ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1458/2013 от 23.07.2013 Московского районного суда г. Твери (Тверская область)

дело №2-1458\2013г.

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июля 2013 года г. Тверь

Московский районный суд г. Твери в составе

председательствующего судьи О.Ю. Тутукиной

при секретаре Е.И. Мальцевой

с участием истца ФИО1, представителя ответчика по доверенности ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социальной защиты населения Тверской области о признании незаконным отказа в выплате материальной помощи, взыскании материальной помощи, денежной компенсации за задержку выплаты материальной помощи, индексации за задержку выплаты материальной помощи, компенсации морального вреда,

установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Тверской области о признании незаконным отказа в выплате материальной помощи, взыскании материальной помощи, денежной компенсации за задержку выплаты материальной помощи, индексации за задержку выплаты материальной помощи, компенсации морального вреда.

Иск мотивирован тем, что определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 21 июня 2012 года она была восстановлена на государственной гражданской службе Тверской области в прежней должности – главного специалиста-эксперта отдела жилищных выплат Министерства социальной защиты населения Тверской области с 1 марта 2012 года в связи с незаконным увольнением 29 февраля 2012 года по приказу №. приказом Министерства социальной защиты населения Тверской области от 25 июня 2012 года №№ она была восстановлена в прежней должности с прежним должностным окладом с сохранением ранее установленных надбавок и ранее присвоенного классного чина. Апелляционным определением от 21.06.2012 года установлено, что период вынужденного прогула с 1 марта 2012 года по 21 июня 2012 года составил 77 дней. Согласно Трудовому кодексу РФ (ст.12) период вынужденного прогула приравнивается к фактически отработанному времени. Таким образом, она не могла трудиться по вине нанимателя. В соответствии с положением об отдельных дополнительных выплатах государственным гражданским служащим Министерства социальной защиты населения Тверской области (пункт 6) за счёт экономии средств фонда оплаты труда гражданских служащих (по данным отчёта об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя получателя бюджетных средств, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета №) за месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год может производиться дополнительное оказание материальной помощи за 1 квартал 2012 года. Решение о выплате материальной помощи за 1 квартал 2012 года было принято руководителем социальной защиты населения Тверской области, и была произведена выплата материальной помощи на отработанный рубль всем гражданским служащим Министерства. Более того, с 1 января 2012 года по 29 февраля 2012 года она официально работала (проходила государственную гражданскую службу). В связи с чем считает, что за спорный период ей положена материальная помощь за фактически отработанное время (отработанный рубль). Взысканий дисциплинарного и иного характера у неё не имелось. В соответствии со ст.52 Федерального закона от 27.07.2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» одной из основных гарантий гражданского служащего, для обеспечения правовой и социальной защищённости гражданского служащего и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим федеральным законом, являются: равные условия оплаты труда гражданских служащих, своевременное и в полном объёме получение денежного содержания.

Согласно ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 года №79-ФЗ, ст.19 Закона Тверской области от 21.06.2005г. №89-ЗО «О государственной гражданской службе Тверской области», от 09.11.2005г. №145-ЗО «Об оплате труда государственных гражданских служащих Тверской области» материальная помощь (дополнительная выплата за счёт экономии фонда оплаты труда государственных гражданских служащих) входит в систему оплаты труда (в состав денежного содержания) гражданского служащего, что не противоречит части 1 ст.129 ТК РФ, дающей понятие (определение) заработной платы (оплаты труда) работника.

21 декабря 2012 года она обратилась в Министерство социальной защиты населения Тверской области. 07 февраля 2013 года получила ответ на её заявление о выплате материальной помощи за 1 квартал 2012 года, в котором сообщалось о том, что в ходе рассмотрения заявления законных оснований для производства указанных выплат не выявлено. Отказ Министерства социальной защиты населения Тверской области ничем не мотивирован. В связи с чем она вынуждена обратиться в суд за защитой своего права или охраняемого законом интереса.

Статья 236 ТК РФ содержит норму о материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику. В связи с чем считает, что имеет право на денежную компенсацию (проценты) от невыплаченной материальной помощи на 1\300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в настоящее время, на момент невыплаты причитающейся суммы. В Постановлении Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» содержится указание о том, что начисление процентов в связи с несвоевременной выплатой заработной платы не исключает права работника на индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов. В связи с чем считает, что имеет право на получение с ответчика индексации в соответствии с коэффициентом инфляции в соответствии с ростом потребительских цен на товары и услуги за период с апреля 2012 года по настоящее время, определённый исходя из прогнозируемого уровня инфляции в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2012 года №371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов».

Также считает, что имеет право на компенсацию морального вреда. Трудовой кодекс РФ и Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» не предусматривают заключения трудовых договоров и служебных контрактов безвозмездного характера, поэтому любая возможная форма ограничения её законных прав посягает на её неимущественное право на труд, что непосредственно причиняет ей нравственные страдания. Работник имеет право на компенсацию морального вреда в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами.

Просила признать незаконными действия ответчика в отказе в выплате материальной помощи, взыскать с ответчика материальную помощь за 1 квартал 2012 года на отработанный рубль от средств экономии фонда оплаты труда гражданских служащих Министерства, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей, а также произвести индексацию и взыскать с ответчика проценты от невыплаченной суммы материальной помощи в связи с инфляционными процессами, в соответствии со ст.236 ТК РФ взыскать денежную компенсацию, 120 рублей расходы по ксерокопированию документов.

В ходе рассмотрения дела истец уточнила исковые требования, просила произвести индексацию от суммы материальной помощи и взыскать с ответчика проценты от невыплаченной суммы материальной помощи в связи с инфляцией, а также указала период задержки с 5 апреля 2012 года по 23 июля 2013 года, что составляет 476 календарных дней, привела формулы расчётов по инфляции и процентам.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержала уточнённые исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в иске. Просила взыскать индексацию от невыплаченной суммы за год, то есть с 5 апреля 2012 года по 5 апреля 2013 года.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании не возражал в части взыскания в пользу истца рассчитанной ими материальной помощи за 1 квартал 2012 года в размере <данные изъяты> рублей, указав, что ранее до принятия апелляционного определения полагали, что ФИО1 данная выплата не положена. Однако выплатить рассчитанную в настоящее время сумму они не могут, поскольку фонд экономии распределён, и все суммы выплачены, необходимо решение суда для выделения для этих целей распорядителем дополнительных денежных средств. Полагал, что требуемая истцом сумма в счёт компенсации морального вреда подлежит снижению.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, допросив свидетеля, суд полагает, что иск подлежит частичному удовлетворению.

Из преамбулы Закона Тверской области от 09.12.2005 года №145-30 «Об оплате труда государственных гражданских служащих Тверской области» (Далее- Закон) следует, что оплата труда государственного гражданского служащего Тверской области производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности государственной гражданской службы Тверской области.

В силу ч.1 Закона денежное содержание государственного гражданского служащего Тверской области состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Пунктом 6 статьи 1 Закона установлено, что порядок выплаты материальной помощи за счёт экономии средств фонда оплаты труда определяется положением, утверждаемым руководителем соответствующего органа государственной власти Тверской области, государственного органа Тверской области.

В соответствии со ст. 6, 7 Положения об отдельных дополнительных выплатах государственным гражданским служащим Министерства социальной защиты населения Тверской области за счёт экономии средств фонда оплаты труда гражданских служащих (по данным отчёта об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503127) за месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год) может производиться дополнительное оказание материальной помощи, в том числе к праздничным дням и знаменательным датам. Решение о выплате материальной помощи гражданским служащим принимается министром Правительства Тверской области, руководителем Министерства социальной защиты населения Тверской области. Размер материальной помощи определяется Министром, приказ о выплате материальной помощи согласовывается с курирующим заместителем Председателя Правительства Тверской области.

Судом установлено и никем не оспаривается, что ФИО1 принята на должность государственной гражданской службы Тверской области главным специалистом-экспертом отдела жилищных выплат департамента социальной защиты населения Тверской области на основании служебного контракта № от 03.08.2006 года.

В соответствии с постановлением Правительства Тверской области № 35-пп от 13.09.2011г. о переименовании, реорганизации областных исполнительных органов государственной власти Тверской области департамент социальной защиты населения Тверской области и центр по централизованному учёту детей, оставшихся без попечения родителей Тверской области реорганизованы путём слияния в новый областной исполнительный орган государственной власти Тверской области - Министерство социальной защиты населения Тверской области.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 21.06.2012г. ФИО1 восстановлена в должности главного специалиста-эксперта отдела жилищных выплат Министерства социальной защиты населения Тверской области с 01 марта 2012 года.

Судом также установлено, что приказом Министерства социальной защиты населения Тверской области №55-к от 29 марта 2012 года по итогам работы за 1 квартал 2012 года за счёт экономии фонда заработной платы государственным гражданским служащим Министерства начислена и выплачена материальная помощь. Однако, ФИО1 в данный приказ не включена, ей материальная помощь не начислялась и не выплачивалась. 21 декабря 2012 года истец обратилась к работодателю с заявлением о выплате ей материальной помощи за 1 квартал 2012 года, но в выплате ей было отказано.

Свидетель ФИО3 в суде показала, что в соответствии с Законом Тверской области №145-ЗО «Об оплате труда государственных служащих Тверской области» порядок выплаты материальной помощи, в том числе и за счёт экономии средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется положением, утверждаемым руководителем соответствующего органа государственной власти Тверской области. Согласно Положению об отдельных дополнительных выплатах государственных гражданских служащих Министерства социальной защиты населения Тверской области, где она работает начальником отдела бухгалтерского учёта и отчётности, за счёт экономии средств фонда оплаты труда гражданских служащих может производиться дополнительное оказание материальной помощи предусмотрено, в том числе, за месяц, год, к праздничным дням и знаменательным датам. Решение о выплате материальной помощи и её размер определяется руководителем – Министром. Расчётный фонд заработной платы за 1 квартал 2012 года составляет 7957 тыс.рублей. При формировании фонда он рассчитывается из 47 должностных окладов на государственных гражданских служащих на год. За счёт экономии, которая сформировалась в связи с наличием вакантных должностей в течение квартала, больничных листков, отсутствием у ряда сотрудников надбавок за выслугу лет и классный чин, всем государственным гражданским служащим Министерства произведена выплата материальной помощи к 23 февраля и к 8 марта в размере 261726 рублей. По итогам работы за 1 квартал 2012 года на основании приказа Министра экономия в размере 593585 рублей направлена на выплату материальной помощи также всем государственным гражданским служащим и при определении размера индивидуально каждому сотруднику взят за основу коэффициент 0,0996, который был рассчитан путём деления суммы распределяемой экономии на фонд заработной платы за отработанное время без отпусков, начисленной работникам Министерства за квартал, и перемножен на фонд заработной платы, начисленной каждому работнику. ФИО1 на момент выплаты материальной помощи в штате не состояла, при расчёте её фонда с учётом выплаченной ей заработной платы в размере 32821,73 рублей, компенсации за вынужденный прогул в связи с увольнением из среднего заработка по решению суда в размере 1259 рублей за 1 день 26439 рублей и при коэффициенте 0,0996, размер материальной помощи истца составил бы <данные изъяты> рублей. Материальная помощь ФИО1 не рассчитывалась ранее и не выплачивалась. Всем гражданским служащим и всем служащим Министерства указанная материальная помощь была выплачена 05 апреля 2012 года вместе с заработной платой.

Анализируя представленные ответчиком доказательства, а именно штатное расписание, приказ №55, показания свидетеля, суд приходит к выводу, что материальная помощь за 1 квартал 2012 года подлежала начислению и выплате ФИО1 основания для не выплаты ей указанной материальной помощи отсутствовали, отказ в выплате материальной помощи за 1 квартал 2012 года является незаконным.

Проверив сведения об окладах по должностям и надбавкам за классные чины сотрудникам, расчёт экономии фонда заработной платы за 1 квартал 2012 года по Министерству, суд полагает правильным, исходя из фонда начисленной заработной платы за 1 квартал 2012 года ФИО1<данные изъяты> рублей, из них зарплата за январь 2012г. <данные изъяты> руб., зарплата за февраля 2012г. -<данные изъяты> руб., за период вынужденного прогула при среднедневном заработке 1259 руб. -<данные изъяты> руб.) и установленного для всех работников Министерства коэффициента экономии 0,0996 размер материальной помощи, подлежащий взысканию в пользу истца, составляет <данные изъяты> рублей. При этом суд также учитывает, что возражений от истца по предоставленному расчёту также не поступило.

Верховный Суд РФ в п. 55 Постановления Пленума от 17 марта 2004 года N 2 обратил внимание судов на то, что начисление процентов в связи с несвоевременной выплатой заработной платы не исключает право работника на индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениваем вследствие инфляционных процессов.

Индексация представляет собой установленный государством механизм увеличения денежных доходов граждан в связи с ростом потребительских цен. Цель индексации - поддержание покупательной способности денежных доходов.

В силу ст. 134 Трудового кодекса РФ повышение уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что по причине несвоевременной выплаты ответчиком материальной помощи истец не имел возможности воспользоваться денежными средствами, которые обесценились вследствие инфляционных процессов, чем ему были причинены убытки, суд полагает, что имеются правовые основания для удовлетворения исковых требований о взыскании с ответчика индексации сумм задержанной материальной помощи за 1 квартал 2012 года. Исследовав формулу расчёта индексации, произведённую истцом, а также с учётом обстоятельств, установленных в судебном заседании, периода индексации, рассчитанной с 5 апреля 2012 года по 5 апреля 2013 года, то есть за год, как указывает истец, суд полагает его верным. Ответчиком формула расчёта индексации не оспорена. Таким образом, с ответчика подлежит взысканию 625,65 рублей (<данные изъяты>%).

Согласно ст.236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня установленного срока выплаты по день фактического расчёта включительно. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Поскольку, как установлено судом, денежные средства (материальная помощь), причитающиеся работнику, не выплачены, то работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов. Таким образом, с ответчика в пользу истца надлежит взыскать 772,62 рублей, рассчитанные следующим образом - <данные изъяты> руб.х8,25%:300х476 дней.

Из ст. 21 ТК РФ следует, что работник имеет право на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещёнными законом способами, имеет право на компенсацию морального вреда.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 и ч.9 ст.394 ТК РФ суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведённого на другую работу, о компенсации морального вреда.

Учитывая, что ТК РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу ст.21 (абзац четырнадцатый части первой) и ст.237 вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причинённого ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

В соответствии со ст.237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объёма и характера причинённых работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 28.09.2010) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации")

С учётом характера нравственных страданий, причинённых ФИО1 допущенными нарушениями её трудовых прав при выплате материальной помощи, принимая во внимание, что истец самостоятельно обращалась к ответчику с заявлением, но ей неправомерно было отказано в начислении и выплате материальной помощи за отработанное время, а также длительности не исполнения работодателем обязанности по начислению и выплате материальной помощи, поведением ответчика, связанного с указанными выплатами, суд считает разумным и справедливым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию госпошлина пропорционально размеру удовлетворённых судом исковых требований.

Поскольку истцы по настоящему делу освобождены от уплаты госпошлины, то подлежащая уплате им госпошлина должна быть взыскана с ответчика в порядке, определяемом ст.98 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

Признать незаконными действия Министерства социальной защиты населения Тверской области в отказе в выплате ФИО1 материальной помощи.

Взыскать с Министерства социальной защиты населения Тверской области в пользу ФИО1 материальную помощь за 1 квартал 2012 года на отработанный рубль от средств экономии фонда оплаты труда гражданских служащих Министерства социальной защиты населения Тверской области в размере <данные изъяты> рублей, индексацию в размере 625,65 рублей, проценты в размере 772,62 рублей, в счёт расходов по ксерокопированию 120 рублей, в счёт компенсации морального вреда 5000 рублей.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с Министерства социальной защиты населения Тверской области в доход бюджета госпошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий О.Ю. Тутукина

В окончательной форме решение принято 26 июля 2013 года