Дело № 2-1458\2021
Решение
Именем Российской Федерации
Щёлковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Разумовской Н.Г.,
при секретаре судебного заседания Павловой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское по иску ФИО4 ФИО9 к Министерству Социального развития Московской области в лице Щелковского управления социальной защиты населения о признании незаконным решения об отказе в удовлетворения заявления о постановке на учет и выдаче удостоверения многодетной семьи, обязании выдать удостоверение многодетной семьи,
Установил:
Истец ФИО4, обратилась в Щелковский городской суд Московской области с иском к ответчику Министерству Социального развития Московской области в лице Щелковского управления социальной защиты населения о признании незаконным решения об отказе в удовлетворения заявления о постановке на учет и выдаче удостоверения многодетной семьи, признании семьи многодетной, обязании выдать удостоверение многодетной семьи.
В обоснование иска указано, что она и является матерью троих несовершеннолетних детей ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит в зарегистрированном браке с ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ и проживает вместе со своей семьей по адресу <адрес> где и зараегистрирована вместе со своими детьми. 07.09.2020 года она обратилась к ответчику- Щелковское Управление Социальной защиты Министерства социального развития Московской области по вопросу постановке на учет и выдаче документа, подтверждающего статус многодетной семьи, однако получила отказ, в связи с регистрацией ее супруга: ФИО7 не в <адрес>, а в <адрес>. Фактически все дети и ее супруг проживают с истцом в <адрес>, дети находятся на их иждивении.
На основании изложенного, истец просит суд признать незаконным решение ответчика об отказе в удовлетворения ее заявления о постановке на учет № от 09.10.2020 года и выдаче удостоверения многодетной семьи, и обязать выдать удостоверение многодетной семьи.
В судебном заседании представитель истца, действующий на основании доверенности и третье лицо, поддержали заявленные требования, и просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика, действующая на основании доверенности (копии в деле), иск не признала, поддержала письменные возражения по указанным в нем основаниям, просила отказать в иске.
Суд, выслушав стороны, показания свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (статья 265 ГПК РФ).
В судебном заседании установлено, что истцу ответчиком отказано в постановке на учет и выдаче удостоверения «многодетной семьи».
Истец является матерью троих детей: ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит в зарегистрированном браке с ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено, что законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" правительствам субъектов Российской Федерации предписано определить категорию семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.
Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в Московской области, регулируются законом Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" (далее также - закон Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ).
Статьей 2 закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, определено, что многодетной семьей являются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). К многодетным семьям по мерам социальной поддержки приравниваются семьи, утратившие статус многодетных в связи с достижением одним или несколькими детьми совершеннолетия, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.
Согласно статье 2 закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ в редакции закона Московской области от 3 октября 2017 г. N 160/2-17-ОЗ, действующей в настоящее время, многодетной семьей являются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.
В соответствии с частью 4 статьи 21 закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные этим законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).
Постановлением Правительства Московской области от 11 марта 2016 г. N 178/7, действовавшим на момент возникновения спорных отношений, был утвержден порядок выдачи удостоверения многодетной семьи (далее - Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи от 11 марта 2016 г. N 178/7).
Пунктом 2 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от 11 марта 2016 г. N 178/7 было предусмотрено, что удостоверение выдается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области (далее - подразделение) или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) (далее - заявитель).
Для получения удостоверения заявитель представляет в подразделение или в МФЦ по месту жительства заявление о выдаче удостоверения с приложением в том числе документа, подтверждающего место жительства заявителя (супруга, супруги) и детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность (абзац четвертый пункта 3 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от 11 марта 2016 г. N 178/7).
Постановлением Правительства Московской области от 12 декабря 2017 г. N 1029/45 признано утратившим силу постановление Правительства Московской области от 11 марта 2016 г. N 178/7 и утвержден новый порядок выдачи удостоверения многодетной семьи, согласно которому: удостоверение выдается лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия одного или нескольких детей, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет; удостоверение выдается, если все члены многодетной семьи имеют место жительства в Московской области (пункты 2, 3 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от 12 декабря 2017 г. N 1029/45).
Для получения удостоверения заявитель представляет в подразделение или в МФЦ заявление о выдаче удостоверения, а также: документы, подтверждающие место жительства заявителя, супруга (супруги) заявителя (в случае зарегистрированного брака), детей, достигших 14-летнего возраста, в Московской области, в случае, если эти сведения не содержатся в документах, удостоверяющих личность; свидетельство о регистрации по месту жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, или иной документ, подтверждающий место жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, в Московской области (выписка из домовой книги, копия финансово лицевого счета нанимателя жилого помещения, единый жилищный документ) (абзацы шестой и седьмой пункта 6 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от 12 декабря 2017 г. N 1029/45).
Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I) определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из приведенного нормативного правового регулирования отношений, связанных с порядком присвоения лицам статуса многодетной семьи и выдачи удостоверений многодетной семьи, а также из смысла названных норм Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и положений Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи следует, что право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статуса многодетной семьи и выдачу удостоверения многодетной семьи связано с фактом совместного проживания этих лиц с детьми на территории Московской области, который устанавливается по данным органов регистрационного учета. Вместе с тем заявитель имеет право предоставить иные документы, подтверждающие совместное место жительства многодетной семьи в Московской области. Эти нормы соответствуют требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом, истец и ее несовершеннолетние дети зарегистрированы проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, там же проживает совместно со своей семьей супругой и тремя детьми ФИО7, факт совместного проживания одной семьей в данной квартире не опровергнут, подтверждается показаниями свидетелей и представленными письменными доказательствами (л.д.14).
Из содержания закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" следует, что он направлен на создание условий для повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей, что предполагает осуществление органами исполнительной власти Московской области комплекса мер, включающих в том числе материальную поддержку многодетных семей.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Ввиду того, что право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статуса многодетной семьи и выдачу удостоверения многодетной семьи связано в силу приведенного выше правового регулирования только с фактом совместного проживания этих лиц с детьми на территории <адрес>, который не зависит от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства в <адрес>, а семья ФИО8, как установлено судом и следует из материалов дела, постоянно проживают на территории <адрес> в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> принадлежащем на праве собственности истице с 07.05.2010 года (л.д.15), суд приходит к выводу о наличии оснований для признания семьи истца многодетной с выдачей удостоверения многодетной семьи.
Истец не предоставила ответчику одновременно с другими, предусмотренными документами, документ подтверждающий наличие права собственности на квартиру, в которой зарегистрированы она и трое несовершеннолетних детей. При этом факт проживания семьи истца на территории <адрес> был установлен только в ходе судебного разбирательства, в связи с чем на Министерство социального развития Московской области может быть возложена только возложена обязанность выдать истцу удостоверение многодетной семьи.
Кроме этого истец обратилась с требованием о признании незаконным решения Щелковского управления социальной защиты населения от № от 09.10.2020 года об отказе в удовлетворении заявления о постановке на учет и выдаче документа, подтверждающего статус многодетной семьи, однако данный документ под этим номером является сообщением, но не решением.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, а в силу положений ст. ст. 3, 39 и 131 ГПК РФ именно истец самостоятельно определяет основание и предмет исковых требований.
Решение Щелковского управления социальной защиты населения от 18.09.2020 года № об отказе в предоставлении государственной услуги удостоверение многодетной семьи не обжаловано истцом, требование о признании данного решения незаконным не предъявлено, истец предъявил требование о признании незаконным сообщения от № от 09.10.2020 года на ее обращение по вопросу выдачи удостоверения многодетной семьи.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для выхода за рамки заявленных истцом оснований и требований, указанных в иске.
Таким образом, истцом представлены достоверные и достаточные доказательства, которые бесспорно подтверждают те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований о признании ее семьи многодетной и выдаче удостоверения многодетной семьи.
При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО4 подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
Решил:
Иск ФИО4 ФИО10 – удовлетворить частично.
Обязать Щелковское Управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области выдать ФИО4 ФИО11 удостоверение «многодетная семья».
В удовлетворении требований ФИО4 ФИО12 о признании незаконным решения Щелковского управления социальной защиты населения от № от 09.10.2020 года об отказе в удовлетворении заявления о постановке на учет и выдаче документа, подтверждающего статус многодетной семьи, -отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Щёлковский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Разумовская Н.Г.