№2-145/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волгоградской области
Нехаевский районный суд Волгоградской области
в составе: судьи Киселевой О.О.
при секретаре Кащенко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сиволобовой Н.Д. к администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным постановления о назначении пенсии за выслугу лет,
УСТАНОВИЛ:
Истец Сиволобова Н.Д. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области об оспаривании решения о назначении пенсии за выслугу лет.
В обоснование заявленных требований истец указала, что постановлением главы Нехаевского муниципального района от 18.11.2019 года №777 ей была назначена пенсия за выслугу лет в должности специалиста 1 категории муниципальной службы администрации Родничковского сельского совета Нехаевского района в размере 3555 рублей 90 копеек. С августа 1981 года по 30 декабря 1985 года истица замещала должности муниципальной службы в администрации Родничковского сельсовета Нехаевского района Волгоградской области, была уволена в связи с ликвидацией администрации Родничковского сельского совета. На момент увольнения занимала должность специалиста 1 категории муниципальной службы администрации Родничковского сельского совета, имела квалификационный разряд- референт муниципальной службы 1 класса. Имеет общий стаж муниципальной службы 24 года. С 24 января 2018 года, по достижении 55 летнего возраста ей назначена страховая пенсия по старости. Полагает незаконным начисление ей пенсии за выслугу лет в указанной сумме, поскольку, на момент обращения за назначением пенсии за выслугу лет, её должности не существовало, она стала именоваться- главный специалист, в связи с чем, для расчета размера пенсии за выслугу лет должен был приниматься должностной оклад по должности «главный специалист» Родничковского сельсовета. Кроме того, считает, что, имеет право на выбор: исчисление размера пенсии за выслугу лет согласно аналогичной должности муниципальной службы Нехаевского муниципального района не на дату увольнения -30 декабря 2005 года, а на дату назначения пенсии по старости- 24 января 2018 года, однако ее волеизъявление о назначении ей пенсии за выслугу лет не выяснялось и не учитывалось. Просит постановление главы Нехаевского муниципального района от 18.11.2019 года №777 о назначении пенсии за выслугу лет в должности специалиста 1 категории муниципальной службы администрации Родничковского сельского совета Нехаевского района в размере 3555 рублей 90 копеек признать незаконным, обязать главу Нехаевского муниципального района Кузнецова С.В. произвести перерасчет пенсии за выслугу лет истице в соответствии с должностным окладом главного специалиста администрации Родничковского сельсовета.
В судебное заседание истец Сиволобова Н.Д. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, при обращении в суд с исковыми требованиями, указала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика - администрации Нехаевского муниципального района Мамонтов Г.К. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, возражал против удовлетворения исковых требований, представил письменные возражения, в которых указал, что размер пенсии за выслугу лет истице установлен в соответствии с положениями ч.2 ст.24 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", ст.9.2. Закона Волгоградской области от 11.02.2008 №1626-ОД « О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области», пункта 1 статьи 5, абз.2 ч.3 ст.9 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Нехаевского муниципального района Волгоградской области, утвержденного решением Нехаевской районной Думы от 30.09.2015 № 17/10. Истица на момент увольнения замещала должность специалиста 1 категории администрации Нехаевского района, которая в соответствии с Законом Волгоградской области от 18.05.1998 №174-Од «Об утверждении Реестра муниципальных должностей Волгоградской области» относилась к группе младших должностей. В соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Волгоградской области, и принятым в соответствии с ним Реестром муниципальных должностей Нехаевского района Волгоградской области, утвержденного Решением районной Думы от 6 марта 2019 года №68/1 в штате администрации также имеется муниципальная должность «специалист 1 категории администрации», которая относится к младшей группе должностей. Муниципальная должность «главный специалист администрации», в соответствии с должностным окладом которой, истица просит произвести назначить ей пенсию за выслугу лет, относится к старшей категории должностей, в связи с чем у истицы отсутствуют основания для назначения ей пенсии по муниципальной должности «главный специалист».
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
Выплата пенсии муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), определение ее размера (ч. 2 ст. 24 Закона о муниципальной службе), а также дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 Закона о муниципальной службе) осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
Особенности организации муниципальной службы в Волгоградской области и правовое положение муниципальных служащих Волгоградской области урегулированы Законом Волгоградской области от 11 февраля 2008 г. N 1626-ОД "О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области", принятым Волгоградской областной Думой. В соответствии со статьей 9.2 этого Закона условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Финансирование пенсий за выслугу лет муниципальным служащим осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Согласно ст. 86 БК РФ, расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что правовая природа пенсии за выслугу лет муниципальному служащему заключается в ее дополнительном характере к базовой пенсии. Средствами местного бюджета распоряжаются исключительно органы местного самоуправления. Определение права на назначение пенсии, размера пенсии с учетом бюджетных возможностей и при отсутствии иного правового регулирования на более высоком уровне является самостоятельным полномочием органа местного самоуправления.
Согласно ст.2,3,4,5 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Нехаевского муниципального района Волгоградской области», утвержденного решением Нехаевской районной Думой Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 30.09.2015 №17\1, действующего на момент обращения истицы, за назначением пенсии за выслугу лет, право на пенсию за выслугу лет имеют в том числе, лица замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Нехаевского муниципального района по достижении 55 лет для женщин при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет.
Лицам замещавшим муниципальную должность в органах местного самоуправления Нехаевского муниципального района назначается пенсия за выслугу лет в размере 20 процентов среднемесячного денежного содержания. За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 1% ежемесячного денежного содержания муниципального служащего. ( пункт 2 статьи 5)
Размер пенсии за выслугу лет, лиц, замещавших муниципальные должности в органах местного самоуправления Нехаевского муниципального района, исчисляется исходя из их ежемесячного денежного содержания непосредственно перед прекращением полномочий. Размер пенсии за выслугу лет, лиц, замещавших должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Нехаевского муниципального района, исчисляется исходя из их ежемесячного денежного содержания за последние 12 полных месяцев муниципальной службы в органах местного самоуправления Нехаевского муниципального района, непосредственно перед увольнением. (пункт 3 статьи 5)
Лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Нехаевского муниципального района, которые на момент обращения за назначением пенсии за выслугу лет не существуют либо именуются иначе, для начисления пенсии за выслугу лет принимается должностной оклад по аналогичной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Нехаевского муниципального района. (пункт 4 статьи 5).Размер пенсии за выслугу лет не может быть менее 500 рублей. (д.д.20-26)
В судебном заседании установлено, что Сиволобова Н.Д. является получателем пенсии за выслугу лет с 20 февраля 2019 года, на основании постановления от 18 ноября 2019 года №777 Главы Нехаевского муниципального района как лицо, замещавшее должность муниципальной службы специалиста 1 категории администрации Родничковского сельсовета в размере 3355 рублей 90 копеек.( л.д.13)
Не согласившись с представленными расчетами Сиволобова Н.Д. обратилась с настоящим иском в суд, полагая, что расчет пенсии за выслугу лет произведен неверно, поскольку, на момент увольнения истица занимала должность специалиста первой категории муниципальной службы администрации Родничковского сельсовета, которой на момент ее обращения за назначением пенсии за выслугу лет не существовало, она стала именоваться- главный специалист, поэтому для исчисления пенсии за выслугу лет должен приниматься должностной оклад по должности «главный специалист» администрации Родничковского сельсовета, а не специалист первой категории.
Из представленного суду протокола от 25 октября 2019 года № 13 заседания совместной комиссии администрации Нехаевского муниципального района, Нехаевской районной Думы, Контрольной комиссии Нехаевского муниципального района по определению стажа муниципальной службы, пенсионному обеспечению за выслугу лет лицам, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Нехаевского муниципального района следует, что на момент увольнения, 30 декабря 2005 года, Сиволобова Н.Д. занимала должность специалиста первой категории муниципальной службы администрации Родничковского сельсовета. Определен стаж муниципальной службы Сиволобовой Н.Д. для исчисления пенсии за выслугу лет- 23 года 00 месяцев 28 дней. (л.д.123-125).
Согласно представленного расчета, с 1 октября 2019 года по настоящее время размер пенсии за выслугу лет истицы составляет 3640 рублей 21 копейку, с учетом индексации. Размер пенсии определен из расчета денежного содержания Сиволобовой Н.Д. на момент увольнения с должности, за последние 12 месяцев работы, в размере 20%, с добавлением ежегодно по 1% за каждый год, отработанный свыше 15 лет, (всего за 8 лет) с учетом Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Нехаевского муниципального района Волгоградской области», утвержденного решением Нехаевской районной Думой Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 30.09.2015 №17\1, действующего по настоящее время и индексаций от 1 октября 2011 года, 1 октября 2012 года, 1 марта 2019 года, 1 октября 2019 года.(л.д.88,97-105)
Из трудовой книжки № (л.д.127-130), следует, что Сиволобова Н.Д. уволена с должности специалиста первой категории муниципальной службы администрации Родничковского сельсовета 30 декабря 2005 г. в связи с ликвидацией организации- администрации Родничковского сельсовета, (ст.81 п.1 ТК РФ), которая согласно п.5 ст.12 Устава Нехаевского района Волгоградской области, принятого Решением Нехаевской районной Думы 28.12.1996, входила в состав администрации района в качестве территориального подразделения.(л.д.60)
Согласно реестра муниципальных должностей администрации Нехаевского района, принятого в соответствии с Законом Волгоградской области от 18.05.1998 №174-ОД «Об утверждении Реестра муниципальных должностей Волгоградской области», должность специалиста первой категории территориального структурного подразделения администрации Нехаевского района относилась к группе младших должностей (л.д.69).
В соответствии с постановлением Главы администрации Нехаевского района Волгоградской области от 27 декабря 2005 года, в том числе, Родничковский с/совет ликвидирован с 30 декабря 2005 года.(л.д.126) Существующее на день рассмотрения дела юридическое лицо- администрация Родничковского сельского поселения Нехаевского муниципального района не является правопреемником администрации Родничковского сельсовета Нехаевского района, либо структурным подразделением администрации Нехаевского муниципального района, что следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, а, также, установлено решением Нехаевского районного суда от 20 февраля 2019 года и апелляционным определением Волгоградского областного суда от 19 мая 2019 года по иску Сиволобовой Н.Д. к администрации Родничковского сельского поселения Нехаевского муниципального района о признании незаконным постановления об отказе в назначении пенсии, понуждении назначить пенсию за выслугу лет (л.д.89-96), что в силу ч.2 ст.61 ГПК РФ не подлежит повторному доказыванию.
Таким образом, на день назначения пенсии за выслугу лет Сиволобовой Н.Д. администрация Родничковского сельсовета, являющаяся территориальным подразделением администрации района, в которой Сиволобова Н.Д. занимала должность специалиста первой категории муниципальной службы, отсутствовала в связи с ликвидацией.
В соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Волгоградской области, утвержденного законом Волгоградской области 11.02.2008 №1626-ОД «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области» и принятым с ним Реестром должностей муниципальной службы в Нехаевском районе (приложение 1 к Решению Нехаевской районной Думы от 06.03.2019 №68\1 «некоторых вопросах муниципальной службы в Нехаевском муниципальном районе» в штате администрации Нехаевского муниципального района имеется муниципальная должность «специалист первой категории», которая относится к младшей группе должностей, а также определен ее должностной оклад.
Таким образом, суд считает обоснованным решение ответчика о расчете пенсии Сиволобовой Н.Д. исходя из занимаемой должности специалиста первой категории и ее денежного содержания на момент увольнения.
Доводы истицы о том, что при назначении ей пенсии за выслугу лет, должен приниматься должностной оклад по должности «главный специалист» Родничковского сельсовета, являющийся аналогичной муниципальной должностью, суд находит несостоятельными, поскольку в суд не представлено доказательств того, что должность Сиволобовой Н.Д. стала именоваться «главный специалист», кроме того, имеющаяся в Реестре должностей муниципальной службы в Нехаевском районе (приложение 1 к Решению Нехаевской районной Думы от 06.03.2019 №68\1 «О некоторых вопросах муниципальной службы в Нехаевском муниципальном районе» должность «главный специалист» относится к старшей группе должностей, а, следовательно, не является аналогичной, должности, занимаемой Сиволобовой Н.Д. на момент увольнения.
Доводы истицы о том, что органы местного самоуправления не вправе снижать уровень гарантий, установленных федеральным и областным законодательством, поскольку не обладают соответствующими полномочиями судом не принимаются ко вниманию, поскольку условия пенсионного обеспечения муниципальных служащих администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области по своим основным параметрам являются сходными (но не тождественными, а определенными с учетом возможностей местного бюджета) с условиями пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации - Волгоградской области.
Поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области, в том числе и Сиволобовой Н.Д.
Федеральный закон от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", предусматривая, соотносительность основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу Российской Федерации, взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации (пункт 6 статьи 5) и гарантируя в связи с этим муниципальному служащему право на пенсионное обеспечение, в том числе право на пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 12 части 1 статьи 11, пункт 5 части 1 статьи 23), одновременно относит определение условий и порядка пенсионного обеспечения за выслугу лет к компетенции органов местного самоуправления.
Дополнительные гарантии муниципальным служащим обеспечиваются за счет средств местных бюджетов.
Таким образом, органы местного самоуправления вправе не только вводить, но и изменять порядок и условия предоставления за счет средств местного бюджета лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, пенсии за выслугу лет, установленной к страховой пенсии, в том числе корректировать правила назначения пенсии за выслугу лет.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковое заявление удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Сиволобовой Н.Д. к администрации Нехаевского муниципального района о признании постановления главы Нехаевского муниципального района от 18.11.2019 года №777 о назначении пенсии за выслугу лет в должности специалиста 1 категории муниципальной службы администрации Родничковского сельского совета Нехаевского района в размере 3555 рублей 90 копеек незаконным, обязать главу Нехаевского муниципального района Кузнецова С.В. произвести перерасчет пенсии за выслугу лет истце в соответствии с должностным окладом главного специалиста администрации Родничковского сельсовета, отказать.
Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Волгоградский областной суд через Нехаевский районный суд Волгоградской области, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 23 декабря 2020 года.
Судья О.О.Киселева