ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-145/2013 от 04.07.2013 Владимирского гарнизонного военного суда (Владимирская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 июля 2013 года город Владимир

Владимирский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Максименко М.В., при секретаре судебного заседания Седовой А.А., с участием заявителя ФИО1 и его представителя ФИО2, в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению <данные изъяты> ФИО1 об оспаривании решения начальника территориального отделения в <адрес> Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту – начальник территориального отделения ЗРУЖО МО РФ) об отказе в предоставлении заявителю жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с заявлением, указанным во вводной части решения, в котором с учетом уточненных требований просил признать незаконным решение начальника территориального отделения ЗРУЖО МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ХХХ об отказе в предоставлении ему жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, а также обязать названное должностное лицо отменить это решение и повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ему упомянутого жилого помещения.

Кроме того, заявитель просил суд признать за ним, как командиром воинской части, право на дополнительную общую площадь жилого помещения.

Выступая в судебном заседании, ФИО1 и его представитель изложенные требования поддержали и просили суд удовлетворить их в полном объеме, пояснив при этом, что решением жилищной комиссии комендатуры военных сообщений железнодорожного участка и станции <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным протоколом ее заседания № ХХХ, заявитель был принят на учет нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был назначен на должность военного коменданта вышеназванного железнодорожного участка, в связи с чем у него, как у командира воинской части, появилось право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 и не более 25 квадратных метров, что предусмотрено п. 8 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее – Закон). Указанную воинскую должность заявитель замещал вплоть до 12 ноября 2009 года, после чего был зачислен в распоряжение командующего войсками Московского военного округа в связи с организационно-штатными мероприятиями при невозможности увольнения с военной службы без обеспечения жильем для постоянного проживания при общей продолжительности военной службы более 10 лет.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, продолжая пребывать в распоряжении должностного лица по указанной причине, выразил согласие на заселение в распределенное ему на состав семьи из одного человека жилое помещение общей площадью <данные изъяты> квадратных метра (с учетом права на дополнительную площадь), расположенное по адресу: <адрес>. При этом он также согласился компенсировать за счет собственных средств затраты Федерального бюджета за превышение общей площади распределенного ему жилья в размере <данные изъяты> квадратных метра, исходя из нормы предоставления жилого помещения <данные изъяты>.

Решением начальника территориального отделения ЗРУЖО МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ХХХ в предоставлении ФИО1 упомянутой квартиры было отказано по причине превышения размера ее площади на <данные изъяты> квадратных метра. Так, по мнению должностного лица, заявитель не относится к категории военнослужащих, имеющих право на дополнительную общую площадь жилого помещения, а поэтому максимальный размер предоставляемого ему жилья, с учетом конструктивных особенностей дома, не может превышать <данные изъяты> квадратных метров.

Между тем такой вывод начальника ЗРУЖО МО РФ является ошибочным, поскольку последняя занимаемая ФИО1 должность, с которой он подлежал увольнению с военной службы по организационно-штатным мероприятиям, но был вынужден на ней (службе) пребывать до обеспечения постоянным жилым помещением, приравнивается к должности командира воинской части. Так, должность военного коменданта железнодорожного участка и станции, имеющая штатно-должностную категорию «подполковник, капитан 2 ранга» соответствует статусу командира отдельного батальона. В соответствии с п. 10 ранее действовавшей Инструкции "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" (далее – Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года № 80, под командирами воинских частей, имевших право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 и не более 25 квадратных метров, понимались, в том числе, командиры отдельных батальонов. При этом по смыслу п. 39 Инструкции линейные органы военных сообщений относились к воинским частям общегарнизонного назначения. Более того, обязанности военного коменданта железнодорожного участка и станции, определенные Положением о комендатуре военных сообщений железнодорожного участка и станции, аналогичны общим обязанностям командира воинской части и обязанностям командира отдельного батальона, что следует из содержания п.п. 75-91 и 130-131 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – УВС ВС РФ), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ХХХ.

Помимо изложенного ФИО1 и его представитель пояснили, что в соответствии с положениями Инструкции о порядке определения, организации и ведения учета действительных и условных наименований органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, органы военных сообщений включены в перечень воинских частей, которым не присваиваются условные наименования.

Кроме того, учитывая, что комендатура военных сообщений железнодорожного участка и станции <данные изъяты> содержалась по отдельному штату, имела печати, штампы, бланки, вооружение, материальные средства, а также самостоятельный адрес, а военный комендант обладал полномочиями по изданию приказов, заключению контрактов, приему на работу граждан и другими организационно-распорядительными полномочиями, следовательно, указанная комендатура являлась организационно-самостоятельной и административно-хозяйственной структурой Вооруженных Сил Российской Федерации.

Таким образом, ФИО1, замещавший должность военного коменданта железнодорожного участка и станции, являлся командиром воинской части, а поэтому на момент зачисления его в распоряжение должностного лица, он как военнослужащий, подлежавший увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы более 10 лет, имел и имеет право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 и не более 25 квадратных метров.

От должностного лица, чье решение оспаривается, а также от руководителя Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, возражений на заявление ФИО1 в суд не поступило.

Заслушав объяснения заявителя, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Исходя из положений ст. 15 Закона, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 Закона.

При этом командиры воинских частей имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров (п. 8 ст. 15 Закона).

Военнослужащими, признанными в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, при их желании могут быть приобретены либо получены в собственность жилые помещения общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 Закона за счет собственных средств военнослужащих-граждан для оплаты дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения.

В силу ст. 15.1. Закона норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с Законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

При предоставлении в соответствии с Законом военнослужащему, реализующему в соответствии с п. 8 ст. 15 Закона право на дополнительную общую площадь жилого помещения, жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, увеличивается в пределах от 15 квадратных метров до 25 квадратных метров.

С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с Законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, и вышеуказанного увеличения размера общей площади жилого помещения.

Такое превышение может составлять для одиноко проживающего военнослужащего не более <данные изъяты> квадратных метров общей площади жилого помещения.

Из копии протокола заседания жилищной комиссии комендатуры военных сообщений железнодорожного участка и станции <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № ХХХ усматривается, что ФИО1 был признан нуждающимся в получении жилого помещения для постоянного проживания.

Согласно выписке из приказа Начальника тыла Вооруженных Сил Российской Федерации – заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ХХХ ФИО1 был назначен на должность военного коменданта железнодорожного участка и станции <данные изъяты>.

В соответствии с выпиской из приказа командующего войсками Московского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ № ХХХ заявитель зачислен в распоряжение указанного должностного лица в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, будучи необеспеченным жилым помещением по нормам жилищного законодательства.

При этом из копии послужного списка ФИО1 следует, что общая продолжительность его военной службы на момент зачисления в распоряжение составляла более 10 лет.

Из представленной в суд выписки из Единого реестра военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, следует, что ФИО1 (личный номер № ХХХ, что видно из копии удостоверения личности заявителя) состоит на упомянутом учете составом семьи из 1-го человека с ДД.ММ.ГГГГ с правом на дополнительную площадь.

Согласно копии извещения о распределении жилого помещения № ХХХ от ДД.ММ.ГГГГ заявителю составом семьи из 1-го человека с учетом права на дополнительную площадь было распределено жилое помещение общей площадью <данные изъяты> квадратных метра, расположенное по адресу: <адрес>.

Из этого же документа усматривается, что ФИО1 согласился на заселение в названную квартиру с компенсацией затрат Федерального бюджета Российской Федерации за счет собственных средств за <данные изъяты> квадратных метра превышения общей площади жилого помещения, определенной исходя из нормы предоставления жилого помещения <данные изъяты>.

В соответствии с копией решения начальника территориального отделения ЗРУЖО МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ХХХ в предоставлении вышеуказанной квартиры ФИО1 было отказано в связи с превышением размера ее площади на <данные изъяты> квадратных метра.

Как видно из содержания данного решения, основанием для его принятия послужило то обстоятельство, что заявитель, по мнению должностного лица, не относится к категории военнослужащих, указанных в п. 8 ст. 15 Закона, а поэтому у него отсутствует право на дополнительную общую площадь жилого помещения. Таким образом, жилое помещение, которое может быть предоставлено ФИО1 с учетом конструктивных особенностей дома, должно составлять не более <данные изъяты> квадратных метров.

Вместе с тем, суд не может согласиться с таким выводом начальника территориального отделения ЗРУЖО МО РФ, поскольку на момент вынужденного зачисления ФИО1 в распоряжение командующего войсками Московского военного округа (ДД.ММ.ГГГГ) по причине невозможности планируемого им в тот период увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы более 10 лет без обеспечения жилым помещением для постоянного проживания, он замещал должность военного коменданта железнодорожного участка и станции, которая приравнивается к должности командира воинской части.

Данный вывод суда основан на следующем.

Так, в соответствии с примечанием к п. 1 действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ Инструкции о порядке определения, организации и ведения учета действительных и условных наименований органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – Инструкция-2), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, под термином «воинская часть» понималась организационно самостоятельная, административно-хозяйственная структура Вооруженных Сил Российской Федерации, содержащаяся по штату, утвержденному Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, имеющая самостоятельный баланс.

К воинским частям относились: все полки независимо от их подчиненности (им равные и выше); корабли 1, 2 и 3 ранга; отдельные батальоны (дивизионы, эскадрильи и им равные), не входящие в состав полков (им равных и выше); отдельные роты, не входящие в состав батальонов (дивизионов, эскадрилий и им равных) и полков (им равных и выше).

При этом согласно примечанию к п. 2 действующего в настоящее время Порядка присвоения, применения и ведения учета действительных и условных наименований органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, кораблей и судов Военно-Морского Флота (далее – Порядок), утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации в 2010 году, понятие воинской части существенных изменений не претерпело.

Из содержания же Положения о комендатуре военных сообщений железнодорожного участка и станции, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 июня 2008 года № 335 «Об утверждении положений о линейных и полевых органах военных сообщений на железнодорожном, воздушном, морском и внутреннем водном транспорте», следует, что комендатура военных сообщений железнодорожного участка и транспорта в полном объеме обладает вышеназванными признаками воинской части.

Так, согласно п.п. 2, 6, 7, 10, 11 и 13 упомянутого Положения комендатура военных сообщений железнодорожного участка и станции (далее – комендатура ВОСО) является полномочным представителем Министерства обороны на железнодорожном транспорте, органом военного управления, предназначенным для организации воинских железнодорожных перевозок в переделах территориальной границы ответственности, устанавливаемой начальником военных сообщений на железнодорожном транспорте.

Комендатура ВОСО имеет печать, штампы и бланки, необходимые для осуществления своей деятельности.

Организационная структура комендатуры ВОСО определяется штатом, утверждаемым в порядке, установленном в Министерстве обороны.

Комендатуру ВОСО возглавляет военный комендант, который в мирное и военное время отвечает за: организацию воинских железнодорожных перевозок в пределах своей территориальной границы ответственности; боевую и мобилизационную готовность комендатуры ВОСО и подчиненных органов военных сообщений; командирскую подготовку, воспитание, воинскую и трудовую дисциплину, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава; состояние службы войск и обеспечение безопасности военной службы, внутренний порядок; состояние и сохранность материальных средств в комендатуре ВОСО и подчиненных органах военных сообщений и другое.

Кроме того, военный комендант руководит организацией перевода комендатуры ВОСО и подчиненных органов военных сообщений с мирного на военное время; организует в комендатуре ВОСО работу по укреплению воинской дисциплины и правопорядка, совершенствованию воспитания военнослужащих ВОСО; утверждает обязанности непосредственно подчиненных должностных лиц; заключает с гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, контракты о прохождении военной службы; руководит кадровой работой в комендатуре ВОСО и подчиненных органах военных сообщений и т.д..

    Аналогичные в своем большинстве обязанности закреплены за командирами отдельного батальона (корабля 2 и 3 ранга) и полка, что следует из положений ст.ст. 93-95, 130 и 131 УВС ВС РФ.

Более того, как в приложении № ХХХ к действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ Инструкции-2, так и в приложении № ХХХ действующего в настоящее время Порядка, прямо указано, что органы военных сообщений входят в перечень воинских частей, особенностью которых является лишь то обстоятельство, что им не присваивается условные наименования.

Помимо приведенных данных суд учитывает, что п. 39 действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ Инструкции однозначно относил линейные органы военных сообщений к воинским частям общегарнизонного назначения.

На основании всего изложенного суд приходит к выводу о том, что ФИО1 признанный нуждающимся в получении жилого помещения для постоянного проживания, замещавший на момент планируемого увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями должность военного коменданта железнодорожного участка и станции <данные изъяты>, при общей продолжительности военной службы более 10 лет, имел право на дополнительную общую площадь жилого помещения в размере от 15 до 25 квадратных метров, поскольку являлся командиром воинской части.

То обстоятельство, что на момент предоставления заявителю жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, он являлся военнослужащим, зачисленным в распоряжение должностного лица, а не замещавшим воинскую должность военного коменданта железнодорожного участка и станции <данные изъяты>, не может свидетельствовать об утрате им права на дополнительную общую площадь жилого помещения, так как в случае своевременного обеспечения его постоянным жилым помещением он обладал таким правом в безусловном порядке.

С учетом изложенных данных суд признает оспариваемое решение начальника территориального отделения ЗРУЖО МО РФ незаконным, в связи с чем возлагает на указанное должностное лицо обязанность отменить это решение и повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ФИО1 ранее распределенной квартиры.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Так как заявление ФИО1 удовлетворено судом в полном объеме, следовательно, понесенные им расходы по оплате заявления государственной пошлиной, подлежат взысканию в его пользу с Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, обособленным подразделением которого является территориальное отделение ЗРУЖО МО РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, военный суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1 об оспаривании решения начальника территориального отделения в <адрес> Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.

Признать незаконным решение начальника территориального отделения в <адрес> Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ХХХ об отказе в предоставлении ФИО1 жилого помещения по договору социального найма общей площадью <данные изъяты> квадратных метра, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать начальника территориального отделения в <адрес> Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отменить названное решение и повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ФИО1 вышеуказанного жилого помещения, с учетом обстоятельств, приведенных в мотивировочной части настоящего решения.

Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в пользу ФИО1 <данные изъяты> рублей в счет возмещения расходов по оплате заявления государственной пошлиной.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Владимирский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий по делу М.В. Максименко