ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1461/18 от 02.08.2018 Советского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2-1461/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 августа 2018 года Советский районный суд г. Владивостока в составе: председательствующего А.О. Семенцова, при секретаре Н.А. Морозовой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потиха Н. Н. к ООО «Управляющая компания Советского района – 7» о возложении обязанностей,

у с т а н о в и л:

Потиха Н.Н. обратилась в суд с иском к ООО «Управляющая компания Советского района – 7» (далее Управляющая компания) о возложении обязанностей. В иске указала, что она является нанимателем муниципальной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Совместно с ней в квартире проживают трое её детей. С 2015 года она неоднократно обращалась к ответчику, а также в администрацию г. Владивостока с требованиями установить в квартире индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения. В удовлетворении требований ей было отказано. Обследование квартиры на предмет возможной установки приборов учета ответчик не произвел. Между тем, отсутствие в квартире приборов учета холодной и горячей воды повлекло применение повышающего коэффициента оплаты за коммунальные услуги без учета их фактического потребления, что нарушило жилищные права и законные интересы её семьи, причинило убытки. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Потиха Н.Н. просит суд обязать Управляющую компанию установить приборы учета горячего и холодного водоснабжения, а также произвести работы по демонтажу старых труб холодного и горячего водоснабжения, канализации, установить новые трубы; начислять оплату за коммунальные услуги без повышающего коэффициента; взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300,00 рублей.

В судебном заседании истец Потиха Н.Н. настаивала на удовлетворении иска, пояснила, что она, её супруг и трое детей занимают две комнаты в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Её семья признана малоимущей многодетной семьей. В связи с отсутствием приборов учета ей начисляют плату за коммунальные услуги с применением повышающего коэффициента. Управляющая компания и администрация г. Владивостока отказываются оборудовать квартиру приборами учета, перекладывая данную обязанность друг на друга. Находящиеся в квартире трубопроводы требуют ремонта, который ответчик не производит. Третью комнату в квартире занимает семья Черняева Н.Н. и Черняевой Н.Ф., которые безразлично относятся к установке приборов учета и состоянию находящихся в квартире инженерных сетей. Лицевые счета между семьями поделены.

Представитель ответчика Лящевская А.А. возражала против удовлетворения иска, по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск, в котором указала, что индивидуальные приборы учета в состав общего имущества многоквартирного жилого дома не входят и являются внутриквартирным оборудованием, следовательно, их установка в рамках договора управления общим имуществом дома не производится. Помимо этого, Управляющая компания не является собственником квартиры, в которой проживает истец, следовательно, не является лицом обязанным оснастить квартиру приборами учета в соответствии с ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности…».

В ходе осмотра квартиры истца установлено, что общедомовое инженерное оборудование в квартире находится в исправном состоянии, течи не имеет и не требует ремонта. Относительно довода администрации г. Владивостока об обязанности Управляющей компании установить индивидуальные приборы учета в силу Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат в связи с установкой индивидуальных приборов учета потребления коммунальных ресурсов в муниципальных жилых помещениях в многоквартирных домах г. Владивостока, утвержденного Постановлением администрации г. Владивостока от 08.02.2013 № 324, то данным порядком обязанность Управляющей компании по установке индивидуальных приборов учета не предусмотрена. Данное положение лишь регламентирует возможность возмещения затрат по установке прибора учета, в случае если Управляющая компания их понесет.

Представитель третьего лица администрации г. Владивостока Ковтун Я.О. поддержала требования истца по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск, в котором указала, что истец проживает в муниципальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>. В силу постановления администрации г. Владивостока от 08.02.2013 «Об утверждении порядка предоставления субсидий на возмещение затрат в связи с установкой индивидуальных приборов учета потребления коммунальных ресурсов в муниципальных жилых помещениях в многоквартирных домах города Владивостока» администрация г. Владивостока компенсирует затраты управляющих организаций на установку приборов учета. Администрация самостоятельно установкой приборов учета не занимается.

Целью предоставления субсидий является возмещение затрат в связи с установкой индивидуальных приборов учета потребления коммунальных ресурсов в муниципальных жилых помещениях в многоквартирных домах города Владивостока. Право на получение субсидий имеют юридические лица – ТСЖ, жилищные кооперативы, управляющие организации, выбранные собственниками помещений в многоквартирных домах, физические лица – производители товаров, работ, услуг, осуществляющие управление многоквартирными домами. Субсидии предоставляются получателям субсидий в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Владивостокского городского округа на эти цели в текущем финансовом году, и могут использоваться получателями субсидий только на установку приборов учета в жилых помещениях. Главным распорядителем средств бюджета ВГО на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год является Управление содержания жилищного фонда администрации г. Владивостока. Для получения субсидий получатели субсидий предоставляют в указанное Управление пакет документов вместе с заявлением нанимателя жилого помещения.

Треть лицо Управление содержания жилищного фонда администрации г. Владивостока не направило в суд своего представителя. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, полагает исковые требования подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.

Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

В соответствии с п. 42 названных Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.

При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.

Согласно п.п. 1, 5 ст. 13 ФЗ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

До 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Судом установлено, что истец зарегистрирована и проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма жилого помещения от <дата> № 748. Помимо неё в квартире в качестве членов семьи зарегистрированы её дети Потиха А.С., Потиха В.А., Потиха О.С. Также в квартире зарегистрированы Черняева Н.Ф. и Черняев Н.Н. Последний является нанимателем.

Управление вышеуказанным домом осуществляется ООО «УК Советского района-7», что подтверждается договором управления многоквартирным домом от <дата>.

В п. 2 ст. 162 ЖК РФ указано, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В материалы дела истцом представлены ответы администрации г. Владивостока от <дата> и ООО «УК Советского района-7» от <дата> об отказе в оборудовании квартиры индивидуальными приборами учета. В обоснование отказа администрация г. Владивостока указала, что непосредственно установкой приборов учета не занимается, но компенсирует затраты на установку приборов учета в муниципальных квартирах управляющим компаниям. Управляющая компания в обоснование отказа сослалось на то, что производство указанных работ договором управления многоквартирного жилого дома не предусмотрено, т.к. индивидуальные приборы учета не относятся к общедомовому имуществу.

Между тем, в ходе рассмотрения дела из пояснений сторон установлено, что Управляющая компания осуществляет услуги по установке индивидуальных приборов учета на платной основе.

Обращаясь в Управляющую компанию с заявлением об оборудовании квартиры приборами учета, истец ссылалась на положения п. 5 ст. 13 ФЗ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Вышеприведенным положением закона обязанность по оборудованию квартиры, возложена на собственника жилого помещения, которым является администрация г. Владивостока.

В целях реализации вышеприведенного законоположения администрацией г. Владивостока издано постановление 08.02.2013 № 324 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с установкой индивидуальных приборов учета потребления коммунальных ресурсов в муниципальных жилых помещениях в многоквартирных домах г. Владивостока». Постановлениями администрации г. Владивостока от 08.10.2014 № 8875 и от 17.11.2016 № 3289 в постановления от 08.02.2013 № 324 внесены изменения.

Пунктом 1.2 вышеназванного Порядка установлено, что целью предоставления субсидий является возмещение затрат в связи с установкой индивидуальных приборов учета потребления коммунальных ресурсов (далее - приборы учета) в муниципальных жилых помещениях в многоквартирных домах города Владивостока (далее - жилые помещения).

Право на получение субсидий имеют юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, иные специализированные кооперативы, управляющие организации, выбранные собственниками помещений в многоквартирных домах, физические лица - производители товаров, работ, услуг, осуществляющие управление многоквартирными домами (п. 1.4 Порядка).

Размер субсидий определяется по фактически понесенным затратам, которые подтверждаются документами, представленными в соответствии с пунктом 2.6 настоящего раздела (п. 2.5 Порядка).

Пунктами 1.4 и 2.3 Порядка предусмотрено получение субсидий на основании договора заключаемого между получателем субсидии и Управлением содержания жилищного фонда администрации г. Владивостока.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что Управляющая компания, осуществляющая работы по установке индивидуальных приборов учета за плату на условиях публичной оферты (п. 2 ст. 437 ГК РФ), получив заявление истца на установку индивидуальных приборов учета в муниципальной квартире в соответствии с положениями ФЗ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…», не имела законных оснований уклоняться от заключения с администрацией г. Владивостока в интересах истца договора на компенсацию расходов по оборудованию квартиры приборами учета в порядке, утвержденном постановлением администрации г. Владивостока от 08.02.2013 № 324. Отказ Управляющей компании в установке приборов учета нельзя признать соответствующим целям деятельности, связанной с управлением многоквартирным домом.

В связи с этим, суд полагает возможным обязать ООО «Управляющая компания Советского района – 7» установить индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения в вышеуказанном жилом помещении.

Поскольку предоставление субсидий на установку приборов учета осуществляется на основании договора за счет бюджета Владивостокского городского округа, в заключении которого Управлением содержания жилищного фонда администрации г. Владивостока может быть отказано, суд полагает необходимым признать за ООО «Управляющая компания Советского района – 7» право на компенсацию расходов по установке приборов учета в указанном жилом помещении за счет средств бюджета Владивостокского городского округа.

В остальной части суд полагает требования истца не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

В силу ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В материалы дела истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что находящиеся в квартире инженерные сети (трубопроводы холодного, горячего водоснабжения и канализации), относящиеся к общедомовому имуществу, ответственность за эксплуатацию которого в силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ несет Управляющая компания, находятся в состоянии, требующем проведения ремонта.

Управляющей компанией представлен акт от <дата>, согласно которому общедомовые инженерные сети ремонта не требуют.

В соответствии с п.п. 3 и 4 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения.

Обязанность по проведению капитального ремонта жилого помещения в силу п. 3 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ возложена на наймодателя, которым является администрация г. Владивостока.

В связи с этим обязанность по ремонту инженерных сетей, находящихся в квартире и не относящихся к общему имуществу собственников дома, на Управляющую компанию не может быть возложена.

Также в ходе рассмотрения дела установлено, что начисление платы за холодное и горячее водоснабжение с применением повышающего коэффициента производится ресурсоснабжающими организациями. Управляющая компания плату за холодное о горячее водоснабжение с истца не взимает. Помимо этого суд учитывает, что применение повышающих коэффициентов при начислении платы в отсутствии приборов учета предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Учитывая указанные обстоятельства суд полагает требования истца о возложении на ООО «Управляющая компания Советского района – 7» обязанности произвести демонтаж старых труб и установку новых труб холодного и горячего водоснабжения, канализации в вышеуказанном жилом помещении, возложении обязанности производить начисления платы за коммунальные услуги без повышающего коэффициента не подлежащими удовлетворению.

На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300,00 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 13, 98, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Потиха Н. Н. удовлетворить частично.

Обязать ООО «Управляющая компания Советского района – 7» установить индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> и признать за ООО «Управляющая компания Советского района – 7» право на компенсацию расходов по установке приборов учета в указанном жилом помещении за счет средств бюджета Владивостокского городского округа.

Требования Потиха Н. Н. о возложении на ООО «Управляющая компания Советского района – 7» обязанности произвести демонтаж старых и установку новых труб холодного и горячего водоснабжения, канализации в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, возложении обязанности производить начисления платы за коммунальные услуги без повышающего коэффициента, оставить без удовлетворения.

Взыскать с ООО «Управляющая компания Советского района – 7» в польз Потиха Н. Н. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300,00 рублей.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Советский районный суд г. Владивостока.

В окончательной форме решение составлено <дата>.

Председательствующий: