Дело №2-1463
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 ноября 2016 года г. Верещагино
Верещагинский районный суд Пермского края
в составе председательствующего судьи Королевой Т.А.,
при секретаре Штебнер Н.Н.
с участием прокурора Чудинова В.С.,
представителя ответчика Гиляшевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верещагинского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Верещагинское городское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края, в лице администрации Муниципального образования «Верещагинское городское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края о возложении обязанности устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности
установил:
Прокурор Верещагинского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился с иском в суд к Муниципальному образованию «Верещагинское городское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края, в лице администрации Муниципального образования «Верещагинское городское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края о возложении обязанности устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
В обоснование исковых требований указал следующее. Прокуратурой Верещагинского района проведена проверка исполнения администрацией МО «Верещагинское городское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края законодательства о пожарной безопасности. В ходе проверки установлены следующие нарушения:
-здания, расположенные в западной части города Верещагино, не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения (пожарными водоемами или пожарными гидрантами), что является нарушением п.4.1., п.9.11 СП 8.13130.2009;
-здания, расположенные в восточной части города Верещагино (мкр. Капидоны), не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения (пожарными водоемами или пожарными гидрантами), что является нарушением п.4.1., п.9.11 СП 8.13130.2009;
-в границах населенных пунктов поселения не проводится обучение не работающего населения мерам пожарной безопасности по месту жительства не реже одного раза в год, что является нарушением п.9 ст. 14 ФЗ № 131, п.п. 3.2, 4.2. Постановления Правительства Пермского края от 07.07.2009 № 421-П НПБ;
-в границах населенных пунктов поселения не обеспечивается оповещение населения о пожаре, что является нарушением Федерального закона от 22.07.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Указанные нарушения законодательства о пожарной безопасности являются недопустимыми, могут привести к неотвратимым тяжким последствиям, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.
Прокурор просит обязать Муниципальное образование «Верещагинское городское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края, в лице администрации Муниципального образования «Верещагинское городское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности:
-здания, расположенные в западной части города Верещагино, обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения (пожарными водоемами или пожарными гидрантами);
-здания, расположенные в восточной части города Верещагино (мкр. Капидоны), обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения (пожарными водоемами или пожарными гидрантами);
- в границах населенных пунктов поселения провести обучение не работающего населения мерам пожарной безопасности по месту жительства;
-в границах населенных пунктов поселения обеспечить оповещение населения о пожаре.
Прокурор в судебном заседании уточнил исковые требования, в связи с тем, что ответчик частично выполнил в добровольном порядке требования прокурора, просит обязать ответчика, устранить следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности:
-здания, расположенные в западной части города Верещагино, обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения (пожарными водоемами или пожарными гидрантами) в срок до 01.08.2017 года;
-здания, расположенные в восточной части города Верещагино (мкр. Капидоны), обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения (пожарными водоемами или пожарными гидрантами);
-в границах населенных пунктов поселения обеспечить оповещение населения о пожаре. На доводах, изложенных в исковом заявлении настаивал.
Представитель ответчика Гиляшева Е.А. с уточненными исковыми требованиями прокурора согласилась, пояснила, что требования прокурора в части обеспечения в границах населенных пунктов поселения провести обучение не работающего населения мерам пожарной безопасности по месту жительства - выполнены. Обучение неработающего населения мерам пожарной безопасности проводится ежегодно, что подтверждается расписками, отобранными у граждан, заведен журнал учета проведения противопожарного инструктажа граждан. Кроме того, ежегодно, в том числе по муниципальному контракту изготавливается продукция в целях муниципальной пропаганды населения о мерах пожарной безопасности на территории муниципального образования, а именно: растяжки, листовки, буклеты, информационный лист «Пожарный щит», в районной газете «Заря» публикуются статьи на тему пожарной безопасности.
Суд, выслушав стороны, свидетеля, изучив представленные сторонами доказательства, установил следующее.
Согласно п.9 ч.1, 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Из п.9 ст. 6 Устава Муниципального образования «Верещагинское городское поселение Верещагинского муниципального района Пермского края», следует, что к вопросам местного значения Верещагинского городского поселения относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с ч.1 ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Закон о пожарной безопасности) к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Первичные меры пожарной безопасности, согласно ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования (ст. 10 Федерального закона РФ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Согласно ст. 37 Закона о пожарной безопасности руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Постановлением правительства РФ от 25.04.2012 № 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее Правила противопожарного режима).
Обязательные требования пожарной безопасности установлены также Нормами пожарной безопасности «Перечь зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315; «МДС 21-1.98. Предотвращение распространения пожара. Пособие к СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», СП 8.13130.2009, Постановлением Правительства Пермского края от 07.07.2009 № 421-П, НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций) и др.
Согласно п.4.1., п.9.11 СП 8.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 178) (ред. от 09.12.2010) Наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. Допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников (резервуары, водоемы) ( п.4.1.); Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп. Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или искусственных водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с учетом требований п. 9.9 настоящего Свода правил. Расстояние от точки забора воды из резервуаров или искусственных водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов горючих материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости - не менее 10 м.
Прокуратурой Верещагинского района проведена проверка исполнения администрацией МО «Верещагинское городское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края законодательства о пожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что требования законодательства по пожарной безопасности ответчиком исполняются не в полном объеме, а именно:
-здания, расположенные в западной части города Верещагино, не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения (пожарными водоемами или пожарными гидрантами), что является нарушением п.4.1., п.9.11 СП 8.13130.2009;
-здания, расположенные в восточной части города Верещагино (мкр. Капидоны), не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения (пожарными водоемами или пожарными гидрантами), что является нарушением п.4.1., п.9.11 СП 8.13130.2009;
-в границах населенных пунктов поселения не проводится обучение не работающего населения мерам пожарной безопасности по месту жительства не реже одного раза в год, что является нарушением п.9 ст. 14 ФЗ № 131, п.п. 3.2, 4.2. Постановления Правительства Пермского края от 07.07.2009 № 421-П НПБ;
-в границах населенных пунктов поселения не обеспечивается оповещение населения о пожаре, что является нарушением Федерального закона от 22.07.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
В судебном заседании представителем ответчика представлены доказательства исполнения требований пожарной безопасности в части обучения не работающего населения мерам пожарной безопасности по месту жительства не реже одного раза в год. В этой части, прокурор иск не поддерживает.
Уточненные исковые требования прокурора, представитель ответчика признал.
Указанные нарушения пожарной безопасности, могут привести к неотвратимым тяжким последствиям, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.
Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения городского поселения.
Таким образом, ответчик обязан обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, в связи с чем, уточненные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.191-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Верещагинского района удовлетворить.
Обязать Муниципальное образование «Верещагинское городское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края, в лице администрации Муниципального образования «Верещагинское городское поселение» Верещагинского муниципального района Пермского края устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности:
-здания, расположенные в западной части города Верещагино, обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения (пожарными водоемами или пожарными гидрантами) в срок до ДД.ММ.ГГГГ
-здания, расположенные в восточной части города Верещагино (мкр. Капидоны), обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения (пожарными водоемами или пожарными гидрантами);
-в границах населенных пунктов поселения обеспечить оповещение населения о пожаре.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме, то есть ДД.ММ.ГГГГ
Судья подпись Т.А. Королева
Копия верна.
Судья Т.А. Королева
Подлинный документ находится в материалах дела №2-1463