ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-145/20 от 09.06.2020 Сосновского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2-145/2020

УИД 74RS0038-01-2019-002257-85

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июня 2020 года с. Долгодеревенское

Сосновский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Громовой В.Ю.

при секретаре Вадзинска К.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Сосновского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области о признании права собственности на автомобильную дорогу, включении в реестр автомобильных дорог, обязании произвести ремонт дорожного покрытия,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Сосновского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, в котором, с учетом уточнений, в котором просил обязать Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области в срок до 01 октября 2020 года: признать право собственности субъекта Российской Федерации - Челябинской области на автомобильную дорогу с. Вознесенка - ФИО2- граница г. Челябинска п. Новосинеглазово; включить в единый государственный реестр автомобильных дорог автомобильную дорогу с. Вознесенка - ФИО2- граница г. Челябинска п. Новосинеглазово; произвести ремонт дорожного покрытия, привести состояние автодороги с. Вознесенка - ФИО2- граница г. Челябинска п. Новосинеглазово в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требованиям к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

В качестве основания иска Прокурор Сосновского района Челябинской области указал, что по требованию прокуратуры Сосновского района страшим инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Сосновскому району проведена проверка эксплуатационного состояния автодорог на территории Вознесенского сельского поселения. По результатам проверки установлено, что автодорога с. Вознесенка - ФИО2- граница г. Челябинска п. Новосинеглазово на балансе Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, а также не включена в реестр автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Челябинской области. Указанная автодорога на всем протяжении имеет многочисленные участки с разрушением проезжей части и обочин глубиной до 9 см. шириной 2,7 м, длиной до 2,1 м. Ссылаются на то, что указанная автодорога соединяет между собой г. Челябинск и административный центр Вознесенского сельского поселения Сосновского муниципального района, соответственно, относится к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения. Постановлением Правительства Челябинской области от 26.03.2019 № 122-П утвержден перечень областных автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, являющихся собственностью Челябинской области по состоянию на 01 января 2019 года. Сведения об указанной автомобильной дороге в нарушение требований Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» в Единый государственный реестр автомобильных дорог не внесены, технический паспорт на дорогу отсутствует. Кроме того дорога находится в неудовлетворительном состоянии, вместе с тем, их содержание должно осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного и безопасного движения транспортных средств.

Представитель истца прокуроры Сосновского района Челябинской области Мещерякова О.Г. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, представили возражение на иск. Ссылались на то, что автомобильная дорога фактически имеет собственника - администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области. Указывают также на то, что признание права собственности субъекта РФ на автомобильную дорогу, фактически имеющую собственника — муниципальный район, противоречит действующему законодательству. Министерство не наделено законом полномочиями на признание права собственности Челябинской области, на ведение единого государственного реестра автомобильных дорог. Министерство осуществляет функции в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, являющихся собственностью Челябинской области, входящих в Перечень, утвержденных постановлением Правительства Челябинской области от 26.03.2019 № 122-П. Автомобильная дорога с. Вознесенка — ФИО2 -граница г. Челябинска п. Новосинеглазово не входит в указанный Перечень автомобильных дорог. Следовательно, у Министерства отсутствуют законные полномочия по организации ремонта автомобильной дороги с. Вознесенка — ФИО2-граница г. Челябинска п. Новосинеглазово.

Представители третьих лиц администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, Правительства Челябинской области в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица Министерства имущества по Челябинской области в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. Представили письменное мнение на иск, указав, что согласно сведениям, содержащимся в реестре имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области, недвижимое имущество — автомобильная дорога с. Вознесенка — ФИО2-граница г. Челябинска п. Новосинеглазово, в реестре имущества не значится. Считают, что требования прокурора Сосновского района являются не обоснованными, не подлежащими удовлетворению.

Суд, выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Из материалов дела суд установил, что по требованию прокуратуры Сосновского района старшим инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Сосновскому району проведена проверка эксплуатационного состояния автодорог на территории Вознесенкого сельского поселения (л.д. 11-12).

Во исполнение требования от 23.07.2019 ОМВД России по Сосновскому району Челябинской области обследована автомобильная дорога с. Вознесенка — ФИО2-граница г. Челябинска п. Новосинеглазово. В ходе обследования установлено, что данная автомобильная дорога имеет формальные признаки автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения, находится в неудовлетворительном состоянии, на балансе не состоит, работы по ремонту и содержанию не проводятся.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции от 5 декабря 2017 г.) (далее - Закон N 257-ФЗ) под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно статьи 5 названного Закона автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги.

Таким образом, дороги, которые не включены ни в один из указанных перечней и не оформлены в частную собственность, являются дорогами местного значения. При этом, перечни автодорог федерального, регионального и межмуниципального значения утверждаются Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, соответственно, эти перечни и являются документами, определяющими статус этих дорог. Документом, подтверждающим отнесение дороги к частной, является свидетельство о праве собственности на данную дорогу физического или юридического лица. Дороги же, которые не включены ни в один из указанных перечней и не оформлены в частную собственность, в силу закона подлежат признанию дорогами местного значения.

Правительство Российской Федерации в силу пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 года № 209 «О некоторых вопросах, связанных с классификацией автомобильных дорог в Российской Федерации» рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации утвердить показатели определения автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, порядок утверждения перечней автомобильных дорог, относящихся к собственности субъектов Российской Федерации, а также общий порядок установления муниципальными районами показателей определения автомобильных дорог общего пользования, предназначенных для решения вопросов местного значения межмуниципального характера.

В соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 24 июля 2008 г. N 211-П "О критериях отнесения автомобильных дорог общего пользования Челябинской области к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения" к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области относятся: автомобильные дороги, соединяющие между собой областной центр - город Челябинск с административными центрами муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений (вне границ населенных пунктов); автомобильные дороги, соединяющие между собой административные центры муниципальных образований Челябинской области (вне границ населенных пунктов); автомобильные дороги, обеспечивающие транспортное сообщение с сопредельными субъектами Российской Федерации (кроме автомобильных дорог, отнесенных к автомобильным дорогам федерального значения); автомобильные дороги, соединяющие между собой автомобильные дороги федерального и регионального или межмуниципального значения, а также соединяющие между собой автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги, соединяющие между собой административные центры муниципальных образований Челябинской области с автомобильными дорогами федерального, регионального или межмуниципального значения (вне границ населенных пунктов); автомобильные дороги, являющиеся обходами населенных пунктов; автомобильные дороги, обеспечивающие подъезды к аэропортам и железнодорожным узлам, таможенным автомобильным пунктам пропуска, а также другим важным объектам регионального значения. К автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области могут быть отнесены автомобильные дороги, соединяющие населенные пункты городских округов, городских и сельских поселений с административными центрами муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений (вне границ населенных пунктов).

В функции Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области согласно Постановлению Губернатора Челябинской области № 280 от 29.12.2014 г. входит учет автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области, имущества (зданий, сооружений, оборудования, техники, транспорта и другого), используемого для функционирования и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области, находящихся в оперативном управлении Министерства, и земельных участков, занятых автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области, зданиями, сооружениями, находящимися в постоянном бессрочном пользовании Министерства.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (часть 1). Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (часть 2).

Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области в соответствии с абз. 8 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Губернатора Челябинской области от 29.12.2014 № 280 "Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области" на праве оперативного управления закреплены автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения Челябинской области.

Согласно Постановлению Правительства Челябинской области № 122-П от 26.03.2019 г. дорога с. Вознесенка — ФИО2-граница г. Челябинска п. Новосинеглазово в Перечень областных автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, являющихся собственностью Челябинской области по состоянию на 01 января 2019 года не входит.

Согласно публично-правовому принципу права, действующему в отношении государственных органов, определение их компетенции (прав и обязанностей последних) предполагается лишь на основании конкретных предписаний, установленных законом.

Вместе с тем, исходя из положений вышеуказанных норм и представленных суду первой инстанции доказательств, следует, что в полномочия Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области не входит признание за субъектом РФ права собственности на автомобильную дорогу и утверждение перечня автомобильных дорог.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Сосновского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора Сосновского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области отказать с полном объеме.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд Челябинской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение составлено 16 июня 2020 года.

Председательствующий