ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-145/2022 от 04.04.2022 Морозовского районного суда (Ростовская область)

№ 2-145/2022

61RS0043-01-2022-000004-65

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

4 апреля 2022 года г. Морозовск

Морозовский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Целованьевой Н.А.,

секретаря судебного заседания Гладченко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Морозовского района Ростовской области, в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казённому учреждению администрации Морозовского района «Управление городского хозяйства и строительства» (далее – МКУ «УГХиС»), третье лицо: администрация Морозовского городского поселения, об обязании получить разрешение на использование земель для размещения детских площадок,

установил:

Прокурор Морозовского района обратился в суд, в интересах неопределенного круга лиц с данным иском об обязании МКУ «Управление городского хозяйства и строительства» получить разрешение на использование земель для размещения детской площадки по адресу: <...> (район дома № 74) в установленном порядке. В обоснование своего требования указывает на следующее. Прокуратурой района во исполнение поручения прокуратуры области от 12.04.2021 № 21-4-2021 «О проверке соблюдения требований безопасности на дет­ских спортивных и игровых площадках» проведена проверка соблюдения админи­страцией Морозовского городского поселения и Муниципальным казенным учре­ждением «Управление городского хозяйства и строительства» требований законо­дательства об охране жизни и здоровья детей при эксплуатации детских игровых площадок на территории Морозовского городского поселения.

В ходе проверки установлено, что на территории Морозовского городского поселения на участке, государственная собственность на который не разграничена, функционирует детская игровая площадка, расположенная по адресу: <...> (район дома № 74), находящаяся на оперативном управлении МКУ «УГХиС».

В нарушение ст. 39.36 ЗК РФ, положений Постановления Правительства Ростовской об­ласти от 06.07.2015 № 440 «Об утверждении Порядка и условий размещения объ­ектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на зем­лях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Ростовской области», должностными ли­цами МКУ «УГХиС» не осуществлены мероприятия по получению разрешения на использование земли для размещения детской площадки по адресу: <...> (район дома № 74).

По факту выявленных нарушений прокурором района 22.04.2021 вносилось представление об устранении нарушений в адрес руководителя МКУ «УГХиС».

В ответе от 27.05.2021 № 176 на указанное представление МКУ «УГХиС» признает выявленные нарушения, однако фактических действий по устранению их не осуществлено, что подтверждается предоставленной администрацией Морозовского городского поселения информацией от 10.12.2021 № 2147.

Отсутствие надлежащим образом оформленного разрешения на использова­ние конструкций детской площадки на конкретном земельном участке затрудняет приведение указанных площадок в соответствие с действующими нормативами без­опасности детских площадок.

Полагает, что применение такой меры прокурорского реагирования, как обращение в суд будет адекватно сложившейся ситуации по неисполнению требований закона со стороны должностных лиц МКУ «УГХиС», поскольку судебное решение имеет высшую юридическую силу.

В судебное заседание участники процесса не явились, о дате судебного заседания извещены надлежащим образом.

Ответчиком МКУ «УГХиС» был представлен письменный отзыв на иск, в котором указывают, что имущество Муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства и строительства» закреплено за ними на праве оперативного управления. Собственником имущества МКУ «УГХиС» является соответственно муниципальное образование «Морозовское городское поселение». В 2018 году отдельные элементы детского игрового оборудования были переданы в МКУ в оперативное управление и поставлены на баланс, в том числе и находящиеся по адресному ориентиру: <...> (район дома № 74-76). «УГХиС» детскую площадку по адресному ориентиру: <...> (район дома № 74), как объект не строил и не устанавливал. Полагают, что нормы действующего законодательства не запрещают передачу объектов движимого имущества (элементы благоустройства (игровое оборудование) в оперативное управление муниципальному казенному учреждению без формирования и последующего предоставления земельного участка.

10.02.2022 МКУ обратилось в уполномоченный орган - отдел по управлению имуществом Администрации Морозовского городского поселения с заявлением о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка. После рассмотрения, которого Отдел по управлению имуществом Администрации Морозовского района издал распоряжение «Об отказе в выдаче разрешения на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, для размещения детской игровой площадки» от 10.02.2022 №3 по адресному ориентиру: <...> (район дома № 74-76) (прилагается).

По данным основаниям, просят в иске прокурора, отказать.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчика и третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Из материалов дела, судом усматривается.

10.12.2021 Администрация Морозовского городского поселения за запрос прокурора Морозовского района сообщила о том, по каким адресам в городе Морозовске расположены детские площадки, в том числе на улице Тельмана (район дома № 74). В представленной информации указали, что оборудование детской площадки является муниципальной собственностью Морозовского городского поселения и передано на праве оперативного управления МКУ ««УГХиС» на основании распоряжения Отдела по управлению имуществом Администрации Морозовского городского поселения от 12.12.2019 №491 (л.д.11).

22.04.2021 прокурором Морозовского района в адрес начальника МКУ ««УГХиС» направлено представление об устранении нарушений законодательства об охране жизни и здоровья детей. В представлении прокурора указано, что в нарушении действующего законодательства земельные участки, на которых расположены детские площадки, не сформированы, на кадастровый учет не поставлены. Кроме того, визуальным осмотром детских площадок выявлены нарушения требований безопасности, создающих угрозу жизни и здоровья детей. В связи с чем, прокурор требует рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры к устранению указанных в представлении нарушений, а также причин и условий этому способствующих.

На представление прокурора МКУ ««УГХиС» дан ответ, что нарушения норм законодательства направленного на обеспечение безопасности детей нашли свое подтверждение. Сотрудникам, ответственным за данное направление, указано о недопустимости впредь нарушения норм действующего законодательства об охране жизни и здоровья детей.

Сочтя, что требование об устранении нарушений осталось фактически неисполненным, прокурор обратился в суд с иском.

В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин, в том числе ребенок, имеет право на охрану здоровья.

Согласно ст. 4 Федерального закона РФ от 24.07.1998 № 124-ОЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Закон) одной из целей государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое развитие. Одним из принципов государственной политики в интересах детей является ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинения ему вреда.

На основании ст. 12 Закона органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В силу п.п. 3 и 15 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения. Согласно ч. 1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК РФ).

Постановлением администрации Морозовского городского поселения от 16.12.2011 № 612 создано Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства и строительства» (МКУ «УГХиС») предметом и целями деятельности которого является создание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях реализации полномочий органов местного самоуправления, в том числе в сфере благоустройства, создания условий для массового отдыха жителей городского поселения.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Таким образом, право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, делегировано (предоставленное) органам местного самоуправления.

На основании ч. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 26 Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 №1300 детские площадки относятся к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В целях получения разрешения на использование земель для размещения детских площадок в соответствии с п. 5 Постановления Правительства Ростовской области от 06.07.2015 № 440 «Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Ростовской области» (далее – Постановление) необходимо собрать ряд документов и направить соответствующее заявление.

В соответствии с п. 12 Постановления принятие решения о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения уполномоченный орган по распоряжению земельными участками осуществляет на основании заключения о возможности размещения объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов уполномоченного органа местного самоуправления поселения в сфере градостроительной деятельности – в отношении земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности поселения.

В обоснование своих возражений на иск, ответчик, не опровергая факта передачи части оборудования детской площадки в оперативное управление МКУ «УГХиС», указывает 10.02.2022 они обратились в уполномоченный орган - отдел по управлению имуществом Администрации Морозовского городского поселения с заявлением о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка. После рассмотрения, которого Отдел по управлению имуществом Администрации Морозовского района отказал в выдаче разрешения на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена для размещения детской игровой площадки по адресному ориентиру: <...> (район дома № 74). Причина отказа: размещение объекта до окон многоквартирного жилого дома составляет менее 10 метров, что не соответствует параметрам, установленным частью 2 статьи 38 Правил благоустройства на территории Морозовского городского поселения от 26.12.201 № 202.

В нарушение правил проведения прокурорских проверок, обследование детской площадки должностными лицами прокуратуры не производилось, акт проверки не составлялся, каким способом было зафиксировано наличие игрового оборудования на данном земельном участке не указано.

Из исследованных материалов дела, судом сделан вывод, что нарушения правил размещения детских площадок, должностными лицами прокуратуры были установлены по одному лишь информационному письму Администрации Морозовского городского поселения о наличии детских площадок.

Представление прокурора от 22.04.2021 года об устранении нарушений законодательства об охране жизни и здоровья детей, направленное в адрес МКУ «УГХиС» также не содержит необходимых сведений так как в нем отсутствует определенность, поскольку требования прокурора не содержат конкретных указаний и четкой формулировки относительно действий, которые необходимо совершить ответчику, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленных нарушений.

Прокурором при проведении проверки не установлена сама возможность размещения детской площадки в указанном в его требованиях месте, а следовательно исполнимость судебного решения при удовлетворении его требований.

Так, выполняя исковые требования прокурора в добровольном порядке, МКУ «УГХиС» 10.02.2022 обратилось в уполномоченный орган - отдел по управлению имуществом Администрации Морозовского городского поселения с заявлением о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка. После рассмотрения, которого Отдел по управлению имуществом Администрации Морозовского района отказал в выдаче разрешения на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена для размещения детской игровой площадки по адресному ориентиру: <...>. Причина отказа: расстояние до окон многоквартирного жилого дома составляет менее 10 метров, что не соответствует параметрам, установленным частью 2 статьи 38 Правил благоустройства на территории Морозовского городского поселения. (прилагается).

Кроме того, в своих возражениях ответчик указывал, что детская площадка размещена не ими.

Вместе с тем, этот довод не проверялся должностными лицами прокуратуры и доказательств несения ответственности МКУ «УГХиС» за обустройство игровой площадки по ул Тельмана в районе дома №74 в материалах дела не имеется.

Таким образом, судом сделан вывод об отсутствии у МКУ «УГХиС» обязанности полуить разрешение на использование земель для размещения детской площадки по указанному в иске адресу.

При таких обстоятельствах дела суд находит заявленные исковые требования прокурора не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурора Морозовского района Ростовской области, в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казённому учреждению администрации Морозовского района «Управление городского хозяйства и строительства» об обязании получить разрешение на использование земель для размещения детской площадки, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Морозовский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 10 июня 2021 года.

Председательствующий: