ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-145/2022 от 27.07.2022 Клявлинского районного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Клявлино 27 июля 2022 года

Клявлинский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Шаймардановой Э.Г., с участием помощника прокурора Клявлинского района Самарской области Коваленко К.И., представителя ответчика ФИО1, при секретаре судебного заседания Юнусовой Г.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-145/2022 по исковому заявлению прокурора Клявлинского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Борискино-Игар муниципального района Клявлинский Самарской области об обязании осуществить меры по противодействию коррупции,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Клявлинского района Самарской области обратился в суд с исковым заявлением к Администрации сельского поселения Борискино-Игар муниципального района Клявлинский Самарской области об обязании осуществить меры по противодействию коррупции, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в деятельности Администрации сельского поселения Борискино-Игар муниципального района Клявлинский. Выявлено несоблюдение требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» далее по тексту: Федерального закона № 273-ФЗ), в части антикоррупционной деятельности органов местного самоуправления, а именно. В ходе проверки установлено, что сайте поселения Борискино-Игар https://klvadm.ru/munitsipalnye-obrazovaniya/boriskino-igar/protivodeystvie-korruptsii/normativnye-pravovye-i-inye-akty-v-sfere-protivodeystviya-korruptsii.php не были размещены нормативные правовые акты, устанавливающие запрет отдельным лицам иметь счета в иностранных банках, утвержденный решением Собрания представителей сельского поселения Борискино-Игар от 09.07.2021 № 19; Положение о возникновении личной заинтересованности по муниципальным служащим, утвержденный Постановлением администрации сельского поселения Борискино-Игар № 10 от 14.04.2016; Положение о возникновении личной заинтересованности по замещающим муниципальную должность, утвержденный Решением Собрания представителей сельского поселения Борискино-Игар от 08.04.2022 № 6; Положение о порядке увольнения в связи с утратой доверия, утвержденный Постановлением администрации сельского поселения Борискино-Игар от 02.04.2019 № 16; Порядок временного отстранения муниципального служащего утвержденный Постановлением администрации сельского поселения Борискино-Игар от 07.06.2021 № 20. По указанному факту прокуратурой района 15.06.2022 в адрес главы сельского поселения Борискино-Игар было внесено представление с требованием об устранении указанных выше нарушений закона. 17.06.2022 в прокуратуру района поступил ответ на представление, согласно которому нарушения устранены, нормативные правовые акты размещены. В ходе повторной проверки установлено, что администрацией до настоящего времени нарушения не устранены, требования прокурора района, изложенные в представлении от 15.06.2022, не исполнены, информация до настоящего времени не размещена.

В судебном заседании помощник прокурора Клявлинского района Самарской области Коваленко К.И. поддержала заявленные требования, по основаниям, указанным в иске. Просила суд обязать администрацию сельского поселения Борискино-Игар муниципального района Клявлинский Самарской области осуществить меры по противодействию коррупции путем размещения на официальном сайте органа местного самоуправления – администрации сельского поселения Борискино-Игар муниципального района Клявлинский в разделе «Противодействие коррупции» следующие нормативные правовые акты: Положение о запрете отдельным лицам иметь счета в иностранных банках, утвержденный решением Собрания представителей сельского поселения Борискино-Игар от 09.07.2021 № 19; Положение о возникновении личной заинтересованности по муниципальным служащим, утвержденный Постановлением администрации сельского поселения Борискино-Игар № 10 от 14.04.2016; Положение о личной заинтересованности по замещающим муниципальную должность, утвержденный Постановлением администрации сельского поселения Борискино-Игар от 02.04.2019 № 16; Порядок временного отстранения муниципального служащего, утвержденный Постановлением администрации сельского поселения Борискино-Игар от 07.06.2021 № 20.

Представитель ответчика администрации сельского поселения Борискино-Игар муниципального района Клявлинский Самарской области ФИО1 в судебном заседании письменно признал иск в полном объеме, суду указал, что правовые последствия признания иска ему разъяснены и понятны, пояснил, что выявленные прокурором нарушения антикоррупционной деятельности буду устранены.

Изучив материалы дела, выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

У суда нет оснований полагать, что признание иска совершено представителем ответчика под влиянием обмана или заблуждения, суд удостоверился, что последствия признания иска главе сельского поселения ФИО1 понятны, не противоречат закону и не затрагивают интересы третьих лиц, поэтому принимает признание иска ответчиком.

В соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ, при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований по следующим основаниям.

Согласно п. 33 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится, в том числе, осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального района.

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (ст.1 Федерального Закона № 273-Ф3).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; приоритетном применении мер по предупреждению коррупции. Согласно ст. 5 данного Закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Пунктом 4 статьи 5 Закона № 23-ГД «О противодействии коррупции в Самарской области» субъектами антикоррупционной деятельности в Самарской области являются органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона № 273-ФЗ основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются, в том числе обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Требованиями пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определено, что государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Во исполнение подпункта «а» пункта 6 Указа Президента РФ от 08.07.2013 № 613 «Вопросы противодействия коррупции», приказом Министерства труда и социальной защиты населения от 07.10.2013 № 530н утверждены требования к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции органами местного самоуправления (далее – Требования).

Данные требования установлены в целях обеспечения открытости мер по противодействию коррупции.

Пунктом 2.1 приказа Министерства труда и социальной защиты населения от 07.10.2013 № 530н, органам местного самоуправления рекомендовано использовать настоящий приказ при создании и наполнении подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов органов местного самоуправления.

Согласно пунктов 4 и 5 Требований отдельная гиперссылка на подраздел, посвященный вопросам противодействия коррупции (далее – раздел «Противодействие коррупции»), размещается на главной странице сайта. Размещение указанной гиперссылки в выпадающих окнах не допускается. Доступ в раздел «Противодействие коррупции» осуществляется с главной страницы сайта путем последовательного перехода по гиперссылке. Количество таких переходов (по кратчайшей последовательности) должно быть не более одного, в том числе на мобильной версии сайта.

В подразделе, посвященном вопросам «Противодействие коррупции», сайтов содержатся последовательные ссылки на следующие подразделы: «Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции»; «Антикоррупционная экспертиза»; «Методические материалы»; «Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения»; «Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»; «Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия)»; «Обратная связь для сообщений о фактах коррупции» (пункт 6 Требований).

В нарушение вышеуказанных требований законодательства в разделе «Противодействие коррупции», размещенном на официальном сайте органа местного самоуправления, сведения о деятельности администрации сельского поселения Борискино-Игар муниципального района Клявлинский в сфере противодействии коррупции, являются неполными либо вообще отсутствуют.

В ходе проверки установлено, что сайте сельского поселения Борискино-Игар https://klvadm.ru/munitsipalnye-obrazovaniya/boriskino-igar/protivodeystvie-korruptsii/normativnye-pravovye-i-inye-akty-v-sfere-protivodeystviya-korruptsii.php нормативные правовые акты, устанавливающие запрет отдельным лицам иметь счета в иностранных банках, утвержденный решением Собрания представителей сельского поселения Борискино-Игар от 09.07.2021 № 19; Положение о возникновении личной заинтересованности по муниципальным служащим, утвержденный Постановлением администрации сельского поселения Борискино-Игар № 10 от 14.04.2016; Положение о возникновении личной заинтересованности по замещающим муниципальную должность, утвержденный Решением Собрания представителей сельского поселения Борискино-Игар от 08.04.2022 № 6; Положение о порядке увольнения в связи с утратой доверия, утвержденный Постановлением администрации сельского поселения Борискино-Игар от 02.04.2019 № 16; Порядок временного отстранения муниципального служащего утвержденный Постановлением администрации сельского поселения Борискино-Игар от 07.06.2021 № 20 не были размещены. По указанному факту прокуратурой района 15.06.2022 в адрес главы сельского поселения Борискино-Игар было внесено представление с требованием об устранении указанных выше нарушений закона. 17.06.2022 в прокуратуру района поступил ответ на представление, согласно которому нарушения устранены, нормативные правовые акты размещены. В ходе повторной проверки установлено, что администрацией до настоящего времени нарушения не устранены, требования прокурора района, изложенные в представлении от 15.06.2022 не исполнены, информация до настоящего времени не размещена.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Таким образом, администрацией сельского поселения доступ граждан к необходимой информации по вопросам противодействия коррупции не обеспечен. Меры по профилактике коррупции администрацией сельского поселения Борискино-Игар не принимаются, не исполняются такие основные принципы противодействия коррупции как приоритетное применение мер по предупреждению коррупции, что может привести к совершению коррупционных правонарушений со стороны органа местного самоуправления и его должностных лиц, соответственно, не осуществляются мероприятия, которые должны предприниматься с целью предотвращения совершения коррупционных действий, уменьшения уровня коррупции в деятельности органов местного самоуправления и в целом в обществе.

Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Как следует из части первой статьи45ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что иск прокурора Клявлинского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Борискино-Игар муниципального района Клявлинский Самарской области об обязании осуществить меры по противодействию коррупции обоснован, подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Клявлинского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Борискино-Игар муниципального района Клявлинский Самарской области об обязании осуществить меры по противодействию коррупции, удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию сельского поселения Борискино-Игар муниципального района Клявлинский Самарской области ИНН <***> ОГРН <***> осуществить меры по противодействию коррупции путем размещения на официальном сайте органа местного самоуправления – администрации сельского поселения Борискино-Игар муниципального района Клявлинский в разделе «Противодействие коррупции» следующие нормативные правовые акты: Положение о запрете отдельным лицам иметь счета в иностранных банках, утвержденный решением Собрания представителей сельского поселения Борискино-Игар от 09.07.2021 № 19; Положение о возникновении личной заинтересованности по муниципальным служащим, утвержденный Постановлением администрации сельского поселения Борискино-Игар № 10 от 14.04.2016; Положение о личной заинтересованности по замещающим муниципальную должность, утвержденный Постановлением администрации сельского поселения Борискино-Игар от 02.04.2019 № 16; Порядок временного отстранения муниципального служащего, утвержденный Постановлением администрации сельского поселения Борискино-Игар от 07.06.2021 № 20.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Клявлинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 1 августа 2022 года.

Судья (подпись) Э.Г. Шаймарданова

(*данные изъяты*)

(*данные изъяты*)

(*данные изъяты*)

(*данные изъяты*)и