23RS0015-01-2020-002130-66 К делу №2-1461/2020
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Ейск «10» августа 2020 года
Ейский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Тунгел А.Ю.,
при секретаре Попко Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Ейском, Щербиновском, Староминском районах ФИО1 к АО «Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края» Филиалу АО «Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края» «Ейскэнергосбыт» в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в части не доведения до сведения потребителей полной и достоверной информации, выразившуюся в не предоставлении платежных документов на оплату коммунальной услуги (электроэнергия) на бумажном носителе,
У С Т А Н О В И Л:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Ейском, Щербиновском, Староминском районах обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и просит обязать Акционерное общество «Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края» устранить нарушения законодательства о защите прав потребителей, выразившиеся в непредоставлении платежных документов на оплату коммунальной услуги (электроэнергия) на бумажном носителе по почтовым адресам жилых помещений потребителей, проживающих на территории города Ейска в течение месяца с момента вступления решения в законную силу. Обязать Акционерное общество «Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края» довести в десятидневный срок через средства массовой информации до сведения потребителей решение суда.
В судебном заседании представитель ТОУ Роспотребнадзора, действующий на основании доверенности ФИО2 на удовлетворении исковых требований настаивает и пояснил, что 30.12.2019г. в 15 час. 00 мин., по адресу: <...>, при рассмотрении поступившей в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Ейском, Щербиновском, Староминском районах информации Ейской межрайонной прокуратуры о нарушениях законодательства в сфере защиты прав потребителей и приложенных к ней документов и материалов, при непосредственном обнаружении установлено нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге и ее исполнителе выразившееся в следующем: Ейской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства филиалом АО «НЭСК» «Ейскэнергосбыт» почтовым отправлением платежные документы абонентам не направляются.
Ейской межрайонной прокуратурой по данному факту 18.11.2019 внесено представление в адрес директора филиала АО «НЭСК» «Ейскэнергосбыт».
03.12.2019 по результатам рассмотрения представления прокурора директором филиала АО «НЭСК» «Ейскэнергосбыт» дан ответ, в котором указано, что АО «НЭСК» предлагает своим абонентам в городе Ейске различные способы получения квитанций: посредством «Личного кабинета» на официальном сайте компании, по электронной почте, с доставкой по месту исполнения договора (определяется индивидуально в договоре энергоснабжения). Также информация о начислениях и платежные документы в электронной форме размещаются в государственной информационной системе (ТИС ЖКХ) и в иных информационных системах, позволяющих узнать задолженность за электроэнергию, не позднее 1 числа месяца, следующего за истекшим. Узнать о сумме начислений и оплатить электроэнергию жители города могут в кассах филиала «Ейскэнергосбыт», а также любом пункте приема платежей: ООО «ЕИРЦ», ФГУП «Почта России», ПАО «Сбербанк России» (включая банкоматы), КБ «Кубань Кредит банк», ПАО «Крайинвесгбанк», ПАО «Центр-Инвест». В случае необходимости распечатать квитанцию на бумажном носителе потребитель сможет обратиться в кассы филиала «Ейскэнергосбыт» или сделать это самостоятельно из «Личного кабинета» или электронной почты.
Также Ейской межрайонной прокуратурой выборочно проверены факты направления филиалом АО «НЭСК» «Ейскэнергосбыт» платежных документов потребителям, проживающим в квартирах № 1-20 многоквартирных домов № 47/5 по ул. Красной, № 26 по ул. Коммунаров, М» 85/5, 85/6 по ул. Коммунистической г. Ейска. Установлено, что Филиалом платежные документы на бумажном носителе абонентам не направляются, что подтверждается информацией Филиала от 13.12.2019 г.
В договоре, размещенном на официальном сайте Акционерное общество «Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края» в п.5 договора установлено, что если способ доставки не указан сторонами в настоящем договоре, то доставка осуществляется по почтовому адресу жилого дома (домовладение) потребителя. Из чего следует, что право выбора иного способа получения платежных документов для оплаты электроэнергии имеется исключительно у потребителя, который должен заявить об этом праве гарантирующему поставщику.
По мнению представителя истца, указанные действия АО «Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края» образуют состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ - нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы».
Не имея платежного документа с указанием соответствующей суммы и реквизитов, потребитель жилищно-коммунальных услуг лишен права возможности своевременно проверить выставленные счета и произвести оплату жилищно-коммунальных услуг. Выявленное правонарушение свидетельствует о нарушении законодательства в сфере защиты прав потребителей, выразившееся в нарушении прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации, касающейся вида и стоимости оказываемых коммунальных услуг, а именно платежных документов об оплате услуг.
Точное количество лиц, не получивших платежный документ на оплату электроэнергии и лишенных возможности оплатить коммунальные услуги на территории, обслуживаемой Филиалом АО «Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края» «Ейскэнергосбыт» определить невозможно, в связи с чем, ТОУ Роспотребнадзор обращается в суд в защиту неопределенного круга лиц. Просит исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика, действующий на основании доверенности ФИО3 в судебном заседании пояснил, что в декабре 2019 года в отношении Филиала АО «Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края» «Ейскэнергосбыт» была проведена проверка. Вынесенное органами прокуратуры представление было рассмотрено, по нему были приняты соответствующие меры, направленные на устранение нарушений и удовлетворение волеизъявления потребителей электроэнергии.
Способ доставки платежного документа является условием, которое согласовывается сторонами договорных отношений. При этом, учитывая то обстоятельство, что договор энергоснабжения может исполняться и без его оформления в письменной форме, для определения его условий достаточно наличия волеизъявления потребителя.
АО «НЭСК» принимаются меры по удовлетворению пожеланий индивидуально каждого потребителя.
Общество не отказывается от разноски квитанций, а лишь предлагает альтернативу бумажному формату, по многочисленным просьбам потребителей, которые не проживают по месту оказания услуг либо не желают распространения их персональных данных.
Так, к примеру, 9477 потребителей изъявили желание получать квитанцию в электронной форме, а 4068 потребителей пользуются услугами личного кабинета.
При этом, АО «НЭСК» сохранило возможность доставки квитанций на бумажном носителе. В указанных целях на сотрудников отдела сбыта электроэнергии возложены обязанности по распечатке и разноске квитанций.
Дополнительно заключен договор оказания услуг по доставке населению счетов-квитанций от 01.01.2009 в редакции дополнительного соглашения от 01.01.2020. В рамках проверки, проведенной после поступления информации о подаче настоящего иска, Обществом запрошены объяснительные у ответственных сотрудников по факту возможного неисполнения обязанностей по доставке квитанций. Из представленной начальником отдела сбыта электроэнергии объяснительной следует, что работа ведется в штатном режиме с учетом пожеланий каждого потребителя индивидуально. С населением проводится работа по информированию о возможностях выбора способов доставки и ознакомления с платежными документами и дополнительной информации по лицевому счету. В связи с изложенным, представитель ответчика считает требования Роспотребнадзора необоснованными, нарушений прав потребителем АО «НЭСК» не допущено, просит в иске отказать.
Представитель ответчика, действующая на основании доверенности ФИО4 доводы представителя поддерживает, просит в иске отказать.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, исследовав представленные сторонами доказательства, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 21.01.2020 года, составленным ТОУ Роспотребнадзора по КК в Ейском, Щербиновском и Староминском районах в отношении АО «НЭСК» Краснодарского края, «30» декабря 2019г. в 15 час. 00 мин., по адресу: <...>, при рассмотрении поступившей в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Ейском. Щербиновском, Староминском районах информации Ейской межрайонной прокуратуры, о нарушениях законодательства в сфере защиты прав потребителей и приложенных к ней документов и материалов, при непосредственном обнаружении в соответствии с п.1, п. 3 ч. 1 ст. 28.1; ч. 1 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге и ее исполнителе выразившееся в следующем:
Ейской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства филиалом АО «НЭСК» «Ейскэнергосбыт» почтовым отправлением платежные документы абонентам не направляются.
Ейской межрайонной прокуратурой по данному факту 18.11.2019 внесено представление в адрес директора филиала АО «НЭСК» «Ейскэнергосбыт».
03.12.2019 по результатам рассмотрения представления прокурора директором филиала АО «НЭСК» «Ейскэнергосбыт» дан ответ, в котором указано, что АО «НЭСК» предлагает своим абонентам в городе Ейске различные способы получения квитанций: посредством «Личного кабинета» на официальном сайте компании, по электронной почте, с доставкой по месту исполнения договора (определяется индивидуально в договоре энергоснабжения). Также информация о начислениях и платежные документы в электронной форме размещаются в государственной информационной системе (ТИС ЖКХ) и в иных информационных системах, позволяющих узнать задолженность за электроэнергию, не позднее 1 числа месяца, следующего за истекшим. Узнать о сумме начислений и оплатить электроэнергию жители города могут в кассах филиала «Ейскэнергосбыт», а также любом пункте приема платежей: ООО «ЕИРЦ», ФГУП «Почта России», ПАО «Сбербанк России» (включая банкоматы), КБ «Кубань Кредит банк», ПАО «Крайинвестбанк», ПАО Банк «Центр-Инвест». В случае необходимости распечатать квитанцию на бумажном носителе потребитель сможет обратиться в кассы филиала «Ейскэнергосбыт» или сделать это самостоятельно из «Личного кабинета» или электронной почты.
Также Ейской межрайонной прокуратурой выборочно проверены факты направления филиалом АО «НЭСК» «Ейскэнергосбыт» платежных документов потребителям, проживающим в квартирах № 1-20 многоквартирных домов № 47/5 по ул. Красной, № 26 по ул. Коммунаров, М» 85/5, 85/6 по ул. Коммунистической г. Ейска. Установлено, что Филиалом платежные документы на бумажном носителе абонентам не направляются, что подтверждается информацией Филиала от 13.12.2019.(л.д.6-7).
Постановлением по делу об административном правонарушении АО «НЭСК» Краснодарского края привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде предупреждения (л.д.17-18).
По результатам проверки Ейской межрайонной прокуратурой в адрес АО «НЭСК» вынесено представление, которое было рассмотрено АО «НЭСК» и дан ответ, по способам доставки гражданам квитанций на оплату потребленной услуги (л.д.12-13).
В силу ч.1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч.2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива: 2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Аналогичные требования содержатся в п. 67 Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, согласно которого плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.
Таким образом, основанием для внесения платы за коммунальные услуги является платежный документ, который ресурсоснабжающая организация, являющаяся исполнителем коммунальных услуг, обязана представить потребителям, при этом способ доставки платежного документа является условием, которое согласовывается сторонами договорных отношений. Способ доставки платежного документа является условием, которое согласовывается сторонами договорных отношений. При этом, учитывая то обстоятельство, что договор энергоснабжения может исполняться и без его оформления в письменной форме, для определения его условий достаточно наличия волеизъявления потребителя.
АО «НЭСК» дополнительно заключен договор оказания услуг по доставке населению счетов-квитанций от 01.01.2009 в редакции дополнительного соглашения от 01.01.2020 (л.д.45-47, 49-50).
Обществом запрошены объяснительные у ответственных сотрудников по факту возможного неисполнения обязанностей по доставке квитанций. Из представленной начальником отдела сбыта электроэнергии объяснительной следует, что работа ведется в штатном режиме с учетом пожеланий каждого потребителя индивидуально (л.д.44,48).
Для доставки квитанций на бумажных носителей, на сотрудников отдела сбыта электроэнергии возложены обязанности по распечатке и разноске квитанций (л.д.58-62).
При таких обстоятельствах, суд не находит в действиях АО «НЭСК» Краснодарского края нарушений прав и интересов неопределенного круга лиц, а также нарушений законодательства о защите прав потребителей, в связи с чем в удовлетворения искового заявления следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд –
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Ейском, Щербиновском, Староминском районах ФИО1 к АО «Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края» Филиалу АО «Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края» «Ейскэнергосбыт» о понуждении ответчика к устранению нарушения законодательства о защите прав потребителей, выразившегося в не предоставлении платежных документов на оплату коммунальной услуги (электроэнергия) на бумажном носителе по почтовым адресам жилых помещений потребителей, проживающих на территории г. Ейска в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу и понуждении к доведению в десятидневный срок через средства массовой информации до сведения потребителей решения суда – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Ейский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в полном объеме, то есть с 14 августа 2020 года.
Председательствующий: