№ 2-145/2020 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2020 года Центральный районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Панина С.А.,
при секретаре Коротких Ю.Ю.,
с участием:
истицы ФИО7,
представителя истицы ФИО7 по устному ходатайству ФИО8,
представителей ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже по доверенностям ФИО9 и ФИО10,
представителя третьего лица департамента труда и занятости Воронежской области по доверенности ФИО11,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 к ГУ – Управлению пенсионного фонда РФ в г. Воронеже о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии от 01.08.2019, включении в специальный стаж периода работы, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 15 февраля 2020 года, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 15 февраля 2020 года,
установил:
17 июля 2019 года ФИО7 обратилась в ГУ – УПФ в г. Воронеже с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением педагогической деятельности (л.д. 62 - 65).
Решением ГУ – УПФ РФ в г. Воронеже № 190000114709/483839/19 от 01 августа 2019 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ФИО7 было отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа – 25 лет (л.д. 11 - 14).
Не согласившись с данными решением, ФИО7 обратилась в суд с исковыми требованиями к ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже (л.д. 5-9).
Определением суда от 16 декабря 2019 года, занесенным в протокол судебного заседания, к производству суда принято уточненное исковое заявление, в котором истица просила:
1. обязать ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже включить ей в стаж работы, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности, период работы с 23.08.2006 по 19.08.2007 (11 месяцев 27 дней) в Областном ГОУ СПО «Воронежский музыкальный колледж»
2. признать за ней право на назначение страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как за лицом, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, с 15 февраля 2020 года
3. обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 15 февраля 2020 года (л.д. 37 – 39).
Определением суда от 16 января 2020 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент труда и занятости населения Воронежской области (л.д. 106).
Определением суда от 14 февраля 2020 года, занесенным в протокол судебного заседания, к производству суда принято уточненное исковое заявление, в котором истица уточнила исковые требования в части включения в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности, период работы с 01.01.2007 по 19.08.2007 в Областном ГОУ СПО «Воронежский музыкальный колледж» (л.д. 125).
В судебном заседании истица ФИО7 уточненные исковые требования поддержала, дополнительно пояснив, что в спорные периоды ее трудовая деятельность не менялась, согласно документам размер заработной платы не уменьшался, размер ставки также не менялся, в бухгалтерской документации произошла ошибка, нагрузку за спорный период за ставку заработной платы из расчета 20 часов в неделю согласно тарификационному списку она выработана.
В судебном заседании представитель истицы ФИО7 по устному ходатайству ФИО8 полагал исковые требования обоснованными, ссылаясь на то, что из тарификационного списка и лицевых счетов нагрузка у истицы в 2006-2007 учебном году не менялась.
В судебном заседании представители ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже по доверенностям ФИО9 и ФИО10 исковые требования не признали, просили суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 60 - 61).
В судебном заседании представитель третьего лица департамента труда и занятости Воронежской области по доверенности ФИО11 против удовлетворения требований возражал в связи с непредоставлением доказательств необходимого стажа.
Третье лицо ГБПОУ «Воронежская специальная музыкальная школа (колледж)» о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обозрев материалы отказного пенсионного дела истицы, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
С 1 января 2015 года введен в действие Федеральный Закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
На основании ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения установленного возраста, лицам осуществляющими педагогическую деятельность не менее 25 лет, независимо от их возраста, урегулировано подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях».
В специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781
Правила исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, а в части не урегулированной данными Правилами, соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, п.п. 4-5 которых определяют, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ (к данным взносам приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на временный доход).
Как установлено судом из объяснений лиц, участвующих в деле, решения ГУ – УПФ РФ в г. Воронеже № 190000114709/483839/19 от 01 августа 2019 года с учетом измененного приложения (л.д. 11 – 14, 51 – 53) истице в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости были не включен период работы с 01.01.2007 по 19.08.2007 (7 месяцев 19 дней) в должности преподавателя начальных классов на 0,74 ставки, так как не выполнено условие, предусмотренное п.4 Правил исчисления периодов работы…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781: не подтверждена норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Подтвержденный ответчиком спецстаж истицы на 17 июля 2019 года составил 24 года 3 месяца 15 дней с учетом Постановления Правительства № 781 от 29.10.2002, что послужило основанием для отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда № 2-П от 29.01.2004 г. при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения пенсионного возраста, стаж работы может исчисляться на основании законодательства, действующего на время выполнения указанной работы.
Пунктом 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с п. 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Работа за период с 1 ноября 1999 г. в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет (п.14 Правил).
Необходимым условием для включения в педагогический стаж периодов работы, имевших место после 01.09.2000, в должностях в учреждениях, поименованных в списке, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 является выполнение (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад) (п. 4 Правил).
На основании объяснений истицы, копии ее трудовой книжки (л.д. 15 – 19), копий тарификационного списка (л.д. 20 – 21), копии справки ГБПОУ «Воронежская специальная музыкальная школа (колледж)» от 03.10.2019 (л.д. 23 – 24), судом установлено, что ФИО7 в период с 23.08.2006 по 19.08.2007 работала в должности преподавателя начальных классов в Областном ГОУ СПО «Воронежский музыкальный колледж» (в настоящее время ГБПОУ «Воронежская специальная музыкальная школа (колледж»).
Из справки ГБПОУ «Воронежская специальная музыкальная школа (колледж)» от 03.10.2019 следует, что за 2006 – 2007 г.г. в указанном колледже контингент обучающихся детей до 18 лет составил более 50% (л.д. 23). Данный факт представитель ответчика в судебном заседании не оспаривал.
Из акта документальной проверки № 36-78 от 29 октября 2019 года следует, что ФИО7 была принята на работу в Областной ГОУ СПО «Воронежский музыкальный колледж» учителем начальных классов с 23.08.2006 с окладом (тарифной ставкой) 2466 руб. (приказ от 23.08.2006 № 750л); приказом от 05.02.2007 № 12–л разрешено в феврале 2007 года замещение за преподавателя ФИО7 ФИО1 19 ч., ФИО2 1ч., ФИО3 2ч., ФИО4 6ч., основанием данного приказа послужил больничный лист ФИО7; приказом от 11.04.2007г. №30-л разрешено в апреле 2007 года замещение за ФИО7 ФИО5 6 ч., ФИО3 5ч., ФИО6 1ч.; приказом от 21.04.2007 № 33-л разрешено в апреле 2007 года замещение за преподавателя ФИО4 ФИО7 11ч.; приказом от 18.08.2007 №66-л ФИО7 уволена по собственному желанию.
Согласно данным тарификационных списков преподавателей на 01.09.2006 ФИО7 протарифицирована в объеме 20 ч. в неделю исходя из тарифной ставки 2665 руб.; на 01.10.2006 протарифицирована в объеме 20 ч. в неделю исходя из ставки 2958 руб.
Как следует из лицевых счетов ФИО7 за период с 2006 – 2007 гг. размер тарифной ставки за норму часов с 01.09.2006 – 2665 руб., с 01.10.2006 – 2958 руб., с 01.01.2007 – 3879 руб.
В соответствии с п. 66 Постановления Правительства РФ от 19.03.2001 года № 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" указано, что в зависимости от количества часов, предусмотренных учебным планом, учебная нагрузка педагогических работников может быть разной в первом и втором учебных полугодиях.
Понятие "норма часов педагогической работы за ставку заработной платы" подразумевает нормированную продолжительность времени выполнения педагогических функций при замещении одной педагогической должности, оплачиваемой по полной тарифной ставке за месяц. Такой вывод следует из ч. 3 ст. 129 ТК РФ, где понятие "тарифная ставка" определено как фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", действовавшего в период спорных правоотношений, установлено, что продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.
Для преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования оплата труда осуществляется на основе ставок заработной платы. Для преподавательской работы установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, являющейся расчетной величиной, применяемой при исчислении заработной платы преподавателя с учетом конкретного объема его учебной нагрузки на учебный год.
Из положений ст. 333 ТК РФ (в редакции на спорный период) следует, что для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (в редакции N 617 от 18.08.2008), Приказом Министерства образования и науки от 24.12.2010 N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, действующими в спорный период времени, установлена норма часов педагогической работы преподавателя колледжа за ставку заработной платы в размере 720 часов в год.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений регламентированы Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N 69 от 27.03.2006.
При нагрузке свыше 300 часов в год оплата труда преподавателя тарифицируется (общий объем установленной педагогической нагрузки делится на 10 месяцев и умножается на часовую ставку преподавателя, а ежемесячная оплата осуществляется равными долями независимо от конкретного количества выданный педагогических часов в месяц по расписанию учебных занятий. При нагрузке в объеме менее 300 часов в год ежемесячная оплата производится за фактически выданные педагогические часы. Стоимость педагогического часа (часовая ставка преподавателя) определяется путем деления месячной ставки заработной платы (должностного оклада) на среднемесячную норму учебной нагрузки в размере 72 часа. Указанное следует, в том числе, из содержания параграфов 2.2 и 2.3 Положений о системе оплаты труда в колледже.
В п. 4.7 Рекомендаций от 26.10.2004 указано, что до начала учебного года средняя месячная заработная плата преподавателей образовательного учреждения определяется путем умножения часовой ставки преподавателя на установленный ему объем годовой учебной нагрузки и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев. Часовая ставка определяется путем деления месячной ставки заработной платы на среднемесячную норму учебной нагрузки (72 часа). Установленная средняя месячная заработная плата выплачивается преподавателям за работу в течение всего учебного года, а также за период каникул, не совпадающий с ежегодным отпуском (например, с 26 по 31 августа, если отпуск был предоставлен с 1 июля).
Уменьшение нагрузки за дни, когда преподаватель фактически выполнил учебную работу (например, в день выдачи больничного листа, в день выбытия в командировку и прибытия из нее), не производится.
Согласно материалами дела ответчиком включен во внесудебном порядке период работы с 23.08.2006 до 01.01.2007 в той же должности, по которому ранее имелся отказ во включении по аналогичным основаниям (не подтверждена норма педагогической нагрузки).
Согласно акту документальной проверки, по мнению ответчика, в 2006 году истицей отработано 312 часов, что составляет 1 ставку при норме 720 ч. в год, в 2007 отработано 308 ч., что составляет 0,74 ставки. По лицевому счету за 2007 год не прослеживается оплата больничного листа, при этом по данным ИЛС ФИО7 в 2007 г. отражено 14 дней больничного листка.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если же документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.
ФИО7 зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования с 25.08.1988.
Как указано в ответе на служебную записку об уточнении ИЛС ФИО7, согласно представленных на проверку лицевых счетов за 2006 – 2007 гг. установлено, работа ФИО7 проходила на 0,86 ставки, страхователем представлена уточненная льготная справка и корректирующие формы сведений: за спорный период с 01.01.2007 по 19.08.2007 – 28-ПД (код условия досрочного назначения пенсии), 617:0 (1,00) (дополнительные сведения); сведения направлены для загрузки в ОПУ (л.д. 46).
Доводы ответчика о том, что истицей не подтверждена выработка нормы педагогической (учебной) нагрузки в спорный период работы опровергаются материалами дела.
Тарификационными списками, приказами подтверждается постоянная педагогическая нагрузка ФИО7 как учителя на полную ставку в объеме 20 часов в неделю (математика и информатика, окружающий мир, ОПТ, письмо, физическая культура, чтение, дисциплины по выбору специальностей (л.д. 20, 21). Доказательств уменьшения педагогической нагрузки истице в спорный период суду не представлено.
В соответствии с п. 3 приложения к постановлению Правительства РФ от 03 апреля 2003 года № 191 "Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (действовавшего в спорный период) норма часов педагогической работы за ставку заработной платы учителям 1 - 4 классов общеобразовательных учреждений составляет 20 часов в неделю.
В приложении к названному Постановлению Правительства разъяснено, что продолжительность рабочего времени педагогических работников включает в себя 1) преподавательскую работу; 2) воспитательную работу; 3) иную педагогическую работу, которая предусмотрена должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.
Согласно п. 1.2 рекомендаций об условиях оплаты труда работников образовательный учреждений приложения к письму Минобрнауки России и профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26.10.2004 года N АФ-947/96 размер оплаты труда работников образовательных учреждений определяется с учетом следующих условий: показателей квалификации, продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), объемов учебной работы, размеров повышения ставок, порядка исчисления заработной платы педагогических работников на основе тарификации, и т.д.
В силу п. 4.3 Рекомендаций тарификация учителей и преподавателей производится один раз в год.
В соответствии с п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года N 196 объем учебной нагрузки (педагогической работы) педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий в данном общеобразовательном учреждении.
В силу п. 2.7 указанных выше Рекомендаций объем учебной нагрузки, установленный учителям в начале учебного года, не может быть уменьшен по инициативе работодателя в текущем учебном году, а также при установлении ее на следующий учебный год, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп).
Как следует из объяснений в судебном заседании представителя третьего лица директора ГБПОУ «Воронежская специальная музыкальная школа (колледж)» ФИО12, тарификационной ставкой определяется количество часов, нагрузка истице была установлена, объем учебной нагрузки, установленный преподавателю при заключении трудового договора, не может быть уменьшен на следующий учебный год, за исключением случаев уменьшения количества студентов (обучающихся) и часов по учебным планам и программам. Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы составляет 720 часов в год. Сведения ответчику были поданы неверные в связи с бухгалтерской ошибкой.
Согласно справке работодателя № 4 от 10.04.2019 ежемесячная заработная плата с августа 2006 года по август 2007 года была больше чем заработная плата, установленная тарификационным списком (л.д. 22). При этом суд учитывает, что в данный период истица имела низкий разряд по Единой тарификационной сетке (11 разряд), что влияло на размер начисляемой ей заработной платы. В период с 25.06.2007 по 19.08.2007 истица находилась в оплачиваемом отпуске.
Согласно карточке-справке за 2007 год истица отработала в январе 21 день, в феврале 15 дней, в марте 26 дней, в апреле 21 день, в мае 25 дней, в июне 19 дней, в дальнейшем до увольнения находилась в отпуске (л.д. 99-102).
В п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2002, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (п. 5 Правил).
Таким образом, в материалы дела представлены соответствующие доказательства, подтверждающее, что при суммировании педагогической нагрузки у истицы имеется полная педагогическая (учебная) нагрузка, установленная за ставку заработной платы, в спорный период. Истица выполняла норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы (должностной оклад), что дает основания для включения указанных периодов ее работы в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.
С учетом документального подтверждения выработки часов в ходе рассмотрения дела фактической работы истицы учителем начальных классов в колледже, объяснений представителя работодателя, по мнению суда, не должно ущемлять законные права и охраняемые интересы гражданина и являться законным основания для исключения спорного периода работы из педагогического стажа истицы.
Соответственно, требование истицы о включении в специальный стаж спорного периода работы в должности преподавателя начальных классов в Областном ГОУ СПО «Воронежский музыкальный колледж».
Из объяснений лиц, участвующих в деле, материалов отказного пенсионного дела, решения ГУ – УПФ РФ в г. Воронеже № 190000114709/483839/19 от 01 августа 2019 года об отказе в назначении пенсии с учетом измененного приложения, заявления о назначении пенсии, судом установлено, что истица обратилась в ГУ-УПФ города Воронежа с заявлением о назначении пенсии досрочно 17 июля 2019 года.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ, вступил в силу с 1 января 2019 г.), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи.
Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ), в частности, предусмотрено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 данной статьи, назначается не ранее сроков, указанных в Приложении 7 к указанному Федеральному закону.
Из Приложения N 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" следует, что граждане, которые с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
С учетом положений ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий" право на назначении пенсии у истцы возникает по истечению 6 месяцев после выработки соответствующего специального стажа.
Соответственно, требование истицы о признании права на назначении страховой пенсии по старости с 15 февраля 2020 года является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 22 этого Федерального закона днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Таким образом, по смыслу указанных норм назначение страховой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права. В случае признания судом отказа пенсионного органа в назначении пенсии истице незаконным пенсия ей должна быть назначена с момента первоначального обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением.
Как разъяснено в абз. 2 п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией граждан на трудовые пенсии", если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (ст. ст. 18 и 19 Федерального закона N 173-ФЗ).
Как следует из материалов дела истица за назначением досрочной пенсии обратилась однократно 17.07.2019. На указанную дату с учетом указанно выше правового регулирования последняя не имела права на назначение досрочной пенсии с указанной даты, равно как и с даты обращения с иском в суд (08.10.2019) (л.д. 5). Других заявлений о назначении досрочной страховой пенсии по старости в уполномоченный орган от ФИО7 не поступало и предметом разрешения не являлось.
При этом при рассмотрении споров, связанных с реализацией гражданами права на пенсионное обеспечение, суд не вправе подменять решения и действия уполномоченных органов и должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации, в чьей компетенции находится решение вопросов, связанных с оценкой пенсионных прав застрахованных лиц и назначением пенсии.
В данном случае суд, разрешая заявленные истцом требования, проверяет законность действий пенсионного органа на момент обращения гражданина за назначением пенсии и законность отказа в его назначении. При этом суд даже при установлении наличия у истца соответствующего права на назначение пенсии в ходе рассмотрения дела в суде в силу действующих положений Конституции РФ не вправе вторгаться в компетенцию исполнительной власти, подменяя своим решением полномочия органа исполнительной власти.
В связи с этим, суд не находит оснований для удовлетворения искового требования о назначении досрочной страховой пенсии по старости в период рассмотрения спора в суде (с 15 февраля 2020 года), поскольку право на досрочную пенсию у истицы на дату подачи соответствующего заявления ответчику (17.07.2019) не наступило, и, соответственно, не могло быть нарушено ГУ-УПФ РФ в г. Воронеже.
Применительно к положениям ст. 11 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ судебной защите подлежит только нарушенное право.
Истица не лишена с учетом положений ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" права повторного обращения в пенсионный орган за назначением досрочной пенсии с учетом состоявшегося судебного акта по настоящему делу.
Руководствуясь ст.ст. 56, 194-197 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО7 к ГУ – УПФ РФ в г. Воронеже удовлетворить частично.
Обязать ГУ - УПФ РФ в г. Воронеже включить ФИО7 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» период работы с 01 января 2007 года по 19 августа 2007 года в должности преподавателя начальных классов в Областном ГОУ СПО «Воронежский музыкальный колледж» (в настоящее время ГБПОУ «Воронежская специальная музыкальная школа (колледж)».
Признать за ФИО7 право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях», с 15 февраля 2020 года.
В остальной части иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Панин С.А.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 18 марта 2020 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>