ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-145/2022 от 11.04.2022 Юргамышского районного суда (Курганская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Юргамышский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Кузьминой Н.Г.,

при секретаре Мутовкиной О.А.,

с участием представителя истца помощника прокурора Юргамышского района Силиной С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 11 апреля 2022 года гражданское дело по иску прокурора Юргамышского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Кипельская средняя общеобразовательная школа», Отделу образования Администрации Юргамышского района, Администрации Юргамышского района о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства об образовании, приобретению спортивного инвентаря, обеспечению финансирования мероприятий по приобретению спортивного инвентаря,

установил:

Прокурор Юргамышского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МКОУ «Кипельская СОШ», МУ Отделу образования Администрации Юргамышского района, Администрации Юргамышского района о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства об образовании, приобретению спортивного инвентаря, обеспечению финансирования мероприятий по приобретению спортивного инвентаря.

Обращение прокурора в суд вызвано защитой прав и законных интересов несовершеннолетних на получение общедоступного и бесплатного образования спортом и физической культурой, гарантированные Конституцией РФ и Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно п. 26 ст. 2 указанного закона средствами обучения и воспитания признаются приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

Вместе с тем, в нарушение указанных требований закона в ходе проверки установлено, что в образовательной организации не все обучающиеся обеспечены спортивным инвентарем.

С учетом уточнения исковых требования просит обязать МКОУ «Кипельская СОШ» в срок до 31.08.2022г. приобрести следующий спортивный инвентарь: лыжи в количестве 5 пар., маты гимнастические в количестве 3 шт., конь гимнастический в количестве 1 шт., мостик гимнастический в количестве 1 шт., мяч баскетбольный в количестве 5 шт., сетка волейбольная в количестве 1 шт.

Обязать Администрацию Юргамышского района и Отдел образования Администрации Юргамышского района в течении месяца после вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по приобретению указанного спортивного инвентаря.

Представитель истца - помощник прокурора Юргамышского района Силина С.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В судебное заседание представители ответчиков МКОУ «Кипельская СОШ», Отдела образования Администрации Юргамышского района не явились, извещены надлежащим образом, просили судебное заседание провести в их отсутствие, исковые требования признали в полном объеме.

В судебное заседание представитель ответчика Администрации Юргамышского района не явился, извещен надлежащим образом, просил судебное заседание провести в ее отсутствие, возражала против удовлетворения исковых требований. Считает Администрацию района ненадлежащим ответчиком, поскольку учредителем и главным распорядительных бюджетных средств в сфере образования, является Отдел образования Администрации Юргамышского района.

В судебное заседание представитель Финансового отдела Администрации Юргамышского района не явился, извещены надлежащим образом.

Заслушав истца - помощника прокурора Юргамышского района, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 43 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на образование, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ» отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

В силу ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической еятельности при получении образования.

Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ общеобразовательной является организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.

Согласно п. 26 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ средствами обучения и воспитания признаются приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособим, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Юргамышского района проведена проверка исполнения законодательства об образовании в части соблюдения прав несовершеннолетних на получение общедоступного и бесплатного образования и занятия спортом и физической культурой в деятельности МКОУ «Кипельская COШ» в ходе которой установлено для образовательной организации школы для обучающихся необходимо приобрести: лыжи в количестве 5 пар., маты гимнастические в количестве 3 шт., конь гимнастический в количестве 1 шт., мостик гимнастический в количестве 1 шт., мяч баскетбольный в количестве 5 шт., сетка волейбольная в количестве 1 шт.

Вместе с тем, в нарушение указанных требований закона в ходе проверки установлено, что в образовательной организации не все обучающиеся обеспечены спортивным инвентарем.

МКОУ «Кипельская СОШ», в соответствии с Уставом, является юридическим лицом и осуществляет реализацию следующих общеобразовательных программ: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование.

Как указано в ответе МКОУ «Кипельская СОШ» оборудование для спортзалов школ рассчитано на учеников разного возраста и уровня физической подготовки.

В состав школы входят 120 учащихся, в том числе: 1 класс - 7 учащихся, 2 класс 12 учащихся, класс комплект -1; 3 класс -9 учащихся, класс комплект -1; 4 класс - 16 учащихся, класс комплект -1; 5 класс - 11 учащихся, класс комплект -1; 6 класс - 10 учащихся, класс комплект -1; 7 класс - 15 учащихся, класс комплект -1; 8 класс - 15 учащихся, класс комплект -1; 9 класс - 14 учащихся, класс комплект -1; 10 класс - 4 учащихся, класс комплект -1; 11 класс - 4 учащихся, класс комплект -1.

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 30.09. 2011г. N ВП-П16-6917 Министерство образования и науки Российской Федерации разработало примерный перечень и характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений ( Минобрнауки России от 16.05.2012г. № МД-520/19 «Об оснащении спортивных залов и сооружений общеобразовательных учреждений» (вместе с «Примерным перечнем и характеристиками современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений»).

Объём и количественный состав потребности спортивного инвентаря определён директором школы в соответствии с рабочей программой по физической культуре.

Спортивный инвентарь: мячи баскетбольные - 5шт. (в соответствие с учебной программой по физической культуре для 5-9 классов для обработки передачи мяча с отскоком от пола в парах; 10-11 класс совершенствование техники защитных действий с мячом;

сетка волейбольная необходимость - 1 шт. (в соответствии с учебной программой по физической культуре для 6-11 классов, игра в волейбол, совершенствование техники подачи и передачи мяча через сетку;

гимнастический козел - 1 шт., мостик гимнастический -1 шт., маты - 3шт. (в соответствии с учебной программой по физической культуре для 5-9классов, прыжки опорные через козла различными способами, выполнение акробатических комбинаций;

комплект лыж - 5 пар (в соответствии с учебной программой по физической культуре для 1-11классов для лыжной подготовки).

В соответствии с Уставом МКОУ «Кипельская СОШ» учредителем учреждения является муниципальное образование Юргамышского района в лице Администрации Юргамышского района, функции и полномочия учредителя осуществляет МУ Отдел образования Администрации Юргамышского района (п. 1.3 Устава).

Источниками финансового обеспечения учреждения являются: средства бюджета Юргамышского района, предоставляемые учреждению в виде субсидий; иные источники, не запрещенными федеральными законами; добровольные взносы и пожертвования (раздел 6 Устава).

В соответствии с Положением об Отделе образования Администрации Юргамышского района, утвержденным Решением Юргамышской районной Думы от 26.05.2021г. № 65 «Об утверждении Положения об Отделе образования Администрации Юргамышского района» Отдел образования Администрации Юргамышского района (далее - Отдел образования) является отраслевым органом, входящим в структуру Администрации Юргамышского района, осуществляющим управление в сфере образования на территории Юргамышского района. Отдел образования выполняет полномочия учредителя подведомственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Администрации Юргамышского района.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

В силу ч. 3 ст. 28 указанного закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федералами государственными требованиями, образовательными стандартами

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся (п. 1 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ).

Частью 7 указанной статьи предусмотрено, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции} за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.

Согласно ч. 2 ст. 35 Федерального закона № 273-ФЗ обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

К полномочиям Администрации Юргамышского района в сфере образования относятся: формирование бюджета Юргамышского района, в т.ч. в части расходов на образование; осуществление деятельности по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Курганской области; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования Юргамышскрго района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

В соответствии с Решением Юргамышской районной Думы от 29.12.2021г. № 108 «О бюджете Юргамышского района на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» утверждена Ведомственная структура расходов бюджета Юргамышского района на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, по целевым статьям расходов, группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджета, согласно приложению 4 к настоящему Решению.

В соответствии с Ведомственной структурой расходов бюджета Юргамышского района (Приложением № 4 к Решению) к числу главных распорядителей бюджетных средств относится Отдел образования Администрации Юргамышского района; Отдел образования Администрации Юргамышского района является главным распорядителем бюджетных средств по Разделу «Образование».

Также Решением Юргамышской районной Думы от 29.12.2021г. № 108 «О бюджете Юргамышского района на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» утверждено распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам классификации расходов бюджета Юргамышского района на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

При таких обстоятельствах, финансирование на проведение необходимых образовательных мероприятий относится к полномочиям Отдела образования Администрации Юргамышского района, а не Администрации Юргамышского района.

При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам в соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета (государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), бюджета субъекта Российской Федерации (территориального государственного внебюджетного фонда), бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по иску к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.

Из ответа Финансового отдела Администрации Юргамышского района следует, что на территории Юргамышкого района функционирует одиннадцать общеобразовательных учреждений, имеющих статус юридического лица. Каждое юридическое лицо от своего имени является заказчиком при заключении муниципальных контрактов и договоров; документы, подтверждающие поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг подписывает руководитель учреждения, либо уполномоченное на то лицо организации – заказчика.

Главным распорядителем средств бюджета по финансированию общеобразовательных учреждений района является Отдел образования Администрации Юргамышского района.

Финансирование осуществляется на лицевой счет главного распорядителя Отдела образования Администрации Юргамышского района в соответствии с поступившими заявками, в пределах утвержденных лимитов, далее на лицевые счета общеобразовательных учреждений, смета утверждается руководителем общеобразовательного учреждения.

Средства на приобретение спортивного инвентаря в бюджете Юргамышского района на 2022 год не предусмотрены и не выделялись.

Из ответа Отдела образования Администрации Юргамышского района следует, что на счете МКОУ «Кипельская СОШ», открытом в Отделении Федерального казначейства по состоянию на 14.03.2022г. остаток денежных средств составляет 00, 00 руб., собственных доходов школа не имеет.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что поскольку финансирование на проведение необходимых образовательных мероприятий относится к полномочиям Отдела образования Администрации Юргамышского района, то в части возложения обязанности по финансированию на Администрацию Юргамышского района, в иске прокурору следует отказать.

При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных бюджетному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени муниципального образования Юргамышского района отвечает соответственно Отдел образования Администрации Юргамышского района, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого и находится общеобразовательное учреждение.

При таких обстоятельствах, суд считает, что возложение на Отдел образования Администрации Юргамышского района обязанности по финансированию расходов, связанных с обеспечением обучающихся спортивным инвентарем для занятия физической культурой и спортом, предусмотренных учебным планом, и возложение обязанности на МКОУ «Кипельская СОШ» приобрести спортивный инвентарь на выделенные денежные средства является обоснованным и отвечает требованиям действующего законодательства.

Отсутствие финансовых средств на устранение выявленных нарушений не освобождает ответчиков от исполнения необходимых обязательств, в связи с чем возложение судом таковых является целесообразным и законным.

Поскольку в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры по заявлениям в защиту правы, свобод и законных интересов Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются, в связи с чем суд считает, что имеются предусмотренные законом основания для освобождения ответчиков от уплаты судебных расходов.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Юргамышского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Кипельская средняя общеобразовательная школа», Отделу образования Администрации Юргамышского района, Администрации Юргамышского района о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства об образовании, приобретению спортивного инвентаря, обеспечению финансирования мероприятий по приобретению спортивного инвентаря – удовлетворить частично.

Обязать МКОУ «Кипельская средняя общеобразовательная школа» в срок до 31.08.2022г. приобрести спортивный инвентарь: лыжи в количестве 5 пар., маты гимнастические в количестве 3 шт., конь гимнастический в количестве 1 шт., мостик гимнастический в количестве 1 шт., мяч баскетбольный в количестве 5 шт., сетка волейбольная в количестве 1 шт.

Обязать Отдел образования Администрации Юргамышского района в течении месяца после вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по приобретению спортивного инвентаря: лыжи в количестве 5 пар., маты гимнастические в количестве 3 шт., конь гимнастический в количестве 1 шт., мостик гимнастический в количестве 1 шт., мяч баскетбольный в количестве 5 шт., сетка волейбольная в количестве 1 шт.

В удовлетворении исковых требований прокурора Юргамышского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Юргамышского района о возложении обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по приобретению спортивного инвентаря – отказать.

Мотивированное решение составлено 11 апреля 2022 года в 10 часов 10 минут.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Юргамышский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения.

Судья: Н.Г. Кузьмина