Дело № 2-145/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 июля 2018 года город Мезень
Лешуконский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Сауковой Н.В.,
при секретаре Поповой О.Г.,
с участием заместителя прокурора Мезенского района Архангельской области Прийменко Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Мезенского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов ФИО1 к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Мезенская средняя школа им. А.Г. Торцева» о признании необоснованным отказ в предоставлении ФИО1 мер социальной поддержки как педагогическому работнику, признании права на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения,
УСТАНОВИЛ:
прокурор обратился с иском в защиту прав и законных интересов ФИО1 к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Мезенская средняя школа им. А.Г. Торцева» о признании необоснованным отказ в предоставлении ФИО1 мер социальной поддержки как педагогическому работнику, признании права на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению ФИО1 о несогласии с отказом МБОУ «Мезенская средняя школа им. А.Г. Торцева» в предоставлении мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату коммунальных услуг. В ходе проверки установлено, что ФИО1 работала в должности педагога дополнительного образования в Мезенском доме пионеров по адресу осуществления образовательной деятельности: <адрес>, рабочий <адрес>, в период с 01.10.201993 по ДД.ММ.ГГГГ (на момент увольнения работодатель имел наименование МОУ ДОД «Дом детского творчества» <адрес>). Согласно приказу директора МОУ ДОД «Дом детского творчества» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО1 была уволена на основании ст. 80 Трудового кодекса РФ по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по старости. На момент увольнения преподавательский стаж ФИО1 в данной образовательной организации составлял 14 лет 9 месяцев.ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в МБОУ «Мезенская средняя школа им. А.Г. Торцева», которое является правопреемником МБОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Мезень в результате реорганизации и присоединении последнего к МБОУ «Мезенская средняя общеобразовательная школа» в качестве филиала, с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. ФИО1 отказано в удовлетворении заявления на основании п.12 Порядка в связи с непредоставлением справки организации о том, что на день установления (назначения) пенсии она пользовалась мерами социальной поддержки по предоставлению компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Согласно справки директора МБОУ «Мезенская средняя школа им. ФИО4» ДД.ММ.ГГГГ№ на день установления (назначения) пенсии ФИО1 не пользовалась мерами социальной поддержки по предоставлению компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Считает, что наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством. Федеральным законодательством и законами Архангельской области предусмотрено право педагогических работников, проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках и поселках городского типа, на меры социальной поддержки по предоставлению компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения без установления условия о необходимости получения указанных мер на момент установления (назначения) пенсии. Проверкой установлено, что ФИО1 до выхода на пенсию с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения не обращалась и соответственно льготы не получала. Между тем, юридически значимыми обстоятельствами, влекущими возникновение у ФИО1 права на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, в силу п. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ч.1 ст. 39 Закона Архангельской области от 02.07.2013 № 712-41-ОЗ «Об образовании в Архангельской области» являются осуществление ей педагогической деятельности и проживание в рабочем поселке. Как следует из материалов проверки, деятельность ФИО1 соответствует указанным требованиям, иных требований законодатель не предусмотрел, следовательно, право ФИО1 на предоставление мер социальной поддержки не может быть ограничено в связи с тем обстоятельством, что ранее она не обращалась за получением льгот, поскольку на момент назначения пенсии ФИО1 уже имела стаж работы в образовательных учреждения в сельской местности на педагогической должности более 10 лет, проживала в сельской местности. Право на получение мер социальной поддержки было ей приобретено ранее, в связи с чем, отказ в предоставлении заявителю мер социальной поддержки как бывшему работнику образования в связи с непредставлением соответствующей справки, предусмотренной подпунктом 2 пункта 8 Порядка, ухудшает ее права. Считает, что требование, содержащееся в вышеуказанной норме, необоснованно лишает лицо получать льготы в будущем в случае их неполучения на момент выхода на пенсию. Просит признать необоснованным отказ МБОУ «Мезенская средняя школа им. А.Г. Торцева» в предоставлении ФИО1 мер социальной поддержки как педагогическому работнику и признать за ФИО1 право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как за педагогическим работником, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, в отсутствие справки организации о том, что на день установления (назначения) пенсии она пользовалась мерами социальной поддержки по предоставлению компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
В судебном заседании заместитель прокурора Прийменко Е.Ю. исковое заявление поддержал в полном объеме.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что она проживала и проживает на территории <адрес>, имеет педагогический стаж более 10 лет. Педагогическую деятельность осуществляла в сельской местности, полагает, что имеет право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как за педагогическим работником.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без их участия. Письменно пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята на должность педагога дополнительного образования в Мезенский Дом пионеров. ДД.ММ.ГГГГ уволена с должности педагога дополнительного образования по собственному желанию. Вся педагогическая деятельность осуществлялась в поселке <адрес>. Общий трудовой стаж ее составил 14 лет 9 месяцев. Должность педагог относится категории должностей педагогических работников. На момент увольнения ФИО1 имела право на получение мер социальной поддержки.ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к директору МБОУ «Мезенская средняя школа им. А.Г. Торцева» с письменным заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки. Поскольку она не представила справку организации о том, что на день установления (назначения) пенсии пользовалась мерами социальной поддержки по предоставлению компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, то ей было отказано.
Представитель третьего лица на стороне ответчика - администрации МО «Мезенский район» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, письменно пояснил, что на момент обращения ФИО1 о предоставлении мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилищных помещений, отопления и освещения, действовал ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 47 которого указано, что педагогическим работникам образовательных организаций РФ, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ. Порядок утвержден Постановлением Правительства Архангельской области. В нарушении указанного порядка ФИО1 не представила документы, предусмотренные п.п. 7,8 указанного Порядка для соответствующей категории педагогических работников. Поскольку возмещение расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам производится на основании порядка и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджета Архангельской области, ответчик обоснованно отказал в предоставлении ФИО1 социальной поддержки как педагогическому работнику.
Представитель третьего лица на стороне ответчика - Министерство образования и науки Архангельской области, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, пояснений не представил.
Выслушав прокурора, ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
До принятия указанного Федерального закона и на момент возникновения спорных правоотношений на территории Российской Федерации действовал Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
Согласно абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
В силу ч.1 ст. 39 Закона Архангельской области от 02.07.2013 № 712-41-ОЗ «Об образовании в Архангельской области» право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения имеют проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогические работники государственных и муниципальных образовательных организаций Архангельской области, прекратившие трудовые отношения с государственной или муниципальной образовательной организацией Архангельской области после установления (назначения) им пенсии (независимо от вида пенсии), если общий стаж их работы в такой образовательной организации составляет не менее десяти лет и на момент выхода на пенсию они имели право на указанные меры социальной поддержки.
Аналогичная норма содержится в ч. 2 ст. 3 Закона Архангельской области от 27.04.2006 № 168-10-ОЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с реализацией мер социальной поддержки по предоставлению компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», действовавшего на момент увольнения ФИО1
Пунктом 4 статьи 40 областного закона от 02.07.2013 № 712-41-ОЗ «Об образовании в Архангельской области» установлено, что порядок предоставления мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам устанавливается постановлением Правительства Архангельской области.
Постановлением Правительства Архангельской области от 30.03.2010 № 79-пп утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных организаций Архангельской области и муниципальных образовательных организаций муниципальных образований Архангельской области, государственных организаций Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и государственных медицинских организаций Архангельской области в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Архангельской области (далее - Порядок).
На основании п. 28 Порядка финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам государственных образовательных организаций Архангельской области, государственных организаций Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и государственных медицинских организаций Архангельской области, осуществляется из областного бюджета в пределах средств, выделенных на обеспечение деятельности этих организаций.
В п.п. 7-8 Порядка перечислены документы, которые необходимо предоставить педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, в организацию, где он работал до установления пенсии для возмещения расходов на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Подпунктом 2 пункта 8 Порядка предусмотрено предоставление справки организации о том, что на день установления (назначения) пенсии он пользовался мерами социальной поддержки по предоставлению компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Как установлено судом, ФИО1 12.04.2018 обратилась в МБОУ «Мезенская средняя школа им. А.Г. Торцева», которое является правопреемником МБОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Мезень в результате реорганизации и присоединении последнего к МБОУ «Мезенская средняя общеобразовательная школа» (в дальнейшем МБОУ «Мезенская средняя школа») в качестве филиала, с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Ответом директора МБОУ «Мезенская средняя школа» от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО5, ФИО1 было отказано в удовлетворении заявления на основании п.12 Порядка в связи с непредоставлением справки организации о том, что на день установления (назначения) пенсии она пользовалась мерами социальной поддержки по предоставлению компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Согласно справки директора МБОУ «Мезенская средняя школа» ДД.ММ.ГГГГ№ на день установления (назначения) пенсии ФИО1 не пользовалась мерами социальной поддержки по предоставлению компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Из материалов дела следует, что согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята на должность педагога дополнительного образования в Мезенский Дом пионеров.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ она уволена с должности педагога дополнительного образования по собственному желанию.
Работа педагогом дополнительного образования осуществлялась по адресу: <адрес> (рабочий поселок, сельская местность).
Должность педагога дополнительного образования относится к категории должностей педагогических работников. Педагогический стаж ФИО1 составляет 14 лет 9 месяцев.
Согласно справки ГУ - ОПФР в <адрес> ФИО1 установлена страховая пенсия по старости в связи с работой на Крайнем Севере с ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 до выхода на пенсию с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения не обращалась и соответственно льготы не получала.
Между тем, юридически значимыми обстоятельствами, влекущими возникновение у ФИО1 права на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, в силу п. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ч.1 ст. 39 Закона Архангельской области от 02.07.2013 № 712-41-ОЗ «Об образовании в Архангельской области» являются осуществление ею педагогической деятельности и проживание в рабочем поселке.
Как следует из материалов проверки, деятельность ФИО1 соответствует указанным требованиям, иных требований законодатель не предусмотрел, следовательно, ее право на предоставление мер социальной поддержки не может быть ограничено в связи с тем обстоятельством, что ранее она не обращалась за получением льгот, поскольку на момент назначения пенсии ФИО1 уже имела стаж работы в образовательных учреждения в сельской местности на педагогической должности более 10 лет, проживала в сельской местности. Право на получение мер социальной поддержки было ей приобретено ранее, в связи с чем, отказ в предоставлении заявителю мер социальной поддержки как бывшему работнику образования в связи с непредоставлением соответствующей справки, предусмотренной подпунктом 2 пункта 8 Порядка, ухудшает ее права.
Требование, содержащееся в вышеуказанной норме, необоснованно лишает лицо получать льготы в будущем в случае их неполучения на момент выхода на пенсию, что противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 08.02.2007 № 322-О-П «По запросу Правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» и пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ», а также позиции указанной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 № 11-П.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный акт не соответствует нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
Порядок предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных организаций Архангельской области и муниципальных образовательных организаций муниципальных образований Архангельской области, государственных организаций Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и государственных медицинских организаций Архангельской области в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Архангельской области, утвержденный Постановлением Правительства Архангельской области от 30.03.2010 № 79-пп, фактически предусматривает возможность компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет, только при условии получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников, что противоречит Закону Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании», и ч.1 ст. 39 Закона Архангельской области от 02.07.2013 № 712-41-ОЗ «Об образовании в Архангельской области», поскольку устанавливает дополнительные условия и основания предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения для указанной категории граждан.
Данное обстоятельство нарушает принцип справедливости и равенства прав и свобод человека и гражданина, в том числе право на социальную защиту, установленную статьями 18, 19 Конституции Российской Федерации, а также предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19, и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Так же, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Кроме того, согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-I «Об образовании» от 10.07.992 года № 3266-1 «Об образовании», действовавшим и распространявшим свое действие на спорные правоотношения, не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
При таких данных, суд находит, что отказ МБОУ «Мезенская средняя школа имени А.Г. Торцева» в предоставлении ФИО1 мер социальной поддержки как педагогическому работнику нарушает права и свободы заявителя и не соответствует указанному выше закону, в связи, с чем считает что исковые требования прокурора Мезенского района подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Мезенского района Архангельской области удовлетворить.
Признать необоснованным отказ МБОУ «Мезенская средняя школа имени А.Г. Торцева» от 17.04.2018 года № 16 в предоставлении ФИО1 мер социальной поддержки как педагогическому работнику.
Признать за ФИО1 право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как за педагогическим работником, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, в отсутствии справки организации о том, что на день установления (назначения) пенсии она пользовалась мерами социальной поддержки по предоставлению компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы или представления через Лешуконский районный суд Архангельской области.
Председательствующий Н.В. Саукова