ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1459/2023 от 01.12.2023 Талицкого районного суда (Свердловская область)

УИД

Решение в окончательной форме изготовлено 01 декабря 2023 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.г.т. Тугулым 27 ноября 2023 года

Талицкий районный суд постоянное судебное присутствие в п.г.т. Тугулым Тугулымского района Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Крицкой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Сауковой Н.Ю.,

с участием представителей истца: ФИО1, ФИО5,

третьего лица ФИО8,

представителя третьего лица ФИО9 - ФИО10,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1459/2023 по исковому заявлению Государственного унитарного предприятия Свердловской области «Газовые сети» к ФИО11 ФИО17 об обязании предоставить согласие и не чинить препятствия в подключении (технологическом присоединении) в рамках догазификации объектов, расположенных по адресам: <адрес> (договор № ), <адрес> (договор № ), <адрес>А (договор № ), <адрес> (договор № ) к объекту сети газораспределения с кадастровым номером , принадлежащей ответчику на праве собственности, взыскании расходов по оплате государственной пошлины,

УСТАНОВИЛ:

Истец Государственное унитарное предприятие Свердловской области «Газовые сети» (далее - ГУП СО «Газовые сети») обратилось в суд с иском к ФИО11 ФИО18, обосновав его следующим.

ГУП СО «Газовые сети» является газораспределительной организацией, осуществляющей подключение объектов капитального строительства или сети газораспределения заявителей на территории Свердловской области, в соответствие с постановлением Правительства РФ от 13.09.2021г. № 1547 (далее — Правила).

Согласно п. 2 Правил: «основной абонент» юридическое или физическое лицо, которое: не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления; «исполнитель» - газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов, газораспределительная организация, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов.

В соответствие с п. 5 Правил подключение газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении (далее — Договор).

Согласно п. 30 Правил Исполнитель по Договору определяет техническую возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства.

Согласно п. 48 Правил, в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, исполнитель обращается к такому основному абоненту в целях осуществления подключения заявителя.

Основной абонент в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направляет согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем.

Кроме того, основной абонент не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей (абз. 4 п. 48 Правил).

В адрес ГУП СО «Газовые сети» поступил ряд заявок на подключение (технологическое присоединение) в рамках догазификации (далее — Заявка) объекта, следующих объектов: ФИО2 по адресу: <адрес> № договора - , ФИО6 по адресу: <адрес> № договора - ФИО3 по адресу: <адрес>, № договора - , ФИО7 по адресу: <адрес>, № договора

Усов ФИО19 (далее - Ответчик, Основной абонент) является собственником объекта сети газораспределения с кадастровым номером . Исполнителем по Заявке была определена техническая возможность подключения к сети газораспределения: газопровод среднего давления по адресу: <адрес>, принадлежащей ответчику.

В соответствии с Правилами Основному абоненту был направлен запрос о предоставлении согласия на подключение объекта к принадлежащей ему сети газораспределения и (или) газопотребления.

Однако ответа о согласии, либо возражений в срок, указанный в Правилах не поступило.

В соответствии с разъяснениями ФАС России от 25.04.2022 № ВК/41575-ПР/22 "О рассмотрении обращения", в случае неисполнения основным абонентом обязанности по направлению своего согласия исполнитель вправе, в том числе в судебном порядке, требовать от основного абонента предоставления данного согласия на подключение к его газопроводу.

Из системного толкования ст. 27 Закона о газоснабжении, п. п. 2 и 48 Правил подключения № 1547 следует, что основной абонент, являющийся как юридическим, так и физическим лицом, не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.

В соответствии с п. 29 Правил основанием для отказа от заключения договора о подключении является только отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя. В случае наличия технической возможности подключения отказ исполнителя от заключения договора о подключении не допускается. Также положения п. 48 Правил не предусматривают выдачу согласия основным абонентом на условиях компенсации его затрат по строительству и эксплуатации газопровода-источника.

На основании изложенного, просит обязать ФИО11 предоставить согласие на подключение (технологическое присоединение) в рамках догазификации объектов, расположенных по адресу: <адрес> (договор № ), <адрес> (договор № ), <адрес> (договор № ), <адрес> (договор № ) к объекту сети газораспределения с кадастровым номером , принадлежащей ответчику на праве собственности, обязать ФИО11 в дальнейшем не чинить ГУП СО «Газовые сети» препятствия по подключению иных заявителей к объекту сети газораспределения с кадастровым номером принадлежащей ответчику на праве собственности, взыскать с ФИО11 расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела.

Впоследствии представитель истца ФИО1 исковые требования уточнил, просил обязать ФИО11 предоставить согласие и не чинить препятствия в подключении (технологическом присоединении) в рамках догазификации объектов, расположенных по адресу: <адрес> (договор № ), <адрес> (договор № ), <адрес> (договор № ), <адрес> (договор № ) к объекту сети газораспределения с кадастровым номером , принадлежащей ответчику на праве собственности, взыскать с ФИО11 расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела.

Уточненные требования судом приняты, дело рассмотрено с учетом уточненных исковых требований.

Представители истца ГУП СО «Газовые сети» ФИО1, ФИО5 исковые требования с учетом уточнений поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении.

Ответчик ФИО11, его представители ФИО12, ФИО13, ФИО14, действующие на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представитель третьего лица АО «Газэкс», третьи лица ФИО15, ФИО16, ФИО9 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, повесткой, а также путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в сети интернет, причины неявки суду не сообщили, своего представителя в суд не направили.

В соответствии со ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика и не явившихся третьих лиц.

Третье лицо ФИО8, представитель третьего лица ФИО9 – ФИО10 позицию представителей истца поддержали, против удовлетворения исковых требований не возражали.

Изучив исковое заявление, заслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ в качестве одного из принципов государственной политики в области газоснабжения устанавливает принцип государственной поддержки развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности (статья 4).

Согласно ст. 17 вышеприведенного Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ, развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется единым оператором газификации, региональным оператором газификации совместно с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами публичной власти федеральных территорий в соответствии с принятыми в установленном порядке межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, схемами расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом, на основании топливно-энергетического баланса, утверждаемого высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), руководителем исполнительно-распорядительного органа федеральной территории. Порядок разработки, утверждения и реализации указанных программ и схем устанавливается Правительством Российской Федерации.

В силу положений ст.23.2 Федерального закона РФ от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки подлежат государственному регулированию.

Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утвержденный Президентом Российской Федерации 2 мая 2021 г. N Пр-753, в пункте 8 указывает на необходимость обеспечить до 2023 г. в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения подводку газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов, в случае наличия соответствующей заявки, определив критерии и условия такого подключения (технологического присоединения).

Согласно п. 120 «Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547, основаниями для направления уведомления о невозможности заключения договора в рамках догазификации являются: а) отсутствие газораспределительных сетей в границах населенного пункта, в котором располагается домовладение заявителя; б) получение исполнителем заявки о заключении договора в рамках догазификации от ранее заключившего договор в рамках догазификации заявителя, в случае если акт о подключении по такому заключенному договору в рамках догазификации сторонами не подписан либо со дня его подписания сторонами прошло менее 3 лет; в) получение исполнителем заявки о заключении договора в рамках догазификации от заявителя, ранее направившего заявку о заключении договора в рамках догазификации, которая находится у исполнителя на рассмотрении. В иных случаях отказ в заключении договора в рамках догазификации не допускается.

В силу положений ст. 27 Федерального закона РФ от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", организации - собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Предназначенный для транспортировки указанными организациями газ должен соответствовать требованиям, утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.

Пунктом 2 «Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1547 (далее - Правила подключения) установлено, что "основной абонент" - юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления.

Согласно пункту 48 Правил подключения N 1547 в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, исполнитель обращается к такому основному абоненту в целях осуществления подключения заявителя. Исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки на подключение направляет соответствующий запрос основному абоненту и одновременно уведомляет заявителя о направлении указанного запроса. Основной абонент в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направляет согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем.

Основной абонент (юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.

Согласно п. 29 и 30 Правил подключения, основанием для отказа от заключения договора о подключении является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя (далее - мотивированный отказ от заключения договора о подключении). В случае наличия технической возможности подключения отказ исполнителя от заключения договора о подключении не допускается. При необоснованном отказе или уклонении исполнителя от заключения договора о подключении заявитель вправе обратиться в суд или антимонопольный орган.

Исполнитель определяет техническую возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства на основании данных о загрузке сетей газораспределения, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности газотранспортной системы, опубликованных в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 872 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам", а также данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя иных сетей газораспределения.

Техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства существует, если при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя сохранятся условия газоснабжения для потребителей газа объекты капитального строительства которых на дату подачи заявки о подключении (технологическом присоединении) подключены к сети газораспределения исполнителя а также для заявителей, которым ранее были выданы технические условия, на указанную дату не утратившие силу, и которые на дату рассмотрения заявки о подключении (технологическом присоединении) не завершили подключение.

Техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства отсутствует в случае отсутствия пропускной способности сетей газораспределения, принадлежащих исполнителю на праве собственности или на ином законном основании, отсутствия пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, когда устранения данных ограничений пропускной способности учтены в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.

Руководствуясь приведенным выше правовым регулированием, суд исходит из того, что ФИО11, являющийся основным абонентом, не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ей сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.

Из материалов гражданского дела следует, что ФИО11 (Основной абонент) является собственником объекта сети газораспределения с кадастровым номером . Исполнителем по Заявке была определена техническая возможность подключения к сети газораспределения: газопровод среднего давления по адресу: <адрес>, принадлежащей ответчику.

В адрес ГУП СО «Газовые сети» поступил ряд заявок на подключение (технологическое присоединение) в рамках догазификации (далее — Заявка) объекта, следующих объектов: ФИО2 по адресу: <адрес> № договора - , ФИО6 по адресу: <адрес> № договора - , ФИО3 по адресу: <адрес>, № договора - , ФИО7 по адресу: <адрес> № договора

В соответствии с Правилами ФИО4, как Основному абоненту был направлен запрос о предоставлении согласия на подключение объекта к принадлежащей ему сети газораспределения и (или) газопотребления.

Однако ответа о согласии, либо возражений в срок, указанный в Правилах не поступило.

Отказ ответчика создает препятствия в реализации Программы социальной газификации. В силу п.1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

При таких обстоятельствах суд находит иск о возложения на ФИО11 обязанности не чинить препятствия в подключении (технологическом присоединении) в рамках догазификации объектов, расположенных по адресу: <адрес> (договор № ), <адрес> (договор № ), <адрес> (договор № ), <адрес> (договор № ) к объекту сети газораспределения с кадастровым номером и выдать согласие на такое подключение, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.5 ст. 198, ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом решается вопрос о судебных расходах.

Частью 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с ч.1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика, не освобожденного от уплаты госпошлины, указанная госпошлина подлежит взысканию пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.

Учитывая, что требования истца удовлетворены в полном объеме, с ФИО11 в его пользу подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Государственного унитарного предприятия Свердловской области «Газовые сети» к ФИО11 ФИО20 - удовлетворить.

Обязать ФИО11 ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> (<данные изъяты>) предоставить согласие и не чинить препятствия Государственному унитарному предприятию Свердловской области «Газовые сети» (ИНН <***>, КПП 667101001) в подключении (технологическом присоединении) в рамках догазификации объектов, расположенных по адресам: <адрес> (договор № ), <адрес> (договор № ), <адрес>А (договор № ), <адрес> (договор № ) к объекту сети газораспределения с кадастровым номером

Взыскать с ФИО11 ФИО22ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> (<данные изъяты>) в пользу Государственного унитарного предприятия Свердловской области «Газовые сети» (ИНН <***>, КПП 667101001) расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Свердловской областной суд через Талицкий районный суд Свердловской области.

Судья Крицкая Н.А.