Дело № 2-1461/2016 | Мотивированное решение изготовлено в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ярославль «12» октября 2016 года
Ярославский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Патрунова С.Н.,
при секретаре Потаповой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело:
- по иску Прокуратуры Ярославского района Ярославской области к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР, ФИО1 о признании незаконными постановлений, признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, применении последствий недействительности сделки,
- по иску Прокуратуры Ярославского района Ярославской области к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР, ФИО2 о признании незаконными постановлений, признании недействительным договора аренды земельного участка, применении последствий недействительности сделки,
- по иску Прокуратуры Ярославского района Ярославской области к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР, ФИО3 о признании незаконными постановлений, признании недействительным договора аренды земельного участка, применении последствий недействительности сделки,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Администрацию Ярославского муниципального района Ярославской области с заявлением (т. 3, л.д. 141) о предоставлении земельного участка в собственность для ведения коллективного садоводства площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер № (рядом).
ДД.ММ.ГГГГ комиссией по земельным и имущественным отношениям ЯМР по заявке ФИО1 принято решение (т. 3, л.д. 139) о возможности предоставления земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м. в собственность для садоводства. КУМИ Администрации ЯМР поручено опубликовать в газете «<данные изъяты>» информацию о предстоящем предоставлении земельного участка (п. 1 ст. 34 ЗК РФ).
ДД.ММ.ГГГГ извещение о поступлении заявления ФИО1 о приобретении указанного участка в соответствии с п. 1 ст. 34 ЗК РФ было опубликовано в газете «<данные изъяты>» № (т.3, л.д. 139, оборот). Иные претенденты на участок в установленный срок не объявились.
ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Ярославского муниципального района поступило заявление ФИО1 об утверждении схемы расположения указанного земельного участка (т. 3, л.д. 132)
ДД.ММ.ГГГГ издано постановление Администрации Ярославского муниципального района № (далее по тексту – Постановление № - т. 3, л.д. 131), которым по заявлению ФИО1 утверждена схема расположения земельного участка в кадастровом квартале <данные изъяты> из земель сельскохозяйственного назначения, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м. для садоводства, с использование земель в водоохраной зоне реки Которосли, расположенного по адресу: <адрес> ФИО1 поручено обеспечить выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществить его государственный кадастровый учет.
ДД.ММ.ГГГГ в государственный кадастр недвижимости (т. 1, л.д. 21-22) внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для садоводства, расположенном по адресу: <адрес> (далее по тексту – ЗУ:96).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Администрацию Карабихского сельского поселения ЯМР с заявлением (т.1, л.д. 30), в котором просила предоставить ЗУ:96 в собственность для садоводства.
ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии по земельным ресурсам и землепользованию Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО принято решении (т. 1, л.д. 34) о возможности предоставления ЗУ:96 в собственность ФИО1 в соответствии с пп. 10 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР издано постановление № (далее по тексту – Постановление №), которым решено предоставить ФИО1 в собственность за плату ЗУ:96.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР (продавец) и ФИО1 (покупатель) подписан Договор купли-продажи земельного участка № в отношении ЗУ:96 (Далее по тексту – Договор купли-продажи № - т. 1, л.д. 37-38). Цена участка определена в сумме <данные изъяты> руб. (п. 2.1 Договора). Согласно акту приема-передачи (т. 1, л.д. 39) расчеты между сторонами на момент подписания акта произведены.
ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности ФИО1 на ЗУ:96 (т. 1, л.д. 38).
ФИО2 обратился в Администрацию Ярославского муниципального района Ярославской области с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для садоводства площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ извещение о поступлении заявления ФИО2 о приобретении указанного участка в соответствии с п. 1 ст. 34 ЗК РФ опубликовано в газете «<данные изъяты>» (приложение – «Деловой вестник») № (т.3, л.д. 59).
ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Ярославского муниципального района поступило заявление ФИО2 об утверждении схемы расположения указанного земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ издано постановление Администрации Ярославского муниципального района № (далее по тексту – Постановление № - т. 3, л.д. 16), которым по заявлению ФИО2 утверждена схема расположения земельного участка в кадастровом квартале № из земель сельскохозяйственного назначения, площадью <данные изъяты> кв.м. для садоводства, расположенного по адресу: <адрес> ФИО2 поручено обеспечить выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществить его государственный кадастровый учет.
ДД.ММ.ГГГГ в государственный кадастр недвижимости (т. 3, л.д. 61-65) внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для садоводства, расположенном по адресу: <адрес> (далее по тексту – ЗУ:98).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в Администрацию Карабихского сельского поселения ЯМР с заявлением (т.2, л.д. 18), в котором просил предоставить ЗУ:98 в аренду для садоводства.
ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии по земельным ресурсам и землепользованию Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО принято решение (т. 2, л.д. 28) о заключении со ФИО2 договора аренды.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР издано постановление № (далее по тексту – Постановление № – т.2, л.д. 21), которым решено предоставить ФИО2 в аренду сроком на 10 лет ЗУ:98.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР (арендодатель) и ФИО2 (арендатор) подписан Договор аренды земельного участка № (далее по тексту – Договор аренды №) в отношении ЗУ:98 (т. 2, л.д. 27-31) на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ указанный Договор аренды № зарегистрирован в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в Администрацию Ярославского муниципального района Ярославской области с заявлением (т. 3, л.д. 127) о предоставлении земельного участка в аренду на <данные изъяты> лет для садоводства площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ комиссией по земельным и имущественным отношениям ЯМР по заявке ФИО3 принято решение (т. 3, л.д. 25) о возможности предоставления земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м. в аренду для садоводства. КУМИ Администрации ЯМР поручено опубликовать в газете «<данные изъяты>» информацию о предстоящем предоставлении земельного участка (п. 1 ст. 34 ЗК РФ).
ДД.ММ.ГГГГ извещение о поступлении заявления ФИО3 о приобретении указанного участка в соответствии с п. 1 ст. 34 ЗК РФ опубликовано в газете «<данные изъяты>» (приложение – «<данные изъяты>») № (т.3, л.д. 126,оборот).
ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Ярославского муниципального района поступило заявление ФИО3 об утверждении схемы расположения указанного земельного участка (т. 3, л.д. 122).
ДД.ММ.ГГГГ издано постановление Администрации Ярославского муниципального района № (далее по тексту – Постановление № - т. 3, л.д. 121), которым по заявлению ФИО3 утверждена схема расположения земельного участка в кадастровом квартале № из земель сельскохозяйственного назначения, площадью <данные изъяты> кв.м. для садоводства, расположенного по адресу: <адрес>. ФИО3 поручено обеспечить выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществить его государственный кадастровый учет.
ДД.ММ.ГГГГ в государственный кадастр недвижимости (т. 3, л.д. 67-71) внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для садоводства, расположенном по адресу: <адрес> (далее по тексту – ЗУ:97).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Администрацию Карабихского сельского поселения ЯМР с заявлением (т.3, л.д. 36), в котором просила предоставить ЗУ:97 в аренду для садоводства.
ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии по земельным ресурсам и землепользованию Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР ЯО принято решение (т. 3, л.д. 38) о заключении с ФИО3 договора аренды
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР издано постановление № (далее по тексту – Постановление №), которым решено предоставить ФИО3 в аренду сроком на <данные изъяты> лет ЗУ:97.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР (арендодатель) и ФИО3 (арендатор) подписан Договор аренды земельного участка № (далее по тексту – Договор аренды №) в отношении ЗУ:97 (т. 3, л.д. 40-41) на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ указанный Договор аренды № зарегистрирован в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.
Прокуратура Ярославского района Ярославской области обратилась в суд с иском к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР, ФИО1. Просила:
- признать незаконным Постановление №;
- признать незаконным Постановление №;
- признать недействительным Договор купли-продажи №; прекратить право собственности ФИО1 на ЗУ:96;
- применить последствия недействительности сделки: ФИО1 передать администрации Карабихского сельского поселения ЯМР ЗУ:96; Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР возвратить ФИО1 выкупную стоимость участка – <данные изъяты> руб.
Прокуратура Ярославского района Ярославской области обратилась в суд с иском к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР, ФИО2. С учетом уточнения исковых требований, просила:
- признать незаконным Постановление №
- признать незаконным Постановление №;
- признать недействительным Договор аренды №; прекратить право аренды ФИО2 на ЗУ:98;
- применить последствия недействительности сделки: ФИО2 передать администрации Карабихского сельского поселения ЯМР ЗУ:98.
Прокуратура Ярославского района Ярославской области обратилась в суд с иском к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР, ФИО3. Просила:
- признать незаконным Постановление №;
- признать незаконным Постановление №;
- признать недействительным Договор аренды №; прекратить право аренды ФИО3 на ЗУ:97;
- применить последствия недействительности сделки: ФИО3 передать администрации Карабихского сельского поселения ЯМР ЗУ:97.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ дела по указанным искам соединены для рассмотрения в рамках одного производства.
В обоснование исковых требований указано, что предоставление ЗУ:96, ЗУ:97, ЗУ:98 является незаконным по следующим основаниям. В соответствии с абзацами 2 и 4 пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, в собственности и (или) в ведении которых находятся земельные участки, обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; при этом рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока; не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; а также обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Данные нормы во взаимосвязи с абзацем 1 пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса, согласно которому органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Следовательно, опубликование сообщения о передаваемых земельных участках в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка. Информирование о предоставлении конкретных земельных участков способствует получению наибольшего числа заявок от всех заинтересованных лиц, что способствует достижению максимальной эффективности передачи земельных участков в собственность (аренду), а также направлено не только на защиту интересов общества и отдельных граждан в целом, но и конкретных лиц, в том числе, возможных претендентов на земельный участок. Данная правовая позиция подтверждается судебной практикой (апелляционное определение Омского областного суда ДД.ММ.ГГГГ по делу №). Публикации в газете «Ярославский агрокурьер» содержат информацию о нахождении испрашиваемых земельных участков в водоохраной зоне <адрес>. В соответствии с п. 4 ст. 1 ГрК РФ водоохранные зоны являются зонами с особыми условиями использования территорий. В силу ч. 2 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Береговые полосы водных объектов общего пользования отнесены к территории общего пользования (п. 12 ст. 1 ГрК РФ). С учетом того, что в отношении земельных участков, расположенных в водоохранной зоне установлены ограничения хозяйственной и иной деятельности, береговая полоса отнесена к территории общего использования, образование таких земельных участков должно осуществляться с учетом таких обременении (ст. 11.10 ЗК РФ). Вместе с тем, как следует из кадастрового паспорта на земельные участки, они не имеют обременений в связи с нахождением в водоохранной зоне и береговой полосе. Опубликование недостоверных сведений о земельных участках является нарушением процедуры предоставления, предусмотренной ст.34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015). Кроме того, в публикациях не содержится информации о возможности подачи заявлений о приобретении земельных участков, не определены способ и порядок подачи заявлений, отсутствуют сведения о месте нахождении земельных участков. Указанная публикация не способствовала получению наибольшего числа заявок от заинтересованных лиц, достижению максимальной эффективности передачи земельных участков в аренду.
Нормы Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений) допускают использование для ведения садоводства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан, а не гражданам в индивидуальном порядке. Распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения путем предоставления его в собственность физическому лицу в индивидуальном порядке является незаконным. Нарушение процедуры предоставления земельного участка привело к ограничению прав неопределенного круга лиц на приобретение данного земельного участка. В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна. Требования ч. 1 ст. 167 Гражданского кодекса РФ предусматривают, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В судебном заседании представитель прокуратуры Ярославского района Ярославской области ФИО4 заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР по доверенности – ФИО5 считала иск не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях (т. 3, л.д. 170-175). Дополнительно пояснила, что процедура предоставления земельных участков соблюдена; оснований для отказа в предоставлении земельных участков у Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР не было. Действующее законодательство не содержит запрета на предоставление участков физическим лицам для ведения садоводства в индивидуальном порядке. Истцом пропущен трехмесячный срок на подачу заявления, так как об оспариваемых постановлениях истцу было известно еще ДД.ММ.ГГГГ в адрес Карабихского сельского поселения прокуратурой внесено представление по факту предоставления указанных участков, в то время как иск подан в суд в ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель Администрации ЯМР по доверенности – ФИО6 считала иск не подлежащим удовлетворению, доводы о пропуске истцом сроков на обращение в суд поддержала.
Представитель ФИО3 по доверенности – ФИО7 считал иск не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях, доводы о пропуске истцом сроков на обращение в суд поддержал.
Ответчик ФИО2 против удовлетворения требований возражал по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Представитель ответчика ФИО1 – адвокат Новиков А.В. по ордеру считал иск не подлежащим удовлетворению, доводы о пропуске истцом сроков на обращение в суд поддержал. Дополнительно пояснил, что ФИО1, в отличие от остальных ответчиков, является членом ОРГАНИЗАЦИЯ 1, владеет в указанном СНТ земельным участком, смежным с ЗУ:96.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – ФИО8 против удовлетворения исковых требований возражал.
В судебное заседание не явились: ответчики - ФИО1, ФИО3, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области. Извещались надлежаще. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав участников процесса, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Суд в полном объеме соглашается с доводами истца о невозможности предоставления земельного участка для садоводства физическому лицу в индивидуальном порядке.
В соответствие с п.3 ст.34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательный Российской Федерации» в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Статьей 34 Земельного кодекса РФ, действовавшей до 01.03.2015 г., определен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством. Предоставление земельного участка ответчикам должно было осуществляться в порядке, действовавшем до внесения изменений в Земельного кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ, внесенных Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ, вступивших в силу с 1 марта 2015 года.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с разрешенным использованием которых предусматриваются гаражное строительство, ведение личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ. Аналогичные положения содержатся в пп. 6, 7 ст. 27 Земельного кодекса РФ. Пункт 1 ст. 78 ЗК РФ определяет, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, а также некоммерческими организациями. Положениями ст. 80 ЗК РФ предусмотрено, что в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается названным кодексом, Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (п.2 ст.81 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года). В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Порядок выбора и предоставления земельных участков гражданам для указанных выше целей определен ст. 14 названного закона. В частности, орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, после государственной регистрации которого ему в соответствии с земельным законодательством бесплатно предоставляется земельного участок. После утверждения проекта организации и застройки территории указанного объединения и вынесения данного проекта в натуру членам этого некоммерческого объединении предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членам некоммерческого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Иного порядка предоставления гражданам земельных участков сельскохозяйственного назначения для названных целей закон не содержит.
Таким образом, до 01.03.2015 действующее земельное законодательство закрепляло возможность предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства только гражданам, входящим в состав соответствующего некоммерческого объединения. Выделение названных земель гражданам в индивидуальном порядке законом не предусмотрено. Указанная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014. Истолкованные в названном Обзоре нормы материального права не претерпели существенных изменений и с 1 марта 2015 года. Таким образом, нормы Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений) допускают использование для ведения садоводства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан, а не гражданам в индивидуальном порядке.
Возражения представителя ФИО1 о том, что последняя является членом ОРГАНИЗАЦИЯ 1 не свидетельствуют о законности предоставления земельного участка, так как участок предоставлялся ФИО1 в индивидуальном порядке, как физическому лицу, а не садоводческому некоммерческому товариществу.
В части доводов о нарушении порядка предоставления участков в соответствии со ст. 34 ЗК РФ в связи с указанием в публикации на нахождение участков в водоохраной зоне реки Которосль суд исходит из следующего.
В соответствии с пп. 9 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: 9) сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, в том числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения (обременения) распространяются на часть объекта недвижимости, в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Дело рассмотрено судом в пределах заявленных требований (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ). Кадастровые сведения о ЗУ:96, ЗУ:97, ЗУ:98, внесенные в государственный кадастр недвижимости, в том числе, сведения об отсутствии ограничения (обременения) в виде нахождения земельных участков в водоохранной зоне <адрес>, не оспорены. В оспариваемых постановлениях о предоставлении земельных участков в аренду (в собственность) также не указано на наличие ограничений в использовании земельных участков, а в оспариваемых договорах аренды (купли-продажи) земельных участков прямо указано на отсутствие таких ограничений (п. 3 Договора купли-продажи, п. 1.1. Договоров аренды). В связи с изложенным, суд исходит из того, что такое ограничение отсутствует.
При этом в публикациях о поступлении заявлений ФИО2, ФИО3 было указано, что испрашиваемые ими участки находятся в водоохраной зоне <адрес>, что не соответствует кадастровым сведениям о земельных участках, фактически предоставленных данным ответчикам. Суд соглашается с доводами истца о том, что публикации о поступлении заявлений ФИО2, ФИО3 содержали, таким образом, недостоверную информацию о земельных участках, в связи с чем порядок предоставления земельных участков ФИО2, ФИО3 нельзя считать соблюденным.
Необходимость публикации достоверной информации об испрашиваемых земельных участках вытекала из п.5.5. Положения о порядке предоставления и изъятия земельных участков на территории Ярославского муниципального района (утв. Постановлением администрации Ярославского муниципального района от 04.06.2009 N 3474), согласно которому ЗК Администрации ЯМР публикует сообщение о приеме заявлений от граждан и юридических лиц о предоставлении в аренду либо собственность земельного участка в газете "Ярославский агрокурьер" и размещает информацию на официальном сайте Администрации Ярославского муниципального района в сети Интернет с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования, испрашиваемого права и условиях предоставления (за плату или бесплатно). В части публикации информации об участке, испрашиваемом ФИО1, нарушений не допущено, так как в публикации не указано на нахождение участка в водоохраной зоне <адрес>.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что схемы расположения земельных участков не могли быть утверждены, так как с заявлениями об их утверждении обратились лица, которым соответствующие участки не могли быть предоставлены в аренду или собственность.
В соответствии с п. 1 ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Соответственно, суд признает недействительными Постановления Администрации ЯМР №, №, №, а также постановления Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района №, №№.
Договор купли-продажи №, Договор аренды №, Договор аренды №, заключенные при отсутствии правового основания (законного постановления органа местного самоуправления), в нарушение вышеуказанных положений закона, являются недействительными в соответствии со ст. 168 ГК РФ, как противоречащие требованиям закона.
В силу п. 1,2 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Так как на основании недействительной сделки не возникло права собственности ФИО1 на ЗУ:96, права аренды ФИО2, ФИО3 на ЗУ:98, ЗУ:97 указанные права не могут быть прекращены. Прекращено может быть только возникшее право по основаниям, которые установлены ГК РФ (в частности, для права собственности – гл. 15 ГК РФ). Применяя последствия недействительности указанных сделок, суд считает необходимым аннулировать записи ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права собственности ФИО1 на ЗУ:96, о регистрации оспариваемых договоров аренды, обязать ФИО1, ФИО2, ФИО3 передать администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области Ярославского муниципального района земельные участки, обязать Администрацию Карабихского сельского поселения возвратить ФИО1 выкупную стоимость земельного участка – <данные изъяты> руб.
Доводы об истечении сроков исковой давности судом не принимаются. Так как заявленные требования рассматриваются по правилам ГПК РФ, трехмесячный срок давности на обращение в суд с заявлением, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, не применим. В силу ч. 1 ст. 1 ГПК РФ порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи - также Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации". Соответственно, нормы КАС РФ при рассмотрении дела в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, неприменимы. Сроки исковой давности, установленные ГК РФ, не истекли.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
1. Признать незаконными постановления Администрации Ярославского муниципального района:
- от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для садоводства в районе <адрес>»;
- от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для садоводства в районе <адрес>»;
- от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для садоводства в районе <адрес>».
2. Признать незаконными постановления Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района:
- от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении ФИО1 в собственность за плату земельного участка в районе <адрес>»;
- от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении ФИО2 в аренду земельного участка в районе <адрес>»;
- от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении ФИО3 в аренду земельного участка в районе <адрес>».
3. Признать недействительными:
- договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенный между Администрацией Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области и ФИО1,
- договор аренды земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенный между Администрацией Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области и ФИО2,
- договор аренды земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенный между Администрацией Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области и ФИО3,
4. Применить последствия недействительности сделок, указанных в п. 3 резолютивной части настоящего решения суда:
- аннулировать запись ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером № (запись № от ДД.ММ.ГГГГ); обязать ФИО1 передать администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области Ярославского муниципального района земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; обязать Администрацию Карабихского сельского поселения возвратить ФИО1 выкупную стоимость указанного земельного участка – <данные изъяты> руб.;
- аннулировать запись ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации сделки – договора аренды земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенного между Администрацией Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области и ФИО2 (запись № от ДД.ММ.ГГГГ); обязать ФИО2 передать администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области Ярославского муниципального района земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
- аннулировать запись ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации сделки – договора аренды земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенного между Администрацией Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области и ФИО3 (запись № от ДД.ММ.ГГГГ); обязать ФИО3 передать администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области Ярославского муниципального района земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Патрунов С.Н.