ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-145/2012 от 28.02.2012 Тбилисского районного суда (Краснодарский край)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 февраля 2012 года ст. Тбилисская

Тбилисский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего ГУЛОВА А.Н.,

при секретаре ДЕМИДОВОЙ А.Б.,

с участием:

заявителя – помощника прокурора Тбилисского района Краснодарского края БЕЛЕВЦЕВА В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тбилисского района в интересах Российской Федерации об оспаривании бездействия исполнительного органа местного самоуправления – администрации Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района, связанного с непринятием необходимых мер на устранение нарушений,

У С Т А Н О В И Л:

В Тбилисский районный суд обратился прокурор Тбилисского района Краснодарского края с заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие исполнительного органа местного самоуправления – администрации Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района – связанное с:

- не принятием безотлагательных мер, направленных на устранение выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, и не приведением в соответствие с требованиями федерального законодательства муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого администрацией сельского поселения с ФИО8 по итогам размещения муниципального заказа;

- не уведомлением прокурора района о месте и времени рассмотрения представления;

- не рассмотрением вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения; обязать администрацию Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района исполнить законные требования прокурора, а именно:

- принять безотлагательные меры, направленные на устранение выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, и привести в соответствие с требованиями федерального законодательства муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, заключённый администрацией сельского поселения с ИП ФИО5 по итогам размещения муниципального заказа;

- уведомить прокурора района о месте и времени рассмотрения представления;

- рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.

Свои требования заявитель мотивировал тем, что в декабре 2011 года прокуратурой Тбилисского района по заданию прокуратуры края проведена проверка исполнения органами местного самоуправления на поднадзорной территории требований бюджетного законодательства и законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при размещении муниципального заказа на выполнение работ по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры сельских поселений.

По результатам проверки выявлены нарушения указанного законодательства, допускаемые должностными лицами администрации Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района при размещении муниципального заказа.

Уполномоченным органом в сфере размещения заказов – администрацией МО Тбилисский район, по поручению муниципального заказчика – администрации Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района, ДД.ММ.ГГГГ произведено размещение муниципального заказа путем запроса котировок на выполнение работ по разработке программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района» (извещение о проведении запроса котировок ).

По итогам рассмотрения и оценки котировочных заявок котировочной комиссией администрации МО Тбилисский район ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол . Победителем размещения запроса котировок признана ИП ФИО5.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Нововладимировского сельского поселения с победителем запроса котировок заключён муниципальный контракт .

При этом отдельные положения заключённого контракта противоречат требованиям действующего законодательства.

В соответствии с п. 4.1 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ) запрос котировок должен содержать в числе прочих и сведения о требованиях к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара.

Заявка главы Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района в уполномоченный орган о проведении размещения муниципального заказа в форме запроса котировок содержала в себе требование к предоставлению гарантийных обязательств – объём предоставления гарантий качества 100%. Извещение о проведении запроса котировок от ДД.ММ.ГГГГ так же содержало в себе аналогичные требования к гарантийному сроку на выполненную работу, в тоже время, в нарушение вышеуказанных требований Закона № 94-ФЗ, к заявке на проведение запроса котировок администрацией Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района прилагался проект муниципального контракта, пунктом 11.2. которого установлена гарантия качества на выполненные работы – 3 года. Данный проект муниципального контракта подписан сторонами в предложенной редакции.

В нарушение указанных требований, в пункте 13.1. проекта муниципального контракта, направленного в администрацию МО Тбилисский район, и заключённого муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что любая договоренность между Сторонами, влекущая за собой новые обязательства, не предусмотренные контрактом, считается действительной, если она подтверждена в письменной форме в виде дополнительного соглашения и подписана уполномоченными представителями сторон.

По фактам вышеуказанных нарушений законодательства прокурором района 11.01.2011 в адрес главы Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района внесено представление об устранении выявленных нарушений закона.

В представлении содержались требования о принятии безотлагательных мер, направленных на устранение выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, и не допущению их впредь; рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения законодательства; об уведомлении прокурора Тбилисского района о месте и времени рассмотрения представления и рассмотрении его с участием представителя прокуратуры района.

Согласно ответа главы Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района Горбанёва В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении законных требований прокурора фактически отказано.

В частности, в ответе указано, что замечания по представлению прокурора района рассмотрены, нарушения требований бюджетного законодательства и законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, указанные в представлении прокурора, не имели место.

В обоснование своей позиции глава Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района указывает, что срок выполнения работ, предусмотренный муниципальным контрактом, не изменялся, в связи с чем, нарушения требований ст. 767 Гражданского кодекса РФ места не имели.

В тоже время, главой Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района не дана оценка факту предоставлению в уполномоченный орган – администрацию МО Тбилисский район, в качестве приложения к заявке на размещение муниципального заказа, проекта муниципального контракта, уже содержащего требования к гарантийному сроку на выполненную работу, отличные от требований, указанных в заявке от ДД.ММ.ГГГГ, а в последствии, и в извещении о проведении запроса котировок от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, по результатам рассмотрения представления прокурора района безотлагательных мер, направленных на устранение выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, и не допущению их впредь, со стороны администрации Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района не принято – муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, заключённый администрацией сельского поселения с ИП ФИО5 по итогам размещения муниципального заказа, в соответствие с требованиями федерального законодательства в установленном порядке не приведён.

Кроме этого, о месте и времени рассмотрения представления прокурор района в установленном порядке не уведомлялся; должностные лица администрации Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района, виновные в выявленных нарушениях закона, к дисциплинарной ответственности не привлечены.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования и просил удовлетворить их в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица – Глава администрации Нововладимировского сельского поселения в судебное заседание не явился, заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с его служебной командировкой. В удовлетворении данного ходатайства было отказано, поскольку заинтересованное лицо является юридическим лицом, которое может осуществлять свою деятельность и через представителей, однако, в судебном заседании такого представителя не было.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд считает заявление прокурора Тбилисского района Краснодарского края в интересах Российской Федерации, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В декабре 2011 года прокуратурой Тбилисского района по заданию прокуратуры края проведена проверка исполнения органами местного самоуправления на поднадзорной территории требований бюджетного законодательства и законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при размещении муниципального заказа на выполнение работ по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры сельских поселений. По результатам проверки выявлены нарушения указанного законодательства, допускаемые должностными лицами администрации Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района при размещении муниципального заказа. В соответствии со ст. 72 Бюджетного кодекса РФ, размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Муниципальные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Уполномоченным органом в сфере размещения заказов – администрацией МО Тбилисский район, по поручению муниципального заказчика – администрации Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района, ДД.ММ.ГГГГ произведено размещение муниципального заказа путем запроса котировок на выполнение работ по разработке программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Геймановского сельского поселения Тбилисского района» (извещение о проведении запроса котировок ). По итогам рассмотрения и оценки котировочных заявок котировочной комиссией администрации МО Тбилисский район ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол . Победителем размещения запроса котировок признана ИП ФИО5. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Нововладимировского сельского поселения с победителем запроса котировок заключён муниципальный контракт . Согласно ст. 767 Гражданского кодекса РФ, при уменьшении органами местного самоуправления в установленном порядке средств бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Изменения условий муниципального контракта, не связанные с указанными обстоятельствами, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ. Судом установлено, что в нарушение указанных требований, в пункте 13.1. проекта муниципального контракта, направленного в администрацию МО Тбилисский район, и заключённого муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что любая договоренность между Сторонами, влекущая за собой новые обязательства, не предусмотренные контрактом, считается действительной, если она подтверждена в письменной форме в виде дополнительного соглашения и подписана уполномоченными представителями сторон. В досудебном порядке, по фактам вышеуказанных нарушений законодательства прокурором района 11.01.2011 года в адрес главы Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района внесено представление об устранении выявленных нарушений закона. В данном представлении содержались требования о принятии безотлагательных мер, направленных на устранение выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, и не допущению их впредь; рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения законодательства; об уведомлении прокурора Тбилисского района о месте и времени рассмотрения представления и рассмотрении его с участием представителя прокуратуры района. Как следует из ответа главы Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района Горбанева В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении законных требований прокурора фактически отказано. В ответе указано, что замечания по представлению прокурора района рассмотрены, нарушения требований бюджетного законодательства и законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, указанные в представлении прокурора, отсутствуют. Главой Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района указано, что срок выполнения работ, предусмотренный муниципальным контрактом, не изменялся, в связи с чем, нарушения требований ст. 767 Гражданского кодекса РФ места не имели. Судом явно установлен факт того, что по результатам рассмотрения представления прокурора района безотлагательных мер, направленных на устранение выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, и не допущению их впредь, со стороны администрации Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района не принято – муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, заключённый администрацией сельского поселения с ИП ФИО5 по итогам размещения муниципального заказа, в соответствие с требованиями федерального законодательства в установленном порядке не приведён. Более того, о месте и времени рассмотрения представления прокурор района в установленном порядке не уведомлялся; должностные лица администрации Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района, виновные в выявленных нарушениях закона, к дисциплинарной ответственности не привлечены. Заявленные требования прокурором являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Соответственно, требования прокурора Тбилисского района являются законными и поэтому суд считает необходимым требования прокурора в части действий заинтересованного лица удовлетворить.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны, все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии с п.п. 9 п.1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от уплаты государственной пошлины освобождены.

Согласно п. 6 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц, уплате государственная пошлина подлежит в размере 3000 рублей для организаций (ст. 333.19, "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 21.04.2011).

Так как заинтересованное лицо является юридическим лицом и от уплаты государственной пошлины не освобождено, суд считает необходимым взыскать с заинтересованного лица госпошлину в сумме 3000 рублей.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Тбилисского района в интересах Российской Федерации об оспаривании бездействия исполнительного органа местного самоуправления – администрации Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района, связанного с непринятием необходимых мер на устранение нарушений удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие исполнительного органа местного самоуправления – администрации Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района – связанное с:

- не принятием безотлагательных мер, направленных на устранение выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, и не приведением в соответствие с требованиями федерального законодательства муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого администрацией сельского поселения с ИП ФИО5 по итогам размещения муниципального заказа;

- не уведомлением прокурора района о месте и времени рассмотрения представления;

- не рассмотрением вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения; обязать администрацию Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района исполнить законные требования прокурора, а именно:

- принять безотлагательные меры, направленные на устранение выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, и привести в соответствие с требованиями федерального законодательства муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, заключённый администрацией сельского поселения с ИП ФИО5 по итогам размещения муниципального заказа;

- уведомить прокурора района о месте и времени рассмотрения представления;

- рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.

Взыскать с администрации Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района в доход государства государственную пошлину в сумме 3000 (три тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Тбилисский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий - /подпись/

Копия верна: судья А.Н. Гулов