ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1459/16 от 27.09.2016 Фроловского городского суда (Волгоградская область)

№2-1459/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 сентября 2016 года город Фролово

Фроловский городской суд Волгоградской области в составе

председательствующего судьи Власовой М.Н.,

с участием истца Михайлова Ю.А.,

представителя истца Еманова А.А.,

представителя ответчика администрации городского округа город Фролово Волгоградской области Деревягиной И.А.,

при секретаре Чернышовой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фролово гражданское дело по иску Михайлова Юрия Александровича к администрации городского округа город Фролово Волгоградской области об оспаривании решения органа местного самоуправления, обязании проведения комплексных кадастровых работ,

установил:

Михайлов Ю.А. обратился в суд с иском к администрации городского округа город Фролово Волгоградской области об оспаривании решения органа местного самоуправления, обязании проведения комплексных кадастровых работ.

В обоснование заявленных требований указал, что он является собственником жилого <адрес> в <адрес>. Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером площадью 523 кв.м. С целью проведения кадастровых работ по уточнению границ данного земельного участка и последующего его оформления в собственность, он обратился в ВОГУП «Волгоградоблтехинвентаризация». Данным предприятием были выполнены кадастровые работы по уточнению границ земельного участка, по результатам которых определены координаты характерных точек данного земельного участка, составлен межевой план и отправлен в кадастровую палату для внесения сведений о границах земельного участка в государственный кадастр недвижимости. При проведении кадастровых работ были выявлены ранее допущенные кадастровые ошибки в отношении границ смежных земельных участков, а именно установлено, что граница уточняемого земельного участка пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами . Указанное обстоятельство является препятствием для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости. В связи с этим осуществление кадастрового учета объекта недвижимости было приостановлено до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, о не более чем на три месяца. С целью проведения комплексных кадастровых работ в отношении территории кадастрового квартала для уточнения границ земельного участка с кадастровым номером , он обращался в администрацию городского округа <адрес>, поскольку заказчиком комплексных кадастровых работ является уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района или городского округа. Однако администрацией городского округа <адрес> ему было отказано в проведении комплексных кадастровых работ в отношении территории кадастрового квартала со ссылкой на отсутствие в бюджете городского округа <адрес> финансирования на проведение комплексных кадастровых работ в 2016 году. В связи с полученным отказом, он обращался в прокуратуру. В результате прокурорской проверки Фроловской межрайонной прокуратурой в адрес администрации городского округа <адрес> было вынесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства. Полагает, что отсутствие денежных средств в бюджете городского округа <адрес> на реализацию полномочий органа местного самоуправления по проведению комплексных кадастровых работ не освобождает от исполнения обязательств по решению вопроса местного значения. Просит суд признать незаконным отказ администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в проведении комплексных кадастровых работ в отношении территории кадастрового квартала . Обязать администрацию городского округа <адрес> провести комплексные кадастровые работы в отношении территории кадастрового квартала , уточнив границы земельного участка с кадастровым номером . Устранить пересечение земельного участка с кадастровым номером , расположенного по <адрес>, с земельными участками с кадастровыми номерами .

Истец Михайлов Ю.А. и его представитель Еманов А.А. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить по указанным в иске основаниям.

Представитель ответчика администрации городского округа г.Фролово Волгоградской области Деревягина И.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что статья 42.2 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определяет заказчиков комплексных кадастровых работ, а также регламентирует финансирование выполнения комплексных кадастровых работ. В качестве заказчика комплексных кадастровых работ назван уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, а для субъектов РФ - городов федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь - орган исполнительной власти такого соответствующего субъекта РФ. Пункт 43 части 1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указывает на организацию выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории. В части 2 статьи 42.2 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что финансирование выполнения комплексных кадастровых работ осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) бюджетов муниципальных районов, городских округов. При этом предусмотрена возможность финансирования выполнения комплексных кадастровых работ в том числе, за счет средств, направляемых в бюджеты субъектов РФ в виде субсидий из федерального бюджета. Субсидиям бюджетов субъектов РФ из федерального бюджета посвящена ст. 132 БК РФ, в п. 1 которой определено, что под субсидиями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов России и предметам совместного ведения России и субъектов РФ, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Как предусмотрено в п. 4 указанной статьи, распределение субсидий бюджетам субъектов РФ устанавливается федеральными законами о федеральном бюджете и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ. При этом допускается утверждение не распределенного между субъектами РФ объема субсидий в размере не более 5% общего объема соответствующей субсидии, утвержденного на первый год планового периода, и не более 10% общего объема указанной субсидии, утвержденного на второй год планового периода; федеральным законом о федеральном бюджете отдельные виды межбюджетных трансфертов могут не распределяться между субъектами РФ. Соответственно данным положениям в ч. 2 ст. 42.2 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" Правительству РФ делегированы полномочия по установлению порядка определения общего объема средств федерального бюджета, ежегодно предусматриваемых на финансирование выполнения комплексных кадастровых работ, и порядка распределения между бюджетами субъектов РФ субсидий из федерального бюджета. С учетом этого авторами законопроекта, принятого в качестве Федерального закона от 22 декабря 2014 г. №447-ФЗ, отмечалось, что потребуется принятие постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетами субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество". До настоящего времени соответствующего постановления Правительства РФ не принято. Часть 3 ст. 42.2 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает установление законом о бюджете субъекта РФ порядка определения общего объема средств бюджета субъекта РФ, ежегодно предусматриваемых на финансирование выполнения комплексных кадастровых работ, и порядка распределения этих средств и средств, направленных в бюджет субъекта РФ в виде указанных в ч. 2 данной статьи субсидий из федерального бюджета, между бюджетами муниципальных районов, городских округов, входящих в состав данного субъекта РФ. Денежные средства для реализации данного закона Администрации городского округа город Фролово не предоставлялись. В соответствии с Пояснительной запиской «К проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», данный Закон не обязывает проводить комплексные кадастровые работы во всех кадастровых кварталах и устанавливает право, а не обязанность тратить бюджетные средства на эти цели. Полагает, что комплексные кадастровые работы будут, в первую очередь, выполняться там, где это необходимо заказчику - органу местного самоуправления муниципального района или городского округа. Просила суд отказать Михайлову Ю.А. в удовлетворении исковых требований.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, Михайлову Ю.А. принадлежит жилой дом, расположенный по <адрес> /л.д.7-8/. В связи с чем, Михайлов Ю.А. имеет приоритетное право на приватизацию земельного участка, занимаемого жилым домом.

ДД.ММ.ГГГГ по заказу Михайлова Ю.А. ВОГУП «Волгоградоблтехинвентаризация» были выполнены кадастровые работы по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером расположенного по <адрес>, определены координаты характерных точек земельного участка, составлен межевой план /л.д.18-32/.

ДД.ММ.ГГГГ отделом кадастрового учета филиала федерального ГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, из которого следует, что в ходе осуществления регистрации выявлены допущенные кадастровые ошибки. А именно, одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости, а именно: граница утоняемого земельного участка пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами 34. Технической ошибки в земельных участках с кадастровыми номерами 34:, относительно местоположения их границ /значений координат характерных точек границ, в государственном кадастре недвижимости не обнаружено. Возможно, имеется наличие кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости. На основании п.2 ч.2 ст.26 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном кадастре недвижимости» принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета на срок устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решение о приостановлении, но не более чем на три месяца /л.д.35-36/.

ДД.ММ.ГГГГ директором Фроловского филиала ВОГУП «Волгоградоблтехинвентаризация» в адрес Михайлова Ю.А. было направлено сообщение о том, что при проведении кадастровых работ были выявлены ранее допущенные кадастровые ошибки в отношении границ смежных земельных участков, которые являются препятствием для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о границах земельного участка . Михайлову Ю.А. рекомендовано обратиться в администрацию городского округа г.Фролово Волгоградской области с заявлением о проведении комплексных кадастровых работ в отношении территории кадастрового квартала при проведении которых будут уточнены границы земельного участка и исправлены кадастровые ошибки границ земельных участков /л.д.33-34/.

Михайловым Ю.А. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию городского округа город Фролово подано заявление о проведении комплексных кадастровых работ в отношении территории кадастрового квартала для уточнения границы земельного участка , находящегося в его пользовании /л.д.37/.

Согласно сообщению администрации городского округа г.Фролово Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГг. Михайлову Ю.А. отказано в проведении комплексных кадастровых работ в связи с отсутствием финансирования. Указанный вопрос будет поставлен на рассмотрение Фроловской городской Думы при формировании бюджета на 2017 год /л.д.38/.

Не согласившись с отказом администрации городского округа город Фролово Волгоградской области в проведении комплексных кадастровых работ в отношении территории кадастрового квартала , Михайлов Ю.А. обратился с жалобой во Фроловскую межрайонную прокуратуру /л.д.39/.

По результатам данного обращения Михайлова Ю.А., в адрес главы администрации городского округа г.Фролово заместителем Фроловского межрайоного прокурора ФИО5 направлено представление об устранении выявленных нарушений законодательства, о чем сообщено Михайлову Ю.А. ДД.ММ.ГГГГ /л.д.40-41/.

В соответствии с п. 43 ч.1 ст. 16 ФЗ №131 от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории.

Согласно ч.1,2 ст. 42.1 ФЗ №221 от 24 июля 2007 г. «О государственном кадастре недвижимости», Под комплексными кадастровыми работами в целях настоящего Федерального закона понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов:

1) земельных участков, кадастровые сведения о которых не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков;

2) земельных участков, занятых зданиями или сооружениями, площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории;

3) зданий, сооружений, а также объектов незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы в установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" порядке.

В результате выполнения комплексных кадастровых работ:

1) осуществляется уточнение местоположения границ земельных участков;

2) осуществляется установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, указанных в части 1 настоящей статьи;

3) обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением сооружений, являющихся линейными объектами;

4) обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами;

5) обеспечивается исправление кадастровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.

Частями 1,2 ст. 42.2 вышеуказанного Закона предусмотрено, что заказчиком комплексных кадастровых работ является уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, а в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе таким заказчиком является орган исполнительной власти указанного субъекта Российской Федерации.

Финансирование выполнения комплексных кадастровых работ осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) бюджетов муниципальных районов, городских округов, в том числе за счет средств, направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации в виде субсидий из федерального бюджета. Порядок определения общего объема средств федерального бюджета, ежегодно предусматриваемых на такое финансирование, и порядок распределения между бюджетами субъектов Российской Федерации субсидий из федерального бюджета устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу части 2 ст.18 ФЗ №131 от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В ст. 15 Бюджетного кодекса РФ закреплено, что в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

При рассмотрении дела установлено, что Михайлов Ю.А., реализуя свое право, предоставленное ему ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, на приобретение земельного участка, как гражданин являющийся собственником жилого дома, расположенного на земельном участке, обратился в орган инвентаризации с целью проведения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.

В ходе выполнения кадастровых работ были выявлены ранее допущенные кадастровые ошибки, устранение которых возможно только путем проведения комплексных кадастровых работ в отношении территории кадастрового квартала.

Проведение комплексных кадастровых работ в отношении территории кадастрового квартала прямо возложено законодательством на орган местного самоуправления, за счет средств бюджетов муниципальных районов, городских округов, в том числе за счет средств, направляемых в бюджеты субъектов РФ в виде субсидий из федерального бюджета.

Таким образом, отказ администрации городского округа город Фролово Волгоградской области в проведении комплексных кадастровых работ в отношении территории кадастрового квартала является неправомерным.

Доводы представителя ответчика о том, что денежные средства для реализации Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" администрации городского округа город Фролово не предоставлялись, а, кроме того, данный Закон не обязывает проводить комплексные кадастровые работы во всех кадастровых кварталах и устанавливает право, а не обязанность тратить бюджетные средства на эти цели, в виду чего комплексные кадастровые работы необходимо проводить в первую очередь, выполняться там, где это необходимо заказчику - органу местного самоуправления муниципального района или городского округа, суд находит несостоятельными.

Отсутствие денежных средств в местном бюджете не является основанием для освобождения администрации городского округа <адрес> от исполнения обязательств по решению вопроса местного значения, возложенного на орган местного самоуправления законом.

Принимая во внимание изложенное, отказ администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в проведении комплексных кадастровых работ в отношении территории кадастрового квартала является незаконным.

В связи с этим, на администрацию городского округа город Фролово Волгоградской области подлежит возложение обязанности провести комплексные кадастровые работы в отношении территории кадастрового квартала , уточнив границы земельного участка с кадастровым номером . Устранить пересечение земельного участка с кадастровым номером расположенного по <адрес>, с земельными участками с кадастровыми номерами 34

В силу того, что указанные действия могут быть совершены только ответчиком, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд приходит к выводу о необходимости возложения на администрацию городского округа город Фролово Волгоградской области проведения указанных комплексных кадастровых работ в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

руководствуясь ст. 194, 197-198, 206 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Михайлова Юрия Александровича к администрации городского округа город Фролово Волгоградской области об оспаривании решения органа местного самоуправления, обязании проведения комплексных кадастровых работ – удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации городского округа город Фролово Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ в проведении комплексных кадастровых работ в отношении территории кадастрового квартала .

Обязать администрацию городского округа город Фролово Волгоградской области в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести комплексные кадастровые работы в отношении территории кадастрового квартала , уточнив границы земельного участка с кадастровым номером . Устранить пересечение земельного участка с кадастровым номером , расположенного по <адрес>, с земельными участками с кадастровыми номерами

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Фроловский городской суд.

Судья М.Н. Власова