РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Чаа-Холь 10 ноября 2016 года
Чаа-Хольский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Монгуша К.К., при секретаре Серенмаа Р.А., с участием законного представителя истцов ФИО1, представителя истцов ФИО2, представителя ответчика ФИО3, в открытом судебном заседании рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению ФИО4, ФИО5, ФИО4, действующих в лице ФИО1 к Акционерному обществу «Тываэнерго» о признании акта о безучетном потреблении электроэнергии от 14 сентября 2016 года недействительным и не влекущим правовых последствий в связи с допущенными при его составлении существенными нарушениями требований Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, об обязании опломбировать прибор учета электроэнергии за счет ответчика, а также взыскании государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 действующая за малолетних ФИО4, ФИО5, ФИО4, обратилась суд с иском к Акционерному обществу «Тываэнерго» (далее по тексту – АО «Тываэнерго») о признании акта о безучетном потреблении электроэнергии от 14 сентября 2016 года недействительным, об обязании опломбировать прибор учета электроэнергии за счет ответчика, а также взыскании государственной пошлины, указывая на то, что 14 сентября 2016 года представители АО «Тываэнерго» в её присутствии проверили электросчетчик в её доме по адресу: *******, и обнаружили срыв пломбы, составили акт безучетного потребления электроэнергии. Пломбу на электросчетчике сотрудники АО «Тываэнерго» нарушили сами и сфотографировали прибор учёта без опломбирования. Собственниками дома являются её несовершеннолетние дети ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, МЧМ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С указанным актом не согласна в связи с допущенными при его составлении существенными нарушениями требований Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», а именно: 1) Не соблюден порядок уведомления о предстоящей проверке; 2) Лица, проводившие проверку, должным образом не предъявили документы, подтверждающие их личности и наличие у них полномочий на доступ в их жилье или нежилое помещение; 3) Все приборы, находящиеся дома, в том числе данные в расчёте, включение которых требуется подключение к электросети, подключены к электричеству и при включении которых показания электросчетчика с каждым днем увеличивается. Может подтвердить квитанциями об оплате электроэнергии. Согласно п.3 Правил, потребитель обязан допускать исполнителя в занимаемое жилое или нежилое помещение для снятия показаний индивидуальных общих (квартирных), комнатных приборов учёта и распределителей, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное в порядке, указанном в пункте 85 Правил, время, но не реже 1 раза в 6 месяцев. В нарушение вышеуказанных Правил, ответчик не уведомил их о проведении проверки, а также после ее отказа о подписании акта о безучетном потреблении электроэнергии, сами составили акт и вписали якобы присутствующих двух незаинтересованных лиц САЭ и СБА Из-за срыва пломбы на приборе учета, суммой штрафа, являющейся значительной для ее семьи, морального давления со стороны проверяющих лиц, были пережиты страдания, которые просит возместить. Просит признать акт о безучетном потреблении электроэнергии от 14 сентября 2016 года недействительным, не влекущим правовых последствий в связи с допущенными при его составлении существенными нарушениями требований Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, опломбировать прибор учета за счет ответчика, а также взыскать расходы, связанные с оплатой государственной пошлины.
В судебном заседании законный представитель истцов ФИО1 исковые требования по изложенным в нем основаниям поддержала полностью и пояснила, что обжаловала действия сотрудников АО «Тываэнерго» в прокуратуру и получила ответ. Акт о безучетом потреблении электроэнергии, приложенный к возражению представителя АО «Тываэнерго» подделан и написан задним числом. Фактически пломба была, она была сорвана сотрудниками АО «Тываэнерго». Это могут подтвердить соседка ДХС и тетя ММД, которая была на момент проверки. Счетчик находится в веранде дома. До этого счетчик был между дверями. Летом этого года делали ремонт и перенесли счетчик в веранду. Теперь купили новый счетчик и поставили электронный, как им сказали. Когда перемещали счетчик из отапливаемого помещения в не отапливаемое помещение в известность представителей АО «Тываэнерго» ставили, когда подходили к контролеру ОСО, которая работает в *******. В момент, когда приходила, контролер ОСО в отпуск уходила, там сидела другая контролерша. Вызывали электриков, сотрудники АО «Тываэнерго» ставили пломбу. Документов о том, что обращались с заявкой на перемещение прибора учета из квартиры в веранду дома, нет. Квитанции об оплате за опломбировку счетчика не сохранились.
В судебном заседании представитель истцов ХАП исковые требования по изложенным в нем основаниям поддержал полностью.
Представитель ответчика - АО «Тываэнерго» ФИО3 по исковым требованиям возражала, указывая на то, что при составлении спорного акта о безучетном потреблении электроэнергии присутствовали несовершеннолетние собственники данного жилого дома и их законный представитель ФИО1, которая имела свободный доступ к жилому помещению, а также доступ к энергопринимающим устройствам, в связи с чем, полномочия указанных лиц явствовали из обстановки в соответствии со ст.182 ГК РФ. Статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Пунктом 4 статьи 539 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. Согласно пункту 34 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утв.Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 (далее по тексту –Правила предоставления коммунальных услуг) потребитель обязан: в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать индивидуальные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие проверку; своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги; При обнаружении неисправностей, повреждений индивидуального прибора учета или распределителей, нарушения целостности их пломб немедленно сообщать об этом в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем; в соответствии с частью 1 ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными приборов учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Статьей 543 ГК РФ установлена обязанность абонента обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. В соответствии с разделом X «Правил организации учета электрической энергии на розничных рынках», Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 (далее по тексту – Основные положения № 442), в соответствии со ст.37 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», определение объема потребления электрической энергии на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием приборов учета электрической энергии, а при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях – путем применения расчетных способов, предусмотренных настоящим документом и приложением № 3 (п.136 Основных положений № 442). Обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей приборами учета, а также по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора (п.145 основных положенний № 442). Согласно пункту 2 Основных положений № 442 под безучетным потреблением энергии понимается потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя, выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета, обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого возложена на потребителя, в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета, в несоблюдении установленных договором сроком извещения об утрате (неисправности) прибора учета, а также в совершении потребителем иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии. По факту выявленного безучетного потребления электрической энергии или бездоговорного потребления электрической энергии, на основании которого осуществляются расчеты за потребленную электрическую энергию (пункт 192 Основных положений № 442). В силу ст.19 Основных положений № 442 объем безучетного потребления электроэнергии определяется с применением расчетного способа, предусмотренного подпунктом «а» пункта 1 приложения №3 к настоящему документу. Объем безучетного потребления электроэнергии определяется исходя из расчета полного использования всей мощности присоединенных энергопринимающих устройств. Таким образом, при безучетном потреблении электроэнергии энергоснабжающей организации предоставлется право, в соответствии с п.195 Основных положений № 442, на применение расчетного способа определения потребленной истцом электроэнергии, что не противоречит ст.544 ГК РФ и п.136 Основных положений № 442, тогда как у истца имеется право оспорить расчеты, включенные в спорные акты. Считаю, что требования истца, в части признания акта № 8904 от 14 сентября 2016 г. незаконным. В соответствии со ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан или юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Из содержания договора энергоснабжения и Основных положений № 442 следует, что акт проверки (в том числе, акт неучтенного потребления электроэнергии) является документом, фиксирующим состояние проверяемого объекта. Составление данного акта осуществляется в рамках исполнения сторонами договора энергоснабжения в установленном договором и правилами в порядке. Составление акта № 8904 от 14 сентября 2016 г. не порождает новые и не изменяет существующие права и обязанности сторон по договору электроснабжения, поскольку спорными актами фиксируются обстоятельства, наличие которых дает основание ответчику для перерасчета потребленной энергии в соответствии с установленным действующим законодательством порядком, то есть является основанием для применения иного способа определения объема потребленной энергии, тогда как истец не лишен права высказать свои доводы и применить иной (обоснованный) порядок расчетов. Считает, что в данном случае истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, путем подачи настоящего иска в суд, так как исходя из предмета иска, с учетом сформулированного истцом требования, следует вывод о том, что в данном случае оспаривается акт, как сделка. Однако согласно положениям статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей. Названные акты являются документом, который подтверждает (констатирует) наличие иили отсутствие совершенного действия, как такового, по обязательству вытекающему из двухстороннего договора. Оспариваемые акты по своей правовой природе не могут быть отнесены к сделкам, поскольку сами по себе не является действием, направленным на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Заявленные документы являются доказательствами, которым надлежит дать соответствующую оценку, при постановке ответчиком вопроса о взыскании сумм рассчитанных на основании оспариваемых документов, и являются дополнительными документами по отношению к первичной документации. Исходя из этого, оспариваемые документы в силу части 8 Гражданского кодекса Российской Федерации не могут быть рассмотрены в качестве основания возникновения у истца гражданских прав и обязанностей и не влекут для истца негативных последствий, связанных с нарушением прав. Следовательно, у истца отсутствовали предпосылки для обращения в суд с настоящим иском. Так же поданное истцом заявление не может расцениваться как заявление оспаривающее как ненормативные акты, поскольку названные документы таковыми не являются, поскольку не носят властно-распорядительный характер и не содержат обязательных распоряжений, нарушающих права и законные интересы истца. Что касается незаинтересованных лиц во время составления акта ### от ДД.ММ.ГГГГ, ими являются САЭ и СБА, а не указанные в исковом заявлении контролеры, составившие оспариваемый акт. Принимая во внимание изложенное и в соответствии со статьями 8,153,182,539-547, 1112 Гражданского Кодекса РФ, руководствуясь п.2 ч.2 ст.149 ГПК РФ прошу отказать в удовлетворении искового заявления о признании акта № 8904 от 14 сентября 2016 года о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии гражданином – потребителем коммунальной услуги по электроснабжению. То есть мы считаем, что данный акт оспариваться не может. В данном случае истец может оспаривать только именно составление расчета. То есть, как в исковом заявлении указано, то есть незаинтересованные лица, получается, указывается наши контролеры. Хотя как видно из акта, при составлении участвовали ФИО6 и ФИО7 Здесь указаны паспортные данные этих людей, имеется дата рождения, а также адрес проживания. Это <...>. У второго адрес проживания такой же. Видимо данные этих лиц выписывались из паспорта. Видимо прописка по паспорту находится в г.Шагонаре, а фактически они уже проживают здесь. Естественно, подписав данный акт, незаинтересованные люди заявили что, да, действительно так было, да, действительно была сорвана пломба, то есть отказались. Если сейчас в данный момент данные свидетели будут утверждать, что совершено другое, в таком случае это будет лжесвидетельство. Так же по поводу срыва пломбы, то здесь видно на счетчике, где должна находиться пломба. Имеется фотография. Здесь висит просто проволока. Как утверждает истец, что пломбы сорвали наши контролеры, я хотела сказать, что это не так уж и легко сделать. Пломба она довольно таки толстая. Просто так взять и сорвать невозможно. Помимо этого у нас появились домыслы в плане того, что счетчик находится, как ей пояснили контролеры, находится он на стенках в неотапливаемом помещении. В соответствии с нормами Федерального закона № 442 прибор учета должен находиться в хорошо отапливаемом помещении, в связи с тем, что при холодной температуре, если он находится в неотапливаемом помещении, если ветерок может быть, ну в общем, холодно, при этом происходит торможение диска, соответственно замедляются показания счетчиков. Вполне возможно, что истец в свое время перенес прибор учета, допустим, из дома. И при этом соответственно, когда выносился, были сорваны пломбы и наши контролеры не вызывались на опломбировку. Так как если бы к нам поступила заявка об опломбировке и переносе данного счетчика, мы бы просто разрешение не дали бы. Так как это не соответствует нормам закона № 354 Правил предоставления коммунальных услуг, на которые ссылается истец. Мы не являемся ресурсоснабжающей организацией, мы являемся именно сетевой организацией. Наши проверки они сделаны для чего? Они сделаны для того, чтоб мы выявили нарушения, то есть, у нас как бы по всей России везде заведено, что отдельно подключаются электроприбры для экономии денежных средств. Если допустим мы будем постоянно заранее об этом человека предупреждать, то соответственно у человека будет время, чтобы исправить данные недочеты. Ну, соответственно мы возражаем против требований искового заявления. Мы считаем, что нецелесообразно в данном случае. Акт не может быть отменен. Существует судебная практика очень довольно таки большая в республике Тыва - в субъекте Российской Федерации, где акты неучтенном потреблении электроэнергии незаконным признаться не могут, а может оспариваться только расчет по данному акту. Также, свидетель ФИО8 состоит в родственных отношениях с истцом, в связи с чем, является заинтересованным лицом. Указанный свидетель во время обнаружения срыва пломбы не находился рядом, он не видел.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, допросив свидетелей, суд установил следующее.
ДД.ММ.ГГГГ в доме по адресу: *******, должностными лицами АО «Тываэнерго» РМА и ФИО9 выявлен факт безучетного потребления электроэнергии в виде нарушения целостности пломбы на приборе учета электроэнергии, о чем, представитель АО «Тываэнерго» в установленные сроки не был поставлен в известность. По указанному факту, в соответствии с требованиями Основных положений функционировании розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ### (редакции от ДД.ММ.ГГГГ) составлен акт о безучетном потреблении электроэнергии ### от ДД.ММ.ГГГГ. При составлении указанного акта, присутствовала законный представитель истцов ФИО1, а также незаинтересованные лица. Также установлено, что прибор учета электроэнергии в нарушение требований был перемещен из теплого помещения в не отапливаемое помещение, что влияет на правильную работу прибора учета.
Между ОАО «Тываэнергосбыт» и ММД заключен договор электроснабжения бытового потребителя от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: *******.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., МЧМ, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., являются сособственниками (1/3 доля в праве каждого) жилья по адресу: *******.
Согласно свидетельству о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями являются ММД и ФИО10
Согласно свидетельству о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, МЧМ, родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями являются ММД и ФИО10
Согласно свидетельству о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, родилась ДД.ММ.ГГГГ, её родителями являются ММД и ФИО1
Согласно свидетельству о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, между ММД и ФИО10 заключен брак ДД.ММ.ГГГГ. После заключения брака супругам присвоена фамилия Монгуш.
В соответствии с актом № 8904 от 14 сентября 2016 года, представители АО «Тываэнерго» в лице контролеров РМВ и ФИО9 14 сентября 2016 года в доме ФИО1 по адресу: *******, была проведена проверка, в результате чего обнаружен срыв пломбы (отсутствие пломбы электросетевой компании, потребитель своевременно не предоставил письменное сообщение о случайном срыве пломбы). Расчет произведен со 02 июня 2016 года по 14 сентября 2016 года (всего за 105 дней). Расход электроэнергии составил всего 7,15 кВт/час (с учетом 105 дней). Акт составлен в присутствии гр.ФИО1, которая отказалась расписаться. Акт подписан представителями АО «Тываэнерго» ФИО9 и РМВ Также присутствовали незаинтересованные лица САА и СБА Имеются их подписи в акте. А также произведен расчет объема безучетного потребления электрической энергии. В акте имеется отметка об использовании фотофиксации.
Согласно приложенной к акту фотографии следует, что на приборе учета электроэнергии в доме ФИО1 по адресу: *******, пломба электросетевой компании отсутствует.
Из представленной карточки абонента № 0803752 по адресу потребителя: *******, следует, что 14 сентября 2016 года составлен акт безучетного потребления в связи с отсутствием пломбы. Последний обход был 01 июня 2016 года.
Согласно п.47 обходного листа потребителя № 0803752 следует, что 03 февраля 2016 года контролером ОСО был проверен прибор учета в доме ХХХ по адресу: *******, в ходе чего были сняты тип, номер, показания, класс точности прибора учета электроэнергии, при этом нарушений выявлено не было. Обходной лист подписан потребителем и контролером.
Согласно приказа ### л/с от 01 апреля 2008 года, ОСО назначена контролером 2 разряда Чаа-Хольского участка ОАО «Тываэнерго.
Из ответа прокуратуры ******* РТ от 14 октября 2016 года на заявление ФИО1 следует, что согласно п.85 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, АО «Тываэнерго» должно было предварительно уведомить о дате и времени предстоящей проверки. Кроме того, в акте о безучетном потреблении электроэнергии от 14 сентября 2016 года не отражены сведения о типе, марке плиты, холодильника и стиральной машины, а также сведения о произведенных замерах для установления их максимальной мощности.
Из ответа АО «Тываэнерго» от 09 ноября 2016 года следует, что потребитель ФИО1 либо ММД в АО «Тываэнерго» за период с 01 января 2016 года по 09 ноября 2016 года с 2016 году с какими-либо заявлениями не обращалась.
Свидетель РМВ показала в суде о том, что 14 сентября 2016 года у них был рейд по *******. Работала с ФИО9 Подойдя по ******* к дому 31 *******, кричали, стучали, но никто не выходил. Тогда открыли калитку и увидели, что собаки нет, и зашли в дом. Когда зашли в дом, веранда была холодная и без отопления. Счетчик был установлен на веранде. Это первое нарушение. Дисковой счетчик должен быть в отапливаемом помещении. Когда постучали в дверь, вышла хозяйка. Она представилась, и пояснила, что они из Тываэнерго. Спросила, можно посмотреть прибор учета? И спокойно начали разговаривать. Она ответила: да, пожалуйста. Затем она вывела нас обратно в веранду, и они стали ей объяснять, что во-первых, счетчик находится в неотапливаемом помещении, что это очень грубое нарушение. Когда наступает минусовая температура, диск счетчика начинает медленнее вращаться. И это, получается, неучтенная электроэнергия. Затем, когда она стала проверять целостность пломбы, пломба оказалась у нее в руках. У нее даже есть фото. Там висит проволока, а пломба у нее в руках. Хозяйка начала возмущаться, что это она ее сорвала. Пломбу оторвать не очень просто. Это либо она сострижена, либо она порвана, то на фотографии есть ушко, куда проделывается. Не стали это объяснять хозяйке, что это хищение по 442 Положению. Отсутствие пломбы их предприятия – это уже хищение. Попросили дать документы, она им ответила, что она не хозяйка и начала искать какие-то документы. Потом ФИО9 вышла и начала выписывать акт о хищении. Потом хозяйка стала нервничать и разговаривать с ними на повышенных тонах. Потом зашла ФИО9, разулась и посмотрела, что в ванне стоит машинка-автомат, которую они посчитали очень малой мощности, как чайник. Хотя машина-автомат не такой мощности. Электроплиту с керамическим покрытием тоже меньше посчитали. ФИО9 выписывала акт на улице, на крыльце. И хозяйка даже второй экземпляр не забрала, они оставили его, и придавили чем-то на перилах и ушли. Пломба была сорвана. Расчет ведется по 354-му Положению. Как контролер Тываэнерго имеет право проверять целостность пломбы, потому что все эти провода – это один из способов хищения, поэтому выписывала штраф за пломбу. Имеет право снять пломбу, если всё хорошо в счетчике, а затем сразу же запломбировать. Пломбы у них номерные. В техпроверке написали, что счетчик установлен в неотапливаемом помещении. После этого, предупредили представителя истцов, чтобы до морозов перенесли в отапливаемое помещение. Из-за этого ничего не выписывали, а только предупредили. К ним обращения истца в период, когда она переносила счетчик из отапливаемого помещения, не было. А акте написано, что срыв пломбы без уведомления сетевой компании. Она должна была написать письменное заявление и унести на участок. Это все фиксируется. Когда она переносится, обратно должна обратиться к монтеру, контролер должна осмотреть прибор учета. Какие-либо сроки не установлены. Если она подала заявление, то должно быть указано: прошу Вашего разрешения сорвать пломбу для того-то того-то, то они смотрят для какой надобности срывается пломба. Тут уже сами обговаривают сроки. Если она сегодня случайно сорвала пломбу, то она должна пойти написать заявление, что произошел случайный срыв пломбы. И тут уже даже если они приехали, пломбы нет, и на участке лежит заявление, то она опломбирует и уходит без всяких претензий к потребителю. Фотографию сделали в момент проверки. Без срыва пломбы перенести прибор учета невозможно. Это когда нарушается целостность проводки, скрутки – это тоже способ хищения. Целостность проводки от опоры идет сразу в счетчик безо всяких скруток. Когда по улице шла группа людей, она спросила, есть ли у кого-нибудь паспорта. Затем из группы людей двое показали паспорта, объяснили им суть, зафиксировали их в акте. Они же поставили подписи. С ФИО9 работают в паре. Она идет хищение смотрит, а она выписывает акт. В обходном листе указывается лицевой счет, Ф.И.О. собственника, тип и номер счетчика, номер пломбы, есть или нет, графа для показаний счетчика, графа для подписи абонента. Если контролер по ******* проверяла у абонента, все без погрешностей, она берет подписи у абонента, если погрешности, нарушения, она должна написать акт, и тут же в обходном листе фиксируется. Когда они вышли в ограду, с уверенностью может сказать, навстречу шла какая-то женщина. Хозяйка была с ребенком, с мальчиком. Там не было никого. Когда они зашли в дом, от калитки навстречу друг к другу шла худощавая женщина с темной курткой, у нее худощавое лицо. Она была одна. Про женщину в доме не помнит. Там были представитель истцов и мальчик, когда она зашла в квартиру. К счетчику, кроме хозяйки, никто не подходил. По порядку предварительного уведомления может пояснить то, что, во-первых, их отдел для этого и существует. Если истцу отправят уведомление о том, что через 3 дня они приедут с проверкой, то она естественно уберет все, чем пользуется. Она все хищения уберет, поэтому какого-либо предупреждения нет. Даже в Кызыле их в лицо не знают, кто они такие, и зачем пришли. Контролер ОСО живет здесь, ей не в интересах конфликтовать с населением. Поэтому они ездят. Они и в Кызыле не предупреждают, они печатают обход, и кого застали, того застали, нашли хищение, выписывают безо всяких предупреждений. Это сложившаяся практика.
Свидетель АИВ показала в суде о том, что 14 сентября 2016 года подошли к дому представителя истцов, стучали, кричали, но никто не вышел. Затем открыли калитку, и зашли в дом. Там постучали. Счетчик находился на веранде. Потом вышла вот эта потребительница. Они представились. Представилась первая РМВ, что это из АО «Тываэнерго». Показала корочку. Она не показала, потому что была сзади. Они объяснили, что пришли посмотреть прибор учета. Всё. Они установили, что прибор учета находится в неотапливаемом помещении, и отсутствует пломба. Потребителю сказали, что да как. Попросили документы. Она сказала, что она не хозяйка. Потом она прошла туда в квартиру, и стала говорить с РМВ Она была на улице, на крыльце. Крыльцо у нее такое большое. Там перила. Начала заполнять акт. Слышала, что она там что-то ищет. Истеричным голосом что-то говорит. Она вышла на улицу, так как поняла, что документов не будет. Вышла на улицу, чтобы найти незаинтересованных лиц. По ******* много магазинов. И оттуда вышли несколько людей. Они проходили мимо. Она спросила: есть ли документы, можете ей помочь? Два человека помогли. Она зашла и показала им. РМВ была как раз дома с хозяйкой. Что она там искала, она не знает. Она показала им, что вот здесь должна быть пломба, что висит проволочка. Они дали два паспорта. Потом вышла потребительница с РМВ Она сказала, что ей документы уже не нужны, что встретятся в суде. Стала заполнять документ. Затем она зашла в дом, сняла обувь, чтобы посмотреть какая находится техника для расчета. Она спросила: можно у Вас посмотреть машинку? Ей сказали, что машинки нет. Она приоткрыла дверь, посмотрела, там машина автомат была большая. Надела обувь, и вышла на улицу. Всё. И на улице составила акт. Акт она так и не забрала. Акт так и остался на перилах. Пломбу нельзя сорвать, его можно срезать, руками его не сорвешь никогда. Контролер имеет право срывать пломбу на счетчике, когда нужно проверять вид нагрузки, или когда схема подключения неправильная. И еще опломбировка у них бывает свинцовая. То они убирают свинцовую пломбу, и ставят номерную, в таком случае можно сорвать пломбу. В данной ситуации опломбировка не была. Даже есть фотография, где есть просто сама проволочка, одна проволочка. Они сфотографировали с РМВ По своей инициативе, как указывает истец, оснований повредить пломбу не было. В Чаа-Холе не в первый раз, люди здесь очень отзывчивые. Двое человек дали паспорта. Она даже не знала, что они муж и жена. Она поставила сумку на перила, у нее из сумки еще падали продукты.
Свидетель ОСО показала в суде о том, что не помнит того, что представитель истцов ФИО1 обращалась до 14 сентября 2016 года с заявлением о переносе счетчика. Когда пришла проверять их счетчик, он был уже в веранде, то есть в неотапливаемом помещении. Это было где-то в июне или июле, точно не помнит. В августе была в отпуске. По ее проверке акт не имеется. Они делают обходы. Пишут обходные листы. У них бывают обходные листы. Акты проверок пишут только через 6 месяцев. Письменного и устного обращения представителя истцов ФИО1 о переносе счетчика в июне или июле 2016 года не было. Она является единственным контролером в Чаа-Холе. Если представитель истца обращался весной, то в марте она была в отпуске. В ее отсутствие никто не исполняет ее обязанности. Когда делала обход, показания счетчика смотрела сама. Тогда пломба была. Была ли она сорвана, не знает. Обход пишется на специальных листах, которые отправляют из Кызыла. Там дату осмотра, показания счетчика указывают, затем абонент расписывается. Акты проверок составляют только через 6 месяцев.
Свидетель МММ показала в суде о том, что истец ФИО1 является ее невесткой. Работает директором центра занятости *******. 14 сентября 2016 года ее невестка позвала пообедать, и они обедали в доме по *******. Во время обеда громко постучали и зашли две женщины. Они не представились, и сказали, что хотят посмотреть прибор учета электроэнергии. Сначала зашла невестка, сказала, что они сами сорвали пломбу. Затем они зашли в дом. Одна начала говорить очень громко о том, что она не срывала пломбу. Даже ребенок испугался и начал плакать. Во время срыва пломбы находилась внутри дома. Когда заходила в дом, видела счетчик, видела, что там была пломба, пломба не была сорванной. Обеденный перерыв у нее с часу до двух. Контролеры были в среднем на лет 48-50 лет, чуть-чуть полноватые, обе похожи были. Эти две женщины были похожие по телосложению. Первому контролеру 49-50 лет, второго контролера в лицо не запомнила, примерно такого же возраста. Одна осталась на веранде. Когда они присутствовали, она вышла. Женщина, которая чуть постарше требовала документы. Женщина помоложе незаметно стояла и что-то писала. В это время пришел племянник, почти два часа было, и ушла на работу. Больше ничего не видела.
Свидетель ДХС показала в суде о том, что ФИО1 является соседкой через стенку. 14 сентября 2016 года контролеры тоже приходили к ней в дом по адресу: *******. Они проверили счетчик и составили акт. Потом эти контролеры зашли к соседям. Контролеры были вдвоем, без свидетелей. Контролеры вели себя нагло, в ее доме находилась пожилая мать 72 лет, а ее ребенок спал. Они требовали, чтобы подписали акт, если не подпишут, то в суд подадут.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п.п. 192, 193 Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442 (в редакции от 22.02.2016 года) «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: лица, осуществившего бездоговорное потребление. Факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен, в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем. В акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные: способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления и т.д..
В соответствии с п.194 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, расчет объема безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии (мощности) осуществляется сетевой организацией в соответствии с пунктами 195 или 196 настоящего документа соответственно в течение 2 рабочих дней со дня составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии на основании материалов проверки.
В соответствии с п.196 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным пунктом 2 приложения N 3 к настоящему документу, за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за 3 года.
В соответствии со ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с ч.1 ст.540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В соответствии с ч.1 ст.547 ГК РФ в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб.
В соответствии с ч.1 ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с п.85 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, проверка, указанная в пункте 82 настоящих Правил, если для ее проведения требуется доступ в жилое или нежилое помещение потребителя, осуществляется исполнителем в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение с предложением сообщить об удобных для потребителя дате (датах) и времени допуска исполнителя для совершения проверки и разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета;
б) потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения указанного извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, об удобных для потребителя дате (датах) и времени в течение последующих 10 календарных дней, когда потребитель может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение для проведения проверки. Если потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое помещение по причине временного отсутствия, то он обязан сообщить исполнителю об иных возможных дате (датах) и времени допуска для проведения проверки;
в) при невыполнении потребителем обязанности, указанной в подпункте "б" настоящего пункта, исполнитель повторно направляет потребителю письменное извещение в порядке, указанном в подпункте "а" настоящего пункта, а потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения такого извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, информацию, указанную в подпункте "б" настоящего пункта;
г) исполнитель в согласованные с потребителем в соответствии с подпунктом "б" или "в" настоящего пункта дату и время обязан провести проверку и составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами;
д) если потребитель не ответил на повторное уведомление исполнителя либо 2 и более раза не допустил исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение в согласованные потребителем дату и время и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у исполнителя отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета. Акт об отказе в допуске исполнителя к приборам учета, расположенным в жилом или в нежилом помещении потребителя, подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами. В акте указываются дата и время прибытия исполнителя для проведения проверки, причины отказа потребителя в допуске исполнителя к приборам учета (если потребитель заявил исполнителю о таких причинах), иные сведения, свидетельствующие о действиях (бездействии) потребителя, препятствующих исполнителю в проведении проверки. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта потребителю;
е) исполнитель обязан в течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого оставлен акт об отказе в допуске к прибору учета, заявления о готовности допустить исполнителя в помещение для проверки провести проверку, составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» под «безучетным потреблением» понимается потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).
Согласно п.145 указанного постановления, обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), в границах которых такой прибор учета установлен, несет обязанность по обеспечению сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, по снятию, хранению и предоставлению его показаний в соответствии с настоящим документом, по своевременному информированию собственника прибора учета о его выходе из строя (его утрате или неисправности), а также по возобновлению учета электрической энергии в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) путем установки нового прибора учета в случае выхода из строя ранее установленного прибора учета;
Согласно п.146 указанного постановления, собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) несет ответственность за действия привлеченных им лиц по установке, замене и эксплуатации приборов учета, осуществляемые ими в интересах такого собственника, и не освобождается от определенных в настоящем разделе последствий нарушения установленных сроков организации учета электрической энергии.
Согласно п.147 указанного постановления, места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании.
Сетевые организации обязаны размещать требования к местам установки приборов учета, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета, определенные в соответствии с требованиями настоящего раздела и законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, в центрах очного обслуживания потребителей и на своих официальных сайтах в сети "Интернет" без указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения приборов учета или наименования производителей приборов учета.
Согласно п.148 указанного постановления, собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), имеющий намерение установить в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) систему учета или прибор учета, входящий в состав измерительного комплекса или системы учета, либо заменить ранее установленные систему учета или прибор учета, входящий в состав измерительного комплекса или системы учета, обязан направить письменный запрос о согласовании места установки прибора учета, схемы подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета, а также метрологических характеристик прибора учета в адрес одной из следующих организаций:
Сетевая организация в течение 12 рабочих дней со дня получения запроса от гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) и в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса от собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), осуществляет согласование мест установки прибора учета, схемы подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета, а также метрологических характеристик прибора учета. При этом сетевая организация не вправе указывать товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения приборов учета или наименования производителей приборов учета.
Сетевая организация вправе отказать в согласовании мест установки, схемы подключения и метрологических характеристик приборов учета или иных компонентов измерительных комплексов и систем учета только в следующих случаях:
отсутствие технической возможности осуществления установки системы учета или прибора учета в отношении указанных в запросе энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации;
несоответствие предложенных собственником в запросе мест установки, схем подключения и (или) метрологических характеристик приборов учета требованиям законодательства Российской Федерации.
При этом сетевая организация обязана указать в своем отказе предложения о местах установки прибора учета, схемах подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета, при соблюдении которых установка будет возможна, а также о метрологических характеристиках приборов учета, возможных к установке (замене) в отношении указанных в запросе энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).
Согласно п.149 указанного постановления, собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), имеющий намерение демонтировать в целях замены, ремонта или поверки прибор учета, ранее установленный в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), обязан направить способом, позволяющим подтвердить факт получения, письменную заявку о необходимости снятия показаний существующего прибора учета (далее в настоящем пункте - заявка), осмотра его состояния и схемы подключения до его демонтажа в адрес одной из следующих организаций:
гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), с которым в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) заключен договор энергоснабжения, по условиям которого расчеты за электрическую энергию осуществляются с использованием прибора учета, демонтаж которого планируется осуществить, - кроме случаев, когда его условиями определено, что заявка подается в указанную ниже сетевую организацию;
сетевая организация, владеющая на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующая бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)) указанного собственника, в отношении которых установлен планируемый к демонтажу прибор учета, - в иных случаях, в том числе в случае, когда условиями договора энергоснабжения, заключенного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) определено, что заявка подлежит направлению в указанную сетевую организацию.
Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) в течение 1 рабочего дня со дня получения заявки направляет ее в сетевую организацию, владеющую на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующую бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)) указанного собственника, способом, позволяющим подтвердить факт получения указанной заявки.
Сетевая организация в течение 1 рабочего дня со дня получения заявки от собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) уведомляет о ее получении гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию), с которым указанным собственником заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), по условиям которого расчеты за электрическую энергию осуществляются с использованием планируемого к демонтажу прибора учета, способом, позволяющим подтвердить получение указанного уведомления.
Сетевая организация в течение 5 рабочих дней со дня получения от собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) или от гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) заявки обязана рассмотреть и согласовать предложенные в заявке дату и время снятия показаний прибора учета и его осмотра перед демонтажем, а в случае невозможности исполнения такой заявки в предложенный в ней срок обязана согласовать с собственником иные дату и время снятия показаний прибора учета и его осмотра перед демонтажем, а также уведомить способом, позволяющим подтвердить факт получения, о согласованных дате и времени гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию), который может принять участие в процедуре снятия показаний прибора учета и его осмотра перед демонтажем. При этом предложенная сетевой организацией новая дата осуществления работ не может быть позднее чем через 3 рабочих дня с даты, предложенной в заявке.
В согласованные дату и время сетевая организация осуществляет снятие показаний прибора учета, осмотр состояния прибора учета и схемы его подключения. Показания прибора учета, состояние демонтируемого прибора учета и схемы его подключения на дату проведения указанных действий фиксируются сетевой организацией в акте проверки, который должен быть подписан сетевой организацией, собственником энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), а также гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в случае его участия. Сетевая организация обязана передать лицам, подписавшим акт проверки, по одному экземпляру такого акта. Если гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) не участвовал при совершении сетевой организацией указанных действий, то сетевая организация в течение 1 рабочего дня со дня составления акта проверки обязана передать ему копию акта проверки.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что проверка прибора учета электроэнергии, непосредственно или опосредованно присоединенного к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, в данном случае проведена на законном основании, акт № 8904 от 14 сентября 2016 года составлен в соответствии с требованиями нормативных актов, нарушений прав истцов при проведении проверки не допущено, составленные по ее результатам оспариваемый акт соответствует п.п.192-193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, в них содержатся все необходимые данные, каких-либо существенных нарушений требований законодательных актов, регулирующих спорные правоотношения, они не содержат.
Суд исходит из того обстоятельства, что указанные в акте № 8904 от 14 сентября 2016 года нарушения подтверждаются пояснениями законного представителя истцов ФИО1, показаниями свидетелей, а также фотографией.
Доводы законного представителя истцов фактически сводятся к выражению несогласия законного представителя истца с действиями сотрудников АО «Тываэнерго» и составленным актом о безучетном потреблении электроэнергии № 8904 от 14 сентября 2016 года.
Доводы законного представителя истцов, опровергается материалами дела, сводится к неправильному пониманию законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Согласно п.172 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. N 442 (далее - Основные положения), проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства, в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета.
Снятие показаний расчетного прибора учета оформляется актом снятия показаний расчетного прибора учета и подписывается лицом, ответственным за снятие показаний прибора учета, а также представителями сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) в случае, если в соответствии с условиями договора ими осуществляется совместное снятие показаний расчетного прибора учета (п. 165 Основных положений).
Требования к оформлению акта проверки приборов учета приведены в п.176 Основных положений. В акте проверки приборов учета должны быть указаны, в том числе показания прибора учета на момент проверки и дата истечения межповерочного интервала прибора учета (измерительного трансформатора); результат проверки, а также лица, принявшие участие в проверке; лица, приглашенные в соответствии с п.171 настоящего документа для участия в проверке, но не принявшие в ней участие; лица, отказавшиеся от подписания акта проверки либо несогласные с указанными в акте результатами проверки, и причины такого отказа либо несогласия.
В акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии). При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии (п. 193 Основных положений).
В судебном заседании установлено и не опровергнуто представителями истцов, что проверка прибора учета истцов проводилась уполномоченными должностными лицами АО «Тываэнерго», в ходе которой были выявлены нарушения эксплуатации прибора учета. При проведении проверки присутствовал законный представитель истцов ФИО1, которая отказалась расписаться в акте о безучетном потреблении электроэнергии ### от 14 сентября 2016 года и расчете. Поскольку законный представитель истцов ФИО1 отказалась расписаться в акте о безучетном потреблении электроэнергии ### от 14 сентября 2016 года и расчете, указанный акт был составлен в соответствии с п. 193 Основных положений в присутствии 2 незаинтересованных лиц ФИО6 и ФИО7
Не является безусловным основанием для признания акта о безучетном потреблении электроэнергии № 8904 от 14 сентября 2016 года, составленным с нарушением требований, в связи с доводом законного представителя истцов о нарушении их прав при проведении проверки, а именно, не уведомлении их о проведении проверки.
Согласно пункту 170 Основных положений, в случае если для проведения контрольного снятия показаний сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам (энергетическим установкам, объектам электросетевого хозяйства), в границах которых установлен расчетный прибор учета, то сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты его проведения направляет их собственнику уведомление о необходимости обеспечения допуска, содержащее дату и время проведения контрольного снятия показаний, указанные в плане-графике проведения контрольного снятия показаний, а также информацию о последствиях недопуска.
Однако то обстоятельство, что в данном случае проверка была осуществлена без предварительного уведомления истцов о дате и времени проведения проверки прибора учета электроэнергии, прав истцов не нарушило, так как из смысла п.170 Основных положений следует, что указание на необходимость направления уведомления потребителю за пять дней до проведения проверки направлена на то, чтобы потребитель обеспечил допуск сетевой организации к прибору учета. На момент проведения проверки законный представитель истцов находилась в доме, возражений против проведения проверки не заявляла, впустила работников АО «Тываэнерго» в дом.
Доводы законного представителя истцов ФИО1 и свидетеля со стороны истца ДХС о том, что незаинтересованные лица САЭ и СБА при составлении акта не присутствовали, являются необоснованными, поскольку они опровергаются исследованным в судебном заседании актом о безучетом потреблении электроэнергии ### от 14 сентября 2016 года, который составлен в соответствии с требованиями Основных положений функционировании розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановления Правительства РФ от 04 мая 2012 года ### (редакции от ДД.ММ.ГГГГ), уполномоченными должностными лицами АО «Тываэнерго», в присутствии законного представителя истцов ФИО1, а также с участием незаинтересованных лиц САЭ и СБА
Доводы законного представителя истцов ФИО1 о том, что акт о безучетом потреблении электроэнергии, приложенный к возражению представителя АО «Тываэнерго» подделан и написан задним числом, суд считает необоснованными, поскольку акт о безучетом потреблении электроэнергии от 14 сентября 2016 года составлен в соответствии с требованиями Основных положений функционировании розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановления Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442 (редакции от 22 февраля 2016 года), уполномоченными должностными лицами АО «Тываэнерго», в присутствии законного представителя истцов ФИО1, а также с участием незаинтересованных лиц.
Доводы законного представителя истцов ФИО1 о том, что пломба на их приборе учета электроэнергии фактически была целой, она была сорвана самими сотрудниками АО «Тываэнерго» в ходе проверки 14 сентября 2016 года, суд считает необоснованными, поскольку они опровергаются совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании, а именно, актом о безучетном потреблении электроэнергии ### от 14 сентября 2016 года, который составлен в соответствии с требованиями Основных положений функционировании розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ### (редакции от 22 февраля 2016 года), уполномоченными должностными лицами АО «Тываэнерго», в присутствии законного представителя истцов ФИО1, а также с участием незаинтересованных лиц, что подтверждается показаниями свидетелей РМА и ФИО9, из которых следует, что 14 сентября 2016 года в ходе проверки работы прибора учета электроэнергии в доме истца по адресу: <...> установлено, что прибор учета электроэнергии в нарушение требований был перемещен из теплого помещения в не отапливаемое помещение, где при низких температурах затормаживает работу прибора учета и влияет на её правильную работу, а также было установлено, что целостность пломбы на приборе учета была нарушена, о чем не был поставлен в известность представитель АО «Тываэнерго».
Доводы законного представителя истцов ФИО1 о том, что пломба на их приборе учета электроэнергии фактически была целой, она была сорвана самими сотрудниками АО «Тываэнерго» в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ, дополнительно опровергаются и пояснениями самого законного представителя истцов ФИО1 о том, что их счетчик находится в веранде дома, до этого счетчик был между дверями, летом этого года делали ремонт и перенесли счетчик на веранду дома.
О том, что счетчик электроэнергии находится в веранде дома, подтвердили свидетели по делу РМВ и ФИО9 в судебном заседании.
Из показаний свидетеля ОСО, а также официального ответа АО «Тываэнерго» от 09 ноября 2016 года следует, что потребитель ФИО1 либо ММД в АО «Тываэнерго» за период с 01 января 2016 года по 09 ноября 2016 года с 2016 году с какими-либо заявлениями о предстоящем демонтаже (перенесении) прибора учета из одного помещения в другое по адресу: *******, что влечет нарушение целостности пломбы прибора учета, не обращалась.
Данное обстоятельство указывает на то, что пломба на приборе учета в доме потребителя ФИО1 была снята во время перемещения прибора из квартиры в веранду дома, в ходе ремонта летом 2016 года, что свидетельствует о том, что целостность пломбы прибора учета был нарушена до проверки сотрудниками АО «Тываэнерго» 14 сентября 2016 года.
Доводы законного представителя истцов ФИО1 о том, что когда перемещали счетчик из отапливаемого помещения в не отапливаемое помещение ставили в известность представителей АО Тываэнерго, а затем поставили пломбу, также являются необоснованными, поскольку они опровергаются официальным ответом АО «Тываэнерго» от 09 ноября 2016 года, а также показаниями свидетеля ОСО
К тому же, законный представитель истцов ФИО1 в обоснование своих доводов, не представила подтверждающие документы об обращении в АО «Тываэнерго» на перемещение прибора учета из квартиры в веранду дома, что влечет обязательную перепломбировку прибора учета электроэнергии на новом месте, то есть в веранде дома.
По указанным основаниям, суд считает несостоятельными показания свидетеля со стороны истца ММД о том, что пломба в доме истца была целой. Суд считает, свидетель ММД является заинтересованным лицом в исходе дела, в силу родственных отношений с законным представителем истцов ФИО1
Кроме того, показания свидетеля ММД являются противоречивыми в части описания внешнего вида контролеров АО «Тываэнерго», что ставит под сомнение присутствие свидетеля ММД во время проверки прибора учета электроэнергии у законного представителя истцов ФИО1 К тому же, свидетели РМА и ФИО9 показали в суде о том, что в момент проверки, кроме законного представителя истца ФИО1 и её детей, в её доме взрослых людей не было.
Ответ прокуратуры ******* Республики Тыва о том, что по результатам проверки было установлено, что АО «Тываэнерго» должно было предварительно уведомить истца ФИО1 о дате и времени предстоящей проверки, а также то, что в акте о безучетном потреблении электроэнергии от 14 сентября 2016 года не отражены сведения о типе, марке плиты, холодильника и стиральной машины, а также сведения о произведенных замерах для установления их максимальной мощности, что свидетельствует о произвольном определении мощностей ресурсопотребляющих оборудований, суд считает не влияющими на выводы суда, поскольку совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств установлено, что проверка представителями АО «Тываэнерго» прибора учета электроэнергии истца проведена на законном основании, акт о безучетном потреблении электроэнергии № 8904 от 14 сентября 2016 года составлен в соответствии с требованиями нормативных актов, нарушений прав истцов при проведении проверки не допущено.
То обстоятельство, когда проверка была осуществлена без предварительного уведомления истцов о дате и времени проверки прибора учета электроэнергии, прав истцов не нарушило, так как из смысла п.170 Основных положений следует, что указание на необходимость направления уведомления потребителю за пять дней до проведения проверки направлена на то, чтобы потребитель обеспечил допуск сетевой организации к прибору учета. На момент проведения проверки законный представитель истцов находилась в доме, возражений против проведения проверки не заявляла, впустила работников АО «Тываэнерго» в дом.
По выводам прокуратуры Чаа-Хольского района РТ о произвольном определении мощностей ресурсопотребляющих оборудований, истцы не лишены возможности оспорить расчет стоимости электроэнергии, оставленный на основании акта о безучетном потреблении электроэнергии № 8904 от 14 сентября 2016 года за период с 02 июня 2016 года по 14 сентября 2016 года.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения исковых требований, требования законного представителя истцов в исковом заявлении о возмещении морального вреда являются необоснованными.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований, суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО4, ФИО5, ФИО4, действующих в лице ФИО1 к Акционерному обществу «Тываэнерго» о признании акта о безучетном потреблении электроэнергии от 14 сентября 2016 года недействительным и не влекущим правовых последствий в связи с допущенными при его составлении существенными нарушениями требований Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, об обязании опломбировать прибор учета электроэнергии за счет ответчика, а также взыскании государственной пошлины, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Чаа-Хольский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2016 года.
Председательствующий: Монгуш К.К.