ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-145/2013 от 02.08.2013 Мамско-чуйского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 августа 2013г. Пос. Мама

Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Клинова А.Н.,

при секретаре Чимитдоржиевой Д.,

с участием:

Старшего помощника прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области Трофимовой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2- 145/2013 по заявлению прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области о признании незаконным бездействия должностного лица – судебного пристава-исполнителя и обязании совершить исполнительные действия, предусмотренные законом,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Мамско-Чуйского района Иркутской области, действуя на основании полномочий, предусмотренных ст. 45 ГПК РФ и выступая в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением, в котором просит: признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Мамско-Чуйского районного отдела судебных приставов УФССП России по Иркутской области Грязновой Ольги Олеговны в период с 27 декабря 2012 года по 15 июля 2013 года, выразившееся в не вынесении постановления об окончании исполнительного производства № 641/12/20/38 по исполнительному листу № 2-154/2011 от 14.02.2012 года по решению Мамско-Чуйского районного суда от 29.12.2011 года о понуждении Администрации Мамского городского поселения произвести капитальный ремонт жилого дома № 23 по ул. Набережная в п. Мама; обязать судебного пристава-исполнителя Мамско-Чуйского районного отдела судебных приставов УФССП России по Иркутской области вынести постановление об окончании исполнительного производства № 641/12/20/38 по исполнительному листу № 2-154/2011 от 14.02.2012 года по решению Мамско-Чуйского районного суда от 29.12.2011 года о понуждении Администрации Мамского городского поселения произвести капитальный ремонт жилого дома № 23 по ул. Набережная в п. Мама.

В обоснование требований указал, что решением Мамско-Чуйского районного суда от 29.12.2011 года удовлетворены требования по исковому заявлению прокурора Мамско-Чуйского района о понуждении Администрации Мамского городского поселения произвести капитальный ремонт жилого дома № 23 по ул. Набережная в п. Мама.

24 февраля 2012 года исполнительный лист № 2-154/2011 по указанному решению суда предъявлен прокуратурой Мамско-Чуйского района для принудительного исполнения в Мамско-Чуйский районный отдел судебных приставов УФССП России по Иркутской области.

02 марта 2012 года судебным приставом-исполнителем Грязновой О.О. по исполнительному листу № 2-154/2011 от 14.02.2012 года вынесено постановление о возбуждении в отношении Администрации Мамского городского поселения исполнительного производства № 641/12/20/38.

02 марта 2012 года судебным приставом-исполнителем Грязновой О.О. Администрации Мамского городского поселения направлено требование о добровольном исполнении исполнительного листа № 2-154/2011 от 14.02.2012 года в пятидневный срок с момента получения требования.

10 мая 2012 года по исполнительному производству № 641/12/20/38 вынесено постановление о взыскании с администрации Мамского городского поселения исполнительского сбора

10 мая 2012 года судебным приставом-исполнителем Администрации Мамского городского поселения направлено требование о добровольном исполнении исполнительного листа № 2-154/2011 от 14.02.2012 года в пятидневный срок с момента получения требования.

20 декабря 2012 г. судебным приставом-исполнителем Грязновой О.О. главе администрации Мамского городского поселения Белых В.П. направлено требование о добровольном исполнении решения Мамско-Чуйского районного суда от 29.12.20111 года по исковому заявлению прокурора Мамско-Чуйского района о понуждении Администрации Мамского городского поселения произвести капитальный жилого дома № 23 по ул. Набережная в п. Мама в семидневный срок с момента получения требования.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом – исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно ответа администрации Мамского городского поселения от 26.12.2012 года (получено РОСП 27.12.2012 года) на требование от 21.12.2012 года капитальный ремонт дома № 23 по ул. Набережная в п. Мама по состоянию на 26.12.2012 года был произведен, что подтверждалось приложенным к ответу актом выполненных работ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство подлежит прекращению с вынесением соответствующего постановления в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

В нарушение статьи 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебным приставом-исполнителем Грязновой О.О. постановление об окончании исполнительного производства № 641/12/20/38 по исполнительному листу № 2-154/2011 от 14.02.2012 года о понуждении Администрации Мамского городского поселения произвести капитальный ремонт жилого дома № 23 по ул. Набережная в п. Мама по состоянию на 15.07.2013 года не вынесено.

Таким образом, бездействие судебного пристава-исполнителя Мамско-Чуйского РОСП УФCCП России по Иркутской области Грязновой О.О. в период с 27 декабря 2012 года (с момента получения ответа администрации) по 15 июля 2013 года, выразившееся в не вынесении постановления об окончании исполнительного производства № 641/12/20/38 по исполнительному листу № 2-154/2011 от 14.02.2012 года по решению Мамско-Чуйского районного суда от 29.12.2011 года о понуждении Администрации Мамского городского поселения произвести капитальный ремонт жилого дома № 23 по ул. Набережная в п. Мама по состоянию на 15.07.2013 года является незаконным.

Представитель заинтересованного лица Мамско-Чуйского районного отдела судебных приставов УФССП России по Иркутской области и судебный пристав-исполнитель Мамско-Чуйского РОСП УФCCП России по Иркутской области Грязнова О.О., надлежаще извещенные о дне и месте судебного заседания, в суд не явились.

Временно замещающая должность начальника Мамско-Чуйского РОСП УФССП России по Иркутской области Грязнова О.О. заявлением от 02.08.2013г. просила рассмотреть дело в своё отсутствие, указав, что требования прокурора признаёт в полном объеме и не возражает против их удовлетворения и вынесения решения на основании признания иска (л.д.24).

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица представитель администрации Мамского городского поселения, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения прокурора, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса по представленным суду доказательствам.

Участвующий в судебном заседании прокурор заявленные требования поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Выслушав доводы прокурора, исследовав представленные суду доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а их совокупности во взаимной связи признавая достаточной, суд, рассматривая дело в пределах заявленных прокурором требований, приходит к следующим выводам:

Согласно п. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст. 441 ГПК РФ, постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием). Заявление об оспаривании постановлений, действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель, в десятидневный срок со дня вынесения постановления либо со дня, когда лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.

Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Бездействие при исполнении судебным приставом-исполнителем своих должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или не совершение каких-либо действий, прямо предусмотренных законом.

Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», с изменениями и дополнениями на 05.04.2013 г., определены условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

В соответствии со ст. 2 Федеральный закона «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Судом установлено, что решением Мамско-Чуйского районного суда от 29.12.2011 г. по делу № 2-154/2011 по иску Прокурора Мамско-Чуйского района в интересах Брунёвой Веры Петровны к Администрации Мамского городского поселения об обязании произвести капитальный ремонт жилого дома № 23 по ул. Набережная в пос. Мама Мамско-Чуйского района Иркутской области, на администрацию Мамского городского поселения возложена обязанность произвести капитальный ремонт жилого дома № 23 по ул. Набережная в пос. Мама Мамско-Чуйского района Иркутской области.

24 февраля 2012 года прокуратурой Мамско-Чуйского района в Мамско-Чуйский районный отдел судебных приставов УФССП России по Иркутской области направлен исполнительный лист серии ВС № 003825308, выданный 14.02.2012г. Мамско-Чуйским районным судом по делу № 2-154/2011 от 29.12.2011 года (л.д.8-9), для принудительного исполнения, что подтверждается сопроводительным письмом прокуратуры № 08-67-12/316 от 24.02.2012г. (л.д.7). Данный исполнительный лист поступил в службу судебных приставов, как следует из штампа на исполнительном листе 02.03.2013г.

В соответствии со статьей 30 Федерального Закона «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.1).

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (ст.11). Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ст.12).

Срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе (ст.13).

Согласно ст.17 Федерального Закона «Об исполнительном производстве», копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

02 марта 2012 года на основании исполнительного листа серии ВС №003825308, выданного 14.02.2012 г. Мамско-Чуйским районным судом по делу № 2-154/2011 от 29.12.2011 года, судебным приставом-исполнителем Грязновой О.О. возбуждено исполнительное производство № 641/12/20/38в отношении должника Администрации Мамского городского поселения.

Согласно постановлению о возбуждении исполнительного производства № 641/12/20/38 от 02.03.2012 года должнику судебным приставом–исполнителем Мамско-Чуйского РОСП Грязновой О.О. установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе ВС №003825308, выданным по делу №2-154/2011, в пятидневный срок с момента получения требования (л.д.10).

На основании данного постановления судебным приставом-исполнителем в адрес Администрации Мамского городского поселения направлено требование о добровольном исполнении исполнительного листа № 2-154/2011 от 14.02.2012 года в пятидневный срок с момента получения требования (л.д.11). Данное требование вручено должнику лично под роспись 05.03.2012г.

10 мая 2012 года судебным приставом-исполнителем Грязновой О.О. в связи с тем, что срок добровольного исполнения судебного решения истёк, а решение Мамско-Чуйского районного суда от 29.12.2011 года не исполнено, вынесено постановление о взыскании с администрации Мамского городского поселения исполнительского сбора (л.д.12) и 10 мая 2012 года судебным приставом-исполнителем Грязновой О.О. главе Мамского городского поселения Белых В.П. направлено требование о добровольном исполнении в срок до 16 мая 2012 года исполнительного листа № 2-154/2011 от 29.12.2011 года (л.д.13).

20 декабря 2012 г. судебным приставом-исполнителем Грязновой О.О. главе администрации Мамского городского поселения Белых В.П. направлено вновь требование о добровольном исполнении решения Мамско-Чуйского районного суда от 29.12.2011 года по исковому заявлению прокурора Мамско-Чуйского района о понуждении Администрации Мамского городского поселения произвести капитальный жилого дома № 23 по ул. Набережная в п. Мама в семидневный срок с момента получения требования (л.д.14).

На данное требование главой Мамского городского поселения Белых В.П. дан ответ от 26.12.2012 года, в котором указал, что капитальный ремонт дома № 23 по ул. Набережная в п. Мама произведен, что подтверждалось приложенным к ответу актом выполненных работ (л.д.15-18).

Других исполнительных действий по исполнительному производству № 641/12/20/38 судебными приставами-исполнителями не совершались.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах», (с изменениями от 02.07.2013г.) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство подлежит прекращению с вынесением соответствующего постановления в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Суд убеждается в правильности доводов прокурора Мамско-Чуйского района о признании незаконными бездействия судебных приставов, поскольку постановление об окончании исполнительного производства № 641/12/20/38 по исполнительному листу № 2-154/2011 от 14.02.2012 года о понуждении Администрации Мамского городского поселения произвести капитальный ремонт жилого дома № 23 по ул. Набережная в п. Мама по состоянию на 15.07.2013 года не вынесено.

Вышеуказанные действия судебных приставов-исполнителей свидетельствуют о ненадлежащих действиях по исполнению решения суда, что привело к необоснованному затягиванию его исполнения. Правовая система не допускает, чтобы судебное решение, вступившее в законную силу и обязательное к исполнению, оставалось недействующим в отношении одной из сторон в ущерб её интересам.

В силу п.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., с изменениями и дополнениями на 13.05.2004 г., каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. При исчислении указанных сроков право на суд охватывает как процедуру судебного разбирательства, так и процесс исполнения судебного решения. С учетом требований этой нормы, а также п. 3 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., производство по уголовным и гражданским делам должно осуществляться без неоправданной задержки, в сроки, позволяющие оптимально обеспечить право граждан на судебную защиту. Указанные акты международного права ратифицированы Российской Федерацией, следовательно, являются составной частью правовой системы России.

Кроме того, Федеральный Закон «Об исполнительном производстве» наделяет судебного пристава-исполнителя широким кругом полномочий при осуществлении исполнительного производства.

Таким образом, установлено, бездействие судебных приставов-исполнителей выразившееся в не вынесении постановления об окончании исполнительного производства № 641/12/20/38 по исполнительному листу № 2-154/2011 от 14.02.2012 года по решению Мамско-Чуйского районного суда от 29.12.2011 года о понуждении Администрации Мамского городского поселения произвести капитальный ремонт жилого дома № 23 по ул. Набережная в п. Мама по состоянию на 15.07.2013 года является незаконным и противоречит требованиям законодательства об исполнительном производстве, нарушает права взыскателя, что в свою очередь влияет на разумность сроков разбирательства имущественных споров, в которые входят не только сроки рассмотрения дела в суде, но и сроки фактического исполнения решения суда.

При таких обстоятельствах, заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования Прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Мамско-Чуйского районного отдела судебных приставов УФССП России по Иркутской области Грязновой Ольги Олеговны в период с 27 декабря 2012 года по 15 июля 2013 года, выразившееся в не вынесении постановления об окончании исполнительного производства № 641/12/20/38 по исполнительному листу № 2-154/2011 от 14.02.2012 года по решению Мамско-Чуйского районного суда от 29.12.2011 года о понуждении Администрации Мамского городского поселения произвести капитальный ремонт жилого дома № 23 по ул. Набережная в п. Мама.

Обязать судебного пристава-исполнителя Мамско-Чуйского районного отдела судебных приставов УФССП России по Иркутской области вынести постановление об окончании исполнительного производства № 641/12/20/38 по исполнительному листу № 2-154/2011 от 14.02.2012 года по решению Мамско-Чуйского районного суда от 29.12.2011 года о понуждении Администрации Мамского городского поселения произвести капитальный ремонт жилого дома № 23 по ул. Набережная в п. Мама.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Мамско-Чуйский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 02 августа 2013 года.

Судья /Клинов А.Н./