ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1458/2014 от 01.04.2014 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

  Дело № 2-1458/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 01 апреля 2014 года Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

 председательствующего Шабалиной Л.П.,

 при секретаре Кошелевой Т.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1  к Администрации города Рубцовска Алтайского края, муниципальному казенному учреждению «Управление образования» города Рубцовска о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий,

 УСТАНОВИЛ:

 Истец обратилась в суд с иском к ответчикам о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. В обоснование требований указала, что своего жилья в собственности не имеет и проживает в жилом доме № *** по ул. ..., общей площадью *** кв.м., который арендует по договору аренды от ***. На основании ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации РФ, Закона Алтайского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» и постановлением Администрации Алтайского края «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Льготная ипотека для молодых учителей» на 2012-2015 годы, истец собрала все документы для постановки на учет. Данные документы были ею направлены в органы местного самоуправления. Однако, документы истице из жилищного комитета Администрации г. Рубцовска были возвращены и истцу было отказано в постановке на учет, в связи с тем, что на нее приходится свыше учетной нормы, утвержденной в г.Рубцовске, то есть более 12 кв.м. общей площади. С данным решением истец не согласна по следующим основаниям.

 Истицей для получения справки из жилищного комитета Администрации г. Рубцовска были предоставлены все необходимые документы, подтверждающие отсутствие у нее собственного жилья. Истицей также были представлены сведения о проживание в съемном доме. В связи с чем, истец считает отказ ответчиков в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, нельзя признать законным и обоснованным. Истец просила признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.

 Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена о слушании дела.

 Представитель истца ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что материалами дела, пояснениями свидетелей в судебном заседании подтверждена нуждаемость истицы в улучшении жилищных условий, так как по месту регистрации истец не проживает, следовательно, не является членом семьи собственников, поскольку согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи относятся совместно приживающие с собственниками дети и другие родственники. В судебном заседании нашло свое подтверждение, что истец фактически проживает отдельно. Кроме того, просила обратить внимание суда, что действий по ухудшению своих жилищных условий истец не совершала, фактически создав семью с У. ., она вынуждена снимать отдельное жилье, что подтверждено свидетелями К. и Г. , которые знают, в каких условиях проживала истец ранее. Для проживания второй семьи ФИО1 с гражданским мужем, условий в доме родителей не имеется, это подтверждается материалами дела о том, что жилая площадь по ...,*** составляет *** кв.м., на состав семьи составе семьи *** человек недостаточна, если бы истец стала проживать по ..., ***.

 Представитель ответчика - администрации города Рубцовска Алтайского края ФИО3 в судебном заседании против требований возражал. Пояснил, что поскольку истец зарегистрирована у своих родителей по ..., ***, то имеет там право пользования данным жилым помещением, так как является членом семьи собственника. На нее в указанном жилье приходиться более *** кв.м. общей площади, следовательно, она не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. То обстоятельство, что истец проживает в другом жилом помещении по договору аренды, юридического значения не имеет.

 Представитель ответчика МКУ «Управление образования» города Рубцовска в судебном заседании против требований возражал, пояснив, что не является надлежащим ответчиком по делу. Не оспаривал, что истица обращалась в МКУ «Управление образования» по вопросу включения ее в список молодых учителей, желающих участвовать в программе «Льготная ипотека для молодых учителей» на 2012 -2015 годы» и ей было предложено представить для этого соответствующие документы.

 В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.

 Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

 Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежные средства для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

 В целях поддержки молодых учителей при решении ими жилищной проблемы, постановлением администрации Алтайского края от 17.05.2012 №255 утверждена долгосрочная целевая программа «Льготная ипотека для молодых учителей» на 2012-2015 года (далее – Программа), постановлением администрации Алтайского края от 30.08.2012 № 456 утвержден Порядок предоставления субсидий молодым учителям – участникам долгосрочной целевой программы «Льготная ипотека для молодых учителей» на 2012 -2015 годы (далее – Порядок).

 Условия участия установлены разделом II Программы, в соответствии с которыми участником программы может стать молодой учитель, работающий в государственном образовательном учреждении или муниципальном образовательном учреждении Алтайского края, реализующем образовательную программу начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, и соответствующий следующим условиям: возраст, не превышающий 35 лет (включительно); признание нуждающимся в улучшении жилищных условий в установленном порядке; наличие стажа педагогической работы не менее 1 года.

 Молодые учителя считаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они признаны таковыми органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 В соответствии с разделом 2 Порядка для участия в программе молодой учитель подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы: заявление в произвольной форме в двух экземплярах; документы, удостоверяющие личность молодого учителя; документ, подтверждающий признание семьи молодого учителя нуждающейся (нуждающимся) в улучшении жилищных условий (выписка из решения органа местного самоуправления о принятии семьи молодого учителя на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий); документ, подтверждающий стаж работы в государственном образовательном учреждении или муниципальном образовательном учреждении Алтайского края, копия трудовой книжки, заверенная в надлежащем порядке.

 Далее, орган местного самоуправления Алтайского края: принимает вышеперечисленные документы и ведет учет проживающих на территории муниципального образования молодых учителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и претендующих на участие в программе; организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в подпунктах 2.1.1 - 2.1.4 Порядка, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодого учителя участником программы в соответствии с пунктом 2.4 Порядка; письменно уведомляет молодого учителя о принятом решении в 5-дневный срок; формирует список молодых учителей, желающих участвовать в программе и соответствующих условиям участия в ней, в хронологическом порядке согласно поданным заявлениям на участие в программе по форме согласно приложению; производит оформление свидетельств и выдачу их участникам программы в соответствии со списком, утвержденным Главным управлением образования и молодежной политике Алтайского края, в течение 2 месяцев после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из федерального и краевого бюджетов; контролирует размер субсидий, предоставленных молодым учителям - участникам программы, в соответствии с условиями программы и при наличии оснований производит его перерасчет; первого числа каждого месяца, следующего за отчетным, предоставляет в Главное управление сведения о реализации программы.

 На основании абзаца 2 п.2.1.3 Порядка, признание молодых учителей нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, в которых они постоянно проживают, в порядке, установленном законом Алтайского края от 9 декабря 2005 года № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

 В соответствии с п. 2.4. Порядка, основанием для отказа в признании молодого учителя участником программы является непредставление или представление не всех документов, предусмотренных подпунктами 2.1.1 - 2.1.4 настоящего порядка, то есть, в том числе, документа, подтверждающего признание молодого учителя нуждающимся в улучшении жилищных условий.

 В соответствии с п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

 В соответствии с ч.2 ст. 2 Закона Алтайского края от 09.12.2005 №115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Согласно ч.2 ст.3 Закона Алтайского края от 09.12.2005 №115-ЗС, признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

 На основании ч.1, п.6. ч.2 ст.4 указанного Закона Алтайского края принятие на учет нуждающихся в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - принятие на учет) осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных ими по месту своего жительства. К заявлению о принятии на учет прилагаются: справка органа, уполномоченного в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о сделках в отношении жилых помещений, земельных участков, предоставляемых для строительства жилого дома, совершенных заявителем и членами его семьи за пятилетний период, предшествующий подаче заявления.

 Согласно ч.4 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

 Судом установлено, что истец ФИО1, *** года, является молодым учителем и работает МБДОУ «Средняя общеобразовательная школа № ***» учителем  , что подтверждается копией трудовой книжки.

 Из пояснений представителя истца, а также представленных в материалы дела документов усматривается, что истец ФИО1 своего жилья в собственности не имеет, проживает с гражданским мужем на условиях аренды в жилом доме, расположенном по адресу: Алтайский край, г.Рубцовск, ул...., ***, общей площадью *** кв.м., принадлежащем на праве общей долевой собственности К.., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ***.

 Согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

 ФИО1 и К. не являются по отношению друг к другу родственниками, в том числе родителями и детьми. Истец не является по смыслу ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации членом семьи К. и проживает в жилом доме со своим сожителем по ул. ..., *** в г.Рубцовске, не в качестве членов семьи собственника, а по договору аренды от ***.

 Таким образом, суд приходит к выводу о том, что занимаемое ФИО1 жилое помещение, находящееся в собственности К., не может быть учтено при расчете обеспеченности истца жилой площадью.

 Согласно выписке из домовой книги от ***, ФИО1 с *** зарегистрирована в доме № *** по улице ... в г.Рубцовске, в доме также зарегистрирована ее мать О. ., ее брат О. ., отец О. ., которой на основании свидетельства о праве на наследство по закону от *** является собственником дома, общей площадью *** кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ***. Таким образом, на каждого зарегистрированного в данном жилом доме приходится по *** кв.м. общей площади.

 Сведения о принадлежности ФИО1 жилых помещений на праве собственности отсутствуют, что подтверждается: справками Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю о правах на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества от *** и справкой Рубцовского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Алтайскому краю о наличии отсутствии домовладения от ***.

 Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Алтайского края № 115-ЗС от 09.12.2005 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

 В соответствии с решением Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края от 27.11.2006 №441 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена учетная норма площади (минимального размера) жилого помещения в городе Рубцовске - 12 кв.м. общей площади.

 *** ФИО1 по рекомендации МКУ «Управление образования» города Рубцовска обратилась в Администрацию г.Рубцовска с заявлением о признании ее нуждающейся и принятии на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для внесении ее в список для участия в долгосрочной целевой программе «Льготная ипотека для молодых учителей» на 2012-2015 годы.

 Согласно ответу Администрации г. Рубцовска Алтайского края №*** от *** ей было отказано в признания ее нуждающейся и принятии на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как согласно представленным документам, на нее приходится свыше учетной нормы, то есть 12 кв.м. общей площади.

 Согласно ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в случаях, если: граждане не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; граждане являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, но обеспечены общей площадью жилого помещения на одного человека семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

 Согласно статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

 Аналогичная норма содержится в ст.6 Закона Алтайского края №115-ЗС от 09 декабря 2005 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

 Анализ приведенных нормы с учетом правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

 Как следует из материалов дела и указано выше, ФИО1 с *** зарегистрирована в доме № *** по улице ... в г.Рубцовске, которой на основании свидетельства о праве на наследство по закону от *** принадлежит ее отцу О. ., общей площадью *** кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от *** и выпиской из Единого государственного реестра права на недвижимое имущество и сделок с ним от ***. Таким образом, ФИО1 не имея на праве собственности жилья, не совершала каких либо действий по ухудшению своих жилищных условий, оставаясь зарегистрированной в доме № *** по улице ..., собственником которого не является, фактически создав свою семью, она стала вынуждено проживать по договору аренды в съемном жилье со своим гражданским мужем, отдельно от родителей, в доме № *** по улице ... в г. Рубцовске, перестав быть членом семьи своих родителей.

 Исследовав и оценив представленные в дело документальные доказательства, суд, умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий со стороны истицы не усматривает.

 По мнению суда, обязанного в силу ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценивать все представленные сторонами доказательства в совокупности, из представленных истцами доказательств следует, что ФИО1 является молодым учителем в возрасте до 35 лет, имеет право на участие в долгосрочной целевой программе «Льготная ипотека для молодых учителей», собственного жилья не имеет, не является в настоящее время и не являлась на день обращения в Администрацию г. Рубцовска членом семьи собственников, где является зарегистрированной. Следовательно, по смыслу закона, она является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку сведений о наличии каких - либо жилых помещений, принадлежащих ей на праве собственности и ином праве пользования в г. Рубцовске истец не имеет и в материалы дела сторонами не представлено.

 В судебном заседании установлено, что ФИО1 отдельной семьей фактически проживает в доме принадлежащем К. в г.Рубцовске по ул. ...,***. По месту регистрации в жилом помещении, принадлежащем ее отцу, она не проживает. Истец, являясь совершеннолетней, имеет право на свою частную жизнь, имея гражданского мужа, имеет право на совместное с ним проживание в одном жилом помещении.

 Доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, ответчиком, в нарушение ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представлено. Изложенное, свидетельствует о незаконности действий ответчика, отказавшего истице в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. Суд считает отказ Администрации г.Рубцовска Алтайского края незаконным, поскольку он основан на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречит установленным по делу обстоятельствам.

 Таким образом, истец, не являющаяся нанимателем какого-либо жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, имеющая право пользования жилым помещением, которое ей не принадлежит на праве собственности и членом семьи собственника фактически не является, в соответствии с п.1 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

 В соответствии с ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

 Следовательно, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации, для отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Поэтому суд считает подлежащими удовлетворению требования истца о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий.

 На основании изложенного, заявленные истцом требования о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий подлежат удовлетворению.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования ФИО1  удовлетворить.

 Признать ФИО1  нуждающейся в улучшении жилищных условий.

 Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Рубцовский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

 Председательствующий Л.П. Шабалина