Советский районный суд г. Тулы
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Советский районный суд г. Тулы — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 октября 2011 года город Тула
Советский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего судьи Бездетновой А.С.
при секретаре Карманниковой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1461/2011 по иску Шаховцева Валерия Валентиновича к Главному управлению МЧС России по Тульской области и Управлению внутренних дел Тульской области о перерасчете выслуги лет, признании права на назначение пенсии по выслуге лет,
у с т а н о в и л:
Шаховцев В.В. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Тульской области и Управлению внутренних дел Тульской области о перерасчете выслуги лет, признании права на назначение пенсии по выслуге лет.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что с 1994 г. по 2011 г. проходил службу в Государственной противопожарной службе Управления внутренних дел Тульской области и в Главном управлении МЧС России по Тульской области. Приказом начальника Главного управления МЧС России по Тульской области № 10-нс от 23.03.2011 г. был уволен со службы по основаниям п. «е» статьи 58 (сокращение штатов) Положения о службе в органах внутренних дел РФ. В приказе указано об отсутствии у него стажа службы в льготном исчислении. С данным выводом истец не согласен, поскольку в периоды с 15.09.1999 г. по 01.10.1999 г., с 02.10.1999 г. по 31.12.1999 г., с 28.01.2000 г. по 20.02.2000 г., с 21.02.2000 г. по 09.03.2000 г., с 10.03.2000 г. по 29.03.2000 г., с 28.04.2000 г. по 10.05.2000 г., с 09.08.2000 г. по 20.08.2000 г., с 28.08.2000 г. по 18.09.2000 г., с 22.11.2000 г. по 01.12.2000 г., с 19.03.2001 г. по 28.03.2001 г. во время прохождения им службы в Пожарной части № 1 УВД Тульской области в качестве дознавателя он принимал участие в операции «Вихрь-Антитеррор». В связи с этим на основании п. «г» ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации», указанные периоды его службы должны быть учтены в его выслугу лет в льготном исчислении как один месяц службы за полтора месяца.
Просил обязать Главное управление МЧС России по Тульской области зачислить в выслугу лет в Государственной противопожарной службе на офицерской должности в качестве сотрудника, имеющего специальное звание, на льготных условиях из расчета один месяц службы за полтора месяца вышеназванные периоды, признать за ним право на назначение пенсии по выслуге лет.
Представитель ответчика Главного управления МЧС России по Тульской области по доверенности Спица С.М. просил в иске Шаховцеву В.В. отказать. В обоснование своей позиции представитель ответчика ссылался на то, что основным условием для исчисления выслуги лет на льготных основаниях как один месяц службы за полтора месяца норма, предусмотренная в п. «г» ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации», предполагает прохождение службы сотрудников в соединениях, выполняющих задачи по охране общественного порядка и обеспечению государственной безопасности при чрезвычайных обстоятельствах, связанных с массовыми антиобщественными проявлениями. Согласно Положению о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 18.07.1996 г. № 1039, соединения являются частью внутренних войск, отдельным подразделением. Таких соединений в Государственной противопожарной службе, в том числе в Пожарной части № 1 УГПС УВД Тульской области, в спорные периоды времени не создавалось, в связи с этим заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат.
Представитель ответчика Управления внутренних дел по Тульской области по доверенности Игонина В.Ю. иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что по смыслу нормы закона (п. «г» ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941), на которую ссылается истец, периоды, подлежащие зачету в выслугу лет в льготном исчислении в периоды прохождения службы в соединениях, выполняющих задачи по охране общественного порядка и обеспечению государственной безопасности при чрезвычайных обстоятельствах, определяются Министром обороны РФ, Министром внутренних дел РФ, Министром юстиции РФ и Директором Федеральной службы безопасности РФ. Согласно приказам УВД по Тульской области «О проведении операции «Вихрь-антитеррор» непосредственного указания на зачет периодов проведения названных операций в льготном исчислении приказы не содержат, в связи с чем заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, материалы пенсионного дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с 01.07.1994 г. по 31.12.2001 г. истец являлся сотрудником Государственной противопожарной службы МВД России, с 01.01.2002 г. по 01.01.2004 г. в пожарной части № 1 ГПС МЧС РФ, с 01.01.2004 г. по 02.01.2005 г. в отделе Государственного пожарного надзора Центрального района ГУ ГОЧС по Тульской области, с 02.01.2005 г. по день увольнения 01.03.2011 г. в той же должности, подчиненной Главному управлению МЧС России по Тульской области.
Из приказа от 23.03.2011 г. № 10-НС следует, что с 01.03.2011 г. Шаховцев В.В. был уволен по ст. 58-«е» Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по сокращению штатов при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел). Выслуга лет истцу определена в календарном исчислении 19 лет 10 мес. 15 дней, для выплаты единовременного пособия – 17 лет 05 мес. 27 дней, в приказе также указано, что в льготном исчислении истец выслуги не имеет.
Не согласившись с данными выводами относительно стажа его служебной деятельности, истец указывает о необходимости исчисления его стажа в периоды с 15.09.1999 г. по 01.10.1999 г., с 02.10.1999 г. по 31.12.1999 г., с 28.01.2000 г. по 20.02.2000 г., с 21.02.2000 г. по 09.03.2000 г., с 10.03.2000 г. по 29.03.2000 г., с 28.04.2000 г. по 10.05.2000 г., с 09.08.2000 г. по 20.08.2000 г., с 28.08.2000 г. по 18.09.2000 г., с 22.11.2000 г. по 01.12.2000 г., с 19.03.2001 г. по 28.03.2001 г. во время прохождения им службы в Пожарной части № 1 УВД Тульской области в качестве дознавателя он принимал участие в операции «Вихрь-Антитеррор» в льготном исчислении как 1 месяц за полтора месяца.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
До принятия Указа Президента РФ от 09.11.2001 г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба входила в состав органов внутренних дел и была подчинена Министерству внутренних дел РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя, в том числе лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (сотрудники).
На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и Вооруженных Силах РФ.
В соответствие с Указом Президента РФ от 09.11.2001 г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» до 1 января 2002 г. Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, с включением в ее состав входящих по состоянию на 1 октября 2001 г. в систему Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом.
Этим же Указом установлено, что Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации; лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации считаются с 1 января 2002 г. соответственно проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, а также сотрудников Государственной противопожарной службы осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон).
Часть 3 статьи 18 указанного Закона устанавливает, что порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение Закона было принято Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».
Согласно п. «г» ч. 3 данного Постановления Правительства РФ № 941 в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы определено засчитывать на льготных условиях как один месяц службы за полтора месяца периоды службы в соединениях, выполняющих задачи по охране общественного порядка и обеспечению государственной безопасности при чрезвычайных обстоятельствах, связанных с массовыми антиобщественными проявлениями, - в периоды, определяемые Министром обороны Российской Федерации, Министром внутренних дел Российской Федерации, Министром юстиции Российской Федерации и Директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации, но не ранее чем с 25 сентября 1989 г.
Таким образом, для приобретения права на льготное исчисление периодов службы необходимо наличие совокупности фактических условий, а именно – выполнение задач по охране общественного порядка и обеспечению государственной безопасности при чрезвычайных обстоятельствах, связанных с массовыми антиобщественными проявлениями в составе соединений, а также прямое указание соответствующих руководителей на льготный порядок исчисления такого стажа в указанные периоды.
Аналогичное толкование данной нормы закона принято и при исчислении выслуги лет работниками кадровых служб УВД Тульской области и ГУ МЧС России по Тульской области, о чем в судебном заседании пояснила специалист Митяева Т.И.
Кроме того, из анализа содержания п. «г» ч. 3 Постановления Правительства РФ № 941 следует, что такой порядок исчисления службы связан не с любой деятельностью, а с такой, которая связана с повышенным систематическим напряжением, риском, повышенной ответственностью, что требует особой концентрации человеческих сил. Данный вывод следует исходя из указанных наряду с вышеназванным основанием льготного исчисления выслуги лет, указания на службу в атомных подводных лодках, на должностях водолазов, в подразделениях специального назначения, на заставах, постах, маневренных группах со сменными заставами, несущими службу по охране государственной границы; в составе экспедиций особого назначения по переводу кораблей и судов Северным морским путем; в высокогорных местностях на высоте 1500 метров и более, в воинских частях железнодорожных и внутренних войск, органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, занятых на строительстве и обслуживании БАМ, на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и т.п.
В соответствии с Федеральным законом от 06.02.1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ» соединения и воинские части входят в состав оперативно-территориальных объединений (округов, региональных командований, региональных управлений и других видов оперативно-территориальных объединений) (далее - оперативно-территориальное объединение) внутренних войск, за исключением соединений и воинских частей, непосредственно подчиненных главнокомандующему внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - главнокомандующий внутренними войсками). Соединения и воинские части действуют на основании общего положения, утверждаемого министром внутренних дел Российской Федерации.
В Общем положении о соединении и воинской части внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Приказом МВД России от 15.11.2003 г. № 884, дано понятие «соединению», под которым понимается фактически воинская часть внутренних войск - управления дивизий и отдельных бригад, пункты управлений, бригады, центры, полки, отряды, отдельные батальоны (дивизионы, авиационные эскадрильи), военные комендатуры, отдельные войсковые (специальные) комендатуры, отдельные роты, учреждения (медицинские, научные и другие), воинские части обеспечения деятельности внутренних войск (учебные, связи и другие), входящие в состав оперативно-территориальных объединений (округов, региональных командований, региональных управлений и других видов оперативно-территориальных объединений внутренних войск) или непосредственно подчиненные главнокомандующему внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Исходя из анализа приведенных положений соединение внутренних войск представляет собой определенную по численности и составу воинскую часть, а в контексте п. «г» ч. 3 Постановления Правительства РФ № 941, на данную часть должны быть возложены специальные задачи по охране общественного порядка и обеспечению государственной безопасности при чрезвычайных обстоятельствах, связанных с массовыми антиобщественными проявлениями.
Представленные суду документы, в том числе выписки из Приказов МВД РФ, ФСБ РФ от 12.0-9.1999 г. № 061/01085 «О проведении операции «Вихрь-Антитеррор», УВД Тульской области от 13.09.1999 г. № 08 «О проведении на территории Тульской области крупномасштабной оперативно-профилактической операции «Вихрь-Антитеррор» в связи с осложнением оперативной обстановки в стране, связанной с серией террористических актов, не свидетельствуют о создании каких-либо соединений из числа военнослужащих или сотрудников Государственной противопожарной службы МВД РФ, коим являлся истец.
Кроме того, из содержания упомянутых приказов усматривается, что в периоды проведения операций «Вихрь-Антитеррор» с 15.09.1999 г. по 31.12.1999 г. установлено круглосуточное дежурство руководящего состава УВД Тульской области, а для личного состава органов и подразделений – 12-часовой режим работы.
Данные Приказы МВД РФ, ФСБ РФ от 12.0-9.1999 г. № 061/01085 «О проведении операции «Вихрь-Антитеррор», УВД Тульской области от 13.09.1999 г. № 08 «О проведении на территории Тульской области крупномасштабной оперативно-профилактической операции «Вихрь-Антитеррор» не содержат указаний на возможность зачета периодов участия личного состава УВД Тульской области в оперативно-профилактической операции «Вихрь-Антитеррор» в льготном исчислении, что также подтверждается выписками из упомянутых приказов.
Из объяснений истца и представителей ответчиков в судебном заседании усматривается, что за исключением установленного 12-часового режима рабочего времени в вышеназванные спорные периоды никаких изменений служебных обязанностей произведено не было, условий службы также не изменялись, соединений не создавалось.
Табели рабочего времени ГПС МВД по Тульской области за спорные периоды службы истца не велись, что следует из справки от 23.09.2011 г. № 337.
Исходя из содержания Приказов МВД РФ, ФСБ РФ от 12.0-9.1999 г. № 061/01085 «О проведении операции «Вихрь-Антитеррор», УВД Тульской области от 13.09.1999 г. № 08 «О проведении на территории Тульской области крупномасштабной оперативно-профилактической операции «Вихрь-Антитеррор», суд приходит к выводу о том, что данные приказы не содержат указаний на формирование специальный соединений (воинских частей), направленных на выполнение задач по охране общественного порядка и обеспечению государственной безопасности при чрезвычайных обстоятельствах, связанных с массовыми антиобщественными проявлениями, особые условия службы не устанавливались, и указаний на льготное исчисление периодов проведения операции «Вихрь-Антитеррор» в Приказах не содержится.
То обстоятельство, что истцу, равно как и другим сотрудникам правоохранительных органов, был установлен удлинненный рабочий день, само по себе не может являться основанием для удовлетворения его требований, поскольку условия службы являлись для истца обычными, не были связаны с повышением напряжения, увеличения риска, повышения ответственности, что требовало бы особой концентрации человеческих сил.
Кроме того, как следует из выписки из приказа УВД Тульской области от 13.09.1999 г. № 08 «О проведении на территории Тульской области крупномасштабной оперативно-профилактической операции «Вихрь-Антитеррор», было принято решение выйти с предложением в Администрацию области и Управу города о выделении дополнительных средств на поощрение личного состава, задействованного в данных мероприятиях (п. 13.3).
Ссылка истца Шаховцева В.В. на судебный прецедент по, по его мнению, аналогичному делу (определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21.11.200 г.) не может служить основанием для удовлетворения заявленных им требований, поскольку в соответствии с положениями ст. 11 ГПК РФ прецедент не является источником права при разрешении споров в Российской Федерации, и, кроме того, разрешенные вышеназванным определением Верховного Суда РФ правоотношения касаются вопроса взыскания заработной платы за сверхурочную работу и не имеют отношения к настоящему делу.
В связи с изложенным иск Шаховцева В.В. удовлетворению не подлежит.
безопасности"а от жения о службе в ОВД д приходит к следующему.
предусмотренным ны (в редакции до уведомлен в устНа основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в иске Шаховцеву Валерию Валентиновичу к Главному управлению МЧС России по Тульской области и Управлению внутренних дел Тульской области о перерасчете выслуги лет, признании права на назначение пенсии по выслуге лет отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий подпись А.С. Бездетнова.
Копия верна
Председательствующий А.С. Бездетнова
Секретарь