограниченному числу лиц видеоролик, в котором производится демонстрация способа изготовления оружия, о материалах и подручных средствах, с помощью которых возможно самостоятельное создание огнестрельного оружия, с описанием составляющих деталей оружия.

Прокурор просил с учетом уточнения исковых требований признать в качестве информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информацию о пропаганде и способах изготовления оружия, содержащуюся в сети Интернет на сайте: <данные изъяты>, указать, что решения является основанием для включения указателя страницы сайта в сети «Интернет», имеющего выше указанный URL-адрес, в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», ведение которой обеспечивает Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю.

Представитель истца помощник Соликамского городского прокурора Федорова Ю.М. в судебном заседании на исковых требованиях в уточненной редакции настаивает по доводам искового заявления. Уточнила, что спорная информация находилась на сайте ответчика в открытом доступе до <дата>, после чего, в результате принятия судом мер предварительной защиты, доступ к данной информации был ограничен заинтересованным лицом.

Ответчик ООО «В-контакте» в судебное заседание явку представителя не обеспечил, о рассмотрении дела извещалась, что подтверждает информация сайта АО «Почта России» и отчет об электронных отправлениях. Представителя в суд ответчик не направил, возражение на исковое заявление прокурора не представил. Доводов и доказательств не привел. Об отложении рассмотрения дела не просил.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю явку представителя в суд не обеспечило. О рассмотрении дела извещены. Представили в суд письменный отзыв на исковое заявление, а так же ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Выслушав представителя истца, изучив доводы искового заявления, доводы письменного отзыва на исковое заявление, поступившего от заинтересованного лица, принимая во внимание отсутствие возражений на иск со стороны ответчика, проанализировав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, проанализировав нормы материального и процессуального права, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 1 КАС РФ, разъяснениями п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в порядке административного судопроизводства рассматриваются, в том числе дела, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 1 и 3 ст. 1 КАС РФ).

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова (часть 1 статьи 29).

Реализация данных конституционно-правовых гарантий обусловлена рядом ограничений, не допускающих пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрещающих пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (часть 2 статьи 29 Конституции Российской Федерации).

Аналогичные по своему содержанию положения содержатся в Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В соответствии со статьей 10 Конвенции каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ (пункт 1).

Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия (пункт 2).

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Из п. 13 ст. 12 Федерального закона № 149-ФЗ следует, что сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».

Частью 1 ст. 15 Федерального закона Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Частью 6 статьи 10 указанного Закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Федеральным законом от 25.07.2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в ст. 1 указано, что под экстремистской деятельностью понимается, в том числе, организация и подготовка деяний экстремистского характера.

В п. 1 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» указано, что к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий.

В силу ст. 15.1 Федерального закона Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в том числе, сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Из материалов дела установлено, что Соликамской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии экстремизму, незаконному обороту оружия на территории Российской Федерации, пресечению преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении их, в ходе которой установлены факты размещения в сети Интернет информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Проверкой установлено, что на интернет-ресурсе: <данные изъяты> размещена информация о пропаганде и способах изготовления оружия, взрывных устройств и веществ в кустарных условиях. Доступ на указанные сайты является свободным. Предварительной регистрации, введения логина и пароля для получения потенциально опасной информации не требуется. Систем, предупреждающих о возрастном ограничении доступа, не имеется. Информация распространяется бесплатно, срок её использования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует. Ознакомиться с содержанием сайтов может любой интернет-пользователь.

В содержащейся информации на указанном сайте предлагается для просмотра неограниченному числу лиц видеоролик, в котором производится демонстрация способа изготовления оружия, о материалах и подручных средствах, с помощью которых возможно самостоятельное создание огнестрельного оружия, с описанием составляющих деталей оружия. При этом, отсутствуют сведения о лицах, предоставляющих указанные услуги, их местонахождение, место регистрации или контактные телефоны установить не представляется возможным.

Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.

Согласно требованиям статьи 9.1 Федерального закона № 150-ФЗ – лицензированию подлежат разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия, а также разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов к гражданскому и служебному оружию.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия; торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия; разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом.

Производство оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами, имеющими лицензию на производство, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Юридические лица, производящие оружие и патроны к нему, должны обеспечивать безопасность производства, контроль за производством, соответствующее качество выпускаемой продукции и ее сохранность. Каждая единица изготовленного оружия, за исключением механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, должна иметь индивидуальный номер (ст. 16 Федеральный закон № 150-ФЗ).

Пропаганда изготовления, разработки оружия, осуществляемая юридическими или физическими лицами и направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования оружия, о местах их приобретения, способах производства и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение указанных сведений посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей или совершение иных действий в этих целях запрещаются.

Оружие относится к числу вещей, ограниченных в обороте. Стать его владельцем можно лишь при соблюдении ряда условий (получение лицензий, разрешений и т.п.). Но наряду с этим ряд разновидностей оружия настолько опасен для общества, что их оборот в интересах соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения общественной безопасности, в интересах общества и государства не допускается.

Статьей 223 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за незаконное изготовление, переделку или ремонт огнестрельного оружия ограниченного поражения либо незаконное изготовление газового оружия, холодного оружия, метательного оружия, а равно незаконные изготовление, переделка или снаряжение патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения либо газовому оружию. Данные действия влекут лишение свободы на срок до 2 лет.

Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по изготовлению, переделке и ремонту оружия, в том числе через сеть «Интернет», за осуществление которой предусмотрена уголовная ответственность.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 03.12.2013 года № 34 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 г. № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» определено понятие незаконное изготовление оружия и его основных частей. Под незаконным изготовлением огнестрельного оружия и его основных частей, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового, холодного оружия, метательного оружия, боеприпасов, патронов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения либо газовому оружию, влекущим уголовную ответственность, следует понимать их создание, в том числе путем переделки каких-либо иных предметов (например, ракетниц, пневматических, стартовых и строительно-монтажных пистолетов, предметов бытового назначения или спортивного инвентаря), без полученной в установленном порядке лицензии, в результате чего они приобретают свойства огнестрельного, газового или холодного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств.

Основанием для включения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» сведений, указанных в части 2 указанной статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 года № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено».

В соответствии с п. 5 Правил основаниями для включения в Единый реестр являются соответствующие решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или суда. Внесение в Единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории РФ, осуществляется в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.

Учитывая все вышеизложенное, суд приходит к выводу, что беспрепятственный доступ к вышеуказанным интернет-сайтам способствует незаконному обороту оружия на территории Российской Федерации. С учетом того, что размещение информации на указанных интернет-сайтах противоречит требованиям законодательства, нарушает установленные законом ограничения, основы конституционного строя, права и законные интересы неопределенного круга лиц, то такое размещение является незаконным. В целях защиты интересов государства, прав и законных интересов граждан, и во исполнение действующего законодательства доступ к выше указанной информации, размещенной на Интернет сайте следует ограничить. Иск прокурора подлежит удовлетворению. Оснований для отказа в иске не установлено.

Признание судом сведений об изготовлении, использовании и пропаганде незаконного оборота оружия, содержащихся в вышеуказанных Интернет сайтах в качестве информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, будет являться основанием для включения доменных имен вышеуказанных сайтов в «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил :

исковые требования Соликамского городского прокурора в защиту законный прав и интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к ООО «В-контакте» удовлетворить.

Признать информацию о пропаганде и способах изготовления оружия, содержащуюся в сети «Интернет» на сайте <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решения является основанием для включения указателя страницы сайта в сети «Интернет», имеющего выше указанный URL-адрес, в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», ведение которой обеспечивает Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме – <дата>.

Судья Т.В. Крымских