РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июля 2013 года р.п. Северо-Енисейский
Северо-Енисейский районный суд Красноярского края в составе, судьи Тимошиной Н.А., при секретаре О.В. Шаховой,
с участием истца пом. прокурора Северо-Енисейского района Прокопенко Н.Е.,
представителя ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности Вн. № 2 от 09.01.2013 г.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-145/2013 года, по иску прокурора Северо-Енисейского района, в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ к администрации <адрес>,
«О признании незаконным и не действующим с момента принятия распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 141-ос « Об отнесении жилья к фонду коммерческого использования»
Установил:
Прокуратура <адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в Северо-Енисейский районный суд, <адрес> с вышеуказанными требованиями. Ссылается на то, что распоряжение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 141-ос « Об отнесении жилья к фонду коммерческого использования» противоречит целям долгосрочной районной целевой программе « Строительство и капитальный ремонт жилья взамен ветхого и аварийного в <адрес> на 2011-2013 годы в рамках реализации приоритетного национального проекта « Доступное и комфортное жилье -гражданам России».
В судебном заседании представитель истца пом. прокурора Прокопенко Н.Е., заявленные требования поддержала, в полном объеме. Суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации <адрес> № 369-п от ДД.ММ.ГГГГ утверждена долгосрочная районная целевая программа «Строительство и капитальный ремонт жилья взамен ветхого и аварийного в <адрес> на 2011 -2013 годы в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Целью указанной программы является улучшение жилищных условий населения района. Задачами указанной программы являются строительство муниципальных недвижимых объектов (жилых домов) и переселение людей из ветхого и аварийного жилья, которое не соответствует установленным нормам для проживания граждан. Согласно п. 1 приложения к долгосрочной районной целевой программе «Строительство и капитальный ремонт жилья взамен ветхого и аварийного в <адрес> на 2011-2013 годы в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» (далее ДЦП) «Перечень объектов на строительство и капитальный ремонт жилья в рамках реализации ДЦП» по задаче № «Строительство муниципальных недвижимых объектов (жилых домов) предусмотрено строительство 60-ти квартирного жилого дома по <адрес> (строение 11). Согласно разрешению № RU24534000-20125 на ввод объекта в эксплуатацию от 22.02.2012г. 60-ти квартирный жилой дом (строительный № 11) по <адрес> «а», р.<адрес> введен в эксплуатацию. Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 141-ос все жилые помещения, находящиеся в этом жилом отнесены к муниципальному жилому фонду коммерческого использования. Данное распоряжение противоречит целям выше указанной долгосрочной районной целевой программы по следующим основаниям. Согласно ст. 28 Бюджетного кодекса РФ «бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе на принципе адресности и целевого характера бюджетных средств», что в соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса РФ означает « бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства». На территории <адрес> 27 многоквартирных домов, признаны в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу. Установлено, что граждане, проживающие в жилых домах, признанные в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу с 2006 года ожидают переселения. Так, согласно распоряжению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 180-ос 22-х квартирный <адрес> и трех-квартирный <адрес>, рп. Северо-Енисейский, признаны аварийными и подлежащими сносу. Срок отселения из указанных жилых домов определен до 01.07.2007г. Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 253-ос срок отселения из жилых домов, расположенных по адресам: р.<адрес>, Донского <адрес>, Донского <адрес>, признанных заключениями МВК от ДД.ММ.ГГГГ № 07-34, № 07-35, № аварийными и подлежащими сносу определен до ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 75-ос определены сроки отселения из жилых помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул.
ФИО2 <адрес>, р.п. С-Енисейский признанных заключениями МВК от ДД.ММ.ГГГГ № 07-009/05, № ветхими, непригодными для проживания, до ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 213-ос определены сроки отселения до ДД.ММ.ГГГГ из жилых помещений многоквартирного дома по <адрес>, признанного заключением МВК от ДД.ММ.ГГГГ № аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации <адрес> №1039-ос от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в распоряжения администрации района от ДД.ММ.ГГГГ № 75-ос, от ДД.ММ.ГГГГ № 253-ос, от ДД.ММ.ГГГГ № 316-ос, от ДД.ММ.ГГГГ № 213-ос, от ДД.ММ.ГГГГ № 134-ос, от ДД.ММ.ГГГГ № 180-ос» внесены изменения в вышеуказанные распоряжения, в части перенесения сроков отселения из аварийных и подлежащих сносу домов до ДД.ММ.ГГГГ г., в связи с отсутствием в бюджете района средств на выполнение мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, признанных межведомственной комиссией <адрес> по вопросам признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. При этом, в построенный в рамках вышеуказанной ДЦП <адрес> «А» по <адрес> в р.<адрес>, заселены граждане, проживающие в жилых домах, не признанных ветхими и аварийными, не соответствующими установленным требованиям и стандартам для проживания граждан. Таким образом, распоряжение администрации Северо-Енисейского района от ДД.ММ.ГГГГ № 141-ос противоречит целям долгосрочной районной целевой программы «Строительство и капитальный ремонт жилья взамен ветхого и аварийного в <адрес> на 2011-2013 годы в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» является незаконным и подлежит отмене. Вышеуказанное распоряжение администрации <адрес> влечет нарушение прав граждан, проживающих в жилых домах, уже признанных в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу и проживающих в жилых домах, которые будут признаны таковыми в будущем. В действующем законодательстве РФ отсутствуют положения, возлагающие на орган местного самоуправления, которым принято решение о сносе дома, обязанность по предоставлению жилого помещения гражданам, проживавшим в жилых помещения, занимаемых на основании договора коммерческого найма. Вместе с тем, обязанность по предоставлению жилых помещений в связи со сносом жилых домов гражданам, занимавшим жилые помещения на основании договора социального найма, возложена на орган местного самоуправления в соответствии с требованиями жилищного законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона «О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства» под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32 и 86 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом в котором находится жилое помещение занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. Согласно ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Просит признать незаконным и не действующим с момента принятия Распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 141-ос «Об отнесении жилья к фонду коммерческого использования».
Представитель ответчика ФИО1, полномочия проверены, требования, прокурора не признала, суду пояснила. На территории <адрес> принята и действует долгосрочная районная целевая программа «Строительство и капитальный ремонт жилья взамен ветхого и аварийного в <адрес> на 2011 - 2013 годы, в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России», утвержденная постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 369-<адрес> целями и задачами указанной программы является улучшение жилищных условий населения района, строительство муниципальных объектов недвижимости (жилых домов), переселение людей из ветхого и аварийного жилья. В соответствии со статьей 85 Жилищного кодекса РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Согласно ч.ч. 1, 6, 8 ст. 32 Жилищного кодекса жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Во исполнение указанной нормы, гражданам, проживающим в домах, которые признаны непригодными для проживания и подлежащими сносу, в порядке, установленном жилищным законодательством, предоставляются жилые помещения. В действующем законодательстве, регулирующем порядок переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, отсутствует норма, в соответствии с которой переселяемым гражданам, жилые помещения должны предоставляться в том жилом доме, который построен на месте снесенного. Более того, предоставление гражданам жилых помещений в том жилом доме, который построен на месте снесенного, нарушает права и интересы людей, поскольку строительство объекта недвижимости занимает длительное время и граждане, которым необходимо предоставление жилого помещения, на время строительства не смогут осуществлять права пользователя или собственника жилого помещения, чем нарушится их право на жилище. При отнесении жилых помещений к муниципальному жилищному фонду коммерческого использования, администрация <адрес> всего лишь исполняла полномочия собственника жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию <адрес>. Жилой <адрес> «А» по <адрес> был введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ разрешением Главного архитектора района № RU 24534000-20125. <адрес> к исковому заявлению приложены распоряжения администрации района о сроках отселения физических лиц из аварийных и подлежащих сносу жилых домов. Согласно справки отдела архитектуры и градостроительства администрации района № от 24.04.2013г. большая часть жилых домов снесена до введения <адрес> эксплуатацию, и соответственно граждане из этих домов переселены в другие дома. Меньшая часть домов, расположенных по адресам: ФИО2, 20; Фабричная, 27; Донского, 16; Горького, 12; ФИО3, 27; Шевченко, 35 р.пС-Енисейский, стоят в плане сноса в 2013 году. Граждане, проживающие в этих домах, будут расселены в установленном порядке. В <адрес> проживают в том числе и граждане, переселенные из домов, подлежащих сносу. Не понятны требования прокуратуры района о признании незаконным и не действующим с момента принятия распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 141-ос «Об отнесении жилья к фонду коммерческого использования». В своем обосновании прокуратура не приводит ни одного довода о том, что граждане должны проживать в <адрес> на других условиях. Ни в прокуратуре ни в администрации нет ни одной жалобы граждан, проживающих в домах подлежащих сносу как ветхие или аварийные.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не находит оснований к удовлетворению заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст.10, 12 Конституции Российской Федерации государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения: на государственную, исполнительную и судебную. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно; органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В части 1 ст.7 Федерального закона « об общих принципах местного самоуправления в РФ» указано, что по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Принимая правовой акт, распоряжение № 141-ос от ДД.ММ.ГГГГ « Об отнесении жилья к фонду коммерческого использования», администрация <адрес> действовала в пределах своей компетенции. Доводы, что данное распоряжение противоречат Бюджетному кодексу РФ не основано на законе. Требования ст.28 БК РФ основаны на принципе целевого характера бюджетных средств. Из представленных материалов следует, что ассигнованные средства потрачены строго на жилищное строительство и не использованы не по назначению, следовательно, не являются нарушением бюджетного законодательства. Построенный жилой дом является собственностью муниципального образования <адрес>.
Указывая в исковом заявлении о том, что на территории С-<адрес> 27 многоквартирных домов признаны в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, истец не представил суду доказательств правового положения квартир( соцнайм, комнайм, собственность), что является существенным для решения вопроса о порядке переселении граждан. Как установлено в судебном заседании в жилой <адрес>-а по <адрес> р.п.С-Енисейский, в котором жилой фонд отнесен к коммерческому использованию, переселены 6 семей из жилых помещений, признанных в установленном порядке ветхими и аварийными, что свидетельствует о возможности собственника жилья, при необходимости, переводы жилого фонда из одной категории в другую.
Ставя вопрос о незаконности предоставления иным гражданам жилых помещений в спорном доме, прокурор считает, что нарушаются права граждан проживающих в жилых домах признанных аварийными и подлежащими сносу. В то же время, в заявлении прокурор не ставит вопрос о переселении конкретных семей из аварийного или ветхого жилья, уточняя, что таких заявлений от граждан в прокуратуру не поступало.
Национальная программа « Доступное и комфортное жильё-гражданам России» рассчитана не только на семей, проживающих в ветхом и аварийном жилье, но и на всех граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. В данном случае администрация <адрес> действовала в рамках своих полномочий, удовлетворения жилищных потребностей всего населения муниципального образования, и не допустила злоупотребления правом.
Кроме того, за защитой интересов неопределенного круга лиц, прокурор района по какой-то причине, нарушая права граждан, в том числе и проживающих в спорном доме по договорам коммерческого найма, обратился в суд по истечении более года со дня принятия обжалуемого нормативного правового акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ
Решил:
В удовлетворении уточненных исковых требований прокурора <адрес> к администрации <адрес> в интересах неопределенного круга лиц « Признать незаконным и не действующим с момента принятия Распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 141-ос «Об отнесении жилья к фонду коммерческого использования» - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок, с момента получения сторонами полного текста решения, в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда с подачей жалобы через Северо-Енисейский районный суд.
Председательствующий судья Н.А. Тимошина