Дело № 2-1459-16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск «25» февраля 2016 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Кычкиной Н.А., при секретаре Ребровой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Николаева Ю.А об оспаривании решения Окружной администрации города Якутска,
у с т а н о в и л:
Николаев Ю.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Окружной администрации г. Якутска от ____ 2015 года, которым ему отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: ____ под индивидуальный жилой дом. В обоснование иска указывает, что обратился в ДИЗО Окружной администрации города Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка как собственнику расположенного на участке жилого дома. Ответчик необоснованно отказал в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка. Просит признать отказ незаконным, обязать Окружную администрацию г. Якутска устранить допущенное нарушение путем рассмотрения вопроса о предварительном согласовании предоставления в собственность указанного земельного участка под индивидуальный жилой дом.
Представители истца Стручков П.В., Николаева Л.А. в судебном заседании требования своего доверителя, изложенные в исковом заявлении, поддержали и просили удовлетворить их полностью.
Представитель Окружной администрации по доверенности Татаринова М.В. в судебном заседании иск не признала по основаниям, указанным в письменном отзыве на иск, дополнении на отзыв, просила в его удовлетворении отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Николаев Ю.А. является собственником объекта недвижимости: индивидуального жилого дома, площадью ___ кв.м., расположенного по адресу: ____, что подтверждается свидетельством о регистрации права от ____ 2015 года.
Истец обратился в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка по адресу: ____ для использования под индивидуальный жилой дом.
Письмом от ____ 2015 года Окружная администрация г. Якутска сообщила о невозможности предварительного согласования предоставления испрашиваемого земельного участка, под индивидуальный жилой дом по причинам: земельный участок расположен в производственной зоне П-4, установленной Правилами землепользования и застройки г. Якутска, утвержденных Нормативно-правовым актом Якутской городской Думы от 25.12.2013 № 169-НПА, в которой не предусмотрены земельные участки с видом разрешенного использования «индивидуальный жилой дом». Кроме того, согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в запрашиваемой территории установлена водоохранная зона экологического ограничения, запрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Николаев Ю.А. является таким лицом, поскольку на испрашиваемом земельном участке расположен принадлежащий ему на праве собственности жилой дом. Вместе с тем судом установлено, что имеются препятствия для получения им испрашиваемого земельного участка в соответствии со следующим.
Согласно предоставленным сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от ____ 2015 года № испрашиваемый земельный участок площадью ___ кв.м. по адресу: ____ расположен в производственной зоне П-4: производственная зона, предназначенная для размещения объектов коммунального, производственного, транспортно-логистического и складского назначения, объектов инженерной инфрастуктуры I-V классов опасности, установленной Правилами землепользования и застройки г. Якутска, утвержденных Нормативно-правовым актом Якутской городской Думы от 25.12.2013 № 169-НПА. Границы испрашиваемого земельного участка не соответствуют проекту планировки и межевания территории. Кроме того, согласно вышеуказанным сведениям в запрашиваемой территории установлена водоохранная зона экологического ограничения.
Между тем при рассмотрении заявления Николаева Ю.А. ОА г. Якутска не учтено, что на испрашиваемом земельном участке расположен жилой дом, который как следует решения Якутского городского суда РС(Я) от 15.09.2004 года построен в 1965 году, согласно технического паспорта оформлен в 1981 году, то есть задолго до утверждения Правил землепользования и застройки городского округа «город Якутск» и соответствующих проектов планировки территории и межевания территории квартала «163». Исходя из системного анализа положений Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ, при разработке и утверждении проекта планировки и проекта межевания территории квартала органу местного самоуправления надлежало учитывать фактически расположенные в данном квартале на день разработки проекта межевания объекты капитального строительства и их предназначение.
Согласно ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
В соответствии со ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок и сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.
Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» приняты решением Якутской городской думы от 20.12.2012 № РЯГД -51-20, то есть после введения в эксплуатацию жилого дома, расположенного на спорном земельном участке, что является нарушением прав собственника жилого дома, фактически использующего под ним земельный участок.
При таких обстоятельствах, оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка по причине его нахождения в территориальной зоне П-4 и несоответствию вышеуказанным Правилам у ответчика не имелось.
Вместе с тем согласно вышеуказанным сведениям ИСОГД № 97-025582 от ____ 2015 года в данной местности имеется зона экологического ограничения – водоохранная зона.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Статьей 56 ЗК РФ предусмотрена возможность ограничения прав на землю по основаниям, установленным ЗК РФ, иными федеральными законами. Так, согласно пункту 2 данной статьи могут устанавливаться в качестве ограничения прав на землю особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли определенных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статья 36 Градостроительного кодекса РФ закрепляет, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Вместе с тем действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
Согласно п. 12 ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования – это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Пунктом 8 статьи 27 ЗК РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено данным кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено данным кодексом, другими федеральными законами (ч. 2). Согласно ч. 6 данной статьи полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Согласно ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из ЗК РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В силу ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Согласно сведениям ИСОГД испрашиваемый участок находится в зоне экологического ограничения: водоохраной зоне.
Поскольку вышеназванные сведения ИСОГД являются официальным документом и составляются МБУ «Главное архитектурно-планировочное учреждение» Департамента градостроительной политики ОА г. Якутска на основании нормативных правовых актов, то оснований не доверять данным сведениям у суда не имеется. В соответствии с Актом обследования земельного участка Управления муниципального контроля Окружной Администрации г. Якутска от 24.02.2016 г. на момент обследования установлено, что земельный участок ориентировочной площадью ___ кв.м., расположенный по адресу: ____ использует Николаев Ю.А. под индивидуальный жилой дом. В соответствии со схематическим чертежом часть земельного участка расположена в пределах ___ метровой береговой полосы общего использования оз. ___, также часть земельного участка накладывается на земельный участок с кадастровым номером № сформированный под городской канал. Из проекта межевания квартала видно, что участок расположен поблизости с достаточно большим водоемом. Эти обстоятельства подтверждаются материалами дела, доказательств обратного заявителем не представлено. Доказательств, позволивших бы суду прийти к иному выводу, в частности, об отсутствии водоема, истцом не представлено. Представленные истцом фотографии допустимыми доказательствами судом не признаются, поскольку из них невозможно установить, является ли изображенное на них место территорией испрашиваемого земельного участка, кроме того, фотографии сделаны в зимнее время.
Таким образом, данное обстоятельство препятствует предварительному согласованию предоставления испрашиваемого земельного участка заявителю.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявления Николаева Ю.А об оспаривании отказа Окружной администрации города Якутска в предварительном согласовании в предоставлении в собственность земельного участка - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Н.А. Кычкина