ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1463-12 от 14.02.2012 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

                                                                                    Центральный районный суд г. Читы Забайкальского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Центральный районный суд г. Читы Забайкальского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-1463-12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 февраля 2012 года

Центральный районный суд города Читы в составе:

Председательствующего судьи Казакевич Ю.А.,

При секретаре Швецовой М.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по иску прокурора Читинского района в интересах ФИО1 Анатольевны, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к администрации муниципального района «Читинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении жилого помещения,

Установил:

Прокурор Читинского района обратился в суд с вышеназванным иском, просит обязать Администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить ФИО1 жилое помещение на территории Читинского района, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека (25 кв.м. на 1 чел.). Обязать Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края обеспечить финансирование осуществления государственного полномочия по обеспечению жилым помещением ФИО1

Требования мотивированы следующим. В прокуратуру Читинского района поступило обращение ФИО1 о защите ее жилищных прав. На основании Постановления главы муниципального образования «Читинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была устроена в детское государственное учреждение интернатного типа. При этом органами опеки и попечительства мер к определению статуса ФИО1, а также к фактическому ее устройству в детское учреждение приняты не были, и она оказалась в Хоринском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. При этом на учете в органах опеки и попечительства МО «» ФИО11 не состояла. ДД.ММ.ГГГГ определением Читинского районного суда г. Читы исковое заявление о лишении ШТА родительских прав оставлено без рассмотрения в связи с неявкой истца и ответчика, а повторное заявление о лишении родительских прав ШТА направлено не было. ФИО1 находилась в детском реабилитационном центре, а впоследствии поступила на обучение в ПУ № . При этом какие-либо сведения о родителях отсутствовали. Мать истца ее не навещала, судьбой ребенка не интересовалась, место нахождения отца не известно. Определением мирового судьи судебного участка № 32 Читинского района ШТА объявлена в розыск и до настоящего времени ее место нахождение не известно, отец истца ШАН определением мирового судьи участка № 33 от 18.07.2005года также объявлен в розыск. При устройстве в детское государственное учреждение жилая площадь за несовершеннолетней не закреплялась в связи с ее отсутствием у родителей.

Помощник прокурора Читинского района Рыбакова О.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в иске.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила.

Представитель Администрации муниципального района «Читинский район» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.

Представитель ответчика Правительства Забайкальского края ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, о чем представила заявление, представила возражения на исковые требования, в соответствии с которыми указывает, что государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края. Считает, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация муниципального района «Читинский район». Правительство финансовым органом субъекта не является и не может представлять интересы казны края в судах. Кроме того, Правительство Забайкальского края не осуществляет непосредственное финансирование муниципальных образований из бюджета края. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель Министерства финансов Забайкальского края ФИО3, действующая на основании доверенности от 09.09.2011 года, просит рассмотреть дело в её отсутствие, в представленных суду возражениях исковые требования не признала, пояснила, что в материалах дела не имеется сведений о принадлежности ФИО1 к категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, как ребенка-сироты (в возрасте до достижения истцом 18 лет), а также как лица из числа детей-сирот (в возрасте, когда истцу было от 18 до 23 лет), ФИО11 на момент обращения в суд исполнилось 23 года. Таким образом, она не относится ни к одной категорий граждан, предусмотренных указанными выше законами и, следовательно, не обладает правом на внеочередное обеспечение жильем. Обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления. Законом Забайкальского края № 450-ЗЗК от 23.12.2010г. «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на осуществление государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью, бюджету муниципального района «Читинский район» предусмотрены субвенции в размере 1497,6 тыс. руб. Указанные средства перечислены бюджету муниципального района «Читинский район» в 2011 году. Законом Забайкальского края № 450-ЗЗК от 15.12.2010 «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» в редакции Закона Забайкальского края № 547-ЗЗК от 09.09.2011, муниципальному району «Читинский район» дополнительно к уже перечисленным из субвенций из краевого бюджета в начале 2011 года, предусмотрены субсидии из федерального бюджета для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в размере 2287,6 тыс. руб. Таким образом, средства, предусмотренные Законом о краевом бюджете на 2011 год, направлены в бюджет муниципального района «Читинский район» в полном объеме, следовательно расходные обязательства Забайкальского края, исполнены надлежащим образом. Фактов недофинансирования (ненадлежащего финансирования) указанных мер социальной поддержки из бюджета Забайкальского края не установлено. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

В обоснование доводов истцом представлены постановление главы муниципального образования «Читинский район» о направлении ФИО1 в детское государственное учреждение, определение мирового судьи участка № 32 Читинского района от 09.08.2004 об объявлении ШТА в розыск, определение мирового судьи участка № 33 Читинского района от 18.07.2005 об объявлении ШАН в розыск ( л.д. ).

Постановлением главы администрации муниципального района «Читинский район» внесены изменения в постановление главы муниципального образования «Читинский район» Читинской области от 17.10.2001 за № 792 в части имени и отчества с «ФИО1» на «ФИО1 Анатольевну» (л.д. ).

Согласно уведомления УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю от 18.01.2012 года сведения о правах ФИО1 на объекты недвижимости отсутствуют. (л.д. ).

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 1, части 1 статьи 7, статьей 18, частями 1 и 2 статьи 19 Конституции Федерации Российская Федерация провозглашается социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика, которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Органы, в чью обязанность входит принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений из государственного или муниципального жилого фонда, последующее заключение договора найма определены в пункте 3 части 1 статьи 14, статьях 49 и 52 ЖК РФ – это органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилья, после окончания пребывания в соответствующем учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В силу ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей статьи.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

В данном случае судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была определена в детское государственное учреждение интернатного типа.

Суд находит несостоятельными доводы ответчиков о том, что ФИО1 не относится к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, и не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку ФИО11 на момент обращения в суд исполнилось 23 года. ФИО1 не была поставлена на учет в результате нарушений, допущенных бездействием должностных лиц органа опеки и попечительства, администрации детского государственного учреждения, в котором находилась ФИО11. В результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей, бездействий должностных лиц органа опеки и попечительства, администрации детского государственного учреждения, права на жилье ФИО1 были грубо нарушены. Нарушенное право подлежит восстановлению. ФИО1, как лицо, по независящим от нее причинам, лишенная возможности своего конституционного права на жилье, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения. При этом не имеет значения то, что она не состояла на учете нуждающихся в получении жилых помещений, поскольку ее личной вины в том, что она не состоит на учете, не установлено.

Кроме того, по сообщению главы администрации муниципального района «Читинский район» ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ – ФИО1 поставлена на учет в муниципальный реестр по предоставлению внеочередного жилья ДД.ММ.ГГГГ (учетный номер 186).

Ввиду чего предоставление ФИО1 благоустроенного жилого помещения должно осуществляться в общем порядке как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В рассматриваемом случае таким органом является администрация муниципального района «Читинский район». Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края. Такая обязанность по финансированию в суде не оспаривалась.

Полагая заявленные требования обоснованными, суд учитывает пп. 5 – 9 ст. 57 ЖК РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого истцу жилья не должна быть менее 25 кв. м. Жилое помещение должно быть благоустроенным, изолированным, находиться на территории Читинского района, и отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение подлежит предоставлению на условиях договора социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Читинского района удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Читинский район» предоставить ФИО1 Анатольевне благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры на территории Читинского района общей площадью не менее 25 кв.м. по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим нормам.

Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов Администрации муниципального района «Читинский район» на предоставление ФИО1 Анатольевне жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Председательствующий: Казакевич Ю.А.