РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 апреля 2013 года с. Оса
Осинский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Хамгушкеева Д.М.,
при секретаре судебного заседания Хатагаровой Е.И.,
с участием представителя истца - заместителя прокурора Осинского района Иркутской области Бочкиной У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-145/2013 по иску прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «...», администрации муниципального образования «Осинский район» о возложении обязанности оборудовать территорию учреждения системой видеонаблюдения, помещения учреждения системой (каналом) передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел; при недостаточности денежных средств у муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «...», возложить на администрацию муниципального образования «Осинский район» за счет средств муниципального образования,
УСТАНОВИЛ :
Прокурор Осинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Осинский районный суд с исковым заявлением и просит суд возложить обязанность оборудовать территорию учреждения системой видеонаблюдения, помещения учреждения системой (каналом) передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел; при недостаточности денежных средств у муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «...» (далее-МБДОУ «...»), возложить на администрацию муниципального образования «Осинский район» за счет средств муниципального образования, указав в обоснование иска, что в ходе проведения прокуратурой района марте 2013 года проверки на предмет исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности и безопасности установлено, что в МБДОУ «...» отсутствует система (канал) передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел и наружное видеонаблюдение.
Совместным информационным письмом Роспотребнадзора, Минобрнауки РФ и МЧС РФ от 12.03.2008 № 01/2050-8-23, № АФ-102/09, № 43-828-19 «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году» с целью антитеррористической безопасности учреждений образования им следует обеспечить установку ограждения по периметру образовательного учреждения систем видеонаблюдения, тревожной сигнализации, организацию охраны, а так же оборудованию экстренной связи с органами МВД и ФСБ России (по согласованию с ними).
В соответствии с требованиями ст. ст. 32, 51 Федерального закона «Об образовании», к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственности за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Согласно требованиям приказа Минобрнауки РФ от 08.11.2010 № 1116 «О целевых показателях эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации» одним из целевых показателей эффективности является обеспечение комплексной безопасности и охраны труда в образовательном учреждении, которое включает в себя следующие критерии эффективности: соблюдение правил пожарной безопасности, санитарно- гигиенических норм, правил по охране труда; проведение мероприятий и принятие мер по антитеррористической защите образовательного учреждения.
Основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. Согласно ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму», одним из направлений противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Согласно «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, деятельность по минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма планируется заблаговременно исходя из прогнозов возможных последствий террористических актов. Эта деятельность должна быть ориентирована на недопущение (минимизацию) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материалами и финансовыми ресурсами. К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся организационно-технические меры, а именно, разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты.
Образовательное учреждение МБДОУ «...» является объектом массового пребывания людей, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Учредителем и МБДОУ «...», в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества Российской Федерации, должны соблюдаться требования Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам эксплуатации, в том числе требования пожарной безопасности; безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях; безопасности для пользователей зданиями и сооружениями. В соответствии с п.п2 п.13 ст. 30 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения. В соответствии с п. 5.39 СНиП 31-06-2009 от 01.01.2010 года для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112». Требованиями ст. 9 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что здание или сооружение на территории, на которой возможно проявление опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения опасные природные процессы и явления и (или) техногенные воздействия не вызывали последствий, создающих угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений, при проживании и пребывании человека в здании или сооружении не возникало вредного воздействия на человека в результате физических, биологических, химических, радиационных и иных воздействий. Учредителем МБДОУ «...» является администрация МО «Осинский район». Деятельность учреждения финансируется учредителем в соответствии с законодательством на основе федеральных нормативов и нормативов субъектов Российской Федерации. Источниками формирования финансовых ресурсов МБДОУ являются бюджетные и не бюджетные средства. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Федерального закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Среди основных прав человека, которые согласно статье 17 Конституции Российской Федерации неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, самым важным является право на жизнь. Это вытекает и из содержания статьи 2 Конституции РФ, признавшей человека, его права и свободы высшей ценностью нашего общества.
В соответствие со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" - противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на системности и комплексном использовании политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничестве государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; сочетании гласных и негласных методов противодействия терроризму; приоритете мер предупреждения терроризма.
Учитывая специфику деятельности, образовательные учреждения в период процесса обучения являются объектами, подлежащими первоочередной антитеррористической защите в целях обеспечения жизни и здоровья их воспитанников.
Отсутствие системы видеонаблюдения, канала передачи тревожных сообщений существенно снижает антитеррористическую безопасность объекта детского дошкольного образования, что создает угрозу жизни и здоровью воспитанников образовательного учреждения. Вследствие того, что количество и персональный состав воспитанников образовательного учреждения постоянно меняется, отсутствие охраны угрожает жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель истца – заместитель прокурора Осинского района Бочкина У.А.. заявленные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. При этом, она не возражает предоставить срок ответчику до 30.03.2014г.
В судебное заседание ответчик – заведующий МБДОУ «...» ФИО1 не явилась, направив в суд заявление о рассмотрении дела в её отсуствие, при этом указала, что исковые требования признала в полном объеме. Последствия признания иска разъяснены и понятны.
Представитель ответчика – администрации МО «Осинский район» ФИО2, действующего на основании доверенности не явился, направив в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, также указал, что исковыми требованиями прокурора согласны, в связи с тем, что на 2013 год план финансово-хозяйственной деятельности утвержден, на текущий финансовый год заложить денежные средства на установку системы видеонаблюдения и тревожной кнопки не представляется возможным, на основании изложенного просит суд установить срок для исполнения требований прокурора до 30.03.2014 года.
Выслушав лиц, участвующих по делу, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с требованиями ст. ст. 32, 51 Федерального закона «Об образовании», к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственности за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
В соответствие со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" - противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на системности и комплексном использовании политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничестве государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; сочетании гласных и негласных методов противодействия терроризму; приоритете мер предупреждения терроризма.
Учитывая специфику деятельности, образовательные учреждения в период процесса обучения являются объектами, подлежащими первоочередной антитеррористической защите в целях обеспечения жизни и здоровья их воспитанников.
В соответствии с п. 5.39 СНиП 31-06-2009 от 01.01.2010 года для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112». Требованиями ст. 9 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что здание или сооружение на территории, на которой возможно проявление опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения опасные природные процессы и явления и (или) техногенные воздействия не вызывали последствий, создающих угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений, при проживании и пребывании человека в здании или сооружении не возникало вредного воздействия на человека в результате физических, биологических, химических, радиационных и иных воздействий
Из материалов гражданского дела следует, что территория МДБОУ «...» не оборудована системой видеонаблюдения, помещения не оборудованы системой (каналом) передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ и ст. 173 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Ответчики – заведующая МДБОУ «...» ФИО1 и представитель администрации МО «Осинский район» ФИО2 в письменном заявлении указали о своем согласии с исковыми требованиями прокурора, последствия признания иска разъяснены и понятны.
Суд разъяснил сторонам последствия признания иска и принятия его судом предусмотренные ст. 173 ГПК РФ.
Судом установлено, что признание ответчиком исковых требований о возложении обязанности оборудовать территорию учреждения системой видеонаблюдения, помещения учреждения системой (каналом) передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел; не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы третьих лиц, поэтому суд принимает признание иска ответчиком.
Учитывая признание ответчиком исковых требований, суд считает, что исковые требования прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «...», администрации муниципального образования «Осинский район» о возложении обязанности оборудовать территорию учреждения системой видеонаблюдения, помещения учреждения системой (каналом) передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел; при недостаточности денежных средств у муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «...», возложить на администрацию муниципального образования «Осинский район» за счет средств муниципального образования, подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с требованиями ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда может быть исполнено. С учетом мнение сторон, суд устанавливает срок до 30.03.2014 года для устранения указанных нарушений.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «...», администрации муниципального образования «Осинский район» о возложении обязанности оборудовать территорию учреждения системой видеонаблюдения, помещения учреждения системой (каналом) передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел; при недостаточности денежных средств у муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «...», возложить на администрацию муниципального образования «Осинский район» за счет средств муниципального образования, удовлетворить.
Обязать МДБОУ «...», администрацию МО «Осинский район» оборудовать территорию учреждения системой видеонаблюдения, помещения учреждения системой (каналом) передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел в срок до 30.03.2014 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в Иркутский областной суд через Осинский районный суд.
Председательствующий судья Д.М. Хамгушкеев