ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1459/2013 от 10.02.2014 Череповецкого районного суда (Вологодская область)

  Дело № 2-79/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 г. Череповец 10 февраля 2014 года

 Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:

 судьи Савиловой О.Г.,

 с участием: заместителя Вологодского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры Долгополова А.Н.,

 представителей ответчиков Кузьмина Н.В., Меницкого П.В.,

 представителей третьего лица: Смирнова Д.Р., Дьякова С.Н., Медведевой О.И., Палтышева А.Г.,

 при секретаре Поповой Ю.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вологодского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры к обществу с ограниченной ответственностью «Авиапредприятие «Северсталь» о признании незаконным бездействия в части заключения договора на охрану границ территории аэропорта, возложении обязанности заключить договор на охрану и оборудовать парковку,

 у с т а н о в и л:

 Вологодский транспортный прокурор Северо-Западной транспортной прокуратуры обратился в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к ООО«Авиапредприятие «Северсталь» о признании незаконным бездействия в части заключения договора на охрану границ территории аэропорта, возложении обязанности заключить договор на охрану, организовать проведение предполетного досмотра, оборудовать парковку. В обоснование иска указал, что Вологодской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной и авиационной безопасности ООО «Авиапредприятие «Северсталь». Установлено, что в соответствии со ст. 4 федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Согласно части 6 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации, охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта и органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством РФ. Согласно пунктам 3,4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 года № 42, организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры. Охрана границ территории аэропорта осуществляется: в отношении международных аэропортов - подразделениями вневедомственной охраны полиции. Охрана периметра аэропорта осуществляется на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта. В соответствии с пунктом 4 статьи 40 Воздушного кодекса РФ международный аэропорт - аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется пограничный и таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иные виды контроля. 27 сентября 2011 года подписано распоряжение Правительства РФ № 1638- р «Об открытии аэропорта Череповец (Вологодская область) для выполнения международных полетов воздушных судов», которым предписано открыть аэропорт Череповец (Вологодская область) для выполнения международных полетов воздушных судов. В ходе проверки установлено, что охрана границ территории аэропорта Череповец, принадлежащего обществу, подразделениями вневедомственной охраны полиции не осуществляется. Обществом не организована охрана границ территории аэропорта Череповец подразделением вневедомственной охраны полиции, договор на охрану границ территории аэропорта Череповец на момент проверки не заключен. Также установлено, что в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Воздушного кодекса Российской Федерации, в целях повышения уровня авиационной безопасности на воздушном транспорте, a также пресечения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации Приказом Минтранса России от 25.07.2007 № 104 утверждены Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров. В нарушение пункта 13 Правил в аэропорту Череповец предполетный досмотр проводится до регистрации пассажиров и багажа, что не соответствует установленным правилам проведения предполетного и послеполетного досмотров. Согласно п. 27 Приказа Минтранса РФ от 28.11.2005 N 142 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам" на привокзальных площадях создаются зоны безопасности шириной не менее 50 метров от зданий аэровокзальных комплексов и других объектов аэропортов. Кратковременная остановка автотранспортных средств в зонах безопасности допускается только для посадки (высадки) пассажиров. Стоянка автотранспортных средств в зонах безопасности запрещена.  Вместе с тем, установлено, что в ООО «Авиапредприятие «Северсталь» имеется платная гостевая парковка, расположенная на расстоянии менее чем 50 метров от здания аэровокзального комплекса. Неисполнение ООО «Авиапредприятие «Северсталь» правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, а также правил проведения предполетного и послеполетного досмотров существенно влияет на устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защиту интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Просит признать незаконным бездействие ООО «Авиапредприятие «Северсталь» в части заключения договора на охрану границ территории аэропорта, обязать ответчика заключить договор с отделом вневедомственной охраны по городу Череповцу филиала федерального государственного казенного учреждения «Управления вневедомственной охраны Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области» на охрану границ территории аэропорта ООО «Авиапредприятие «Северсталь», организовать проведение предполетного досмотра в соответствии с правилами проведения предполетного и послеполетного досмотров, а именно после регистрации пассажиров и багажа, оборудовать парковку для автотранспортных средств за пределами зоны безопасности, а именно на расстоянии не менее 50 метров от здания аэровокзального комплекса.

 Определением суда от 10 января 2014 года по ходатайству представителя истца к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Отдел вневедомственной охраны по городу Череповцу филиала ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области».

 В судебном заседании заместитель Вологодского транспортного прокурора Долгополов А.Н. от исковых требований в части возложения на ответчика обязанности по организации проведения предполетного досмотра в соответствии с правилами проведения предполетного и послеполетного досмотров, отказался, в остальной части поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении. Суду пояснил, что прокуратурой проводились проверки в отношении ООО «Авиапредприятие «Северсталь» в июле 2013 года и ноябре 2013 года. По результатам последней проверки ответчику прокурором внесено представление.

 В судебном заседании представитель ответчика - ООО «Авиапредприятие «Северсталь» по доверенности – Кузьмин Н.В. заявленные исковые требования транспортного прокурора, с учетом их уменьшения, не признал. Суду пояснил, что на протяжении около 5 лет ООО «Авиапредприятие «Северсталь» заключает с Управлением вневедомственной охраны Управления МВД РФ договоры на осуществление охраны, договор действует и в настоящее время, обеспечивает безопасность путем тревожной кнопки. С августа 2013 года аэропорт Череповец имеет статус международного. В целях увеличения объема оказания услуг предприятие приняло решение о заключении договора с Управлением вневедомственной охраны от 29 мая 2013 года. Договор в настоящее время не действует, поскольку стороны не пришли к соглашению по стоимости оказания услуг. Полагает, что предложенные Отделом вневедомственной охраны цены по оказанию услуги по охране необоснованными, не подтвержденными правовыми положениями, исходят из того, что Отдел вневедомственной охраны по городу Череповцу является монополистом по оказанию данных услуг. Полагает, что ООО «Авиапредприятие «Северсталь» и Отдел вневедомственной охраны по городу Череповцу являются организациями, целью деятельности которых является извлечение прибыли, и потому недопустимо обязание общества к заключению договора. Предприятием не допущено бездействия, поскольку обществом принимались меры к заключению договора на оказание услуг, однако стороны к соглашению не пришли. С требованием прокурора по оборудованию парковки для автотранспортных средств за пределами зоны безопасности не согласен. Парковка расположена за пределами зоны безопасности, при проведении проверки прокуратурой замеры не производились. Предприятие на момент проведения проверки и в настоящее время имеет сертификат на обеспечение безопасности и охраны аэропорта. Представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что ООО «Авиапредприятие «Северсталь» реализован комплекс мероприятий, направленных на обеспечение требований авиационной безопасности, таких, как: оборудование объектов и периметра аэропорта специальными техническими средствами, разработка и внедрение системы обеспечения авиационной безопасности, создание службы авиационной безопасности, в составе которой имеется персонал, прошедший специализированное обучение, организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режима и другие мероприятия. В соответствии с требованиями об охране периметра аэропорта ООО «Авиапредприятие «Северсталь» заключен договор с ОВО филиал по г. Череповцу ФГКУ «Управлением вневедомственной охраны УМВД РФ по Вологодской области» № от 13.02.2011 г., в соответствии с которым ФГКУ ОВО УВД осуществляет охрану территории аэропорт Череповец. На момент проведения проверки прокуратурой ООО «Авиапредприятие «Северсталь» имело действующий сертификат № от 25.01.2011 г. с установленным сроком действия до 25.01.2014 г. выданный Северо-Западным межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта ФАВТ. В настоящий момент ООО «Авиапредприятие «Северсталь» имеет действующий сертификат № от 24.01.2014 г., со сроком действия до 24.01.2016 года. ФГКУ ОВО УМВД на момент проверки сертификата на обеспечение охраны периметра аэропорта не имел. Кроме того, в связи с присвоением аэропорт Череповец статуса международного ООО «Авиапредприятие «Северсталь» принято решение об усилении мер по охране территории аэропорта, в связи с чем 29.05.2013 г. между ООО «Авиапредприятие «Северсталь» и Отделом Вневедомственной охраны по г. Череповцу ФГКУ «Управления вневедомственной охраны УМВД РФ по Вологодской области» заключен договор № «О предоставлении услуг по охране аэропорт Череповец. В ходе реализации данного договора ввиду использования ОВО УМВД доминирующего положения на рынке данных услуг между ООО «Авиапредприятие «Северсталь» и ФГКУ ОВО УМВД возникли разногласия по вопросу наполнения (перечня) предоставляемых услуг и их стоимости. Доводы ООО «Авиапредприятие «Северсталь» об отсутствии нормативных документов регламентирующих объем мер, услуг охраны и набор средств применяемых при обеспечении охраны границ (периметра) аэропорта ФГКУ ОВД УМВД приняты не были. ООО «Авиапредприятие «Северсталь» неоднократно № от 11.07.2013 г., № от 29.11.2013 г., № от 19.12.2013 г., № от 17.01.2014 г. принимало все возможные действия с целью исключения разногласий и реализации договора. Доводы прокуратуры о бездействии ООО «Авиапредприятие «Северсталь» считает необоснованными, а попытку обязать заключить договор на невыгодных условиях противоречащей п. 1 ст. 421 ГК РФ. В соответствии с п. 27 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам" на привокзальных площадях создаются зоны безопасности шириной не менее 50 метров от зданий аэровокзальных комплексов и других объектов аэропортов. Данное требование ООО «Авиапредприятие «Северсталь» выполняется поскольку, как видно из текста Правил относится только к привокзальным площадям. В соответствии со схемой движения и расположения дорожных знаков, привокзальная площадь располагается перед зданием аэровокзального комплекса, а ее фактическая ширина (для целей размещения автотранспорта) не превышает 30 метров. Парковка автотранспорта в аэропорту Череповец расположена вне привокзальной площади и за пределами трех метров зоны безопасности периметрового ограждения согласно п. 23 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам".

 В судебном заседании представитель ответчика - ООО «Авиапредприятие «Северсталь» Меницкий П.В., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования транспортного прокурора не признал. Суду пояснил, что отдел вневедомственной охраны был извещен о том, что ООО «Авиапредприятие «Северсталь» планирует увеличить количество услуг, однако отдел на момент проведения проверки не имел обязательного сертификата. Ранее предприятием заключались договоры с Управлением вневедомственной охраны, действует тревожная кнопка. По договору от 29 мая 2013 года стороны не пришли к соглашению относительно цены стоимости услуг. В представленных отделом вневедомственной охраны расчетах по договору оказания услуг по охране суммы оказались завышены. Заключение договора на оказание услуг не является обязанностью предприятия ООО «Авиапредприятие «Северсталь» как хозяйствующего субъекта. На привокзальной площади организуется зона безопасности 50 метров, к остальному периметру данное требование не относится, парковка расположена вдоль периметра аэропорта - в стороне от привокзальной площади.

 В судебном заседании представитель третьего лица ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел РФ по Вологодской области» - Медведева О.И., действующая на основании доверенности, суду пояснила, что в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагается обязанность охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 32 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагается обязанность участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в обеспечении авиационной безопасности в области гражданской авиации, охранять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, аэропорты и объекты их инфраструктуры. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 года № 1629-р утвержден Перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией; пунктом  10 которого предусмотрено, что обязательной охране полицией подлежат международные аэропорты. Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 года № 587 утвержден перечень объектов, подлежащих государственной охране. Согласно п.18 Перечня государственной охране подлежат аэропорты и объекты их инфраструктуры. Распоряжением Правительства РФ от 27 сентября 2011 года № 1638-р аэропорт «Череповец» открыт для выполнения международных полетов. На основании ст. 2 Федерального закона от 07.02.2011 года «О полиции», подпункта «м» пункта 1 Указа Президента РФ от 01.03.2011 года № 250 «Вопросы организации полиции» государственная охрана объектов возлагается на подразделения, организации и службы, которые входят в состав полиции. В соответствии с Приказом МВД РФ от 30.04.2011 г. № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России» подразделения вневедомственной охраны являются подразделениями полиции территориальных органов внутренних дел РФ. Согласно ч.6 ст. 84 Воздушного кодекса РФ охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством РФ. Пунктом 4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 42 от 01.02 2011 г. установлено, что охрана границ территории (периметра) международных аэропортов осуществляется подразделениями вневедомственной охраны полиции на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта. В целях соблюдения действующего законодательства отделом вневедомственной охраны по городу Череповцу - филиалом ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Управления МВД РФ по Вологодской области» в адрес ООО «Авиапредприятие «Северсталь» было направлено письмо от 21.12.12 года о согласовании вопроса организации охраны аэропорта Череповец силами ОВО по г. Череповцу. В настоящее время между ООО «Авиапредприятие «Северсталь» не заключен договор о передаче под охрану границ территории (периметра) международного аэропорта Череповец подразделению вневедомственной охраны полиции, охрана международного аэропорта Череповец подразделением вневедомственной охраны ФГКУ «УВО УМВД России по Вологодской области» не осуществляется. Соответствующий сертификат отделом получен 27 ноября 2013 года. Переписка с ООО «Авиапредприятие «Северсталь» по поводу охраны периметра аэропорта велась с июля 2011 года. Предусмотренные действующим законодательством услуги по охране международного аэропорта Череповец ФГКУ «УВО УМВД России по Вологодской области» в настоящее время не оказываются. Имеющийся с ответчиком договор о предупреждении и пресечении правонарушений и преступлений с помощью тревожной сигнализации («тревожная кнопка») имеет ту же функцию, что и вызов по телефону «02».

 В судебном заседании представитель третьего лица ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел РФ по Вологодской области» - Палтышев А.Г., действующий на основании доверенности, суду пояснил, что обучение сотрудников отдела производилось в аэропорту Череповец для получения соответствующего сертификата, содействие в обучении администрацией ООО «Авиапредприятие «Северсталь» оказывалось.

 В судебном заседании представитель третьего лица ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел РФ по Вологодской области» - Смирнов Д.Р., действующий на основании доверенности, суду пояснил, что переписка отдела вневедомственной охраны с администрацией ООО «Авиапредприятие «Северсталь» по поводу заключения договора на возмездное оказание услуг по охране аэропорта ведется уже более года, результата не достигнуто, договор до настоящего времени не заключен. ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел РФ по Вологодской области» является единственным учреждением в Вологодской области, имеющим сертификат на оказание услуг по охране международного аэропорта. Тариф на оказание возмездных услуг предусмотрен методическими рекомендациями, на основании которых и был произведен предварительный расчет по договору с ООО «Авиапредприятие «Северсталь» на охрану границ аэропорта. Расчет произведен по заявке указанного предприятия, что предусматривало круглосуточную охрану физическими лицами (пост), других заявок от ответчика не поступало. Между сторонами не достигнуто соглашение по поводу режима, графика работы, а также по тарифу оплаты услуг, то есть практически по всем положениям договора.

 В судебном заседании специалист - государственный инспектор отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Г. суду пояснил, что в соответствии с пунктами 3,4 «Правил организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 года, охрана границ территории аэропорта Череповец (как международного аэропорта) должна осуществляется подразделениями вневедомственной охраны полиции на основе договора возмездного оказания услуг. Если у ООО «Авиапредприятие «Северсталь» данный договор на оказание услуг не заключен, то это является нарушением. В части расположения парковки в действиях ООО «Авиапредприятие «Северсталь» нарушения пункта 27 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам" указывающих, что на привокзальных площадях создаются зоны безопасности шириной не менее 50 метров от зданий аэровокзальных комплексов и других объектов аэропортов, не имеется. Парковка автотранспорта в аэропорту Череповец расположена вне привокзальной площади и за пределами трех метров зоны безопасности периметрового ограждения согласно п. 23 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам" (С внутренней и внешней сторон периметрового ограждения полоса шириной три метра должна быть очищена от мусора, кустарника и деревьев. На ней не допускается строительство объектов, складирование оборудования и материалов, стоянка транспортных средств и т.п.). КПП и вышка, указанные в акте проверки прокурора, не относятся к категории аэровокзальных комплексов и объектов аэропорта.

 Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение специалиста Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Г., исследовав материалы дела, суд находит заявленные прокурором исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

 В соответствии с пунктом 4 статьи 40 Воздушного кодекса Российской Федерации международный аэропорт - аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется пограничный и таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иные виды контроля.

 В соответствии с преамбулой Воздушного Кодекса РФ, государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан в воздушных перевозках, а также на обеспечение, безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности.

 В соответствии со ст. 83 Воздушного кодекса РФ под авиационной безопасностью понимается состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в ее деятельность, то есть защищенности от противоправных действий (бездействий), угрожающих безопасной деятельности в области авиации, повлекших за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо угрозу наступления таких последствий. Авиационная безопасность гражданской авиации обеспечивается выполнением службами авиационной безопасности аэропортов, авиационных предприятий и эксплуатантов, организациями аэронавигационного обслуживания, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации и вневедомственной охраны при органах внутренних дел, уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами, а также юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность на территории аэропорта, требований норм, правил и процедур по авиационной безопасности.

 Как следует из пункта 2 статьи 84 Воздушного кодекса РФ, авиационная безопасность обеспечивается посредством: - предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; - охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц; - исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза; - предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Законом Российской Федерации "О полиции"; - реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.

 Согласно ст. 84 Воздушного кодекса  РФ обеспечение авиационной безопасности возлагается на лиц, осуществляющих прием, отправку или обслуживание воздушного судна, которые обязаны принимать соответствующие меры по обеспечению авиационной безопасности, в том числе предотвращать доступ посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома, реализовывать меры противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 В соответствии с пунктом 32 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 года ФЗ «О полиции» органы внутренних дел обязаны участвовать в обеспечении авиационной безопасности.

 Постановлением Правительства РФ от 01 февраля 2011 года № 42 утверждены Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры. Правила определяют порядок охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры в целях обеспечения авиационной безопасности; под охраной аэропортов и объектов их инфраструктуры понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих защиту аэропортов и объектов их инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Задачей в области охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры является предотвращение несанкционированного прохода (проезда) лиц и транспортных средств, проноса оружия, взрывчатых веществ и других опасных устройств, предметов, веществ на территорию аэропортов. Организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры.

 Согласно пунктам 3,4 указанных Правил организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры. Охрана границ территории аэропорта осуществляется: в отношении международных аэропортов - подразделениями вневедомственной охраны полиции; в отношении иных аэропортов - подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта РФ. Охрана периметра аэропорта осуществляется на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта.

 Судом установлено, что проверкой, проведенной в июле 2013 года и 12 ноября 2013 года Вологодской транспортной прокуратурой в ООО «Авиакомпания «Северсталь», расположенном по адресу: <адрес>, Аэропорт, был выявлен ряд нарушений законодательства. Так, в частности было установлено, что охрана границ территории аэропорта Череповец, принадлежащего обществу, подразделениями вневедомственной охраны полиции не осуществляется, договор на охрану границ территории аэропорта не заключен (в нарушение п.п. 3,4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктур), а также имеется платная гостевая парковка, расположенная на расстоянии менее чем 50 метров от здания аэровокзального комплекса (п. 27 Приказа Минтранса РФ от 28.11.2005года N 142 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам").

 Как следует из материалов дела, и не оспаривается в судебном заседании представителями ответчика аэропорт ООО «Авиапредприятие «Северсталь» относится к международному аэропорту.  27 сентября 2011 года подписано распоряжение Правительства РФ № 1638- р «Об открытии аэропорта Череповец (Вологодская область) для выполнения международных полетов воздушных судов», которым предписано открыть аэропорт Череповец (Вологодская область) для выполнения международных полетов воздушных судов. Как пояснили в судебном заседании представители ответчика после проведения необходимых согласований фактически статус международного аэропорт Череповец приобрел в августе 2013 года.

 Из объяснения от 23 июля 2013 года заместителя генерального директора по АБ ООО «Авиакомпания «Северсталь» Меницкого П.В. следует, что с целью обеспечения охраны периметра аэропорта подписан договор в подразделением вневедомственной охраны г. Череповца.

 17 июля 2013 года ООО «Авиакомпания «Северсталь» сообщила в Вологодскую транспортную прокуратуру о том, что предприятием заключен договор с ФГКУ УВО УМВД РФ на охрану периметра аэропорта. 29 августа 2013 года ООО «Авиакомпания «Северсталь» сообщила в прокуратуру, что предприятием заключен договор в ФГКУ УВО УМВД РФ на охрану периметра аэропорта. Для обеспечения мер АБ, охраны периметра аэропорта организация должна иметь сертификат на обеспечение мер АБ, в настоящее время филиал ФГКУ УВО УМВД РФ проходит процедуру получения сертификата.

 Из сообщения ФГКУ УВО УМВД РФ от 18 июля 2013 года в Вологодскую транспортную прокуратуру следует, что филиалом в г. Череповце на 18 июля 2013 года с ООО «Авиакомпания «Северсталь» договор на охрану не заключен, счета не выставляются, денежные средства за охрану не поступают. Фактически охрана аэропорта, а именно: пропускной и внутриобъектовый режим, периодический объезд и осмотр территории (периметра) аэропорта силами филиала не осуществляется ввиду отсутствия договора, заключенного на оказание услуг охраны с обществом.

 Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Управление государственно авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 17 октября 2013 года производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Авиакомпания «Северсталь» прекращено в вязи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

 15 ноября 2013 года генеральному директору ООО «Авиакомпания «Северсталь» заместителем Вологодского транспортного прокурора направлено представление об устранении нарушений закона. В представлении указано, что обществом не организована охрана границ территории аэропорта Череповец подразделением вневедомственной охраны полиции, предполетный досмотр проводится до регистрации пассажиров и багажа, что не соответствует установленным правилам предполетного и послеполетного досмотров.

 Из сообщения ФГКУ УВО УМВД РФ от 08 января 2014 года в транспортную прокуратуру следует, что договор от 29 мая 2013 года с ООО «Авиакомпания «Северсталь» не заключен и не действует, так как в процессе подписания указанного договора не было достигнуто договоренности по существенным условиям договора – по расчету стоимости услуг охраны.

 В соответствии с п. 1.4 3.2 Устава ООО «Авиапредприятие «Северсталь» общество может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности.

 Таким образом, охрана периметра аэропорта Череповец возлагается на ООО «Авиапредприятие «Северсталь», как на лицо, эксплуатирующее аэропорт и объекты инфраструктуры аэропорта и эта охрана должна осуществляться силами подразделений вневедомственной охраны полиции.

 Как установлено в судебном заседании на момент рассмотрения исковых требований прокурора в суде договор ООО «Авиакомпания «Северсталь» с подразделением вневедомственной охраны полиции на охрану границ территории (периметра) аэропорта Череповец в нарушение п.п. 3,4 «Правил организации охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.02.2011года № 42 не заключен.

 В связи с указанным доводы представителей ответчика о том, что обществом принимались меры к заключению договора с ФГКУ УВО УМВД РФ на охрану периметра аэропорта, длительное время велась переписка, однако стороны не пришли к соглашению относительно стоимости указанных услуг, не могут быть приняты во внимание в связи с тем, что обязанность ответчика по охране территории (периметра) аэропорта Череповец предусмотрена вышеприведенными нормативно-правовыми актами и ответчиком нарушены требования действующего законодательства в части организации охраны аэропорта Череповец.

 При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований о признании незаконным бездействия администрации общества с ограниченной ответственностью «Авиапредприятие «Северсталь» в части заключения договора на охрану границ территории (периметр) аэропорта Череповец.

 Обязанность ООО «Авиапредприятие «Северсталь» на заключение договора на возмездной основе по охране границ территории (периметр) аэропорта предусмотрена законом, в связи с чем суд полагает требования прокурора в части обязания ответчика заключить договор на охрану границ территории (периметра) аэропорта Череповец с подразделением вневедомственной охраны полиции обоснованными.

 Указанное нарушение требований законодательства со стороны ООО «Авиапредприятие «Северсталь» по охране территории аэропорта Череповец делает возможным проникновение в контролируемую зону аэропорта и на борт воздушного судна посторонних лиц, а также совершение актов незаконного вмешательства в деятельность авиации, что в конечном итоге может повлечь человеческие жертвы, а также причинение вреда собственности граждан, юридических лиц и государства.

 В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

 Суд полагает, что не имеется правовых оснований для возложения указанной обязанности на ответчика именно с отделом вневедомственной охраны по городу Череповцу - филиалом ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Управлением МВД РФ по Вологодской области», поскольку целью деятельности ООО «Авиапредприятие «Северсталь» (согласно п.2.1 Устава) является извлечение прибыли, потому выбор организации по заключению договора является правом ООО «Авиапредприятие Северсталь» - как хозяйствующего субъекта, в связи с чем в удовлетворении данной части иска прокурора полагает отказать.

 Актом проверки Вологодской транспортной прокуратуры от 12 ноября 2013 года установлено, что в нарушение   п. 27 Приказа Минтранса РФ от 28.11.2005 N 142 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам" в ООО «Авиапредприятие «Северсталь» имеется платная гостевая парковка, расположенная на расстоянии менее чем 50 метров от КПП № 1 и вышки управления воздушного движения аэропорта Череповец.

 В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 Представители ответчика данное нарушение оспаривают, указывая что привокзальная площадь располагается перед зданием аэровокзального комплекса, парковка автотранспорта в аэропорту Череповец расположена вне привокзальной площади и за пределами трех метров зоны безопасности периметрового ограждения согласно п. 23 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам".

 В представлении Вологодского транспортного прокурора в адрес генерального директора ООО «Авиакомпания «Северсталь» от 15 ноября 2013 года данное нарушение не указано.

 К административной ответственности за нарушение п. 27 Приказа Минтранса РФ от 28 ноября 2005 года № 142 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» ООО «Авиапредприятие «Северсталь» не привлекалось.

 В представленной суду копии акта проверки от 31 января 2014 года указано, что как следует из фотоснимков в ходе замеров расстояния от здания комплекса аэропорта «Северсталь» и автомобильной парковки, парковка находится на расстоянии менее 50 метров от здания аэровокзального комплекса аэропорта и других объектов аэропорта. Представленные суду фотоснимки не содержат сведений о произведенных помощником прокурора замерах расстояния от здания аэровокзального комплекса аэропорта и других объектов аэропорта до месторасположения парковки.

 Согласно п. 27 Приказа Минтранса РФ от 28.11.2005 года N 142 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам" на привокзальных площадях создаются зоны безопасности шириной не менее 50 метров от зданий аэровокзальных комплексов и других объектов аэропортов. Кратковременная остановка автотранспортных средств в зонах безопасности допускается только для посадки (высадки) пассажиров. Стоянка автотранспортных средств в зонах безопасности запрещена.

 Согласно п. 23 Приказа Минтранса РФ от 28.11.2005 года N 142 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам" с внутренней и внешней сторон периметрового ограждения полоса шириной 3 метра должна быть очищена от мусора, кустарника и деревьев. На ней не допускается строительство объектов, складирование оборудования и материалов, стоянка транспортных средств и т.п

 Из пояснений в судебном заседании специалиста - государственного инспектора отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Г. (опрошенного в судебном заседании по ходатайству истца) следует, что в части расположения парковки в действиях ООО «Авиапредприятие «Северсталь» нарушения пункта 27 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам" не имеется. Парковка автотранспорта в аэропорту Череповец расположена вне привокзальной площади и за пределами трех метров зоны безопасности периметрового ограждения согласно п. 23 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам". КПП и вышка, указанные в акте проверки прокурора, не относятся к категории аэровокзальных комплексов и объектов аэропорта.

 С учетом вышеизложенного уд приходит к выводу, что истцом в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено суду допустимых и достаточных доказательств в обоснование доводов о наличии в действиях ответчика нарушений п. 27 Приказа Минтранса РФ от 28.11.2005 года N 142 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", в связи с чем суд полагает в данной части исковых требований отказать.

 Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Прокурор в соответствии с п.п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины. Размер государственной пошлины по рассматриваемому делу составит 2000 рублей и подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 р е ш и л :

 Исковые требования Вологодского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры к обществу с ограниченной ответственностью «Авиапредприятие «Северсталь» удовлетворить частично.

 Признать незаконным бездействие администрации общества с ограниченной ответственностью «Авиапредприятие «Северсталь» в части заключения договора на охрану границ территории (периметр) аэропорта Череповец с подразделением вневедомственной охраны полиции.

 Обязать общество с ограниченной ответственностью «Авиапредприятие «Северсталь» заключить договор на охрану границ территории (периметра) аэропорта Череповец с подразделением вневедомственной охраны полиции  Управления министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с п.п. 3,4 «Правил организации охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.02.2011года № 42, в удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

 Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Авиапредприятие «Северсталь» в доход бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья

 Решение в окончательной форме изготовлено 14 февраля 2014 года.

 Судья

 Согласовано

 Судья Череповецкого районного суда О.Г. Савилова