ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1462/20 от 10.06.2020 Октябрьского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Иркутск Дата

Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Варгас О.В.,

при ведении протокола помощником судьи А.А. Чичигиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1462/2020 по исковому заявлению Б.Т.В. к областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по г. Иркутску» о признании незаконным решения, обязании назначить выплату,

УСТАНОВИЛ:

в обоснование заявленных исковых требований с учетом изменений указано, что Б.Т.В. является приемным родителем В.А.К., Дата г.р., с Дата.

ДатаВ.А.К. умерла. На погребение В.А.К. истцом были понесены расходы в размере 59 958 руб. За компенсацией расходов на погребение истец обратилась в ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску», получила письменный отказ в возмещении расходов. Также обратилась в Фонд социального страхования РФ и также получила отказ в возмещении расходов на погребение.

Истец с учетом изменений исковых требований просит суд признать незаконным отказ ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску» от Дата об отказе в выплате социального пособия на погребение, в связи со смертью В.А.К., обязать ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску» назначить выплату социального пособия на погребение, в связи со смертью В.А.К. на основании заявления от Дата.

В судебном заседании истец Б.Т.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом их изменений, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску» М.Л.А., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала, по доводам и правовым основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, просила в их удовлетворении отказать.

В судебное заседание представители третьих лиц Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ГУ – Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассматривать дело в их отсутствие, представили отзывы на исковое заявление, в которых отразили правовую позицию по делу.

Суд, с учетом мнения явившихся лиц, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии третьих лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов предоставления материальной и иной помощи для погребения (подпункт 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Специальным федеральным нормативным правовым актом, регулирующим отношения, связанные с погребением умерших, является Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее – Закон №8-ФЗ), и который устанавливает, в том числе гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего.

Исходя из содержания п.5 ст.9 Закона №8-ФЗ гражданам, не получившим гарантированный перечень услуг по погребению, выплачивается социальное пособие на погребение, предусмотренное статьей 10 Закона N 8-ФЗ в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.

Таким образом, федеральный законодатель осуществил правовое регулирование вопроса о размере социального пособия на погребение, определяемого из стоимости предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, ограничив его максимальный размер. Следовательно, размер социального пособия на погребение в каждом конкретном муниципальном образовании равен стоимости услуг, предусмотренных пунктом 1 статьи 9 Федерального закона о погребении, установленной органами местного самоуправления этого муниципального образования, и выплачивается в таком размере при условии, что не превышает 4 000 рублей (по состоянию на 1 января 2009 года, в редакции Федерального закона от 03.12.2008 N 238-ФЗ) с последующей ее ежегодной индексацией исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год и применением районного коэффициента (при наличии).

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" социальное пособие на погребение выплачивается супруге, родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение.

Судом установлено, Дата умерла В.А.К., Дата года рождения, находящаяся под опекой истца Б.Т.В., которая исполняла свои обязанности возмездно по договору о приемной семье на основании распоряжения Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по опеке и попечительству г.Иркутска от Дата.

Из справки ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску» от Дата следует, что Б.Т.В. в соответствии с договором о передаче ребенка на воспитание в приемную семью от Дата получала ежемесячную выплату вознаграждения приемному родителю с Дата по Дата.

Из материалов гражданского дела усматривается, что захоронение В.А.К., Дата г.р., производила истец, приходящаяся умершей приемным родителем.

Письмом от Дата ГУ – Иркутского региональное отделение Фонда социального страхования РФ отказано Б.Т.В. в выплате социального пособия на погребение по причине того, что умершая В.А.К., Дата г.р., на день смерти не зарегистрирована в качестве страхователя в региональном отделении Фонда. Заявитель также не зарегистрирован в качестве страхователя в региональном отделении Фонда.

В письме от Дата Минсоцразвития Иркутской области на обращение Б.Т.В. по вопросу выплаты социального пособия на погребение, указано, что согласно положениям ст.10 Закона №8-ФЗ выплата социального пособия на погребение производится органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях: если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не является пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности. По смыслу ст.10 Закона №8-Фз социальное пособие на погребение в связи со смертью несовершеннолетнего выплачивается организацией, в которой работает один из родителей или другой член семьи несовершеннолетнего умершего. Вместе с тем, на территории Иркутской области сложилась судебная практика, исходя из которой следует, что в случае смерти у неработающего родителя несовершеннолетнего ребенка, на день смерти не подлежащего обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и не являющегося пенсионером, выплата социального пособия на погребение осуществляется территориальным органом социальной защиты населения на основании судебного решения.

В 2019 г. Б.Т.В. обратилась в ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску» с письменным заявлением о выплате социального пособия на погребение приемного ребенка несовершеннолетней В.А.К., Дата г.р., умершей Дата. Однако Дата ей было отказано в выплате социального пособия на погребение по причине того, что в трудовых отношениях приемные родители с органами социальной защиты населения не состоят, вознаграждение приемному родителю выплачивается на основании договора о приемной семье, который по своему характеру является гражданско-правовым; учреждение не является работодателем заявителя, а также страхователем на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Рассматривая указанное обстоятельство в качестве основания для отказа в назначении социального пособия на погребение, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.10 Закона №8-ФЗ выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти:

органом, в котором умерший получал пенсию;

организацией (иным работодателем), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти либо по отношению к одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего;

органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности;

территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, в котором был зарегистрирован в качестве страхователя умерший на день смерти либо зарегистрирован в качестве страхователя один из родителей (иной законный представитель) или иной член семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего.

Порядок предоставления государственной услуги "Выплата социального пособия на погребение в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности", установлен административным регламентом, утвержденным Приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 03.05.2012 N 69-мпр.

Из содержания п.4 административного регламента следует, что вышеназванная государственная услуга предоставляется следующему кругу заявителей: супругам, близкому родственнику, иному родственнику, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение указанных лиц.

Указанным лицам выплачивается социальное пособие на погребение умерших, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являвшихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.

В соответствии с п.85 административного регламента основания для отказа в выплате социального пособия на погребение указаны в пункте 43 настоящего административного регламента.

В силу п.43 административного регламента основаниями отказа в выплате социального пособия на погребение является: несоответствие заявителя категории граждан, указанной в пункте 4 настоящего административного регламента; несоответствие умершего категориям граждан, указанным в пункте 4 настоящего административного регламента; наличие обстоятельств, указанных в пункте 23 настоящего административного регламента.

В соответствии с п.44 административного регламента отказ в предоставлении государственной услуги может быть обжалован в порядке, установленном законодательством.

Оценивая установленные по делу обстоятельства и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что на момент обращения Б.Т.В. в ОГКУ "УСЗН по городу Иркутску" с заявлением о назначении социального пособия на погребение умершая несовершеннолетняя В.А.К., Дата г.р., на день смерти не подлежала обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлась пенсионером, также истец как приемный родитель не была зарегистрирована в качестве страхователя в региональном отделении Фонда социального страхования РФ, заявитель – истец Б.Т.В., умершая В.А.К., соответствовали категориям граждан, указанным в п.4 административного регламента.

В связи с чем, в силу ч.2 ст.10 Закона №8-ФЗ орган социальной защиты населения по месту жительства является компетентным органом для рассмотрения заявления Б.Т.В. о выплате социального пособия на погребение.

Перечень оснований для отказа указан в п.43 административного регламента является исчерпывающим. При этом, оснований отказа в выплате социального пособия на погребение, указанных в п.43 административного регламента, судом не установлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» от Дата об отказе в назначении выплаты социального пособия на погребение, в связи со смертью В.А.К., Дата года рождения, умершей Дата, является незаконным.

В связи с чем, на ответчика следует возложить обязанность назначить истцу выплату социального пособия на погребение, в связи со смертью В.А.К. на основании заявления Б.Т.В. от Дата.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Б.Т.В. удовлетворить.

Признать незаконным решение областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» от Дата об отказе в назначении выплаты социального пособия на погребение, в связи со смертью В.А.К., Дата года рождения, умершей Дата.

Обязать областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» назначить выплату социального пособия на погребение, в связи со смертью В.А.К. на основании заявления Б.Т.В. от Дата.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня составления мотивированного решения, которое лица, участвующие в деле, и представители могут получить Дата.

Судья О.В. Варгас